Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

I. Личности и переживание



...что великие и подлинные амфибии, по природе своей, живут подобно существам не только иных стихий, но и других, далеких миров.

СЭР ТОМАС БРАУН. «Religio Medici:»:-

1. Переживание как свидетельство

Даже факты становятся выдумкой без соответствующих способов видения «фактов». Нам нужны не теории, а переживание, которое есть источник теории. Мы не удовлетворены верой в смысле иррационально поддерживаемой неправдоподобной гипотезы -нам требуется пережить «свидетельство».

Мы можем видеть поведение других людей, но не их переживание. Это заставляет некоторых людей утверждать, что психология не имеет ничего общего с переживанием другой личности, а занимается лишь ее поведением.

Поведение другой личности -мое переживание. Мое поведение -переживание другого. Задача социальной феноменологии - связать мое переживание поведения другого с переживанием другим моего поведения. Ее предмет - связь между переживанием и переживанием, ее истинное поле деятельности -взаимное переживание.

Я вижу вас, а вы видите меня. Я переживаю вас. а вы переживаете меня. Я вижу ваше поведение. Вы видите мое поведение. Но я не вижу, никогда не видел и никогда не увижу вашего переживания меня. Точно так же, как вы не можете «видеть» моего переживания вас. Мое переживание вас не находится «внутри» меня. Это просто вы, какими я вас переживаю. И я не переживаю вас находящимися внутри меня. Сходным образом я понимаю, что вы не переживаете меня находящимся внутри вас.

«Мое переживание вас» - лишь иная форма выражения.

«вы-такой-каким-я-вас-переживаю», а «ваше переживание меня» равно

«мне-такому-каким-вы-меня-переживаете». | Ваше переживание меня находится не внутри вас, и мое переживание вас - не внутри меня, но ваше переживание меня невидимо мне, а мое переживание вас невидимо вам.

Я не могу переживать ваше переживание. Вы не можете переживать мое переживание. Мы с вами - люди-невидимки. Все люди -невидимы друг для друга. Переживание обычно называют Душой. Переживание как невидимость человека человеком в то же самое время свидетельствует больше, чем что-либо иное. Свидетельствует единственно переживание. Переживание - единственное свидетельство. Психология есть логос переживания. Психология - структура свидетельства, и, следовательно, психология -наука всех наук.

Если же, однако, переживание есть свидетельство, как можно изучать переживание другого? Ведь переживание другого для меня не очевидно, поскольку оно не является и никогда не сможет являться моим переживанием.

Я не могу избежать попыток понять ваше переживание, потому что, хотя я и не переживаю ваше переживание, которое мне невидимо (и не-осязаемо, не-обоняемо, неслышимо), однако я переживаю вас в качестве переживающего.

Я не переживаю ваше переживание. Но я переживаю вас как переживающего. Я переживаю самого себя как переживаемого вами. И я переживаю вас как переживающего самого себя как переживаемого мной. И так далее.

' Изучение переживания других основывается на заключениях, которые я делаю - исходя из моего переживания вас, переживающего меня,- о том, как вы переживаете меня, переживающего вас, переживающего меня...

Социальная феноменология -наука о моем собственном переживании и переживании других. Она занимается связью между моим переживанием вас и вашим переживанием меня. То есть взаимным переживанием. Она занимается вашим поведением и моим поведением, какими я их переживаю, и нашим с вами поведением, каким вы его переживаете.

Поскольку ваше и их переживание мне невидимо, как и мое -вам и им, я стараюсь сделать очевидным для других, посредством их переживания моего поведения, то, что я заключаю о вашем переживании, посредством моего переживания вашего поведения.

Именно здесь кроется основное затруднение социальной феноменологии.

Естественные науки занимаются лишь переживанием вещей наблюдателем, а

не тем, как вещи переживают нас. Нельзя говорить, что вещи не реагируют на нас и друг на друга. Естественным наукам ничего не известно о связи между поведением и переживанием. Природа подобной связи таинственна -в марселевском смысле слова. Она, так сказать, не является объективной проблемой. Для ее выражения непригодна традиционная логика. Нет и разработанной методики понимания ее природы. Но эта связь есть связка нашей науки-если наука означает форму знания, соответствующую своему предмету. Связь между переживанием и поведением -камень, который отвергнут строители на свой собственный риск. Без него все здание нашей теории и практики должно рухнуть.

Переживание невидимо другому. Но переживание - скорее не «субъективно»,

а «объективно», скорее не «внутренне», а «внешне», скорее не процесс, а

практика, скорее не «вход», а «выход», скорее не психическое, а

соматическое, скорее не какие-то сомнительные данные, выуженные из

интроспекции, а из экстроспекпии. Менее всего переживание является

«внутрипсихическим процессом». Подобные взаимоотношения, объективные

отношения, межличностные отношения, перенос, контрперенос -поскольку мы

должны жить среди людей -представляют собой не просто взаимодействие двух

объектов в пространстве, каждый из которых обладает внутрипсихическими

процессами»

Такое различие между внешним и внутренним обычно относят к различию между поведением и переживанием;

но порой оно относится к некоему переживанию, которое должно быть «внутренним» в противоположность другим, которые являются «внешними». Более точно это различие между разными видами переживания, а именно восприятием (как внешним) в противоположность воображению и т. п. (как внутренним). Но восприятие, воображение, фантазии, грезы, сновидения, воспоминания -лишь разные модальности переживания, они не более «внутренние» или «внешние», чем любые другие.

Однако подобный способ рассуждений отражает раскол в нашем переживании. По-видимому, мы живем в двух мирах и большинству людей известен только «внешний». Пока мы помним, что «внутренний» мир -не какое-то пространство «внутри» тела или мозга, такой способ рассуждений может служить нашей цели. (Он вполне подходил Вильяму Блейку.) Значит, «внутреннее» - это наше личное средство переживания нашего тела, других людей, одушевленного и неодушевленного мира: воображение, сновидения, фантазии и все остальное вплоть до самых дальних границ переживания.

Бертран Рассел как-то заметил, что звезды находятся в мозгу.

Звезды, какими я их воспринимаю, не в большей и не в меньшей степени у

меня в мозгу, чем звезды, какими я их воображаю. Я не воображаю, что они у меня в голове, а тем более, что я вижу их у себя в голове.

Связь переживания с поведением не является связью внутреннего с внешним. Мое переживание не находится внутри моей головы. Мое переживание этой комнаты - вовне, в этой комнате.

Сказать, что мое переживание внутрипсихично,- значит предположить, что есть душа, внутри которой находится мое переживание. Моя душа есть мое переживание, мое переживание -моя душа.

Раньше многие люди верили, что звездами движут ангелы. Сегодня оказалось, что это не так. Вследствие такого и сходных откровений сегодня многие люди не верят в ангелов.

Раньше многие люди верили, что «местонахождение» души расположено где-то в мозгу. С тех пор, как мозг начали довольно-таки часто вскрывать, никто еще не увидел «душу». Вследствие такого и сходных откровений сегодня многие люди не верят в душу.

Кто мог предполагать, что ангелы движут звездами, или быть настолько суеверным, чтобы предположить, что, поскольку нельзя увидеть душу под микроскопом, она не существует?





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 195 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...