Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Могущественные силы Вселенной 12 страница



X, 1. Согласно II, 241-242 брахман может изучать Веду и у учителя-небрахмана. X, 5....о т жен равных- брахман от брахманки, кшатрий от кшатрийки и т. д. X, 6....от жен, принадлежащих к следующей низшей касте-сын брахмана и кшатрийки, кшатрия и вайщийки, вайщия и щудрянки. Порицаемые-по Нар., это означает, что он исключен из отцовской касты. X, 8. П а ра щ а в а- см. IX, 178. X, 12. В период составления дхармащастры кастовый строй имел уже длинную историю; происхождение джати, возникавших постепенно, было неизвестно. Наиболее естественным казалось объяснение, к которому и прибегают брахманы, что джати произошли от древних варн в результате смешанных браков. Некоторые из названий этих джати (нишада, магадха, вайдеха, чандала, дравида и др.) являются названиями племен, и это лучше всего показывает недостоверный, искусственный характер излагаемой классификации. X, 14. Следующий (anantara) - т. е. принадлежащий к следующей варне. Если мать была более низкой варны, сын считался принадлежащим к варне матери (Медх.). См. также комментарий Медх. к X, 24,41 и т.д. X, 17. Рожденные в обратном порядке сыновья, по мнению коммен таторов, перечисляются еще раз с целью показать, что они непригодны для исполнения обязанностей сыновей. X, 22. Некоторые из названий каст, упоминаемых в этом и предыдущем стихах, являлись названиями племен (авантья, малла, личчхиви, кхаса, дравида). X, 23. Чарья и саттвата- согласно Гов. прислуживали при храмах. X, 28....д вух из трех варн-от кшатрийки и вайщийки....от равной себе-от брахманки. X, 30. Отверженное существо (b5hya jantu) - потомок щудры и брахманки; это, очевидно, чандала (см. X, 12, 16). Ранее он уже неоднократно характеризовался как самый низкий из людей, но его ле.тл от брахманки оказываются еще более низкими и т. д. X, 31. Действуя в обратном порядке-т.е. вступая в брак с женщиной более высокого общественного положения, чем он сам. Пятнадцать- что из себя представляют эти пятнадцать, комментаторы объясняют по-разному. X, 32. Д асью (dasyu) - см. X, 45. X, 35. Эти трое- сайрандхра, майтреяка и маргава. Неарий (апагуа) -неприкасаемый для ариев (Медх.). X, 36. Андхра- народность восточного Декана. Меда- племя, обитающее в юго-восточном Раджастхане. X, 37. От чандалы-и от женщины касты вайдеха (Медх., Кул.). X, 41. Шестеро сыновей-сыновья брахмана от брахманки, кшатрийки и вайщийки, сыновья кшатрия от кшатрийки и вайщийки, сын вайщия от вайщийки....О т смешанных браков (apadhvansaja) - в данном случае имеются в виду браки дваждырожденных с щудрянками. X, 44. Здесь перечислены племена и народности Индии и сопредельных стран (явана - греки; щака, или сака, - скифы; пахлава - парфяне; чина - китайцы). X, 45....вне рожденных из уст, рук, бедер и с т у па ей [Брахмы]-т.е. вне системы вари брахманов, кшатриев, вайщиев и щудр (см. 1, 87). X, 47. Служение женщинам- служба по охране женских покоев и т. д. X, 53. Дела (vyavahara) - торговые сделки, денежные операции, соглашения, тяжбы и т. д. X, 55, Отмеченные знаками (citinita) - комментаторы расходятся относительно того, что представляли собой эти знаки. X, 64. Высший (^reyans) - имеется в виду брахман. X, 67....благодаря качествам [отца] - он имеет право совершать пакаяджны, но не получает посвящения; поэтому Медх. не считает его действительным арием. X, 73. Создатель (dhatar) - один из эпитетов Брахмы. "Они оба не равны и не' неравны"-не равны, так как различаются по происхождению; не неравны, так как оба делают запрещенное им. X, 75. См. 1, 88. X, 77. Привилегией брахмана указывается то, что может быть источником дохода; все прочее могут практиковать и другие дваждырожденные. Под обучением, согласно Медх, понимается только обучение Веде, по не военному делу и другим мирским профессиям. X, 80. См. IX, 326.' X, 83....в p e д- имеется в виду вред живым существам (см. следующий стих)....з а в поящего от других- занимаясь земледелием, нельзя было избежать зависимости от общины в отношении землепользования, орошения, охраны полей и т. д. (см. также IV, 159-160). X, 85...торговать товарами, которыми торгуют вайщии. - торговля как профессия являлась нарушением дхармы брахманов, но считалось, что лучше торговать, чем заниматься земледелием. ростовщичеством и т. д. X, 90....д ля [исполнения] дхарм ы- для жертвоприношений. поминок и т. д. X, 92....делается в три дня щудрой- что это значит. не совсем понятно, и комментаторы не дают разъяснений, (см. также X, 93). X, 93. И з-з а добровольной торговли - т. e. не при крайних обстоятельствах. X, 95....о более высоком образе жизни-т.е. об образе жизни, являющемся привилегией брахманов (см. прим. к X, 77). X, 102. Подобное допущение в значительной мере лишает смысла запретительные предписания, упоминающиеся, например, в III, 152-166, IV, 211, 218, 223 и др. X, 105. В этом стихе и X, 106-108 упоминаются случаи из жизни великих риши древности, рассказанные в Ригведе, Брахманах и "Махабхарате". X, 107....от плотника - плотничество считалось презренным ремеслом (см. IV, 210, X, 48). X, 109....после смерти брахмана порицается- при подсчете добрых и злых дел. X, III. Грех, совершенный принесением жертв и обучением,-в обоих случаях имеются в виду щудры. X, 113....он должен быть покинут-т.е. брахману нужно оставить страну такого жадного царя. X. 115. Получение-в виде дара или находки. Согласно комментаторам первые три способа законны для всех варн, четвертый-для кшатриев, пятый и шестой-для вайщиев (или, по Нар, пятый-для вайщиев, шестой для-щудр) и седьмой-для брахманом. X, 118. Кшатрий- имеется в виду царь....даже четвертую часть урожая-см. VII, 130. X, 120....одна двадцатая - см. VII, 130; различие объясняется тем, что здесь имеется в виду взыскание в крайних обстоятельствах. X, 122....ради двойной цели - этой жизни и будущей. X, 126. Преступление, в результате которого он делается изгоем, (pataka) - такое, как употребление в пищу лука и подобных запрещенных плодов (Гов., Кул.), содержание бойни (Parx.). Но такие деяния, как ложь, воровство и т. д., запрещены ему так же, как и членам других варн (Медх.)....ни препятствий к этому- см. следующий стих. X, 129....притесняет брахманов-перестает служить брахманам, вынуждает их обращаться к нему с просьбами и т. д. (Медх.). XI, 1....отдавшего все имущество - для совершения жертвоприношения вищваджит (см. XI, 75). XI, 2. Комментаторы стараются оправдать изложение смешанных правил, содержащихся в стихах 1-43, раньше рассмотрения вопроса об искуплении, которым должна бы согласно X, 131 начинаться эта глава, или предполагая, что цель этого - показать необходимость исполнения искупительных действий в случае нарушения этих правил, или указывая, что так как дары являются средством заглаживания греха, то необходимо перечисление достойных получателей. XI, 3. Этим лучшим из дваждырожденных додж на даваться пища и жертвенные дары - у жертвенного алтаря....д ругим-- прочим гостям и нищим. XI, 7....достоин пить сому-совершать ради достижения исполнения какого-либо желания жертвоприношение Соме, во время которого пьют напиток, приготовленный из растения сомы. XI, 8....хотя бы он раньше пил сок сомы-при жертвоприношении Соме в конце года (см. IV, 26). XI, 10....с ущербим - раздает дары и т. д. с неумеренной щедростью. XI, II....справедлив-справедливым считается царь, который не станет наказывать человека, поступающего согласно с дхармой. XI, 12....пренебрегает ис.-олнением жертвоприношений - имеются в виду жертвоприношения пакаяджна и др. (см. II, 86, 143; XI, 119). XI, 13....может взять два или три [предмета] из жилища щудры - брахману не разрешалось принимать дары от шудры для исполнения жертвоприношений (см. XI, 24, 42 и др.); комментаторы стараются оправдать этот стих разными ухищрениями вроде того. что имущество, взятое брахманом у щудры, уже не может считаться принадлежащим щудре. XI, 16....на седьмой срок-на четвертый день; индийцы ели два раза в день. XI, 18. Дасью-см. X, 45; имеются в виду также разбойники и воры....собствен и ост ь... не исполняющего обрядо в-в том числе и собственность брахмана. XI, 19....спасает и тех и других- порочных он освобождает от греха скупости, добродетельных - от греха невыполнения обетов вследствие бедности (Кул.). XI, 21....на него - на брахмана, который упоминался раньше (берущего для поддержания жизни). XI, 22. Этот и предыдущий стихи соответствуют VII, 134-135. XI, 23. CM. VIII, 304. XI, 24. Явное противоречие со стихом XI, 13 (см. также XI, 42). Комментаторы пытаются примирить их, заявляя, что брахман имеет право брать у щудры необходимое ему для жертвоприношения без спроса. XI, 26. Собственность богов- принадлежащее храмам и т. д. (Кул.); данное для жертвоприношений (Медх.). В другом мире-в будущей жизни. XI, 27. Вайщванари- одно из жертвоприношений типа описанных в IV, 25-26. XI, 31....своей мощью - имеются в виду средства магии (см. XI, 33; 1.\, 313-316, а также и IX, 290). XI, 33. Священные текс1ы Атхарвана и Ангирасазаклинания, содержащиеся п Атхарваведе. Атхарван - мифический автор Атхарваведы. Ангнрас - один из мифических авторов Ригведы. XI, 37. Обряды Вайтапа- ритуал Атхарвапеды, изложенный в Вайтанасутре. XI, 38. Агнья д хея- см. прим. к II, 143. XI, 39. Медх. сравнивает жреца с наемным работником (karmakai-a), который тоже не согласится работать за меньшее, чем полагаетсл. нознаграждение (parikraya). Обращает на себя внимание последовательность, с которой брахманы, много толкующие о суетности всего мирского, отстаивают свои ма7ериальные интересы. XI, 41. Брахма н-агнихотр и н - поддерживающий священный огонь, Лунное покаяние (candrayana) - см. XI, 218. XI, 51. Крадущий слово- изучающий Веду без позволения. XI, 55. Кража (steya) - комментаторы толкуют как кража зо лота у брахманов. Великие грехи-см. IX, 235. XI. 62. Сад-"в другой смрити [говорится, что] земля не подлежит продаже" (Медх.). XI, 63. Образ жизни в рать и-см. 11, 39, 40; X, 20. XI, 64. Возведение крупных сооружений - строительство плотин, мостов и пр. XI, 65. Совершение деяний для себя- имеется в виду приготовление пищи только для себя (см. Ill, 118). XI, 66. Воровство (steya) - воровство различных предметов, кроме золота. Изучение ошибочных книг - имеются в виду сочинения чарваков, ниргрантхов (джайнов) (Медх.): вообще еретиков (Нар.). Неуплата долгов- см. IV, 257. XI, 67. Металлы (kupya)-различные металлы, кроме золота Скот (ра^и)-имеются в виду различные виды скота, исключая коров. Неверие- утверждение, что нет загробного мира (paraloka) и т. д. (Медх.). XI, 70. Принятие имущества от презренных - таких. от которых не следует принимать подарков (см. IV, 84 и ел.). XI, 72. Изложенные далее предписания касаются только религиозного искупления; наказания со стороны органов государственной власти само собой разумеются. XI, 73. Убийца брахмана- имеется в виду неумышленное убийство брахмана брахманом; для кшатрия - убийцы брахмана в этом случае срок искупления двойной, для вайщия - тройной, для щудрычетверной. XI, 76. Убийство брахмана-- имеется в виду убийство неученого брахмана. Иоджана (yojana) - мера длины; величина ее колебалась от 4 до 15 км. XI, 83. Боги земли- брахманы. Боги людей -- кшатрии. XI, 90. По мнению комментаторов, покаяние за умышленное убийство брахмана должно продолжаться в течение всей жизни преступника или должно быть вдвое и втрое строже двенадцатилетнего покаяния. указанного в XI, 73. XI, 91. Сура (sura) -~ это общее наименование спиртных напитков; в этом стихе Кул. находит возможным подразумевать напиток осо оой крепости (см. XI, 95). XI, 93. Знак- согласно Кул. имеется в виду изображение чарки. XI, 95. Гауди (gaudT) - напиток типа рома, изготовлявшийся из патоки сахарного тростника. Пайшти (paistT) - рисовая водка. Мадхви (madhvi)--напиток, изготовленный из меда или ивгтов мадхука. XI, 100. Брахман - комментарии к этому стиху являют пример произвольного толкования комментаторов. По Медх. и Кул., речь ид"1 о краже золота у брахмана, хотя брахман в данной связи не упоминается. А вот, хотя виновником кражи в тексте прямо назван брахман ivipra), комментаторы считают, что имеется в виду любой человек (см. IX, 235, XI, 55). "Государь, накажи меня"- см. VIII, 314. XI, 101....брахман - аскетическими подвигами - брах.ман не может быть казнен. XI. 103. Следует иметь в виду, что во всех этих стихах авторы и составители сборника защищают свои личные интересы И потому не стесняются в придумывании наказаний. Неизвестно, чтобы все эти наказания исполнялись на практике, да и сами по себе они совершенно неравноценны (ср., например, XI, 104-105 и 106-107). XI, 105. Н и p p [1 т и (nirrti) - богиня-владычица юго-запада. XI, 106. К p и ч чхра (kr-cchra) - см. XI, 212. XI, 107. Лунное покаяние-см. XI, 217. XI. 110. Два месяца- видимо, следующие после месяца покаяния, о котором говорится в XI. 109 (см. XI, 116). Четвертый срок-т.е. один раз в двое суток. XI, III. Вирасана (vii-asana)-одна из поз аскета (сидение со скрещенными ногами). XI, 115....если теленок льет-т.е., по-видимому, когда теленок сосет корову. XI. 119. П а к а я д ж и а- см. прим. к II, Йб. XI, 120. [Гимн], начинающихся со (слова) "s а та". - Ригпеда Vl, 495. Вата (vata) -" одно из имен бога ветра Вайю. Гуру- гуру богов бог Брихаспати. Вахни (vahni) - одно из имен бога Агни. XI, 122. Пурухута (puruhOta) - одно из имени Индры. Павака (pavaka) - одно из имен Агни. XI. 125. Самтапана крнччхра - см. XI, 213. XI, 131. Убившему щудру-ненамеренно; о намеренном убийстве см. XI, 67. XI, 132. Убив кошку-намеренно; поэтому сравнивать убийство перечисленных далее животных с убийством щудры неправомерно; Медх даже полагает, что покаяние, полагающееся за ненамеренное убийство щудры, следует исполнять только в случае намеренного убийства всех упомянутых животных вместе взятых. XI, 133....трех дней-букв. "трех ночей"....йоджану --в прежнем издании "сто йоджан", как и у Бюлера. У Бернелла "a yoking". В тексте нет слова "сто", иначе это покаяние равнялось бы покаянию за убийство брахмана (см. XI, 76). Может быть. правильно - в течение трех дней по йоджане (Рам.). Посвященный водам гимн-см. VIII, 106 (Ригведа, X, 9, 1-13). XI, 139. За убийство брахманки - сеть, кшатрийки - лук и т. д. XI, 141. (Малые] живые существа-ящерицы и т. п. XI, 147. Варуни (varuni) - опьяняющий напиток, изготовлявшийся из патоки и цветов растения maua....не предписано [наказание], лишающее жизни,- в противоположность питью суры (см. XI, 91-92). XI, 149....согласно правилам - с обычной благодарностью XI, 153. См. IV, 222. XI, 154....д ажечист ы x-lie запрещенных....становится нечистым-т, е. пока они остаются в нем. XI, 157. Т аптакриччхра- см. XI, 215. XI, 158....не вернувшись (asamavrttika)-не вернувшись еще из дому гуру, не окончив период ученичества. XI, 159.Исполняющий обет (vratacarin)-имеется в виду ученик. XI, 163. Намеренно (kamad) - Медх. полагает, что это слово дано для соблюдения размера стиха, ибо не может быть ненамеренной кражи. XI, 164. Похищение мужчин и женщин- рабов и рабынь (Медх.). XI, 165. Малоценные предметы - комментаторы называют глиняные.и деревянные сосуды, железные мотыги. XI, 166. Пять продуктов коровы (pancagavya)-молоко, простокваша, масло, моча, помет. XI, 169. При наложении покаяний за кражу принимается во внима ние первое или повторное это преступление, время и место кражи, характер хозяина вещи и т. д. XI, 171.. См. XI, 59, 104 и др. XI, 178. Равный (sadr^a) - большинство комментаторов считает. что имеется в виду равный по варне. XI, 179. Щудрянка (vrsalT) - одни комментаторы считают, что это чандалка, другие - что щудрянка. XI. 180.Четыре злодеяния-нанесение вреда живым суше ствам, вкушение недозволенной пищи, воровство, прелюбодеяние. XI, 181. Существует два объяснения стиха: виновный становится изгоем в течением года за действия второго ряда, но за первые - немедленно (Медх., Кул.)', виновный становится изгоем в течение года за действия первого ряда, а за вторые - в течение четырех лет (Гов., Нар.) XI, 182. Покаяние-т. е. покаяние, полагающееся грешнику во искупление греха, за который он был изгнан из касты. XI, 183....вместе с саманодаками-так у Кул.; в тексте bandhavait); у Медх.-"с сородичами" (sagotraih)....в озлияниеводы- как над мертвецом. XI, 187. Они-имеются в виду родственники, тогда как в XI. 184 основным действующим лицом была рабыня. XI, 189. См. XI, 183-188. XI, 192. Дваждырожденных, для которых он не произносил согласно правилу "С а в и три",- имеются в виду дваждырожденные, для которых по какой-либо причине не был в свое время совершен обряд посвящения. XI, 193. Запрещенные дела-прием даров от щудры, прислуживание ему и т. д. (Кул.). XI, 198. А хина (ah'.na)-жертвоприношение, вызывающее нечистоту жреца, исполняющего его (Кул.). XI, 200. Домашнее плотоядное животное-кошка, ихневмон и т.;i. XI, 201....в шестой срок - один раз в три дня. Жертвоприношение шакала (";akala) - особый вид жертвоприношения (см. Ваджасанейя самхита, VIII, 13). XI, 203....б е з воды-не омывшись после этого. XI. 204. Ежедневные обряды- агнихотра и др....и скуп лен не [заключается в] посте- пост продолжает. ся один день. XI, 205. "Хум," (IUIITI) -букв "стоп'" (Кул.): восклицание, выражающее гнев и презрение. XI, 206. Этот стих и следующие, до 209, являются только вариациями стихов IV, 165-169. XI, 209. Атикрич ч хра-см. XI, 214. XI, 213. Или кающийся ест перечисленные шесть веществ в продолжение одного дня и постится на следующий день. или шесть дИей по одному веществу и постится на седьмой день. XI, 214....как сказано прежде-см, предыдущий стих. XI, 218. Лунное покаяние (candrayana) начиналось в день полнолуния, т. е. с приема максимального количества пищи; к середине поста количество принимаемой пищи уменьшалось. В явамадхьяме (yavamadhyarna) покаяние начиналось в новолуние, т. е. к середине поста количество пищи увеличивалось. XI, 221. Так или иначе.-т. е. совершая любой вид лунного покаяния. XI, 223....совершаемо жертвоприношение на огне...- таким образом, выполнение обета не освобождает от исполнения обычных обрядов. XI, 224....не следует говорить с женщинами-Медх. исключает и.ч этого числа жену, мать и старшую сестру, но и то только при крайних обстоятельствах. XI, 225. Дваждырожденные (dvija) - имеются в виду брахманы. XI. 226. Обеты -- крпччхры (см. XI, 212-220). XI, 230. Тело (i;arira) -по Медх.,-это душа (antaratman), не те^о (bhutatman); по Кул., это душа (jivatman). XI, 241....силой аскетизма-страдания, которые претерпевают эти существа, являются искуплением грехов, совершенных в их прежних существованиях (Медх.). XI, 249. Предусмотренное здесь покаяние ни в какое сравнение не идет с упоминавшимися ранее, (например, XI, 73 и следующие; XI, 250 и Х1,91,Х1,252иХ1,104-105). Xi, 250. К у т с а-один из рнши "Ар"--Ригведа 1,97, 1. "Р r a t i" - Ригведа VII, 80, 1. Гимн великому И н дре- Ригведа V II 1, 8, 1. "(, uddha"- Ригведа VIII, 95, 7. XI, 251. Однажды-один раз в месяц (Медх., Кул.). "А s у a v a m i у а"- Ригведа 1, 164, 1. "(у i vasa m k alp a" - Ваджасанейя самхита, XXXIV, 1. XI, 252. "H a v i syanti у a" - Ригведи X, "S.!. "N a t a man ho"- Ригведа X,!26. "1 Н"-Ригпеда X, 119. Гимн П у руше- Ригведа X, 90,!. XI, 253. "Av a" - Ригведа i, 24, i4. "Y a tki in"- Ригведа VII, 89, 5. XI, 254. "T a ratsamand i" - Риггода IX. 58, 1 -4. XI, 256. {Гимн], посвященный Соме и Рудре,-Рнгвсда VI, 74, 1-4. "А г у a m n a m" - Ригведа iV,?, 4- (i XI, 256. "lndra"-PHrBe.13 S, ]№. 1-7. XI, 257. M.ч н т р ы, полагающиеся при и ц и и о me Hillin акала- Ригведа VI, 51, Р. XI. 258. Гимны "pavaniani- - г^к Ul^^l"]ч"lн)"(:^! I-HMIU.I и [X 1^111!'?' Ригведы. XI, 259. Парака (paraka).?.! X!, 216. XI. 260. "A ghamarsana);- - i'n-Be.ia \, 191). l, 261. Царь жертвоприношений- ащвамедха являлась одним из важнейших ведийских жертвоприношений; совершалась царями, пиетендовавшими на верховную власть. XI, 262. Три мира- небо. ^емля и пространство между HUM!;: или небо, земля, преисподняя. XI, 263. С а мх н т а гимном, молитв н и с с ч с. и е н и И соответственно Ригведа, Яджурреда и Самаведа. Сокровенные тексты- Упанишады. XI, 266. Начальный Брахма, с ос г ч п щ и и из трех:i в _.- к о в, - священный слог "0м" (см. прим. к II, 74).

XII, 4. [Действия] трех родов (trividha) - хорошее, посредственное, дурное. Три местопребывания (tryadhisthana) - мысль, слово, дьли. Десять признаков (da^alaksana) - перечисленные в XII, 5-7. XII, 5. Дурное то, что может быть вредно для других или запрещено. Приверженность к ложном у [учению)- отрицание будущей жизни, авторитета Вед н т. д. XII, 7. Нанесение вреда вопреки правилам-нанесение вреда животным, кроме случаен жертвоприношения, вреда людям, кроме как во исполнение наказания, и т. д. XII, 9....и дет к состоянию неподвижности- после смерти возрождается растением. XII, 10. Тридандии (tridandin) - так называли также аскета. носящего три связанных вместе посоха. XII, II....достигает полного успеха-конечного освобождения. XII, 12. Я (atinan) имеется и ниду IL'JIO. Кшетраджна (ksetrajna) - индивидуальная душа (букв., "знающий поле"). Бхутатман (bhutatnian) тело (букв.; "состоящее из элементов Я"). XII, 13. Джива (jiva) - жизнь, жизненный дух. Терминология в щастрах вообще довольно схоластическая. Точное значение многих терминов, видимо, было быстро забыто, уже Медх. упоминает о существовании еще до него разнобоя в их толкованиях. Так, некоторые утверждали, что jiva и ksetrajna-одно n то же, другие, что jiva--i)To y.vi. сознание и самосознание. Комментаторы также расходятся весьма существенно. ХН, 14. Махат - в данном случае имеется в виду лжива. Элементы [с у ществован н я] - см. 1, 6, 75-78....в нее. находящуюся и различных живых существах,-большинство комментаторов полагает, что речь идет о Высочайшей душе, брахме. XII. 15....из ее тела-из Брахмы. Бесчисленные формы-индивидуальные души (кшетраджна). XII, 18. Она- индивидуальная душа....к этим обоим-имеется в виду джива и Высочайшая душа. XII, 20....облеченная этими самыми элементами - телом, состоящим из упоминавшихся в 1, 6, 75-78 пяти элементов. XII, 21....о ставленная этими элементами- после смерти XII. 38....в порядке последовательности-в данном случае каждый последующий лучше предыдущего. XII, 42. [Существа) неподвижные-растительный мир. XII. 44. Чараны (сагапа)-может означать касту бродячих скадптелей, певпоп и т. п. (Медх.): какие-то мифологические существа (Рагх.). XII, 47. Гухьякн (guhyaka) стражники бога богатств Куверы. XII. 50. Создатели вселенной-Маричи и прочие риши (см. 1,35). Великий (mahant) и непосгпжимый (avyakta) - эти слова толкуются комментаторами самым различным образом (paratman - Медх., ahankara - Нар. и т. д.). XII, 52. Невежды (avidvans) - не исполняющие обетов (Тов. Кул.). XII, 55. Пулькаса-см. X, 18, 49. XII, 58....И совершающих жестокие действия- имеются в виду такие хищники, как тигры и ч. Д. XII, 59. Преты-см. прим. к III, 230. Xll, 61. Золотых, дел мастер (heninkarlarl-согласно Медх. и Кул. это может быть и название птицы. ХН, 70. Дасью-согласно Медх. здесь имеются в виду воры и разбойники (см. V, 131), XII, 72. Ч айлащак а- согласно Кул. он питается вшами. XII, 75....и п р о ч и х - см. IV, 88--90. XII, 78. Рабство (parapresyatva) - рабское услужение другим (paradasatva) (Кул.). XII, 81. Т. е., если при исполнении какого-либо дела его душа преисполнена, например, благости, он пожнет плод этого в теле, наделенном тем же качеством. XII, 85. Познание атмана-не кшетраджны, а Высочайшен души. XII, 86. Шесть родов деяний-см. XII, 83. XI!, 90....отрешается от пятичлемептоз--достигает конечного освобождения. XII, 91....приносящий жертвы себе-индивидуальная душа является частью мировой души, проникающей все сущее: приносящий жертву богам приносит жертву и самому себе (Медх.). XII, 95. Учения (truti)-подобные учению ниргрантхов (джайнов) (Медх.). Дурные философские системы (klid^sti) - отвергающие святость Вед, отрицающие существование богор и т. п. (Медх.). XII, 99. CM III, 75-76. Xll, 104. Священное знание (vidya)-сумма наук, требовавшихся брахманским религиозным юспвтаивем. В священное знание входило изучение четырех Вед, шести веданг, мимансы, пуран, логики (пуауа) и трактатов о дхармс. XII, 105. Щастры- имеется в виду Веда и священное предание. XII. 106. {Изречения] риш и- Веда. Наставления в дхарме- священное предание (smrti). XII, 109. Веда вместе с добавлениями- см. прим. к XII, 104. XII, III. Нирукта (nirukta)-объяснение трудных мест п слов в ведийских текстах. Трое. принадлежащие к первым а щ р а м а м. - ученик, домохозяин и отшельник. XII, 114. Живущий только своим происхождением-- не имеющий ничего, кроме формальной принадлежности к брахманам по праву рождения. XII, 117. Досточтимый бог (bhagavandeva) - имеется в виду Ману. XII, 118. А т мая- здесь Высочайшая душа. XII, 121. Вишну (vispu) - один из трех верховных богов индуизма наряду с Шивой и Брахмой. Хари (hari) - имя, которым часто называют Вишну, но иногда ч других богов. Во многих рукописях "Законов Ману" вместо harim дано haram. Хара-одно из имен Щивы. Митра (mitra) - одно из древних божеств Солнца. XII, 126....достигает состояния, какого желает, - в будущем существовании он будет тем, кем пожелает быть {Кул.).

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ* Ад - II, 116; III, 249; IV, 81, 165, 197, 235; VI, 61; VIII. 75, 94; IX, 138; XII, 16-22, 54, 75. Пе- речисление адов - IV, 88-90. Актер-III, 155; IV. 215; VIII, 65, 362-365. Аскет. Определение - IV, 256- 257; VI. 33-34, 94-95. Проис- хождение аскетов-XII, 48. Долг-VI, 49. 61-84. Образ жизни-VI, 41-60. Положе- ние-VIII, 65, 470. Личное очищение-V, 137. Аскетизм. Сотворение аскетиз- ма-1. 25. Сила аскетизма- 1, 34, 41; IV, 148; XI, 228, 234- 245; XII, 83. Аскетизм в век Крита - 1, 86. Аскетизм для различных варн-II, 166; XI, 236. Как средство спасения - VI, 75; XII. 83. Практика - VI, 19-26. 31. 41-60. Астролог-Ill, 162. Астрология-VI. 50. Бард-Ill. 158; VIII, 360. Влагороднын-И, 207; VIII, 75. 179. 395. См. ук. Б-Арий. Благость (качество в природе)- XII, 24-27, 31, 37-38. След- ствие благости-XII, 40, 48- 50. Боги. Происхождение - 1, 22, 36; III, 201; XII, 40, 49. Культ- III, 70-81, 84-91: IV, 152- 153; VI, 24. Долг богам-IV, 257; VI, 35-37; XI, 66. Изо- бражения богов - IV, 39, 130; VIII, 87; IX, 285. Собствен- ность богов -XI, 20, 26. CM. ук. Б-Агни. Анила, Брахма и др. Браки. Восемь форм брака - VIII, 20- 42, 51-54, 204 (см. ук. Б - Арша, Асура, Брахма, Гандхарва, Дайва. Пайщача, Праджапатья, Ракшаса). До- пустимые и запрещенные бра- ки-111, 5-19, 63; IX, 172- 173. Смешанные браки-III. 12-19, 43-44, 64; IX, 85-87, 148-149. Брачный обряд-11, 67; III, 35, 43; Vlil, 226-227. Брачный возраст - IX, 4. 88, 90-94. Подмен невесты-VIII, 204. Свадебные дары - IX, 197. 206. Повторные браки жен- щин-У, 161-164; IX, 47, (". 69-70, 176. Нерасторжимость брака - IX, 45-47. * В указателях даются номера глав и стихов. В указателе А приводятся только те стихи, где содержится основной материал о предмете. Брахманы. Происхождение-1, 31, 87, 93; III, 197, 199; XII, 48. Обязанности - 1, 88, 102-110; II, 78, 87, 135, 139, 1в6; III, 64-65, 150-166; IV, 2-31; VIII, 102, 339; X, 1-2, 74-76, 81-94, 101-114, 116-117; XI, II-23. Положение-1, 93-10!: II, 136; IV, 39, 52, 58, 135- 136, 142, 162, 165-169; VII, 37-38, 58-59, 82-86, 88. 134-135, 145; VIII, 1, II, 20, 37, 123-124, 267-269, 276, 338, 378-385; IX, 229, 235- 239, 245, 313-322; X, 3, 43; XI, 26, 31-35, 49, 55. 68, 73-90. Угощения и дары брахманам- III, 96-109, 125-129, 231: IV. 29-30, 192-197; VII, 79, 82- 86: VIU, 340. Особые обычаи- II, 31, 32, 36-46, 49, 58, 62, 65, 122-127, 155, 189, 244; 111,35; V, 83, 92, 99, 101-104; VUI, 88. 113. Браки-Ill, 13-19, 21-25, 43. См. ук. Б-Брах- ман. Бунт-V, 96.Вайщии. Происхождение-1. 31, 87; III, 197-198. Обязанно- сти-1, 90; VIII, 410, 418; IX. 326-333; X, 78-80, 98. Поло- жение-111, 110, 112; VIII, 267-268, 277, 337, 375-377, 382-385, 411-412, 418: XI, 12, 67. 88, 127. 130; XII, 72. Осо- бые обычаи - II, 31-32. 36- 39, 41-42, 44-46, 49, 62, 65, 155, 190; V, 83, 92, 99: VIII, 88, 113. Браки-Ill, 13, 21- 25, 44. См. ук. Б-Вайщии. Варны. Перечисление четырех вари - X, 4. Происхождение варн -1, 31, 87; X, 45. Смеше- ние варн-X, 57-61, 65-66. Сущность дхармы варн - X, 63. Изменение варны-X, 41- 43, 64-65. Ащрамы-VI, 87- 90. Занятия варн-1, 87-91: IV, 30; IX, 225; X, 74-117; XI, 195. См. ук. A i" Б-Ащрама, Брахман, Вайщии, Кшатрий, Щудра. Вдова. Долг верности-V, 156- 160, l'65-166. Вторичный брак-V, 161-164: IX, 69- 70, 176. Поручение (iiiyoga) _ III, 173; IX, 58-71, 120-121. 145-147, 159, 162-165, 167, 175-176, 190-191. Веда. Определение-II, 10. Про- исхождение -1,23; XII, 49. Значение-1, 21; II, II, 28, 107, 156-158; III, 63, 66, 161; IV, 163; XI, 51, 57, fiO. 246- 247. 264: XII, 94-104. Источ. пик дхармы-II, 6-15. Изу- чение и чтение-II, 70-74, 105-106, 116, 164-168; III, 70, 74, 81, 151; IV, 17-20, 35, 58, 95-127, 145-149; V, 145; VI. 8, 36-37, 83; VII, 43; X. 1, 75-78; XI, 246-247; XII, 83. См. ук. Б-Веда. Века (юги) - 1, 68-73. 81-86: IX, 301-^02. См. ук. Б-Два. пара. Кали, Крита. Трета. Великий атман-1. 15, 54. CM. Высший атман. Великий и непостижимый-XII, 50. Великое жертвоприношение-II, 28; III, 67, 60, 71. Вклады-VIII, 4, 149, 179-196. Владыка. Один из эпитетов Ма- ну-1, 3. Эпитет Брахмы-1, 22, 28, 32, 91: VII, 3, 14. Эпи- тет Бхригу - V, 2. Владыка богатств (эпитет бога Куверы)-У, 96; VII, 4. Владыка вод (эпитет бога Вару- ны) -III, 87. Вода. Неделимость воды - IX, 219. Значение-111, 163; IX, 281; XI, 164. Запрещение за- грязнения-IV, 46, 48, 56; XI. 174. Наказания за кражу и т. п.-111, 163: IX, 281. Вождь-VII, 17, 25. Возмещение ущерба, причиненно- го: перевозчиком - VIII, 408, 409: скотом-VIII, 240-242: в результате членовредитель- ства-VI II, 287; человеку повозкой-VIII, 290-298: имуществу-VIII, 285, 288- 289; IX, 279, 281, 285, 289, 291. Война. Занятие кшатрия-VII. 87-89, 99-101, 110: X, 79. Под- готовка войны-VII, 102--107, 158-180. Ведение войны - VII, 181-200. Правила сраже- ния-VII, 90-93. Поведение в завоеванной стране-VII. 201- 208. Войско - см. Война. Воры. Три разновидности - IX. 256-260. Обнаружение и нака- зание-VIII, 301-302; IX, 237, 252-255, 261-2"3, 312. Поло- жение воров-III, 150; IV, 210: VIII, 67, 345. Покаяние-XI, 100-103, 162-170. Посмерт- ною- воздаяние-XII, 57, 59-- 69. См. Кража. Выгон-VIII, 237. Всевышний-1, 80; II, 77. Высшая дхарма-11, 237-238. Высший атман-VI. 65. См. Ве- ликий атман. Город. Значение-VII, 181, 185, 294-295. Основание - Vli, 70-76; VIII, 237. Администра- ция в городе-VII, 119-121. Наказания за разрушение городских укреплений-IX. 289. Гйтера-IV, 209, 219. Гость. Определение - III, 102- 103, 110. Прием гостя-Ill, 99-113; IV, 29. Угощение го- стя-Ill, 70, 72-74, 80, 94. 100, 115, 118; VI, 7-8. Грабеж. Как объект судебного разбирательства - VIII, 6. Определение-VIII, 332. Борь- ба с грабежами - IX, 261-269. 274-276. Посмертное воздая- ние -- XII, 68. Гиакица (земельного владения). Споры о границах- VIII, 6, 245-266. Постоянный харак- тер границы-VIII, 149. Нака- зание за уничтожение погра- ничного знака-IX, 291. Грехи. Общая классификация - XI, 55-71. Великие грехи - IX, 235; XI, 55. Наказания за грехи-VIII, 380-381; IX, 235-242; XI, 55. Посмертное воздаяние-.XI, 49; XII, 54- 58. Вторичные грехи-XI. 60- 67. См. Покаяние. Гумно-XI, 115. Гуру. Определение-II, 142. 149. Обязанности-И, 69, 159-161; IV, 164. Отношевие к гуру - II, 231-235; III, 110, 119, 148. 153; IV, 130, 162, 251-252; VIH, 275; XI, 56; XII. 83. Пре- любодеяние с женой гуру - IX. 235, 237-, XI, 49, 104-107; XI 1. 58. Плата гуру за обучение - II, 245-247; III, 95. См. Учи- тель, в ук. Б - ГУРУ- Дваждырожденные. Определение- II, 169; X, 4. Местожительст- во-11, 17-24. См. ук. А и Б - Брахман, Вайшии. Варны, Кшатрий. Деревня. Границы-VIII. 237, 245-265. Администрация-VI I, 114-120. Документы письменные-VIII, 168, 255; IX, 232. Долги. Взыскание долга-VIII, 4, 47- RO, 139-143, 151-155, 158-166, 176-177. Неуплата долгов как грех -XI, 66. Долг риши, предкам и богам - IV, 257; VI, 35-37. Должник-VIII. 17-48. 50, 52, 166, 177. Дочь. Положение в семье - IV. 180, 185; IX. 130. Право насле- лования-IX, 118, 131, 192- 193, 195, 198. Выдача замуж - IX, 4, 88-89, 94. Право выбо- ра мужа-IX, 90-93. Прода- жа дочери-Ill, 29, 31; VIII. 204.




Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 287 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...