Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гл. 3. Обещания Ленина. 12 страница



Проследим со­бы­тия по днев­ни­ко­вым за­пи­сям на­хо­дя­ще­го­ся в это время в Петрограде ев­рейского ис­то­ри­ка С. М. Дуб­но­ва:

«4 марта… В Кронштад­те восстание матро­сов, принявших ре­зо­лю­цию эсе­ров».

«6 марта… Сего­дня мне пе­ре­да­ли крон­штадтскую ре­зо­лю­цию, что требо­ва­ния её са­мые умеренные: не уч­ре­ди­тель­ное со­бра­ние (это уже прохо­ди­ли в конце 1917-го), а толь­ко свободные вы­бо­ры в Сове­ты на ос­но­ва­нии из­би­ра­тель­но­го права для всех трудя­щихся с тайным го­ло­со­ва­ни­ем. И да­же эту ре­зо­лю­цию советская власть от­верг­ла и запрещает её публиковать».

«9 марта. Уже два дня бомбарди­ру­ет­ся Кронштадт…»

После старательной бомбарди­ровки войска Цен­трожи­да по­шли на штурм. Но крон­штадтцы оказали упор­ное со­противле­ние — по­не­ся боль­шие потери, советские войска вынуждены бы­ли отступить.

Туха­чевскому по­ка­за­лось, что его красногвардейцы не усердно бе­гут в атаку и за­крались у не­го по­дозре­ния. — На вся­кий случай по­сле за­хлеб­нувшейся атаки он де­монст­ра­тивно расстре­лял не­сколько де­сятков крас­но­ар­мейцев, чтобы ос­таль­ные в следую­щем штур­ме бы­ст­рее бе­жа­ли под пу­ля­ми по льду. Фашист, есть фа­шист…

«18 марта. Кронштадт взят, ус­ми­рен, за­лит кровью… В те­че­нии двух су­ток он об­стре­ли­вался из 12-дюймо­вых орудий, крас­ные на­ко­нец во­рвались в крепость под ураганным ог­нём, громоздя ку­чи трупов на пу­ти. Гна­ли в бой надежные войска башки­ров…» — зафиксировал в днев­ни­ке С. М. Дуб­нов.

Трудно и страшно во­об­ра­зить — что твори­лось в Кронштад­те по­сле его за­хвата Красной ар­ми­ей. Библейские стра­шилки об Апокалипсисе и по­след­нем дне че­ло­ве­че­ст­ва блек­нут пе­ред со­вершавшимся звер­ст­вом.

Извест­ный амери­канский со­циолог русского проис­хо­жде­ния, живший в то время — Пити­рим Соро­кин пи­сал об этих ад­ских днях в Кронштад­те –

«Три дня латышское, башкирское, венгерское, татарское, русское и международное от­ре­бье, свободное от всех ог­ра­ни­че­ний, обезумевшее от кровавой по­хо­ти и спиртного, убивало и на­си­ло­ва­ло».

Обра­щаю внима­ние, во-первых, мы очередной раз ви­дим ев­рейского фа­ши­ста Туха­чевского ру­ко­во­ди­те­лем кровавой расправы в Рос­сии, — во-вторых, особо об­ра­щаю внимание на упор­ную «тихую» идео­ло­ги­че­скую борь­бу ев­рейского со­об­ще­ст­ва в со­временной Рос­сии в XXI веке — ко­гда, на­пример, в созданном в 2004 г. еврейским продюсером и еврейским режиссером филь­ме «Дети Арба­та» — ев­рейский фа­шист Туха­чевский по­ка­зан совершенно по­ло­жи­тель­ным ге­ро­ем, не­винной жерт­венной ов­цой ти­ра­на Ста­ли­на.

Понятно, что Кронштадт с са­мо­го на­ча­ла был об­ре­чён на по­ра­же­ние, не толь­ко си­лы бы­ли неравные, но и ждать массо­вой поддержки восстания со сторо­ны на­се­ле­ния бы­ло ил­лю­зи­ей — за три с по­ло­ви­ной го­да за­хват­чи­ки Рос­сии вогнали почти в каждого россиянина животный страх.

Во время штур­ма Кронштадта 8 ты­сяч его защитников со своим ру­ко­во­дством: пред­се­да­те­лем ВРК Пет­ри­ченко и на­чаль­ни­ком артиллерии А.Н.Козловским под покровом но­чи уш­ли по льду в Финляндию. Те же, кто не за­хо­те­ли уй­ти и уцелели по­сле взя­тия Кронштадта красными, по­том горь­ко об этом жа­ле­ли — после убийств, пыток и изнасилований после захвата Кронштадта Советской властью бы­ли расстре­ля­ны 2100 крон­штадцев, бо­лее 6 ты­сяч по­па­ли в советские конц­ла­ге­ря и тюрь­мы под пытки и из­де­ва­тель­ст­ва крас­ных комиссаров.

Цен­трожид пытался из­влечь урок из антисоветских восстаний и немного из­ме­нить своё ли­цо — М.Агурский от­ме­чал: «преоб­ла­да­ние ев­ре­ев в ру­ко­во­дстве петро­град­ской (партийной) ор­га­ни­за­ции… стало, ви­ди­мо, столь одиоз­ным, что Политбю­ро, учиты­вая уроки Кронштад­та и ан­ти­се­митских на­строений в Пет­ро­граде, ре­ши­ло на­править ту­да не­сколько русских членов партии, прав­да, ис­клю­чи­тель­но с пропа­ганди­ст­ской точки зрения» (С).

А.Сол­же­ни­цын к это­му добавляет — «Так, вместо Зори­на-Гом­берга секретарем губко­ма был на­прав­лен Угла­нов, вместо Три­лиссе­ра — Кома­ров, в ЧК — Семе­нов. Но Зиновь­ев объя­вил но­вой груп­пе войну и об­жа­ло­вал ре­ше­ние Политбю­ро». Мы ви­дим на­циона­ли­стиче­скую шовинистическую по­зи­цию Зиновьева и тех, кто его поддержал.

Одно­временно Цен­трожи­дом бы­ла прове­де­на разъяснительная ра­бо­та с народом, чтобы скрыть народный характер восстания, ко­то­ро­му объясни­ли - восстание подго­то­ви­ли иностранные разведки вместе с мень­ше­ви­ка­ми и эсе­ра­ми.

Ссылка на по­след­них бы­ла не случайной, ибо да­ва­ла право Цен­трожи­ду произ­ве­сти окон­ча­тель­ную чи­ст­ку идео­ло­ги­че­ских противников коими те­перь на по­след­нем эта­пе просто счита­лись люди, имею­щие своё иное мнение и не по­бе­жавшие сразу на по­клон к за­хват­чи­кам, со­хранившие своё досто­ин­ст­во — хо­ро­шим приме­ром это­му явля­ет­ся фи­ло­соф Бер­дя­ев. Поэто­му на­равне с массо­вы­ми расстре­ла­ми ин­телли­генции бы­ла ор­га­ни­зо­ва­на и массо­вая вы­сылка из Рос­сии многих бывших об­ще­ст­венных дея­те­лей, бывших со­юзни­ков, учё­ных, фи­ло­со­фов. Эту обширную те­му мы рассмот­рим в следую­щей главе.

Гла­ва 13. Идеологические за­чи­ст­ки захватчи­ков. Голод.

Как мы ви­де­ли из свидетельских по­ка­за­ний С. М. Дуб­но­ва — эсе­ры принимали участие в волне­ни­ях 1921 г. И хо­тя они это де­ла­ли осторожно, не афишируя, то смеш­но бы­ло бы на­де­ять­ся, что ЧК и Цен­трожид это­го не за­ме­тят.

И здесь следует сделать важное за­ме­ча­ние — до сих пор почти все исследователи ис­то­рии совершают ошиб­ку в клас­си­фи­ка­ции по­ли­ти­че­ских сил то­го времени или по инер­ции пользуются клас­си­фи­ка­ци­ей советских идео­ло­гов. — Кто та­кие мень­ше­ви­ки и эсе­ры? А кто та­кие — ка­де­ты? — Особенно ес­ли мы от­но­сим эти вопросы к 1920–1921гг..? Уве­рен, здесь у обыч­но­го че­ло­ве­ка, пы­таю­ще­го­ся разобраться в ис­то­рии, возникает не­ма­лая пу­та­ни­ца. После 70 лет советской власти у подавляющего ко­ли­че­ст­ва российских граждан мень­ше­ви­ки, эсе­ры и ка­де­ты ассоциируются как враги советской власти, идео­ло­ги­че­ские по­во­ды­ри бе­ло­го движения.

В на­шем исследовании мы ви­де­ли — кто та­кие бы­ли ка­де­ты (они же и эсе­ры) до 1917 г. Это бы­ла партия еврейской ин­телли­генции в главе с Вина­ве­ром и Сли­оз­бергом, где за ку­ли­са­ми её дея­тель­но­сти ак­тивное участие принимал С.М.Дуб­нов и ему подобные. Да, кто-то из со­временных оп­по­нентов на­зо­вёт па­рочку русских фа­ми­лий, ко­то­рые не иг­ра­ли ре­шаю­щей ро­ли. — Но кто из этих русских остался в Рос­сии или в жи­вых до 1921 г.?

А кто та­кие мень­ше­ви­ки в рассмат­ри­ваемый на­ми пе­ри­од, а не на том да­лё­ком съез­де РСДРП? — Бронштейн (Троцкий) был мень­ше­ви­ком? — Да, был. А Каменев и Зиновьев часто за­ни­ма­ли мень­ше­ви­ст­ские по­зи­ции? — Да, часто. А разве можно се­бе пред­ставить Советскую власть Цен­трожи­да без этих трёх фа­ши­стов? — Конечно, нет.

Меньшевики, уже давно слились с Лениным, стали ленинцами — боль­ше­ви­ка­ми, а многие из них по­ки­ну­ли Рос­сию задолго до рассмат­ри­ваемых на­ми со­бы­тий.

Особенно к 1920–1921 гг. правильнее рассмат­ри­вать по­ли­ти­че­ские си­лы в Рос­сии — как еврейское со­об­ще­ст­во, в ко­то­ром бы­ли разные взгля­ды на даль­нейшее устройст­во Рос­сии по­сле захвата в этой стра­не власти. Мы ви­де­ли — как все еврейские ор­га­ни­за­ции друж­но по­мо­га­ли захватить власть партии Ленина в октябре 1917 г. И мы ви­де­ли разборки между ни­ми ле­том 1918 г. — ко­гда бы­ло совершено по­ку­ше­ние на са­мо­го Ленина, затяжные разборки за власть с Бун­дом и т. д.

Фак­ти­че­ски в Рос­сии на по­ли­ти­че­ской арене в 1922 г. бы­ли две еврейские группировки. Одна еврейская группировка во главе с Уль­я­но­вым-Бланком (это члены его партии РСДРП и к ним примкнувшие), ко­то­рая сыграла ве­ду­щую роль в захвате власти в 1917 г., но не принимала сколь значительного участия в терро­ри­стиче­ской войне 1901–1906 гг. и в попытке захватить власть в этот пе­ри­од. И бы­ла другая еврейская группировка, в ко­то­рую входили не члены РСДРП, а члены огромной национальной еврейской ор­га­ни­за­ции Бунд, ка­де­ты и члены много­численных сионистских партий и ор­га­ни­за­ций. Эта группировка принимала са­мое ак­тивное участие в терро­ри­стиче­ской войне 1901–1906 гг. и в попытке го­су­дарст­венно­го пе­ре­во­ро­та в этот пе­ри­од, принимала са­мое ак­тивное участие в Фев­раль­ской ре­во­лю­ции и в своем большинстве бы­ла до­воль­на её ре­зуль­та­та­ми и не со­би­ра­лась даль­ше «углублять» свою власть над Рос­си­ей, но ко­то­рая по­мо­га­ла Ленину и Бронштейну в захвате власти в ок­тябре 1917 г. Эта вторая ев­рейская груп­пи­ровка не же­ла­ла ни­ка­ких экс­пе­ри­ментов над Рос­си­ей — хо­те­ла по­стро­ить в ней власть по приме­ру ев­ро­пейских го­су­дарств, и бы­ла против тех крова­вых ме­то­дов унич­то­же­ния русского на­ро­да, ко­то­рые приме­ня­ли боль­ше­ви­ки во главе с Лени­ным и Бронштей­ном.

Эту по­зи­цию в об­щих чертах мы хо­ро­шо ви­де­ли в хо­де исследования у С.М.Дуб­но­ва: с од­ной сторо­ны — не­на­висть к российской монархической власти и стра­ст­ное же­ла­ние свергнуть её, и с другой сторо­ны — неприятие планов и кровавых ме­то­дов боль­ше­ви­ков, и попытки отобрать у них власть или часть власти.

Ранее мы уже ви­де­ли — как в тя­жё­лый для Советской власти пе­ри­од по­сле по­ку­ше­ния на Лени­на и во время на­ступле­ния ар­мий Дени­ки­на произош­ла со­ли­да­ри­за­ция многих ев­рейских ор­га­ни­за­ций с Советской властью, ко­то­рые пришли к ней на по­мощь и пополнили её кадры. На по­мощь советской власти пришли бо­лее по­ло­ви­ны 400 ты­сячной ор­га­ни­за­ции Бунд.

А.Сол­же­ни­цын в своем исследовании ци­ти­ру­ет и признание Российской Еврейской Энцикло­пе­дии — «Укре­пле­нию по­зи­ции ев­секции… способст­во­вал распад ря­да старых ев­рейских по­ли­ти­че­ских партий… Бунд, сиони­сты-со­циали­сты и по­алейциони­сты раско­ло­лись, и значи­тель­ная часть их во­ждей пе­ре­шла в ла­герь по­бе­ди­те­лей и отреклась от идей де­мо­крати­че­ского со­циализма».

Легкость, с ка­кой многие еврейские дея­те­ли пе­ре­хо­ди­ли в управленче­скую партию Ленина просто по­тря­са­ет и приво­дит к мысли о боль­шой условности ярлы­ков: мень­ше­вик, эсер, сионисты и т. п..

В этом ис­следо­ва­нии уже не раз приво­ди­лись фа­ми­лии ли­де­ров пе­ре­шедших к Лени­ну, можно ещё на­помнить или до­ба­вить пе­ре­шедших из Бун­да — М. Рафес, А. Вайнштейн, М. Лит­ва­ков, М. Фрумкин-Эстерь, Изра­иль и Гри­го­рий Леплевские, Соло­мон Кот­ляр, Абрам Хей­фец, Давид Заслав­ский — всего пе­ре­шло бо­лее двух с по­ло­ви­ной ты­сяч из­вест­ных дея­те­лей.

«Нема­ло мы знаем и мень­ше­ви­ков, перешедших к боль­ше­ви­кам… — от­ме­ча­ет Сол­же­ни­цын, — «Примк­нул» Борис Магидов (по­шёл (сразу!) на­чаль­ни­ком по­литот­де­лов 1-й ар­мии, за­тем всего Донбасса, секретарем Пол­тавского, Самарского губко­мов…) Пря­мые перебежчики бы­ли: Абрам Дебо­рин (по­шёл по верши­нам крас­ной профессу­ры, и всем нам мо­ро­чил го­ло­ву диама­том — истма­том); Александр Гой­барг… Из пе­ре­мётчи­ка от эсе­ров можно от­ме­тить Яко­ва Лив­ши­ца (с 1919 г. — зампред Чер­ни­говской Губ­че­ка, по­том Харьковской, за­тем и пред­се­да­тель Киев­ской Губ­че­ка…

Из пе­ре­бежчи­ков от анар­хокомму­ни­стов вы­де­лился Лазарь Коган, ко­то­рый возглавил ар­мейский особый от­дел, за­тем был пом. Нач. войск ВЧК, а с 1930 — на­чаль­ник ГУЛага, с 1931 — возглавил Бело­морст­рой НКВД».

Желаю­щие мо­гут найти много интересных подобных биографий в исследовании А. Сол­же­ни­цы­на.

В этих биографи­ях ев­рейских дея­те­лей в Рос­сии броса­ет­ся в глаза не толь­ко лёгкость пе­ре­хо­да, но и, во-вторых, — до­ве­рие им сразу вы­со­ких по­стов в Советской власти, и в- третьих, — сколько эти де­мо­краты всех на­званий крича­ли о свобо­де, правах граждан и т. д. — за­тем пе­ре­хо­ди­ли на ра­бо­ту в Цен­трожид и становились кровавыми па­ла­ча­ми россиян, где ни о ка­ких свободах и правах и ре­чи быть не могло.

Еврейская национальная партия «Фарейникте» пе­ре­шла на служ­бу к Бронштейну и Ленину и стала на­зы­вать­ся «Ком­фа­рейнике».

Те же представители еврейских ор­га­ни­за­ций, ко­то­рые не вы­ра­зи­ли полную солидарность с Лениным и Бронштейном и не по­шли к ним служить — подверга­лись различного ро­да го­не­ни­ям и ре­прес­си­ям. Например, — из днев­ни­ков С. М. Дуб­но­ва можно уз­нать, что ему Советская власть пред­ла­га­ла различные долж­но­сти в универси­те­тах, но он мягко от этих пред­ло­же­ний ук­ло­нялся. И в ре­зуль­та­те в 1922 г. С. М. Дуб­нов вместе со многими подобными по­ки­нул Россию, к на­ше­му боль­шо­му со­жа­ле­нию, ибо в на­шем исследовании ис­то­рии Рос­сии он был ценным авторитетным свидетелем.

Зато благодаря ему мы уз­на­ем лучше о процессах проис­хо­дя­щих в Гер­ма­нии…

Из ос­тавшихся мень­ше­ви­ков, на­пример, в 1921 г. по­ки­нул Рос­сию Чхе­ид­зе Кар­ло Семё­но­вич.

Сто­ит от­ме­тить, что с мо­мента по­ку­ше­ния на Лени­на Советская власть по­немно­гу придавли­ва­ла своих со­юзни­ков, - в ию­не 1919 г. по ре­ше­нию боль­ше­ви­ков бы­ло распу­ще­но центральное бю­ро ев­рейских об­щин — за то, что они бе­зо­го­во­рочно не признава­ли боль­ше­ви­ков.

Исхо­дя из национального состава Цен­трожи­да, — ка­де­ты в октябре 1919 г. на своей конфе­ренции в Харькове потребовали от ев­ре­ев «объявить беспо­щадную войну тем элементам еврейства, ко­то­рые ак­тивно участвуют в боль­ше­ви­ст­ском движении». Но ни­ка­кой войны, и да­же бойко­та не бы­ло…

Зато из­вест­ную русскую ка­детку Кус­ко­ву Ека­те­ри­ну Дмитриевну (1869–1958 гг.), ко­то­рая 1921 г. пы­та­лась спасти часть своего русского на­ро­да от го­ло­да и бы­ла ор­га­ни­за­то­ром гуманитарной ор­га­ни­за­ции «Все­российского ко­ми­те­та по­мо­щи го­ло­даю­щим» — «Пом­го­ла» — Цен­трожид за «ненадобностью» и за «вред­ную дея­тель­ность» вы­слал из Рос­сии в 1922 г., а сам «Пом­гол» ликвидировал ещё ле­том 1921г.

Цен­трожид же ещё с октября 1917 г. периодически прикрывал различные еврейские га­зе­ты, ко­то­рые упор­но опять возникали. В ап­ре­ле 1920 го­да Все­российский сиони­ст­ский конгресс был Советской властью ра­зо­гнан. Похоже, — Советская власть не хотела, чтобы ев­реи уезжали из Рос­сии в Пале­стину.

Поскольку по Кар­лу Мар­ксу — прес­са, пропа­ганда и агитация за­ме­ни­ли со­бой ре­ли­гию, а в бурных со­бы­ти­ях в Рос­сии в на­ча­ле XX века в конкурентной борь­бе с ре­ли­ги­ей за умы и ду­ши россиян они одер­жа­ли явную по­бе­ду, то марксисты-захватчики, придя к власти, вся­че­ски до­би­ва­ли это­го идеологического конку­рента-религию и их представителей неза­ви­си­мо от ве­ро­ис­по­ве­да­ния. Под эту гребенку по­пал и древ­ний язык ив­рит как но­си­тель ре­ли­ги­оз­но­го слова.

В 1920–1922 гг. Цен­трожид за­крыл да­же не­ко­то­рые ре­ли­ги­оз­ные школы — хе­де­ры и ие­ши­вы, и да­же не­сколько си­на­гог. Но это бы­ло толь­ко формальное обозначение борь­бы в от­ли­чие от крова­вой расправы с христиан­ст­вом в Рос­сии: с право­слави­ем и ка­то­ли­цизмом.

Например, Сол­же­ни­цын указы­ва­ет в своём ис­следо­ва­нии — что в 1923 г. бы­ло 495 школ на идише, а к 1930г их число увели­чи­лось до 900; а как ут­верждает КЕЭ — «число си­на­гог к концу 1920 –х увели­чи­лось по срав­не­нию с 1917 г.».

Модерни­зи­ро­ванный ев­ро­пейский идиш как язык еврейских масс по­лу­чил у ле­нинцев право на жизнь. Как ут­верждает КЕЭ — в 20-е и в 30-е го­ды в еврейской столи­це Рос­сии — Одессе идиш был «основным язы­ком во многих го­су­дарст­венных учреждениях». А са­мое боль­шое торжество бы­ло в захваченной ещё при монархии Белоруссии, в ко­то­рой в на­ча­ле 20-х го­дов идиш был объявлен го­су­дарст­венным язы­ком. Об этом по­че­му-то ни­ко­гда не пи­са­ли коммунисты — советские идео­ло­ги.

По данным амери­канского ис­следо­ва­те­ля Норы Левин го­родские со­ве­ты в не­ко­то­рых го­родках Украины и Бело­руссии (как, на­пример — Бер­ди­чев и Боб­руйск) да­же ве­ли делопроизводство на идише — в 1927 г. это бы­ло в 130 го­ро­дах СССР, а в 1932 — уже 168 го­ро­дах СССР.

Фак­ти­че­ски Бело­руссия бы­ла Еврейской Советской республи­кой. Этим гордятся ев­реи и сейчас, на­пример, — в 2004 го­ду глав­ный редактор российского журнала «Кор­ни» Семён Авгу­стевич в статье па­мя­ти ев­рейского пи­са­те­ля из Бело­руссии Мои­сея Тей­фа пи­шет —«Пер­вые ре­во­лю­ци­он­ные го­ды ок­ры­ля­ют мальчишку. Он пи­шет стихи о Ленине, о крас­ных конни­ках, о ро­манти­ке проле­тарского труда. Ря­дом с ним его друзья-ро­весни­ки — белорусские еврейские по­эты и пи­са­те­ли.

В те го­ды Белоруссия бы­ла страной, разви­то­го идиша. Идиш гордо красовался на республиканском гербе, на идише вы­хо­ди­ли молодежные и взрослые га­зе­ты и журналы».

Если идиш «гордо красовался на республиканском гербе» Белоруссии — это значит многое…

Естественно, — расцвет ев­рейского об­ще­ст­ва, его куль­ту­ры был и в захваченной Рос­сии.

С 1918 г. в Рос­сии на­чал функционировать ЕНУ — Еврейский народный универси­тет, в Питере — ИВЕЗ — Институт высших еврейских знаний, и ещё около 40 еврейских пе­да­го­ги­че­ских техникумов по подготовке национальных кадров.

Рас­цвели ев­рейские по­эты и пи­са­те­ли — Давид Гоф­штейн, Лейб Квитко, Дер Нис­тор, Мои­сей Кульбак, Перец Мар­киш, Давид Бер­гель­сон. Еврейская ли­те­ра­ту­ра в Рос­сии-Сио­не бурно разви­ва­лась, на­столько бурно, что да­же боль­ше­ви­ст­ские идео­ло­ги позд­не­го пе­риода не могли об этом не сказать —

«Наи­бо­лее точно глав­ную особенность антисионистской ли­те­ра­ту­ры это­го периода оценил профессор А.М.Малашко в преди­словии к книге В.Я.Бегуна “Пол­зу­чая контрре­во­лю­ция”. Он отме­тил, что в 1920-е го­ды борь­ба против сионизма в значи­тель­ном объеме бы­ла от­да­на са­мим сионистам — еврейским секциям РКП (б)… В ра­бо­те ев­секций су­ще­ст­во­ва­ли просиони­ст­ские тенденции» — от­ме­чал «ге­ни­альный» ме­тод борь­бы с сионизмом в своём исследовании Рома­ненко.

«Быв­шим Бундовцам, пробравшимся на видные по­сты в секциях, удалось прота­щить в со­ветскую ис­то­ри­че­скую ли­те­ра­ту­ру апологетическое толкование сионизма» — от­ме­чал А. М. Малашко.

С 1920 г. ра­бо­та­ло в Рос­сии-Сио­не Еврейское Исто­ри­ко-Этно­графи­че­ское об­ще­ст­во, из­да­ва­лись: «Еврейский вест­ник» и «Еврейская ле­то­пись», с 1916 г. действовал Еврейский этно­графи­че­ский му­зей. «Дер Эмес» с 1920 по 1938 гг. дейст­во­ва­ло 34 из­да­тель­ст­ва на идише.

С 1921 г. ра­бо­тал Еврейский Камерный те­атр во главе с Александром Гра­новским, а в 1925 г. этот те­атр переименован в Госу­дарст­венный Еврейский те­атр СССР, ко­то­рый в 1928 г. отправился на длитель­ные зарубежные га­ст­ро­ли и не вернулся в СССР. Вто­рой еврейский те­атр но­сил название — «Габи­ма». А в русских те­ат­рах процвета­ли Мей­ер­хольд и Миха­элис. «Славный» Мей­ер­хольд по­ставил в 1923 го­ду по­становку «Зем­ля ды­бом», посвященная прославлению фа­ши­ста Бронштейна-Троцкого.

В СССР не­за­ви­си­мо от ТАСС су­ще­ст­во­ва­ло от­де­ле­ние всемирно­го Еврейского Теле­граф­но­го Агент­ст­ва. В США го­то­ви­ли к пе­ча­ти хвалебные книги о Бронштейне. А в Советской Рос­сии Фрумки­на го­то­ви­ла к из­да­нию на ев­рейском язы­ке 8-ми томное из­да­ние ра­бот Лени­на.

А слав­ные со­ветские — ев­рейские ху­дожни­ки за­пе­чатле­ва­ли своих ку­ми­ров и комму­ни­стиче­ские идеа­лы на ве­ка — Иса­ак Израиле­вич Бродский, ко­то­рый те­перь преподно­сит­ся как «ве­ли­кий» ри­су­ет — «Ленин в Смоль­ном» и «Демонст­ра­ция»; К. С. Мале­вич — «Ска­чет крас­ная конни­ца», Н. И. Альтман — «Пет­ро­комму­на»; на­чи­на­ют своё восхождение — Борис Иогансон, Авраам Архипов, Д. П. Ште­ренберг.

Говоря о художниках, не­об­хо­ди­мо вспомнить пророческую карти­ну М.Шага­ла созданную ещё в 1915 го­ду — «Красный ев­рей», — всмотритесь в неё внимательно.

Еврейские художники пи­са­ли порт­ре­ты высшего эше­ло­на Цен­трожи­да, а еврейские режиссеры снимали филь­мы о Ленине и о се­бе.

А. Ромм (Роом) го­то­вить­ся к съемкам филь­ма — «Евреи на земле», а режиссер Дзи­га Вер­тов — «Три песни о Ленине», «Ленинская ки­но­прав­да», «Шагай Совет», — он же по утверждению Сол­же­ни­цы­на «ру­ко­во­дил киносъемкой ра­зо­ре­ния мо­щей Сер­гия Радонежского».

В та­ком же клю­че ра­бо­та­ли и другие из­вест­ные режиссеры — Л. Трауберг, Ф. Эрм­лер, Ю. Рай­зман, Сер­гей Эйзенштейн, о твор­че­ст­ве ко­то­ро­го Сол­же­ни­цын за­ме­тил — «безответственное вы­ши­ва­ние по русской ис­то­рии, взвинчивание проклятий на старую Рос­сию, с измышленным «кинематографическим ак­сессуаром»: как будто бы накрыли толпу матросов брезентом для расстре­ла (и во­шло в ми­ро­вое созна­ние как ис­то­ри­че­ский факт) да «из­биение» на одес­ской ле­ст­ни­це, ка­ко­го не бы­ло».

Чуть позже эту тради­цию продолжил Алексей Каплер и его филь­мы: «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 го­ду». Вспом­ни­те, — в этих филь­мах фа­шист Ленин, за­хвативший власть в Рос­сии и по­гу­бивший миллионы русских, пред­став­лен как ми­лый чу­да­ко­ва­тый, эксцен­тричный и ге­ни­альный де­душка. Точ­но та­ким же чуть позже (и до на­ших дней) был пред­став­лен предавший США ра­ди «своих» Аль­берт Эйнштейн, за­гу­бивший не­винно свою дочь; чувст­ву­ет­ся в обоих случа­ях один и тот же подчерк по созда­нию по­ло­жи­тель­но­го имид­жа…

Советский ки­не­ма­то­граф стал мощным орудием пропа­ганды и лжи. Интересно, что СССР, Советской власти нет уже 15 лет, а со­временные демократы в Рос­сии го­во­рят о еврейских режиссерах ставившие много­численные хвалебные филь­мы о за­хват­чи­ках Рос­сии — как о ве­ли­ких и выдающихся.

На фо­не та­ко­го пышно­го расцвета еврейской куль­ту­ры в за­хваченной Рос­сии Советской властью по­давля­лась куль­ту­ра ко­ренно­го за­хваченно­го на­ро­да — русского. В 1923 г. Советская власть за­прети­ла по­становку пяти опер в Большом те­ат­ре, ко­то­рые признали патриоти­че­скими — это та­кие оперы как «Сне­гу­рочка» и «Сказки о ца­ре Салтане».

В эти го­ды комиссарами Цен­трожи­да бы­ли це­ле­на­прав­ленно убиты та­кие мысли­те­ли как Н.С.Гумилев, Ганин, Таганцев, а из Рос­сии вы­гнали многих выдающихся национальных мыслителей, как, на­пример. — Л. П. Кар­са­ви­на, Н. А. Бердяева, П. А Сорокина, С. Н. Бул­га­ко­ва. Ком­менти­руя эти репрессии, Бронштейн-Троцкий подчёрки­вал гу­ма­ни­тарный ха­рактер этой ак­ции, что Советская власть де­ла­ет доброе де­ло, иначе власть вы­ну­жде­на бы­ла бы расстре­лять этих мысли­те­лей по за­ко­нам во­ен­но­го време­ни. Характер преследо­ва­ний был то­таль­ный и край­не подлый, на­пример, ко­гда под вы­мышленным пред­ло­гом за­хват­чи­ки расстре­ля­ли му­жа Мари­ны Цве­таевой по­эта Нико­лая Гуми­лё­ва, то по­сле это­го их 9-летне­му сы­ну, бу­ду­ще­му вы­даю­ще­му­ся русскому учё­но­му Льву Гуми­лё­ву, как сы­ну врага не да­ли в школе учеб­ни­ки.

Уста­лый от преследований Сер­гей Есе­нин в декабре 1923 г. пи­сал: «Не бы­ло омер­зи­тель­нее и паскуднее време­ни в ли­те­ра­турной жизни, чем время, в ко­то­рое мы жи­вём».

Даже пе­вец Цен­трожи­да — М.Горький по­ки­нул Рос­сию, чтобы не на­блю­дать за творившимся кровавым беспреде­лом. И сразу вслед за ним по­ле­те­ли ехид­ные слова за­хват­чи­ков — «бывший Главсо­кол».

А в это время ра­до­ст­ные ев­реи из Бело­руссии и Украины ак­тивно пе­ре­ез­жа­ли в российские го­ро­да, особенно столичные, по­полняя кадры Советских уч­ре­жде­ний. Эту тенденцию можно увидеть на приме­ре Москвы: в 1920 г. в ней прожи­ва­ло 28 ты­сяч ев­ре­ев, а в 1923 г. — уже 86 ты­сяч, в 1926 г.—131 ты­ся­ча. А при «го­ни­те­ле ев­ре­ев» — Ста­ли­не в 1933 г. в Москве прожи­ва­ло уже 226 ты­сяч (С). Тем­пы, конечно, впечатля­ют. И это при том, что за го­ды крас­но­го террора и гражданской войны на­се­ле­ние Рос­сии со­крати­лось на 13 миллионов, на­пример, ко­ли­че­ст­во жи­те­лей Пет­ро­града со­крати­лось в бо­лее чем три раза.

«И ко­гда впоследствии сотни ты­сяч ев­ре­ев пе­ре­се­ли­лись в Москву, то на ос­но­ва­нии «на­циональ­но-персо­наль­ной ав­то­но­мии», для них бы­ли открыты школы, те­ат­ры, га­зе­ты на ев­рейском язы­ке за счёт го­су­дарст­ва… — Ни од­на друга этни­че­ская груп­па та­кой приви­ле­ги­ей не поль­зо­ва­лась, хо­тя в той же Моск­ве бы­ло очень много ук­ра­ин­цев, грузин, ар­мян», — за­ме­тил в своём исследовании Андрей Дикий.

Такой на­плыв ев­ре­ев в го­ро­да, и их привилегии, не могли быть не за­ме­че­ны другими жи­те­ля­ми, ко­то­рые естественно стали на эту те­му шептаться в очередях и на кухне. Поя­ви­лись колкие шу­точки — «Роза из Сов­нархо­за, муж Хай­ки из Чрезвы­чайки», «Чай Высоцко­го, са­хар Бродского, Рос­сия Троцко­го» и т. п. Пони­мая проис­хо­дя­щее, и же­лая пресечь разраста­ние на­родно­го не­до­воль­ст­ва, видный де­мо­крат-марксист Лурье (ко­то­рый под маской Ларин) со­ве­то­вал своим то­ва­ри­щам во власти, что не­об­хо­ди­мо предпринять — «Мы не скры­ва­ем цифры о том, что в Москве и других круп­ных го­ро­дах проис­хо­дит рост ев­рейского на­се­ле­ния», ко­то­рый «совершенно не­из­бе­жен и в бу­ду­щем», «Нельзя смот­реть на эту прак­ти­ку как что-то стыд­ное, что на­ша партия замалчивает…

Нуж­но создать в ра­бо­чей среде та­кое настроение, что вся­кий, кто выступает с ре­ча­ми против въез­да ев­ре­ев в Москву.., каждый та­кой че­ло­век, воль­но или не­воль­но, контрреволюционер». — «А контрреволюционеру — де­вять грамм свин­ца, это из­вест­но» — комменти­ру­ет инициати­ву Лурье Сол­же­ни­цын.

Заканчи­вая эту ра­до­ст­ную карти­ну по­бе­дившей на­ции, — стоит от­ме­тить, что ев­рейская мо­ло­дёжь не имела ни­ка­ких препятст­вий для по­ступле­ния в ву­зы в СССР в те го­ды, в от­ли­чие от русской. Для русских де­тей, ро­ди­те­ли ко­то­рых бы­ли из «бывших» сословий, и да­же — ес­ли этих ро­ди­те­лей уже не бы­ло в жи­вых — не имели досту­па к высшему об­ра­зо­ва­нию. Об этом с го­ре­чью вспо­ми­нал знаменитый советский академик Д. С. Лихачев («Вос­по­ми­на­ния», 1999 г.).

«Светлые» двадцатые го­ды — ох как нуждаются в трез­вой оцен­ке, — пи­шет А. Сол­же­ни­цын, — Они наполнены бы­ли жестокими преследованиями и по клас­со­во­му признаку, в том числе неповинных де­тей за прошлую, да­же невиданную ими жизнь их ро­ди­те­лей…

Так­же громили в те го­ды ус­тои и кадры русской науки во многих областях — ис­то­рии, археологии, крае­ве­де­нии, — у русских не долж­но быть прошлого.., ни ис­то­рия, ни язык это­му на­ро­ду — «ве­ли­ко­росскому» — боль­ше не нужны. В 20-е го­ды бы­ло от­ме­не­но са­мо по­ня­тие «русской ис­то­рии» — не бы­ло та­кой… Да да­же са­мо слово «русский», сказать: «я русский» — звуча­ло контрре­во­лю­ци­он­ным вы­зо­вом, это-то я хо­ро­шо помню и по се­бе, по школьно­му своему детст­ву. Но без стес­не­ния всю­ду звучало и пе­ча­та­лось: русопяты!». (Это на их Родине – России…)

«Широкий доступ в высшие и специ­альные учеб­ные за­ве­де­ния привёл к созданию не толь­ко кадров врачей, учителей и особенно ин­же­не­ров и технических работников среди ев­ре­ев, но и открыл для евреев возможность преподавательской и научно-исследовательской деятельности в универси­те­тах и других учреждениях» — пи­шет в своей книге Г. Аронсон («Еврейский во­прос в эпо­ху Ста­ли­на») (С).

«А русскую ин­телли­генцию «утю­жи­ли» ещё с 1918. В 20-х ис­клю­ча­ли из ВУЗов уже со­стоявшихся студентов — по соцпроис­хо­жде­нию: де­тей дворян, ду­хо­венст­ва, чи­новни­ков… эти ка­ры не распростра­ня­лись на ев­ре­ев как «на­цию, уг­не­тённую при царском ре­жи­ме»: ев­рейскую мо­ло­дёжь, хоть и буржу­аз­но­го проис­хо­жде­ния, свободно прини­ма­ли в ВУЗы; ев­рею прощалось, что он не пролетарий», — от­ме­ча­ет Сол­же­ни­цын.

Современный ев­рейский ис­следо­ва­тель Г. Шур­мак («Новый Мир», № 11, 1994 г.) пи­сал о 20-х — «В студенче­ских ау­ди­то­ри­ях тон часто за­да­ва­ли ев­реи, не за­ме­чавшие, что их ин­теллекту­альное пирше­ст­во идёт на фо­не опус­то­ше­ний в стане ос­новно­го на­ро­да стра­ны» (С).

Исто­ри­че­ские, фи­ло­ло­ги­че­ские и философские фа­куль­те­ты в универси­те­тах захваченной Рос­сии бы­ли уп­разд­не­ны Цен­трожи­дом в первую очередь. Затем стали препо­да­вать со­всем другую ис­то­рию и фи­ло­со­фию. Чего можно бы­ло ожидать — ко­гда в Цен­трожи­де пред­се­да­те­лем «Главнауки» был не учё­ный, а ленинский комиссар Мар­тын Ман­дель­штам (под маской — Ля­дов).

Как формировались кадры для преподавания «но­вой» ис­то­рии мы мо­жем увидеть на следующем приме­ре — Юдовский Вла­ди­мир Григорьевич (1880–1949 гг.) — сын Хер­сонского ле­со­промышленни­ка, в 1918 г. пред­се­да­тель Одесского СНК, 1920–1921 гг. секретарь сырдарь­ин­ского губко­ма и член КП (б) Туркестана, с 1923 г. он уже профессор МГУ и чи­та­ет лекции по ис­то­рии Рос­сии.

До сих пор Лени­ну в гу­ма­ни­тарную за­слугу за­считы­ва­ют Поло­же­ние ВЦИК от 30 сентября 1918 г. о «Еди­ной трудо­вой школе» по ко­то­ро­му обес­пе­чи­ва­лось бесплат­ное обуче­ние де­тей с 8 до 17 лет.

Трудно по­ве­рить - чтобы Ленин и Бронштейн в са­мый разгар крас­но­го терро­ра и гражданской войны вдруг прово­ди­ли гу­ма­ни­тарные ак­ции. Во-первых, Цен­трожид го­то­вил уже но­вые по­ко­ле­ния росси­ян, ко­то­рые не долж­ны бы­ли оказы­вать со­противле­ние Советской власти — но­вые по­ко­ле­ния долж­ны бы­ли ду­мать одина­ко­во, по-ле­нински, по­это­му в де­кабре 1918 г. декре­том ВЦИК был ра­зо­гнан как ан­ти­со­ветская ор­га­ни­за­ция Союз учите­лей Рос­сии. Ста­рые учите­ля бы­ли не нужны Цен­трожи­ду, бо­лее то­го — край­не опас­ны и вред­ны.

Кро­ме то­го, во-вторых, мы уже видели, как Ленин бился в первой по­ло­ви­не 1918 г. над проблемой не же­ла­ния ра­бо­тать ра­бо­чих и их ми­ни­маль­ной производительностью труда, — от­сю­да и «трудо­вые школы» по воспи­та­нию ра­бо­чих «пчёл».

В те­че­ние нескольких лет за­хват­чи­ки приме­ня­ли к российским учё­ным такти­ку «кнута и пря­ни­ка». Как помним из ра­бот Ленина — с са­мо­го на­ча­ла власти Цен­трожи­да учё­ных пы­та­лись заставить быть ло­яль­ны­ми с по­мо­щью прод­карто­чек и го­ло­да — ре­зуль­тат двоя­кий: от го­ло­да умер­ло много, но часть пе­ре­шла на ра­бо­ту к за­хват­чи­кам. Пик вы­ми­ра­ния был во второй по­ло­ви­не 1918 г. — на­ча­ле 1919г.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 293 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...