Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Приложение: указатель периодических изданий 5 страница



[362]Элиты (франц.) – кроме прямого значения Грамши использует это слово и как эвфемизм для обозначения политической партии.

[363]Если я не ошибаюсь, их насчитывается более двухсот; в отличие от Франции, где велась острая борьба за сохранение религиозного и духовного единства французского народа.

[364]Предположение исходит из практики гарвизма, течения в негритянском движении в США под лозунгом «Назад в Африку!».

[365]Антикатолическая политика Бисмарка в 1871–1877.

[366]Ее основы заложены О. Контом, который считал необходимым создание культа человека – с церквями, иерархией, церковным календарем и т. п. Создана английскими последователями Конта (Ф. Гаррисон, Р. Конгрив и др.).

[367]См. статью «Религиозная политика Константина Великого» в «Чивильта каттолика», опубликованную 7 сентября 1929. В ней идет речь о книге Жюля Мориса «Konstantin le Grand. L'origine de la civilisation chrйtienne», Париж, издательство Спрес (б. г.), в которой изложены некоторые интересные мысли по поводу первых официальных контактов между Империей и христианством, имеющие отношение к данной теме (исторические причины, в силу которых латынь стала языком западного христианства, дав начало среднелатинскому языку). См. также «Критико‑биографический очерк» Сальваторелли о Константине (издательство Формиджини).

[368]Ср.: Де Санктис, Т. 1, с. 10, след.

[369]См. статью Филиппе Эрмини (II Mediolatino) в «Нуова Антолоджиа» от 16 мая 1928.

[370]Грамши отрицательно относился к попыткам искусственно создать всемирный язык.

[371]Лансон приводит следующую библиографию: Abbe L. Bourgain – «La chaire francaise ou XIIe siede», Париж, 1879; Lecoy de la Marche – «La Chaire francaise ou moyen age», Париж, 1866; Langlois – «L'йloquence sacrйe ou moyen аge», «Reveu des Beux Mondes», 1 января 1893.

[372]В 842 г. между внуками Карла, когда ставший императором Лотарь пытался лишить Карла Лысого и Людовика Немецкого их владений, но был разбит ими в битве. Страсбургская клятва – взаимная присяга Людовика и Карла.

[373]4 документа 960–963 из княжества Капуя‑Беневенто.

[374]«Volgare illustre» – выражение Данте (О народном красноречии. – В его кн.: Малые произведения. М., 1968).

[375]Этторе Beo в своей статье, опубликованной в «Нуова Антолоджиа» 16 июня 1928 года, «Рим и его диалектальные издания» отмечает, что римский диалект долгое время оставался языком простого народа, был полностью подавлен латынью. «Как только зарождается революционное движение, народный язык активизируется и выходит на первый план». Первые писатели на диалекте появляются во времена разграбления Рима испанскими завоевателями (в 1527, в ходе Итальянских войн), однако в основном расцвет диалекта приходится на эпоху Французской революции. (С этого момента начинается «письменная история» римского диалекта и его расцвет, который достигает апогея в эпоху либерального правления Пия IX и кончается после падения Римской республики 2.7.1849. В 1847–1849 гг. диалект берут на вооружение либералы, а после 70‑х годов им начинают пользоваться клерикалы.)

[376]См. по этому вопросу «Историю латинской литературы» Маркези.

[377]Одна из первых романтических трагедий в Италии.

[378]Чтобы получить общие сведения о закате римского права и его возрождении, а также о появлении канонического права, см. «Два права» и их современное преподавание в Италии Франческо Брандилеоне («Нуова Антолоджиа», 16 июля 1928 г.), кроме того, необходимо познакомиться и с фундаментальными трудами по истории права.

[379]Положениях: публичное право и частное право (латин.).

[380]Священное право (латин.).

[381]Каноническое право… церковное право… римское право (латин.).

[382]Школы свободных искусств (латин.).

[383]Народное (обычное) право (нем.).

[384]Corpus juris civilis (Свод гражданского права, 529–534), состоит из Институций, Дигест и Кодекса.

[385]Эдикт Ротари (лангобардский король 636–652). В лангобардском королевстве завоеватели‑германцы практически не смешивались с римским населением и действовали две системы права.

[386]X век, ее представители занимались преимущественно толкованием лангобардских обычаев и законов.

[387]Для всех общим (латин.).

[388]Т. н. «глоссаторы», с конца XI в занялись сбором и упорядочением римских правовых норм. Представители школы отстаивали права германских императоров как законных преемников римских цезарей.

[389]Т. н борьба за инвеституру, кульминацией которой был конфликт императора Генриха IV и папы Григория VII. Завершилась в 1122 Вормсским конкордатом, усилившим свободу церкви от светской власти в вопросах назначения епископов и выборов папы.

[390]И то, и другое право (латин.).

[391]Rostagni A. Autonomia della letterature latina – «L'Italia letteraria», a IX, № 21, 21.5.1933, № 32, 28.5.1933, № 23, 4.6.1933, № 24, 11.6.1933 В заметке использована третья из статей.

[392]Согласия несогласного (латин.).

[393]Латинский мир (латин.).

[394]«Государство», особенно V, 472–474.

[395]Молись и работай (латин.).

[396]Написанного Бенедиктом Курсийским.

[397]«Nel settimo anniversario della seconda lega lombara», Вторая Ломбардская лига – союз североитальянских коммун во главе с Миланом в 1226 для борьбы против Фридриха II.

[398]«Sicilia e Italia sotto Federico II».

[399]Т. н. Итальянскими войнами 1494–1559 за гегемонию в Европе между Францией, «Священной Римской империей» и Испанией.

[400]По поводу формирования и распространения буржуазной идеологии в Италии (исследования типа работы Гретхюзена, см. также «Нравоучения» Франко Саккетти) см., что пишет по этому поводу Кроче в «Критике» (март, 1930) в статье «Боккаччо и Франко Саккетти».

О Л.‑Б. Альберти см. книгу Поля Анри Мишеля «Un ideal humain au XV siede – La pensйe de L.‑B. Alberti (1404–1472)», Париж, издательство «Ле бель леттр», 1930, содержащую подробный, но, насколько можно судить по отзывам критики, не всегда точный анализ учения Л.‑Б. Альберти. См. также издание УТЕТ «Новеллино», под редакцией Леттерио ди Франча, который доказал, что первоначальная основа сборника была составлена в конце XII в. горожанином‑гибеллином [По современным представлениям «Новеллино» создан в самом конце XIII в.]. Обе эти книги следует проанализировать в связи с исследованием, о котором речь шла выше, чтобы выяснить, как отразился в литературе переход от средневековой экономики к буржуазной экономике коммун, к последовавшему затем упадку в Италии духа предпринимательства и к католической реставрации

[401]Croce В. La lirica del cinquecento (II) – «La Critica», a XXVII, fasc VI, 20.11.1930, p. 410–429.

[402]Вот что пишет Нелло Таркиани в «Марцокко» 3 апреля 1927 в статье «Забытый толкователь Микеланджело» (Эмиль Оливье): «Для него (Микеланджело) существовало только искусство. Папы, государи, республики не вызывали у него никакого интереса лишь бы ему давали возможность работать, чтобы иметь эту возможность, он готов был продаться Великому Турку, как однажды грозился, и в этом он близок к Челлини». И не только к Челлини, а Леонардо? В чем же здесь дело? Почему такие характеры появляются только в Италии? Вот в чем вопрос Выяснить, какое влияние на жизнь этих художников оказал их антинационализм. Был ли национализм Макиавелли настолько силен, что оказался сильнее «любви к искусству ради искусства»? Подобного рода исследование могло бы стать очень интересным. Проблема итальянского государства занимала Макиавелли прежде всего как национальная проблема или же как интересная сама по себе политическая проблема, привлекающая своей сложностью и связью с великим прошлым Италии?

[403]Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия, гл. XII – Изб соч. М, 1982, с. 409–410.

[404]См. Монархия – В кн. «Малые произведения», с. 305–362.

[405]Опубликовано собрание стихотворений «Провансальская историческая поэзия об Италии (Рим, 1931, серия „Из фондов итальянского института Истории“) под редакцией Винченцо Бартоломеиса, о чем сообщает Марио Пелаес в „Мардзокко“ 7 февраля 1932: „Из почти 2600 провансальских стихотворений, дошедших до наших дней, 400 имеют отношение к истории Италии либо потому, что речь в них идет об Италии, хотя их авторы никогда в Италии не были, либо потому, что они написаны провансальскими поэтами, жившими в Италии, либо, наконец, потому что их авторы – итальянцы. Из этих 400 половина имеет исключительно любовную тематику, остальные – историческую, и все они, в большей или меньшей степени, содержат материал, с помощью которого можно реконструировать жизнь Италии и, в общих чертах, ее историю с конца XII столетия до середины XIV. Это двести стихотворений, принадлежащих перу почти восьмидесяти поэтов“. Трубадуры, провансальские или итальянские, жили при дворах феодалов в Северной Италии, в тени небольших синьорий или в коммунах, принимали участие в их жизни и в местных распрях, поддерживали того или другого синьора, ту или другую коммуну своей поэзией, написанной в самых различных жанрах, которыми богата провансальская лирика сирвенты на политические и моральные темы, сатирического направления, написанные по поводу крестового похода, содержащие совет, выражающие сочувствие, канцоны, тенцоны, коблы и т д., постоянно появлявшиеся и распространявшиеся в определенных кругах и выполнявшие функцию, которую теперь выполняет передовая статья в газете. Де Бартоломеис попытался датировать эти стихотворения, что нетрудно было сделать благодаря содержащимся в них намекам, он снабдил их всеми возможными пояснениями, облегчающими чтение, и сделал перевод. Стихотворениям каждого трубадура предпослана краткая биография автора. Оригинальные тексты сопровождаются комментариями, разъясняющими наиболее трудные для понимания выражения. О провансальской поэзии в Италии см книгу Джулио Бертони „Трубадуры Италии“.

[406]Романтизм (латин), т e следование образцам Древнего Рима

[407]Течение в средневековом аристотелизме, отличавшееся материалистическими и деистическими тенденциями, возникшее на основе комментариев испано‑арабского философа Ибн Рушда (Аверроэса) к трудам Аристотеля. Некоторые аверроисты официально обвинялись в ереси (напр., Сигер Брабантский).

Термин „эпикурейство“ в средние века употреблялся как ярлык для обозначения материализма и атеизма. Источники об учении Эпикура известны не были, их открыли только в эпоху Возрождения (Л. Балла).

[408]Ср.: ТТ, с. 302–303.

[409]В 1799 реакционное народное движение против Партенопейской республики, возглавлявшееся духовенством. Впоследствии – общее название религиозной реакции.

[410]Конфликт между папским престолом и фашистским режимом весной – летом 1931, связанный с энцикликой „Нон аббиамо бизоньо“ (5.7.1931), посвященной вопросам воспитания молодежи, осуждавшей клятву верности фашизму, которую должны были приносить даже дети, начиная с шести лет. Энциклика появилась после роспуска юношеских секций „Католического действия“, закрытия его клубов и университетских католических федераций. Конфликт завершился подписанием соглашения 2.9.1931 в интересах режима.

[411]„Романья и ее роль в истории Италии“ (QC,р. 587–590; РР, р. 157–160).

[412]См. „Национальные корни“ историзма Кроче» в разделе II наст. изд.

[413]Слово написано по‑русски латинскими буквами.

[414]После меня хоть потоп (франц.) – неточно цитируемое высказывание, приписываемое Людовику XV.

[415]Germanesimo e storicismo di Ernesto Renan: Saggio inedito di Giorgio Sorel. – «La Critica», a. XXIX, fasc. 11, 20.3.1931, p. 110–114; fasc. III, 20.5.1931, p. 199–207; fasc. IV, 20.7.1931, p. 358–367; fasc. V, 20.9.1931, p. 430–440.

[416]A proposito della crisi del marxismo. – «Rivista italiana di sociologia»; fasc. IlI, 1899. Это рецензия на книгу Т. Масарика «Философские и социологические основания марксизма».

[417]Статья Л. Д. Троцкого «Профессор Масарик о России», первоначально опубликованная в венском социал‑демократическом журнале «Дер Кампф» (декабрь 1914) и перепечатанная Грамши в «Гридо дель Пополо» 19.10.1918 под заглавием «Дореволюционная Россия» и в «Ордине нуово» 19.6.1920 под заглавием «Дух русской цивилизации».

[418]Гобетти цитировал ее в статье о Троцком в «Ресто дель Карлино», 5.4.1921.

[419]Народная партия («пополари»).

[420]Философия Б. Кроче.

[421]Гегель. Соч., т. 7. M.–Л., 1934, с. 265–269.

[422]Католического университета «Сердца Господня» в Милане.

[423]Созданный в 1923 государственный орган, занимающийся организацией и координацией работ по естественным и техническим наукам.

[424]См. сборник, опубликованный Джино Баргальи Петруччи (L'Italia e la scienza. – Firenze, 1932, издательство Ле Моннье), в котором собраны выступления итальянских ученых на Выставке истории науки в 1929 году. В сборнике помещено выступление отца Джемелли, ставшее знамением времени, из которого ясно, насколько обнаглели эти прислужники церкви (об этой речи Джемелли см. рецензию в «Эдукационе фашиста» за 1932 г. и статью Себастьяне Тимпанаро, опубликованную в «Италиа леттерариа» 11 сентября и 16 октября 1932 г.).

[425]Существовавших в Риме землячеств по личному указанию Муссолини в июле 1932.

[426]Замена старого деления на провинции департаментами 15.1.1790, борьба якобинцев с федерализмом жирондистов, замена местного и департаментского самоуправления системой префектур в период консульства.

[427]В Италии литературный язык, возникший на основе тосканского диалекта, вплоть до последних десятилетий не был общенациональным, разговорный же язык представлял (и отчасти представляет) собой набор сильно разнящихся между собой диалектов.

[428]Страпаэзе (сверхдеревня) – течение в итальянской литературе времен фашизма, основанное на воспевании крестьянских исконных традиций, противопоставляемых космополитизму и преклонению перед заграницей. Представителями течения были М. Маккари (автор термина), Л. Лонганези, К. Малапарте, вело шумную, но поверхностную полемику с течением «страчитта» (сверхгород) или «новечентизм», воспевавшим индустриализм, ориентацию на внешний мир.

[429]В рецензии на «Воспоминания» Б фон Бюлова.

[430]На русском языке поэма (фрагменты) опубликована в кн.: Европейская поэзия XIX века. М., 1977 (БВЛ, сер. 2‑я, т. 85).

[431]Уничтожающую характеристику футуризма см. в маленькой заметке «Футуристы» в разделе XI наст. изд. Интересны также две ранние статьи Грамши:

«Маринетти‑революционер?» (1921) и «Письмо Л. Д. Троцкому об итальянском футуризме» (1922).

В первой из статей он писал: «Многие группы рабочих относились с симпатией (перед войной) к футуризму. (…) У них [футуристов] была простая и ясная мысль, что наша эпоха, эпоха крупной промышленности, больших рабочих городов, напряженной и беспорядочной жизни должна иметь новые формы искусства, философии, нравов, языка: у них была эта чисто революционная, совершенно марксистская мысль, когда социалисты еще и не подступали к подобным вопросам. (…) Футуристы в своей области, в области культуры – революционеры; в этой области, вероятно, еще долгое время рабочий класс сможет сделать не больше того, что сделали футуристы. И когда группы рабочих поддерживали футуристов, (…) эти рабочие поддерживали историзм, возможность пролетарской культуры, созданной самими рабочими» (SF, р. 21–22).

[432]Вероятно, что Кроче (Storia della storiografia italiana nel secolo XIX, v. I, p. 113): «Против риторики этого рода была направлена грубая эпиграмма Лессинга об осах (итальянцах), рожденных в трупе благородного боевого коня и считающих себя его детьми».

[433]Книга упоминается в письмах (ПТ, с. 175–176, 305), а также в заметке «Вопросы культуры. Как изучать историю» (QC, р. 1722–1723; РР, р. 229–230).

[434]«Нет страны менее романской, чем Италия», – в письме Михельсу от 28.8.1917 (опубликовано в «Nuovi studi di Diritto, Economia e Politica», v. II, fasc. V, sett.‑ott., 1929) по поводу его лекции, где говорилось, что Италия «самая истинная дочь Рима».

[435]Статья «La luce della Mezzaluna» – «II Marzocco», a XXXVII, № 22, 29.5.1932 и статьи в книге «Castelli di Spagna» (Milano, 1931).

[436]«Романтизм (Англо‑германские истоки. Иностранные влияния и национальные традиции Пробуждение французского гения)» (франц.) Характеристику Грамши романтизма см. в заметке «Содержание и форма» (раздел IX наст. изд.).

[437]Англичане, а затем немцы передали нам свое пристрастие к античности (франц.).

[438]Намек на название главного труда Дж. Ботеро «Raggione di Stato».

[439]Gioda C. La vita e le Opere di Giovanni Botero, t. III – Milano, 1895.

[440]«Культурная география Италии» (нем.) (опубликованная в «Prussische Jahrbucher» 6 января 1927 г, с. 19–36 – Примеч. Грамши).

[441]«II Leonardo», a III, n. 2, 20.2.1927, p. 48.

[442]«Pour Nietzsche, l'intellectuel est „chez lui“, non pas lа oщ il est ne (la naissance, c'est de l'histoire»), mais lа oщ lui‑meme engendre et met au monde: Ubi pater sum, ibi patria, «Lа oщ je suis pйre, oщ j'engendre, lа est ma patrie», et non pas oщ, il fut engendre («Для Ницше интеллигент находится „у себя“ независимо от того, где он рожден (рождение здесь понимается как „история“), но там, где он сам порождает и выходит в мир: „Там, где я отец, там родина“, „Там где я отец, где я порождаю, там моя родина“, а не там, где я был рожден» (франц. и латин.)) Стефан Цвейг, «Influence du Sud sur Nietzsche», «Nouvelles Littйraires», 19 июля 1930 (кажется, это глава из книги, переведенной Альзиром Хеллой и Оливье Бурнаком).

[443]Подавление испанскими войсками во главе с А. Фарнезе революционного движения в Южных Нидерландах в 1578–1585

[444]«В 1563 году, во время гражданской войны с гугенотами, в дни Осады Орлеана герцогом Гизом военный инженер Бартоломео Кампи ди Пезаро, занимавший в наступавшей армии должность, которую теперь мы бы назвали „командующий инженерными войсками“, приказал солдатам сшить много небольших мешков, наполнить их землей и на плечах отнести на боевые позиции, где из них мгновенно были построены заграждения, под укрытием которых атакующие могли ждать благоприятного для наступления момента, защищенные от нападения из крепости» (Энрико Рокко, «Важный аспект походов Цезаря в Галлии», «Нуова Антолоджиа», 1 января 1929 г).

[445]Рейтары, наемники (франц., от нем Reuter – всадник, рыцарь).

[446]Изучение судьбы евреев и их международной деятельности могло бы дать немало теоретических данных для такого исследования.

[447]С 1160 в Монпелье существовала школа права, первый университетский устав был утвержден папой Гонорием III в 1220, окончательно университет сформировался в 1289.

[448]Coppola F. La Croce e l'Aquila – «Politica», a XI, fasc. LXXXIV–LXXXV, febr. – apr. 1929 В трактате «Монархия», особенно в кн. III, Данте доказывает необходимость создания всемирной монархии с полнотой светской власти за императором (Орел) и оставлением за папой (Крест) исключительно духовных функций.

[449]Готье де Бриенн стал «синьором» (тираном) Флоренции в 1342–1343 в связи с неудачами города в войне с Пизой. Учреждение Монте – коммунальной казны, по сути дела – банка, так как деньги из нее отдавались в кредит (отсюда и название «monte» в значении «возрастание», «увеличение»), произошло в связи с банкротством Барди и Перуцци (примеч. 7).

[450]«Фокатико» – от «fuoco» (очаг) – налог на домовладение. «Эстимо» – перепись жителей и их имуществ для поимущественного обложения.

[451]От араб «аль‑кабала» (налог), распространенное название налогов в средневековье. В Тоскане – налог на скот.

[452]В 1325 Флоренция после поражения в войне с Каструччо Кастракани вынуждена была призвать Карла, герцога Калабрийского, сына короля Неаполя Роберта I Анжуйского. Его синьория окончилась в 1326.

[453]Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 764–766.

[454]Барди и Перуцци – крупнейшие банковские (Перуцци – и торговый) дома Флоренции. Их банкротства произошли в 1345 и 1343 в связи с внешнеполитическими неудачами Флоренции, отказами английского и неаполитанского королей возвращать долги с конфискацией имущества Перуцци во Франции.

[455]См. ниже со слов «Из рецензии Арминио Яннера на книгу».

[456]От средневекового латинского «paganus» – язычник.

[457]В «Истории итальянской литературы», особенно в главах о XVI в.

[458]XIII век в диалектальной форме – «Дудженто».

[459]Четырнадцатый и шестнадцатый века.

[460]Autonomia della letteratura latina – «L'Italia Letteraria», a. IX, n. 21 (21.5.1933), n. 22 (28.5.1933), n. 23 (4.6.1933), n. 24 (11.6.1933).

[461]II Rinascimento – «Nuova Antologia», a. LXIV, fasc. 1384, 16.11.1929.

[462]8 походов – 1096–1270, Реконкиста – 718–1492, Столетняя война – 1337–1453, походы Фридриха Барбароссы в Италию – 1154–1183 и борьба городов с Фридрихом II – первая половина XIII в.

[463]Глоссаторы – болонская школа гражданских и канонических юристов XII–XIII вв., постглоссаторы (они же комментаторы, траттатисты, схоласты, диалектики) – юридическая школа, зародившаяся в Сорбонне и распространенная в XIV–XV вв. в Италии.

[464]Провансальский (oc) и старофранцузский (oil) языки – название от разного произношения слова «да».

[465]Прочь, прочь, сукины дети (староитал.).

[466]Пребывание пап в Авиньоне (принадлежал Неаполю, затем был выкуплен папами), 1309–1377, при этом папство действовало в интересах французских королей. За смертью папы Григория XI, вернувшегося в Рим, последовали выборы пап и в Риме (Бонифаций XI) и в Авиньоне (Бенедикт XIII), с чего началась «Великая схизма (раскол)» католической церкви (1378–1417), причем в 1409–1417 было три папы – римский, авиньонский и избранный собором в Пизе. Конец схизме положил Констанцский собор, однако до 1449 продолжали существовать антипапы.

[467]Выскочки (франц.).

[468]Ruggero G. De Erasmo e la Riforma – «La Nuova Italia», a. I, n. 1, 20.1.1930.

[469]Rossi V. II Quattrocento/2a ed. – Milano, 1931.

[470]Levi E. Uguccione da Lodi e i primordi della poesia italiana – Firenze, s. d.

[471]Первоначально (конец XI в) – участники городского движения в Северной Италии – «Патария» – в поддержку Клюнийской реформы, затем ересь под влиянием болгарского богомильства, родственная катарам (идеи дуализма светлых и темных сил, проповедь евангельской бедности, критика церковной иерархии и т. д.).

[472]Rizzi F. L'anima del Cinquecento e la lirica volgare – Milano, 1928.

[473]Николай Кузанский выступал на Базельском соборе 1431–1449, отстаивая верховенство Собора над папой, затем изменил позицию и, став кардиналом (1448), стремился к укреплению папской власти.

[474]Ученое незнание и совпадение противоположностей (латин) – имеется в виду один из основных трудов Кузанца «Docta ignorantia» («Ученое незнание») и его идея о совпадении противоположностей (тождество бесконечного «минимума» с бесконечным «максимумом») в абсолюте.

[475]Index librorum prohibitorum (Индекс запрещенных книг) – впервые издан Курией в 1559 и с тех пор неоднократно дополнялся.

[476]Слова «Ринашименто», «Рисорджименто», «Ринашита» имеют одинаковое значение «возрождение», «восстановление», хотя применяются (первые два) для обозначения разных исторических периодов. «Рискосса» – «восстание» и «возвращение утраченных позиций».

[477]Ansaldo G. La rivoluzione meridionale – «II Lavoro», 1.10.1925. В статье критиковалась книга Г. Дорсо «La rivoluzione meridionale» (Torino, 1925).

[478]Mozzali G. Engels e l'anabaptismo – «Conscientia», a. IV, n. 44, 31.10.1925. Грамши оспаривал мнение автора о недооценке Ф. Энгельсом реформации в «Уните» от 29.9.1926 (СР., р. 442–444).

[479]Регализм – учение о превосходстве королевской власти над церковной, его национальными вариантами были галликанизм во Франции, иосифизм в Австрии, леопольдизм в Тоскане и т. д. Кульминацией регализма в XVIII в. была высылка иезуитов из многих европейских стран.

[480]Война за Испанское наследство (1701–1714) велась между Францией и широкой коалицией европейских государств. В числе ее результатов – признание Пруссии королевством и укрепление позиций Австрии в Италии – она получила Милан, Сардинию, крепости в Тоскане. В 1720 Австрия передала Сардинию Савойе, получив Сицилию. В войне за Польское наследство (1733–1735) испанские Бурбоны отвоевали Неаполь и Сицилию. Аахенский мир 1748 завершил войну за Австрийское наследство. От Австрии к Испании перешли Парма, Пьяченца, Гуастала. Значительные территориальные приращения получило Сардинское королевство, побывавшее в обеих враждующих коалициях.

Выбор А Омодео такого исходного рубежа связано с формированием системы сил, изменявшихся в ходе Рисорджименто – проникновением на полуостров Австрии и появлением Сардинского королевства как влиятельной силы.

[481]Эта теория была развита им в споре с шотландским католическим юристом У. Барклаем («De protestate summi pontificus in rebus temporalibus» («O совокупной власти пап в делах земных», 1610) церковь имеет превосходство над светской властью в силу супранатурального и вечного характера своих целей, но именно поэтому не должна вмешиваться в устроение земных («временных») порядков.

[482]Великий герцог Тосканы (1765–1792) Леопольд I был младшим братом Австрийского эрцгерцога и императора Священной Римской империи Иосифа II.

[483]«Мифа» в сорелевском смысле слова. В концепции Ж. Сореля это одно из центральных понятий, связанное с ее бергсонианскими истокам: и каждое крупное общественное движение несет в себе представление о будущем и о путях к нему, причем не сводимое к рациональным конструкциям. При этом гораздо более значимыми и непосредственно побуждающими к действию являются представления не столько о целях («планах будущего»), сколько именно о пути их достижения. «Мифичность» «Государя» именно в том, что это не только политический трактат, но и политическое действие, призыв к возрождению Италии.

[484]Нужно поискать, не существует ли сочинений, сходных с «Государем», у политических писателей, предшествовавших Макиавелли. Также и заключение «Государя» (гл. XXVI) «Призыв овладеть Италией и освободить ее из рук варваров». – Макиавелли Н. Избранные сочинения – М, 1982, с 375–378) связано с этим «мифическим» характером книги: изобразив идеального кондотьера, Макиавелли в отрывке, написанном с большой художественной силой, взывает к реальному кондотьеру, который воплотил бы этот идеал в истории; этот страстный призыв отражается на всем характере книги, придавая ей именно драматическую окраску. В «Пролегоменах» Л Руссо (Russo L Prolegomeni a Machiavelli – Firenze, 1931) Макиавелли назван художником политики, а в одном месте встречается слово «миф», но не точно в указанном смысле.

[485]Здесь отметить имплицитное противоречие между тем, как Кроче ставит проблему истории и антиистории и другими его подходами его отрицание «политических партий» и его способом ставить вопрос о «предвидении» социальных фактов, (см. «Критические беседы» серия первая, с 150–152, рецензия на книгу Людовико Лиментани «Предвидение социальных фактов» (Турин, Бокка, 1907), если социальные факты предвидеть нельзя, и само понятие предвидения – пустой звук, иррациональное не может не преобладать, а всякая организация людей – антиистория, «предрассудок» единственное, что остается, это решать практические проблемы поставленные развертывающейся историей, по мере их возникновения и исходя из сиюминутных критериев – см статью Кроче «Партия как рассудок и предрассудок» в кн. «Культура и моральная жизнь» – и единственно возможной политической линией является оппортунизм.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 228 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...