Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

История эзотерических учений 3 страница



(новых воплощениях души) и мифов об умирающих и воскресающих богах.

Следы мифологического сознания сохранились, кстати, и в

современном эзотеризме. Желая охарактеризовать какое-то явление, мы

говорим "Венера", потому что так короче. Однако это слово давно

утратило всякую связь с "Утренней звездой" и даже с посвященными ей

божествами древнего мiра: для нас это - динамический архетип,

симптомо- и символокомплекс, система ассоциаций, медленно, но

непрерывно меняющихся, хотя и сохраняющих некую основу, "монаду".

Так, Венера - это прежде всего символ искусства и любви. Она

связана с Тельцом по сродству характеров, поэтому Телец считается

"домом" или "обителью" Венеры. Но Телец - еще и место возвышения

Луны, а Луна - символ плодородия, мудрости (двурогость) и

чувствительности к тонким вибрациям, "флюидам".

Однако у Тельца есть и свои собственные особенности. Прежде

всего он представляет одну из четырех стихий, землю, и особенности

архетипов Луны и Венеры модифицируются согласно этому: лунная

чувствительность к тонким вибрациям ослабевает (в период эры Тельца

не происходит новых открытий в мiре невидимом, люди полагаются не на

интуицию, а на авторитет "высших посвященных"), а способность к

плодородию усиливается (сельское хозяйство как наиболее

распространенный род занятий в обществах эры Тельца).

В этот период возникают культы плодородия на основе женского, а

не мужского начала (Телец - "женский" знак). При этом любовь (секс) и

плодородие (материнство) еще не дифференцированы: египетская Изида,

шумерская Инанна, даже позднейшие вавилонская Иштар и армянская Анаит

сочетают в себе элементы архетипов Луны и Венеры или просто считаются

лунными богинями.

"Великая Мать" средиземноморских народов, она же Сорни-Эква

("Золотая Баба") у манси и вогулов, она же ольмекская Чак Кит, она же

знаменитая Кибела - недифференцированный лунно-земной архетип

(система мать-ребенок), символ пока еще неразличаемого единства между

плодородием существ разумных и неразумных.

Далее, Телец собирает и накапливает - запасы продовольствия,

материальные ценности, земли, знания, произведения искусства.

"Тельцовые" общества самодостаточны, их не интересует жизнь

иноплеменников. Недаром себя жители таких обществ чаще всего называют

"людьми", а иноплеменников - "чужаками", "пришельцами" или, как позже

греки, "безъязыкими" (варварами).

В то же время Телец - покровитель искусства, знаток, а часто и

создатель его произведений. В период эры Тельца складывается

(формализуется) основная цветовая гамма и символика цвета. Создаются

произведения искусства, нередко переживающие тысячелетия:

раскрашенные каменные статуи, храмы и гробницы, сосуды и украшения.

Но Венера в Тельце - исполнитель, а не творец, и раз избранные

образцы повторяются из века в век.

Телец не теоретик, он практик: он не делает обобщений, а просто

накапливает все новые сведения, пополняя статистику, которой

воспользуются люди следующей эры. Его науки носят прикладной

характер: геометрия, астрономия, медицина служат лишь упорядочению

повседневной жизни, "организации труда", как бы мы сказали сегодня.

Кроме того, они комплексны: геометрия неотделима от геомантии,

астрономия от астрологии, медицина от магии. Они не разделяются и в

сознании занимающихся ими людей, а это, как правило, жрецы, "каста

посвященных". И дело тут не столько в тайном характере этих знаний,

сколько в необходимости обеспечить их сохранность и преемственность:

письменности-то еще нет.

Отсюда - мужские ипостаси лунных богов: Тот у египтян, Нанна у

шумерийцев, Чандра у индийцев как изобретатели учения и письма,

покровители магии и медицины. В начале эры Тельца лунные боги и

богини занимают в пантеонах первые, самые важные места (еще и

потому, что Луна - основа древнейших календарей).

Телец консервативен и верен традициям. В период эры Тельца чисто

научные операции приобретают характер ритуала, закрепляются в гимнах

и мифах для лучшего запоминания. В этот же период, в конце эры

Тельца, вырабатываются и первые системы письменности - опять-таки для

закрепления накопленных знаний.

Ритуалы же основываются на чувстве (ибо Телец - это главным

образом чувство, а не логическое умозаключение). Представьте

себе обряд посвящения в жрецы. Юноша приходит в храм. Над ним

совершают омовение, одевают в ритуальные одежды, произносят

молитвы или заклинания. Его проводят по темному коридору,

украшенному изображениями самых страшных богов потустороннего

мiра. Он проходит испытание болью, проводит долгое время в

одиночестве, без пищи и питья. Если он все это выдержал, его

приводят к клятве верности, и теперь уже он становится

хранителем древних традиций. Какую же гамму чувств он должен

был испытать при этом!

Желающие узнать подробности таких обрядов могут обратиться

к прекрасному фильму Ежи Кавалеровича "Фараон" по роману

Болеслава Пруса или к повести того же Эдуарда Шюре "Жрица Изиды"

(СПб., 1993). Есть также замечательный роман "Дочь Монтесумы"

Райдера Хаггарда. Не следует думать, что авторы этих романов

просто фантазировали на заданную тему или перерабатывали

доступные источники: такие книги пишут не случайные люди, а, как

правило, те, у кого имеется богатая родовая, генетическая или

кармическая память, назовите как угодно. Ведь и Дж. Дж. Толкин -

не сочинитель новых, а лишь вдохновенный реаниматор древних

кельтских мифов.

Итак, эра Тельца - это закладка "фундамента" основных

космогонических мифов, максимальная ритуализация действий и

накопление статистики. Мiр для жителей эры Тельца целостен и един, а

обитатели мiра невидимого столь же реальны, как обитатели дома

напротив. Для общения с теми и другими существуют свои правила и,

если их выполнять точно, можно добиться желаемого результата. Есть

люди, знающие эти правила (жрецы), и есть люди, вынужденные

обращаться к ним за помощью и платить за это деньги. Мiр устроен

хорошо и логично, и менять его незачем.

Такой взгляд на мiр прост и удобен. Не удивительно, что многие

традиционные культуры и в наши дни сохранили признаки "тельцовости" -

во-первых, это Индия и Китай, хотя речь идет, разумеется, не обо всей

стране в целом, а лишь о нескольких конфессиональных или этнических

группах. Во-вторых, некоторые африканские народы - бенинцы, ашанти, -

и ряд других. Но большинство культур пошло дальше и перешло к эре

Овна, ознаменовавшей новую фазу развития человеческого сознания, как

общественного, так и индивидуального.

Подводя итоги, можно сказать, что избранная нами хронология

позволяет упорядочить многое в человеческой истории, не поддающееся

систематизации с помощью других календарей и хронологий. Однако

прецессионная хронология - не единственный способ эзотерического

членения истории. Существуют и более крупные, и более мелкие

деления, например, пятисотлетние циклы, с которыми нам еще придется

столкнуться. Прецессионная же хронология позволяет более или менее

точно проанализировать период на десять тысяч лет в ту или другую

сторону, считая от сегодняшнего дня, а больше нам в данном случае и

не надо.

Ранние эпохи

Еще одной иллюстрацией действенности прецессионной хронологии

может служить старинная традиция присвоения архетипам планет

определенных металлов или, если брать шире, определенных элементов

Периодической таблицы Менделеева. Как известно, металлом Венеры, а

тем самым и Тельца, считается медь. IV тысячелетие до нашей эры -

начало века меди и бронзы. Металлом Марса, а тем самым и Овна

считается железо: начало эры Овна (II тысячелетие до н.э.) совпадает

с началом "железного века".

Соответственно этому предыдущая эра Близнецов, управитель

Меркурий (VI - V тысячелетие до н.э.), должна была бы соответствовать

ртути. Однако из ртути нельзя приготовить ни украшений, ни оружия.

Как же быть? Ответ дает алхимия: "ртуть - мать камней", считали

древние. "Отцом" камней, кстати, считали серу. А что такое соединение

ртути и серы? Киноварь, минерал красного цвета, красная краска, очень

удобная для того, чтобы рисовать на стенах пещеры и наносить на лицо

и грудь "боевую раскраску", а позже - важнейшее магическое вещество

алхимических опытов.

Эра Близнецов - это конец каменного века, родоплеменной строй,

поклонение предкам и духам окружающей среды: гор, воды, леса. В этот

период преобладало как раз логическое мышление: люди пытались дойти

до причин всего происходящего путем рассуждения. Они, естественно,

ощущали присутствие мiра невидимого, но их запас знаний был слишком

мал. Поэтому у них возникали малые (локальные) космогонические мифы,

у каждого племени разные, хотя и имевшие сходную структуру.

Подобную мифологию описывает Даниэль Дефо в диалоге

Робинзона и Пятницы. Робинзон спросил у Пятницы: "Кто сделал

море и землю, по которой мы ходим, кто сделал горы и леса? Он

отвечал: 'старик по имени Бенамуки, который живет

высоко-высоко'. Он ничего не мог сказать мне об этой важной

особе, кроме того, что он очень стар, гораздо старше моря и

земли, старше луны и звезд".

Наш иудеохристианский ареал не сохранил подобных мифов, но они

еще сохраняются в вымирающих культурах, затерянных на периферии

современных технологических цивилизаций, начиная от аборигенов

Австралии и кончая племенем яномами, открытым недавно Виталием

Сундаковым в дебрях Амазонки (см., напр., "Комсомольская правда",

субботний выпуск от 22 июля 1994 г.).

Эти мифы включают, как правило, одного Бога-Творца - вспомните

"Владыку Жизни" Гитчи Манито из "Песни о Гайавате" или "Жизнетворца"

Киянгныка из преданий азиатских эскимосов, - но это не единобожие

позднейшего времени, а более примитивное персонифицированное

представление о начале всего сущего.

Свою собственную генеалогию люди "близнецовых культур" возводят

непосредственно к этому Богу-Творцу или в крайнем случае к созданным

им животным: люди Рода Куницы, люди Рода Лебедя... Жрецов у них не

было, были шаманы, но их роль была ограничена, потому что вступить в

контакт с мiром невидимым мог каждый. (Шаманизм, как видим, явление

достаточно древнее.) Каждый охотник мог начертить киноварью на

бересте или на стене пещеры изображение буйвола и попросить его стать

добычей. Каждый мог начертить изображение врага и проткнуть его

стрелой, или слепить из глины фигурку любимой девушки и обмазать ее

жиром, чтобы вызвать ее благосклонность. Это было естественно. Можно

сказать, что "эзотеризма" как учения для узкого круга в те времена не

существовало: эзотериками на практике были все, а шаман был

"избранным" лишь в том смысле, что его буквально избирали на пост

официального исполнителя обрядов, освобождая от других дел. История

эзотерических учений на самом деле не так уж длинна.

В период эры Тельца такая "самодеятельность" уже запрещалась, и

узнать, как совершаются сложные магические обряды, было больше не у

кого, кроме как у жрецов, а они оставляли эту прерогативу за собой.

Еще более ранние эпохи, эра Рака и эра Льва, довольно хорошо

сочетаются с представлением о Серебряном и Золотом веке, потому что

металлом Рака считается серебро, а металлом Льва - золото. Однако

понимать это буквально не стоит: люди X - VI века до н.э., конечно,

не ели на золоте и серебре, и жизнь их протекала далеко не так

безмятежно, как это представляли себе много позже древние греки. Лев

и Рак в данном случае обозначают лишь доминирующий тип самосознания -

"идентитета", как любят говорить на Западе. Рак - это образование

семьи, пусть полигамной, создание собственного "гнезда" и обзаведение

предками, а Лев - осуществление права сильного, права на выбор

партнера, которое нужно подкрепить в поединке с другим претендентом.

Возможно также, что Рак как символ женского начала и матриархата

породил образ Владычицы Зверей, дошедший до нас в виде Потнии Тэрон

домикенских мифов греческих островов (эра Тельца). Как наследственные

признаки часто передаются через поколение, от деда к внуку, так один

"женский" знак (Телец, IV - II тыс. до н.э.) мог реанимировать миф

другого "женского" знака (Рак, VIII - VI до н.э.).

Эзотерические же представления в эти эпохи были еще более

примитивными: Рак, очередной женский знак, означал не только

матриархат, но и многобожие - свой дух был у каждого камня, у каждого

шага и поступка, и управлять ими нельзя было, их можно было только

задабривать; Лев, мужской знак, означал не столько патриархат или,

точнее, отсутствие постоянных брачно-семейных связей, сожительство

одиночек, сколько полное отождествление себя с силами невидимого мiра:

человек смертен и бессмертен одновременно. Он призывает имя

бессмертного божества или духа и, веря, что тот наделил его своей

силой, совершает подвиги, на которые считает себя неспособным в

своем "смертном" состоянии.

В наши дни культур подобного рода почти не осталось. Об

оставшихся же мы еще поговорим, если будет время. В следующей же

лекции нам предстоит перейти к эре Овна.

Древний Египет

Если у нас есть время, мы можем еще немного поговорить о Древнем

Египте, потому что потом мы к нему возвращаться не будем.

История Древнего Египта, как уже говорилось, довольно

хорошо укладывается в рамки эры Тельца. К середине IV

тысячелетия до нашей эры образовались Северное и Южное царства.

В начале III тысячелетия началось строительство пирамид.

Пирамиды и храмы считаются важнейшим свидетельством высокого

уровня знаний египтян.

О том, что такое пирамиды, существует масса теорий. В

начале нашего века немецкий ученый Нетлинг обнаружил

соответствие между некоторыми размерами пирамиды Хеопса и

расстояниями в Солнечной системе. На этом основании он

предположил, что египтянам были известны и транссатурновые

планеты, то есть Уран, Нептун и Плутон, открытые лишь в

последние двести лет. Мало того: пирамида, по его мнению,

предполагала наличие еще одной планеты между орбитами Сатурна и

Урана. В 1977 году, уже после смерти Нетлинга, именно там был

обнаружен планетоид Хирон - действительно планета, только очень

маленькая. Нетлинг выдвигал и другие астрономические

предположения подобного рода, но они пока не получили своего

подтверждения.

В наши дни с размерами пирамид, особенно пирамиды Хеопса,

активно работают на Западе. Делаются маленькие модели пирамид из

дерева, металла и других материалов, чаще открытые (каркас), чем

закрытые. Помещенные в них растения быстрее растут, бритвенные

лезвия затачиваются, а человек, сидя в пирамиде, приобретает

паранормальные способности. (Подробнее о пирамидах можно узнать,

например, из книг: Каталина, Целлар. Архитектура страны

фараонов. М., "Стройиздат", 1990; и Toth, Max; Nielsen, Greg.

Pyramid Power. Freiburg 1988.)

Этому есть свое объяснение: в основе формы пирамиды лежат

квадрат и треугольник, четверка и тройка - два символа,

обозначающие два противоположных начала наподобие ян и инь. В

сумме тройка и четверка дает ту же семерку. Любая древняя

космогония четверична по горизонтали (север, восток, юг, запад)

и троична по вертикали (небеса, земля, подземное царство). А

если вспомнить, что пирамиды посвящались культу Солнца, то

станет ясно, что в них, желали того строители или не желали,

запечатлелись основные закономерности, присущие нашей Солнечной

системе...

Поясняю. Числа от одного до десяти - простые, они

соответствуют планетам. Тройка - это три ближайшие к Солнцу

планеты: Меркурий, Венера, Земля (или, по гипотезе того же

Нетлинга, Предмеркурий, Меркурий, Венера). Четверка - четыре

остальные из известных древним: Луна, Марс, Юпитер, Сатурн.

Луна - далеко не просто спутник Земли, в эзотерических теориях

ей отводится очень важное место, так что ранг планеты она вполне

заслужила. Еще одна тройка (транссатурновые) дополняет семерицу

до десятки. Сегодня считается, что древние хоть и не могли

наблюдать транссатурновые планеты, но предполагали их

существование. А десятка - символ Солнечной системы. Это число

следующего порядка. Соответственно этому сотни и тысячи -

символы звездных скоплений, галактик, метагалактик и так далее.

Подходя к истории объективно, трудно предположить, чтобы

египтяне действительно разбирались, как мы, во всех этих сложных

взаимосвязях. Однако они наблюдали и запоминали. Они ничего не

выдумывали, а просто фиксировали закономерности окружавшего их

мiра. Не удивительно, что заметки египтян оказались верны: наш

мiр един и в самом большом, и в самом малом. Это-то и утверждал

Гермес Трисмегист, гениальный ученый, живший за три тысячи лет

до нашей эры в городе Хмуне. (Само это слово, кстати, означает

"восьмерку" - ср. евр. "шмуне", то есть четыре пары первых

богов, мужчин и женщин). Десятичная система возникла не потому,

что у человека на руках десять пальцев, а потому, что десятична

сама Солнечная система. Они и не могли иначе построить свои

пирамиды: все, что человек делает, неизбежно строится по общим

законам Вселенной.

Het Monster. История эзотерических учений

Лекция 3. Эра Овна

Эра Овна началась с очередного великого переселения народов.

Вообще переселения народов явно способствовали прогрессу

человеческого сознания, то есть ликвидации реликтов сознания старых

эр и развитию новых. Там, где такого движения не было, черты старого

могли сохраняться тысячелетиями. Переход от одной эры к другой занимает,

как уже говорилось, несколько веков, к тому же разные племена пускались

в путь в разное время; поэтому для нас важна не столько точная

датировка, сколько общая картина.

Почему, кстати, они переселялись?

Долгое время в западной, а тем более в советско-марксистской

науке (Энгельс Ф., Анти-Дюринг) господствовало мнение, что: 1) дикие

народы "съедали" все, что могла дать им родная местность, и

отправлялись на поиски новых мест пропитания; 2) жители климатически

неблагоприятных областей (ставших таковыми, например, в результате

оледенения) стремились в теплые края.

Не обращаясь сейчас к Арнольду Тойнби, Мирче Элиаде и другим

метаисторикам, вспомним Бориса Федоровича Поршнева, одним из первых

(еще в советское время) осмелившегося выдвинуть иное предположение:

со старых мест уходили м о л о д ы е, которым невмоготу было

больше выносить диктат старших, их слепую верность традициям и

требования покорности от младших (конфликт "отцов и детей" на самом

деле вечен). - См. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории

(Проблемы палеопсихологии. М., "Мысль", 1974.

Иное дело, что, придя на новое место, молодые создавали

свои традиции, потом сами становились старыми и все начиналось

сначала...

Итак, первые века II тыс. до н.э. В Индию и Иран с севера

вторглись индоарийцы.

Индоарийцы были светлокожими ("первая подраса пятой расы",

как говорят теософы). Они вытеснили на юг живших там темнокожих

дравидов (остатки четвертой расы) и начали создавать индийскую

культуру.

Из Месопотамии в Палестину двинулись хамиты-хананеяне (финикийцы),

неся с собой привычку к торговле и финикийский (модифицированный

аккадский) алфавит.

Их называли хамитами, потому что по традиции трое сыновей

библейского Ноя - Сим, Хам и Иафет - считаются родоначальниками

племен и даже целых групп племен. Так, Сим стал праотцем семитов,

то есть евреев и арабов, а также ряда других народов; Хам положил

начало хамитам, т.е. южным племенам, главным образом темнокожим

(эфиопы, финикийцы) - их языки, хоть и родственные семитическим,

отстоят от них уже гораздо дальше. И, наконец, яфетические

племена, потомки Иафета, жившие по берегам Черного моря и на

Кавказе (армяне, грузины и множество небольших народов).

О них и их языках писал Николай Яковлевич Марр (1864-1934),

сын шотландца и грузинки, замечательный русский лингвист, автор

необыкновенной теории системной семантики (происхождение всех слов

от четырех пракорней: сал - бер - йом - рош). Он не успел

сформулировать свою теорию, она была изложена его учениками и

очень не понравилась Сталину: "это... гадание на кофейной гуще"

(И. Сталин. Марксизм и вопросы языкознания, стр. 33).

Так что, если вам когда-нибудь в библиотеке попадутся

толстые, белые с золотом тома сочинений Н.Я. Марра, не

поленитесь и прочтите что угодно: вы найдете для себя много

интересного.

Из города Ура в Шумере поднимается со всем своим родом Авраам,

сын Фарры, и идет искать счастья в Ханаан (Финикию) - начинается

история евреев. Недаром имя "Ав-Ра'Ам" означает "Отец народа". Из

Аравии в Сирию и Месопотамию потянулись племена других семитов-

кочевников.

Однако евреи еще долго оставались примитивным кочевым

народом. Они не сразу осели в Палестине, а еще ходили в Египет,

потом возвращались, и Авраам вместе со своей женой Саррой и

братом Нахором долгое время считались богами-предками, культ

которых сохранился чуть ли не до Ассирийского пленения (VII век

до н.э.).

В Грецию опять-таки с севера вторгаются племена ахейцев -

начинается история древних греков.

Ахейцы вытеснили жившие там племена - дриопов, карийцев,

пеласгов (фелешет) - сначала на средиземноморские острова, а

потом в Африку, Малую Азию и Палестину. Отсюда "филистимляне" -

палестинцы.

По некоторым гипотезам, примерно в это же время идет очередная

волна заселения Южной Америки: на территорию Мексики, Колумбии и Перу

вторгаются ольмеки или иные, неизвестные нам племена, сменившие

земледельческую протоцивилизацию.

Одни египтяне никуда не переселялись (что, видимо, и задержало

их на стадии эры Тельца столь надолго). В этот период Египет

объединяется под властью Фив - тоже города Ста Ворот, хотя и не

золотых. Так его называли греки в отличие от своих, греческих Фив в

Беотии, которые они называли Семивратными. Однако на месте египтяне

тоже не сидели, а ходили в военные походы и завоевывали близлежащие

страны - Нубию, Сирию, ту же Палестину, или были завоевываемы сами

(гиксосы, потом персы, потом Александр Македонский).

Впрочем, такой "обмен" к концу эры Овна дал свои

немаловажные результаты: элементы египетской культуры, а главное

- египетской эзотерики, т.е. взгляда на мiр видимый и мiр

невидимый, передались многим из их соседей, начиная от ашанти на

юго-западе и кончая индийскими племенами на северо-востоке, о

чем нам еще придется говорить. Сами же египтяне, как и положено

Тельцам, нового почти не воспринимали, о чем говорит пример

фараона Эхнатона.

Ок. 15ОО г., когда Моисей уводит евреев из Египта, там

появляется фараон Аменхотеп IV, который принимает имя Эхнатона и

пытается ввести культ единого солнечного бога - Атона. С его смертью

кончается и этот "монотеистический" культ - египтяне никуда не

переселялись, оставшись в эре Тельца, и культ "Хозяина" у них не

привился. Однако евреи, уйдя из Египта, унесли с собой эту идею, и

уже в X в. у них появляется первое объединенное царство Израиля и

Иудеи (Сулейман ибн Дауд, мир с ними обоими - династия Соломонидов).

Рецидив "тельцовского сознания" проявляется у евреев, когда Моисей на

горе Синай беседует с Богом, чтобы получить от него скрижали

единобожия, а его соплеменники строят себе золотого тельца, чтобы ему

поклоняться.

У Ягве была жена, которую звали Анат, покровительница

города Хеврона, а его подвиги как полководца описывались в "Книге

войн Ягве", до нас не дошедшей; еще был бог войны Лахем и богиня

смерти Мот, было солнечное божество Шамаш и многие другие.

Но "овновое" государство у евреев оказалось непрочным. Основной

архетип евреев, Рыбы (точнее, квинконс Рыбы-Скорпион), плохо

совместим с принципами Овна, да и Ягве все-таки сатурнический бог,

то есть имеет к Овну отношение весьма косвенное. Подлинного расцвета

мысль евреев достигает лишь в эру Рыб, то есть практически в наше

время. Но эта мысль изначально антигосударственна, поэтому галут

(рассеяние) есть закономерность, а не кара Божия. Да и начался галут

не с разрушения храма императором Титом (9 аба 70 г.), а гораздо

раньше.

К середине II тыс. до нашей эры этот переход в основном

завершился. Около 1400 г. до н.э. китайский вождь Пань Гэн привел

свое племя к реке Хуанхэ, где построил "большой город Шан", давший

название династии и эпохе китайской истории (Авдиев В.И. История

Древнего Востока. М., "Высшая школа", 1969).

Практически всюду образовались новые царства, которые сразу же

начали воевать друг с другом. Стихия Овна - это стихия огня,

всепоглощающего и всепожирающего: Шива обронил свое плодоносное семя

в пламя Агни, и родился бог войны Сканда, он же Карртикейя, Мангала

и Куджа. Начался длительный период завоеваний и образования крупных

царств, "империй": недаром в картах Таро с архетипом Овна

связывается IV аркан, всемогущий "Император" или "Хозяин".

Овен считается "домом" Марса. Это прежде всего мужское начало,

оплодотворение нивы. В космогонических мифах появляется мотив

оплодотворения или самооплодотворения (знаменитый лингам Шивы,

египетский Атум, "оплодотворивший сам себя", случаи

членовредительства среди древних греческих богов и титанов, наконец,

клятва "положа руку под стегно" у семитских и некоторых других

народов).

Стегно (евр. Jare:ch, "верхняя часть ноги") - конечно,

позднейшая редакция. Ср. комментарии Н.М. Никольского и о. П.

Флоренского. Вообще все места, где говорится о половых органах,





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 279 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.048 с)...