Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Примерная тематика вопросов к экзамену



61. Понятие «современная русская литература»: особенности трактовки и специфика содержания.

62. Значение творческой деятельности А. Т. Твардовского для развития русской литературы второй половины ХХ века. Прочитать отрывок из поэмы «Василий Теркин» («По праву памяти) наизусть.

63. Темы, проблемы, идеи в произведениях «шестидесятников» (на примере гражданских мотивов и пафоса обновления в сборниках и поэмах А.Вознесенского «Антимиры» /1964/, Е.Евтушенко «Нежность» /1962/, «Братская ГЭС» /1964/, Р.Рождественского «Реквием» /1963/, Б.Ахмадулиной «Струна» /1961/, Я.Смелякова «День России» /1963/). Анализ двух произведений по выбору. Прочитать отрывок наизусть.

64. Поэты военного поколения о человеке и для человека (К.Ваншенкин, Д.Самойлов, Ю.Друнина, Э.Асадов и др.) Лейтмотив творчества и центр лирических переживаний. Прочитать наизусть одно из стихотворений при анализе эволюции творчества автора.

65. Теория и практика «окопной литературы». Дать аксиологический комментарий к тексту по выбору (В.Астафьев «Прокляты и убиты», В.Закруткин «Матерь человеческая», Б.Васильев «Завтра была война», В.Гроссман «Жизнь и судьба»).

66. Героико-романтическая линия в литературе о Великой Отечественной войне (А.Фадеев «Молодая гвардия», К.Симонов «Живые и мертвые», Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке», Э.Казакевич «Звезда», В.Некрасов «В окопах Сталинграда» и т.п.) Проанализировать два произведения по выбору.

67. «Лейтенантская» проза и ее значение для развития русской литературы ХХ века. Трансформация позиции выбора в произведениях Ю.Бондарева «Горячий снег», «Берег», «Непротивление».

68. Осмысление причинно-обстоятельственного фактора в романах-характеристиках о Великой Отечественной войне (В.Распутин «Живи и помни», В.Астафьев «Пастух и пастушка», К.Воробьев «Это мы, Господи» - по выбору).

69. Дискуссионность формы и содержания в повествовании о Великой Отечественной войне (на примере романа-оратории С.Алексиевич «У войны неженское лицо» или одного из произведений В.Войновича «Жизнь и необычайные приключения Ивана Чонкина», «Иванькиада»).

70. Антилагерная поэзия Ю.Домбровского, В.Шаламова, А.Жигулина в системе литературного развития 1960-90-х годов. Прочитать наизусть стихотворения двух авторов.

71. Осмысление трагедии народа в период тоталитаризма в произведениях репрессированных авторов (А.Солженицын «Архипелаг Гулаг», В.Шаламов «Колымские рассказы», А.Рыбаков «Дети Арбата» и др.). Проанализировать два произведения по выбору.

72. Пространственно-временной аспект в повествовании А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича». История создания и споры о жанрово-видовой принадлежности произведения.

73. «Раковый корпус» и «Матренин двор» А.Солженицына как срез состояния современного общества.

74. «Деревенская проза» как особое явление в русской литературе 1960-80-х годов ХХ в. Споры вокруг «секретарской прозы». Произвести сопоставительный анализ судеб главных героев в романах-хрониках Ф.Абрамова «Пряслины», В.Белова «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестой», Б.Можаева «Мужики и бабы», А.Иванова «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», П.Проскурина «Судьба», «Имя твое». (Два-три произведения по выбору).

75. Особенности повествовательной системы В.Шукшина (на примере анализа двух-трех рассказов). «Чудики» как центр философской концепции автора.

76. Сатирическая сказка-притча В.Шукшина «До третьих петухов»: возможность толкования сюжета. Роман В.Орлова «Альтист Данилов» как аналог сказки.

77. Специфические черты и структурно-композиционные особенности натурфилософской прозы. «Русский лес» Л.М.Леонова как образец философского повествования. Символика в романе.

78. Видение прекрасного М. М. Пришвиным. Натурфилософское начало рассказов писателя.

79. Авторская модель мира в системе осмысления нравственно-экологического кризиса эпохи. В.Распутин «Прощание с Матерой» («Пожар») и В.Астафьев «Царь-рыба»: сравнительно-сопоставительная характеристика писательских концепций.

80. Категория семьи в повествовании В.Астафьева (на примере произведений «Людочка», «Печальный детектив»). Авторские выводы и предложения.

81. Философские элементы бытовой и психологической прозы в произведениях В.Распутина 1990-2000-х гг. («В ту же землю», «Женский разговор», «Изба» и др.) Цикличность творчества автора.

82. «Городские» повести Ю.Трифонова: реализация личности в системе бытовых отношений. Смысл названия произведений, вошедших в сборник «Московские повести».

83. Условность деления поэзии 1960-70-х годов на «громкую» и «тихую» лирику. Эволюция творческого стиля Н.М. Рубцова. Способы реализации лирического героя. Прочитать стихотворение наизусть.

84. Дискуссии о социалистическом реализме 1980-90-х годов. Этапы развития явления и способы решения проблемы. Схематизм метода.

85. Диспуты о теории воспитания в русской литературе ХХ века (А.Макаренко «Педагогическая поэма», Л.Кассиль «Республика Шкид», В.Тендряков «Шестьдесят свечей», «Расплата»). Практические советы по материалам одного из художественных текстов.

86. Специфика исторического жанра. Творчество В.С. Пикуля: многоаспектность линий, особенности авторских комментариев и трактовок (на примере одного-двух произведений).

87. Военный синдром и его влияние на развитие общества (С. Алексиевич «Цинковые мальчики», О. Ермаков «Афганские рассказы», И. Пустынин «Афганец», Б. Горбовский «Чеченский узел», А. Иванов «Вход в плен бесплатный», В. Николаев «Живый в помощи» - два произведения по выбору).

88. Отражение современного состояния вооруженных сил в произведениях С. Каледина «Стройбат» и Ю.Козлова «Геополитический романс». Натурализм и психологизм в изображении ситуации нравственного выбора.

89. Соотношение общечеловеческого и национального в современной литературе: в авторской позиции, проблематике, типе повествования (на примере творчества Ч. Айтматова)

90. Особенности сюжетно-композиционной организации повествования В. Пелевина («Жизнь насекомых», «Омон Ра», «Чапаев и Пустота», «Generation "П"» - по выбору). Теория и практика симулякра.

91. Влияние современных СМИ на художественную литературу. Интернет-литература в современной культурной парадигме. «Шлем ужаса» В.Пелевина как образец сетературы.

92. Социально-конкретное, национальное и вечное в рассказах В. Дегтева. Сборник «Русская душа» как авторская концепция соборности.

93. Народно-сказовые традиции в произведениях В. Крупина. Сатира и юмор в произведениях «Прощай, Россия, встретимся в раю», «Слава Богу за все».

94. Религиозная проза в поисках нравственного совершенства. Пути современника к вере в произведениях В. Николаева «Живый в помощи», А. Трапезникова «Царские врата», «Похождение проклятых» (анализ одного произведения по выбору).

95. Гипотеза о постреализме. Натурализм и художественная типизация в произведении В. Маканина «Кавказский пленный».

96. Противостояние детского мира и мира взрослых в повестях А. Приставкина «Ночевала тучка золотая», П. Санаева «Похороните меня за плинтусом».

97. Многообразие русской лирики конца ХХ века. Литературные школы, течения, направления. Охарактеризовать творчество одного представителя, проследив особенности его стихосложения.

98. «Лианозовская школа» русской поэзии. Андеграунд как литературное и социальное явление. Прочитать и проанализировать стихотворение одного автора.

99. Основные изменения в развитии лирического рода литературы на современном этапе. Лирический герой поэзии последних лет, его взаимодействия с лирическим сюжетом в творчестве следующих второв: И.А. Бродский, С.В. Викулов, А.А. Вознесенский, А.Д. Дементьев, Е.А. Евтушенко, Р.Ф.Казакова, Б. Кенжеев, Т. Кибиров, Ю.П.Кузнецов, Н.Н.Матвеева, А.П.Межиров, О.Г. Митяев, Ю.П. Мориц, Д.А. Пригов, Е.Б. Рейн, Р.И. Рождественский, Л.С. Рубинштейн, Г.В. Сапгир, О.А. Седакова, В.А. Соснора, Н.И. Тряпкин, Б. А. Чичибабин, Е.А. Шварц (анализ двух произведений по выбору).

100. Правомерность выделения женской прозы. Нарратив как суть нравственно-эмоционального мира героини в произведениях Л. Петрушевской, Т. Толстой, Л.Улицкой, Н. Катерли, В. Токаревой, Г. Щербаковой (творчество одного автора по выбору).

101. Хронотоп в современной литературе: особенности проявления, виды в романе А. Битова «Пушкинский дом».

102. Исповедальность как форма отражения современной жизни в произведениях Е. Гришковца. Эссеизм как свойство композиции повести «Реки».

103. Общее представление и реальное бытование душевной сути в русской постмодернистской прозе (на примере произведений В. Маканина, Вен. Ерофеева, Вик. Ерофеева и др.) Анализ произведения по выбору. Постмодернистская терминология.

104. Жанр антиутопии в современной русской прозе (М. Попов «Ванечка», В. Козлов «Одиночество вещей», Т. Толстая «Кысь», В. Войнович «Москва 2042»): традиции и новаторство, специфика смысла и подтекст. Анализ двух произведений по выбору.

105. Ремифологические тенденции современного повествования. От классического внедрения мифа /Ч.Айтматов «Плаха», «Буранный полустанок», «Вечная невеста»/ к современной интерпретации мифологемы /Л.Улицкая «Медея и ее дети», Л. Петрушевская «Медея», «Как Пенелопа»/.

106. Библейские мотивы в современной прозе (Л.Бородин «Ловушка для Адама», В. Попов «Евангелие Магдалины» и др.). Проанализировать одно произведение по выбору.

107. Театр А.Вампилова: сущность явлений и характеров. Способы детализации в произведениях.

108. Особенности развития драматургии 1960-х годов. Нравственно-эмоциональная схема столкновения характеров в драмах В.С. Розова и А.М.Володина. Анализ двух произведений по выбору.

109. Инвариант и вариант в современной русской драматургии. Особенности трактовки (А. Арбузов) и интерпретация созданного шедевра (Б. Акунин).

110. Драматургия «новой волны». Смещение акцентов и особенности структурно-семантического фона в драмах Вен. Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» и Н.Садур «Чудная».

111. Творчество И.Бродского: от «Петербургской школы» к ассоциативному стиху. Прочитать и проанализировать одно стихотворение.

112. «Верный Руслан» Г. Владимова и «Зона» С. Довлатова как образцы эмигрантской литературы. Специфика изображения благополучия / неблагополучия русского общества.

113. Поэма Вен. Ерофеева «Москва - Петушки» как книга путешествия. Оценка современной критикой творчества Вен. Ерофеева.

114. «Московская сага» В. Аксенова как семейная хроника. Специфика изображения исторических событий. Любовная канва произведения.

115. Творчество Б. Акунина в контексте представления о массовой литературе. Диалог с классическим произведением в жанре детектива (Б. Акунин «Ф М»).

116. Гротесковый характер повествовательной системы условно-метафорической прозы (А. Ким «Поселок кентавров» или любое другое произведение)

117. Обстоятельственный фактор как сюжетообразующий элемент повествования в произведениях В. Распутина 1990 – 2000 -х годов.

118. Кодекс семьи в последних произведениях В. Астафьева.

119. Жанровые модификации русского романа второй половины ХХ века (на примере трех произведений по выбору).

120. Специфика взглядов П. Проскурина на жизнь страны в романе «Судьба». «Имя твое», «Отречение» как продолжение истории героев.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 602 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...