Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Своеобразие эллинистического зодчества нашло выражение в эффектных пластических композициях алтарей Малой Азии (алтарь Зевса в Пергаме)



Эллинистический ордер отличается тенденцией к усилению декоративно-оформительских функций за счёт конструктивной.

В восточно-эллинистическом искусстве греческие ордера подверглись местной интерпретации («псевдокоринфские» капители колонн в Ай-Хануме).

В расширившемся после завоеваний Александра Великого греческом мире искусство принимает космополитический характер, когда греческие традиции смешиваются с местными восточными. В период с 323 (смерть Александра) по 31 г. до н.э. (завоевание Египта Римом) развиваются новые тенденции в архитектуре, решающей крупные градостроительные задачи с масштабной планировкой и возведение монументальных алтарей для старых и новых религиозных культов. В скульптуре, напротив, наблюдается застой, выражающийся в приверженности нормам великих греческих мастеров и появлении так называемого строгого стиля.

В изобразительном искусстве сосуществование противоречивых тенденций проявилось как в различиях художественных школ, так и в разработке черт, наметившихся в греческой скульптуре IV в. до н. э., — экспрессивности пластики Скопаса, лиричности произведений Праксителя, динамичности форм в работах Лисиппа.

Наряду с творческим использованием классического наследия, созданием гармонических образов (Афродита Мелосская, мрамор, II в. до н. э.) существовала тенденция механического подражания классике, порождавшая внутренне холодные, лжепатетические произведения (статуя Аполлона Мусагета, нач. III в. до н.э.).

Скульптура перестала служить гражданству, идеалам полиса; в ней нарастали отвлечённость, декоративность, повествовательность, подчас иллюстративность («Лаокоон», мрамор, I в. до н. э., скульпторы Агесандр, Полидор, Атенодор, музей Пио-Клементино, Ватикан).

Характерные для ряда школ эллинистической пластики драматизм, экспрессия и патетическая страстность, призванные активно воздействовать на зрителя, внутренняя напряжённость образов и внешняя эффектность форм, построенных на взаимодействии с окружающим пространством, неожиданные ракурсы и динамичные жесты, сложный рисунок композиции и смелые контрасты света и тени наиболее ярко выражены в горельефном фризе алтаря Зевса в Пергаме (II в. до н. э.), статуе Ники Самофракийской (II в. до н.э.).

Многоплановость и противоречивость эллинистической скульптуры проявились в сосуществовании идеализированных портретов монархов, гигантских статуй божеств («Колосс Родосский»), гротескных мифологических (сирены, сатиры) или жанровых, интимных (терракоты Танагры) образов, острохарактерных изображений стариков, драматических «портретов философов».





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 542 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...