Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Этим свойством за Богом отрицается зависимость от пространства как формы существования изменчивого бытия.
“Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там, сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря” (Пс. 138, 7–10).
Вездеприсутствие как свойство существа Божия означает, что Бог проникает все существующее, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто.
Божественное вездеприсутствие не означает, что Бог “разлит” в мире таким образом, что каждая частица Вселенной соответствует некой части Божества. Бог пребывает мне мира. Св. Иоанн Дамаскин говорит, что
“Все отстоит от Бога не местом, а природой”32.
“Ибо велико и непроходимо расстояние, отделяющее несозданное естество от всякой созданной сущности”33.
Однако запредельный миру по сущности, Бог во всем присутствует в Своих действиях:
“Бог во всем пребывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему собственному естеству”34.
Как свободно-разумное существо, Бог личностно присутствует в каждой частице мира. Но, будучи существом свободным, Бог волен по-разному проявлять Себя в разных частях мира. Этим обусловлено существование мест особого Божественного присутствия, в которых присутствие Божие переживается человеком в большей степени. Согласно Священному Писанию, такими местами являются:
- небеса (Пс. 113, 24);
- храм (3 Цар. 9, 3);
- человек, который может стать, по выражению апостола, храмом Божиим (2 Кор. 6, 16).
Могут быть и другие места особого присутствия Божия, так называемые “святые места”.
Самый способ присутствия Божия в мире недоступен нашему пониманию. Свт. Иоанн Златоуст говорит:
“Что Бог везде присутствует, мы знаем, но как — не постигаем: потому что нам известно только присутствие "чувственное” и не дано разуметь вполне естества Божия”. 35
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 222 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!