Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Введение. · Аватара — «тот, кто нисходит», Боговоплощение, нисхождение Бога или Его посланника в определенном образе с той или иной миссией



== А ==

· Аватара «тот, кто нисходит», Боговоплощение, нисхождение Бога или Его посланника в определенном образе с той или иной миссией.

· Авьякта — непроявленное состояние творения.

· Агни — божество огня; элемент огня.

· Аджнана — незнание, невежество.

· Ади-дева — Шри Кришна, Изначальный Господь всех богов.

· Ади-Пуруша — Изначальный Наслаждающийся, Причина всех причин, изначальное высшее мужское начало, Шри Кришна.

· Адхарма — неправедность, безрелигиозность, отклонение от закона дхармы.

· Амрита — «нектар бессмертия», полученный богами и демонами при пахтаньи Молочного океана.

· Амша — часть.

· Амша-аватара — частичное, неполное воплощение.

· Ананда — блаженство, высшая божественная радость, аспект природы Верховного Господа.

· Ананта — безграничный, бесконечный; экспансия Господа Баларамыв виде тысячеглавого змея, поддерживающего все миры.

· Апара — не духовное; неподвижная, инертная материя; материальная природа.

· Арджуна — третий из братьев Пандавов, близкий друг Кришны, которому на поле Курукшетра Кришна поведал “Бхагавад-гиту”.

· Артха — «выгода», «польза», «богатство»; экономическое благополучие, которое следует за мирской религиозностью (дхармой) и составляет основу для удовлетворения чувств (камы).

· Арча-виграха — форма Господа, Которой поклоняются в храме.

· Арья — «благородный»; человек ведической культуры, строящий свою жизнь на основе принципов Вед.

· Асур демон, атеист, противник богов.

· Атма — божественная сущность человека, высшее «я».

· Атма-майа — внутренняя энергия Господа.

· Атма-таттва — наука о природе души.

· Аханкара — «то, что создает «я»»; «ложное эго», тонкоматериальный элемент, заставляющий порабощенное материей живое существо отождествлять себя со своим тонким и грубым телом.

· Ахимса непричинение вреда живому.

· Ашрам каждая из четырехступеней, или укладов жизни в системе варнашрама (см. также брахмачарья, грихастха, ванапрастха, санньяса); обитель, монастырь, община, где занимаются духовной практикой; жилище отшельника.

· Ашрая — прибежище, опора; источник; субъект; личность, которая вмещает в себя те, или иные качества или вещи.

· Ашта-сиддхи — восемь мистических совершенств, приходящих к человеку в процессе практики аштанга-йоги.

== Б ==

· Баладева — первое полное проявление Господа.

· Биджа — «семя»; «корень»; «основа»; особый слог, представляющий собой важнейшую часть мантры.

· Брахма первое сотворенное существо во вселенной; один из гуна-аватар, управляющий гуной страсти; создающий все разнообразие материального мира.

· Брахмаджьоти — духовное сияние.

· Брахман — Абсолют; Высшее Сознание; Бог; безличное, лишенное качеств, всепроникающее проявление Бхагавана.

· Брахмананда — блаженство единения с Брахманом.

· Брахманда — сферообразная вселенная, созданная Брахмой.

· Брахманы (в ед.ч. брахман) — сословие ученых людей и священнослужителей; высшее из четырех сословий в системе варнашрамы.

· Брахманы (в ед.ч. брахмана) — класс священных текстов, входящих в состав четырех изначальных Вед.

· Брахмастра — разрушительное оружие, аналогичное нейтронному, которое приводится в действие произнесением специальных мантр.

· Брахмачари — ученик, живущий в ашраме Гуру и соблюдающий обет целомудрия.

· Брахмачарья первый из четырех укладов жизни в системе варнашрамы; вообще обет безбрачия и добровольной бедности.

· Бхагаван — Бесконечный, Изначальный, Нерожденный. Высший, личностный аспект Бога, обладающий шестью величиями: красотой, силой, славой, богатством, знанием и отреченностью в их абсолютной полноте.

· Бхагавата — все, что связано с Бхагаваном, Верховным Господом.

· Бхагавата-дхарма — вечная религия преданного служения Всевышнему.

· Бхакта — преданный.

· Бхакти — преданность; любовное преданное служение Всевышнему Господу.

· Бхакти-йога — связь со Всевышним Господом посредством преданности Ему; метод, с помощью которого можно развить чистую любовь к Богу.

· Бхарата, или Бхарата-варша — древнее название Индии.

· Бхима — второй из братьев Пандавов, великий воин и преданный Шри Кришны.

== В ==

· Вайкунтха — буквально, “место, где нет тревог”; царство Бога.

· Вайшнав — тот, кто понимает положение Бхагавана и занят в любовном преданном служении Ему. Преданный Господа Вишну или Кришны.

· Вайшнавизм ( вайшнава-дхарма) — вечная религия и культура служения Господу Вишну или Кришне, т.е. преданное любовное служение Господу.

· Вайшьи сословие земледельцев и торговцев; третий уклад ведического общества. См. варнашрама.

· Ванапрастха удаление от дел — третий из четырех укладов жизни варнашрамы; человек в вышеуказанном ашраме.

· Вараха — воплощение Господа Вишну в образе вепря.

· Варна сословие в ведической системе деления общества. Принадлежность человека к нему определяется родом его деятельности и влиянием на него гун природы. См. также брахман, кшатрий, вайшья, шудра.

· Варнашрама-дхарма ведическая общественно-религиозная система деления общества на четыре сословия (варны: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр) и четыре стадии духовного развития (ашрамы: брахмачари, грихастх, ванапрастх и санньяси).

· Варуна божество, управляющее водной стихией.

· Васудева — Господь Кришна как сын Васудевы, Шри Кришна в Матхуре и Двараке; первый образ Бхагавана в чатур-вьюхе.

· Васудева — отец Шри Кришны.

· Вайю ветер; божество, управляющее стихией воздуха.

· Веда — буквально, «знание»; священное писание, гнозис.

· Веданта (“Веданта-сутра”) — “венец Вед ”; совершенные ведические философские заключения, представленные в Упанишадах, и в последовательной и сжатой форме изложенные великим мудрецом Вьясадевой в «Веданта-сутре».

· Ведантисты — изучающие веданту, или ее знатоки.

· Веды — четыре изначальных богооткровенных Писания: «Риг»-, «Яджур»-, «Сама»- и «Атхарва-веда»; в более широком смысле все священные писания ведической традиции.

· Ведическое общество — общество, живущее по законам Вед.

· Виджнана — осознанное знание; непосредственное восприятие Истины, пришедшее к человеку благодаря духовной практике или божественной милости.

· Видура — великий преданный Господа Кришны, сын Вьясадевы и дядя Пандавов.

· Видья — знание.

· Викарма — запрещенные богооткровенными писаниями действия; греховная деятельность.

· Вират-рупа, или вират-пуруша — концепция, согласно которой вся материальная вселенная представляет собой тело Господа; вселенская форма Бога.

· Вишва-рупа — вселенская форма Господа.

· Вишну «Всепроникающий»;Верховный Господь.

· Вишнулока — духовное царство Господа Вишну; то же, что и Вайкунтха.

· Вишну-мурти — двадцать четыре основные экспансии Господа Нараяны.

· Вриндавана — буквально, «лес (вана) из деревьев Туласи (Вринда)» — место, где проходили духовные игры Кришны 5000 лет назад.

· Вьясадева — литературное воплощение Господа, великий мудрец, в нaчале Кали-юги записавший Веды и составивший большинство Пуран, “Веданта-сутру” и “Махабхарату”.

== Г ==

· Гандхарвы — боги, певцы и музыканты на райских планетах.

· Ганеша — сын Шивы.

· Гаруда гигантский орел, один из сыновей Кашьяпы Муни. На его плечах путешествует Господь Вишну.

· Гиридхари — Имя Кришны, означающее «поднявший холм Говардхану».

· Говинда — одно из имен Верховного Господа Кришны, «Тот, кто приносит наслаждение земле, коровам и чувствам».

· Гопи — девушки-пастушки, подруги Кришны во Вриндаване и Его самые близкие и преданные слуги.

· Госвами — тот, кто владеет своим умом и чувствами: титул санньяси.

· Грихастха семейная жизнь, которая строится в соответствии с правилами и предписаниями Вед.

· Гуна- аватары — три аватары Бога, ведающие тремя гунами, качествамматериальной природы; гуной благости ведает Вишну; гуной страсти — Брахма; гуной невежества — Шива.

· Гуна — в буквальном переводе с санскрита означает “веревка”. Саттва-гуна (качество благости), раджа-гуна (качество страсти) и тама-гуна (качество невежества). Термин философии санкхйи, под которым понимают различные виды влияния, оказываемого иллюзорной материальной энергией на существа.

· Гуру — духовный учитель.

== Д ==

· Двапара-юга третья юга в цикле из четырех юг, длящаяся в течение 2 400 лет богов, или 864 000 солнечных лет.

· Дварака — столица Господа Кришны на западном побережье Индии.

· Двиджа-брахман — дважды рожденный брахман, получивший первое рождение от мирских отца и матери, а второе — от гуру — духовного отца, и Вед — духовной матери.

· Деваки — мать Господа Кришны в Матхуре.

· Деваки-нандана — имя Шри Кришны, означающее «сын Деваки».

· Деваты – боги,жители райских планет, сияющие сверхчеловеческие существа, управляющие вселенной.

· Джапа — мантра-медитация, повторение Святых Имен.

· Джива — индивидуальная душа, воплощенное существо.

· Джйоти — сияние.

· Джнана (гьяна) – мудрость, самопознание, знание; осознание Брахмана.

· Джнана-йога — попытка обрести связь с Абсолютной Истиной с помощью размышлений, самопознания или изучения философии.

· Джнани — человек, идущий путем джнана-йоги.

· Джнана-канда — часть Вед, излагающая науку о Брахмане, духе.

· Дурваса-муни йог-мистик. Частичное воплощение Шивы.

· Дурьйодхана старший сын Дхритараштры, главный соперник Пандавов.

· Дхама — святая обитель Верховного Господа.

· Дхарана — глубокое сосредоточение, достигаемое практикой смараны. Полное отвлечение ума от внешнего мира и погружение его в лилы Господа.

· Дхарма — внутренняя присущая существу природа, божественный закон. Религия, свод религиозных законов, определяющих обязанности человека в соответствии с его положением в обществе.

· Дханур-веда — одна из вспомогательных Вед, в которой излагаются принципы воинского искусства.

· Дхьяна-йога — медитационная йога.

· Дэва — бог, или полубог.

== И ==

· Индра — главный из управляющих вселенной полубогов, царь райских планет.

· Йог — человек, практикующий йогу.

· Йога — 1. связь, воссоединение; 2. путь, способ, метод; 3. путь восстановления связи с Богом.

· Йога-майа — внутренняя энергия Господа, царящая в духовном мире.

· Йога-нидра мистический сон Господа Вишну.

== К ==

· Кала — вечное время, одна из энергий Господа.

· Кали-юга — век ссор, вражды и лицемерия, последний в цикле четырех юг, периодически сменяющих друг друга. Кали-юга длится 1200 лет богов, или 432000 солнечных лет, и началась она около пяти тысяч лет назад.

· Калпа — день Брахмы, составляющий 4320000000 лет, или тысячу циклов из четырех юг.

· Кама — первая, и самая низшая, из четырех целей человеческой жизни, урегулированное социальными законами Вед услаждение чувств. Стремление к материальному наслаждению. Половое желание, вожделение.

· Капила — аватар Кришны, явившийся как сын Девахути. Поведал философию санкхью.

· Карана-джала — Причинный океан, разделяющий духовный и материальный миры.

· Карма — материальная деятельность ради наслаждения ее плодами, а так же последствия этой деятельности. Закон материальных причин и следствий.

· Карма-йога — деятельность, совершаемая в соответствии с правилами и предписаниями Вед.

· Карма-канда – первый из трех разделов Вед, описывающий внешние церемонии и жертвоприношения.

· Кришна (Всепривлекающий) — Верховный Господь, Бхагаван, Причина всех причин.

· Кувера — бог богатства; управляющее божество севера.

· Кумары — четыре сына Брахмы в образе пятилетних мальчиков. Олицетворение знания о Господе.

· Курукшетра — название долины, где произошло знаменитое сражение между Кауравами и Пандавами. На поле этой битвы Кришной была поведана «Бхагавад-гита».

· Кшатрии — сословие воинов и правителей ведического общества.

== Л ==

· Лакшми богиня процветания, вечная супруга Господа в образе Нараяны.

· Лакх — сто тысяч.

· Лайя — сон.

· Лилы — божественные игры Верховного Господа или Его чистых преданных.

· Лила-аватары — бесчисленные воплощения Верховного Господа, в Которых Он приходит в материальный мир, чтобы явить Свои духовные игры.

· Лила-смарана — памятование об играх Кришны.

== М ==

· Майя — иллюзия.

· Майя-шакти — материальная природа, внешнее отражение пара-шакти -— внутренней духовной энергии Господа.

· Манвантара — период правления одного Ману, длится около семидесяти двух циклов из четырех юг.

· Ману — прародитель человечества, сын Брахмы. За один день Брахмы сменяется четырнадцать Ману.

· Мантра — трансцендентная звуковая вибрация, сокровенная молитва.

· Матхура обитель Господа Кришны, окружающая Вриндаван. В Матхуре Он родился и вернулся туда, закончив Свои детские игры во Вриндаване.

· Маха — большой, великий.

· Маха-бхута — пять основных физических элементов, из которых состоит материальный мир: земля, вода, огонь, воздух и эфир.

· Маха-майя иллюзорная, внешняя энергия Господа, действующая в материальном мире.

· Махапуруша — «великая личность»; святой, Всевышний Господь.

· Махариши — великий мудрец.

· Махатма “великая душа”, возвышенный преданный Господа.

· Махат-таттва — изначальное, недифференцированное состояние материальной энергии, из которой проявляется материальный мир.

· Махешвара Верховный Владыка; иногда так называют Шиву, иногда — Бхагавана Шри Кришну.

· Млеччха — изгой, не знающий ведических правил поведения и чистоты.

· Мокша — освобождение от материального рабства.

· Моха — иллюзия; игра воображения.

· Мукта — обретший мукти, освобождение.

· Мукти — освобождение из круговорота рождений и смерти.

· Мукунда — Верховный Господь, дарующий мукти — освобождение.

· Муни — мудрец.

== Н ==

· Наймишаранья священный лес в Центральной Индии.

· Нама – Святое Имя Господа.

· Нара-лила — божественные игры Шри Кришны в человекоподобном облике. Высшие из всех Его лил.

· Нарада Муни великий преданный, один из первых сыновей Брахмы.

· Нарасимха — воплощение Всевышнего Господа Вишну в образе получеловека-полульва.

· НараянаКришна в Своей четырех рукой форме на планетах Вайкунтхах, экспансия Господа Кришны, Господь Вайкунтхи.

· Нивритти-марг — путь к освобождению из материального рабства или отказ от чувственных наслаждений.

· Ниракара — лишенный формы.

· Нирвишеша — лишенный разнообразия, индивидуальности.

· Ниргуна — выше гун, не имеющий материальных качеств; эпитет Господа.

== П ==

· Пандавы Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева, — пять братьев, царей из династии Куру. Великие преданные и друзья Господа Кришны.

· Парабрахман — Абсолютная Истина, Шри Кришна.

· Парама-пуруша — Бхагаван Шри Кришна; Верховный Наслаждающийся.

· Парамартха — высшая цель.

· Параматма Высшая Душа, иманентный аспект Верховного Господа Вишну, находящийся в сердце каждого существа.

· Парамахамса подобный лебедю преданный Бхагавана, познавший свою природу; высшая ступень санньясы.

· Парамешвара Верховный Повелитель, Господь Кришна.

· Парвати — супруга Шивы.

· Пари-враджака — странствующий проповедник.

· Правритти-марга — путь мирских наслаждений; выполнение предписанных Ведамиобязанностей с целью достижения райских планет.

· Пракрити — материальная и духовная природа как объект наслаждения Пуруши.

· Према – любовь к Богу.

· Пуджа — церемония поклонения Божеству или гуру.

· Пурна — полный.

· Пуруша — наслаждающийся, или носитель мужского начала; живое существо или Верховный Господь. Проявления Бхагавана в материальном мире, выполняющие функции созидания, поддержания и разрушения материальных вселенных.

== Р ==

· Раджа-гуна — модус активности.

· Рама (Рамачандра) — воплощение Бога в образе идеального монарха и человека; имя Господа, означающее «источник наслаждения», имя Баларамы.

· Раса — изначальные взаимоотношения Господа и индивидуального существа.

· Ракшасы — демоны.

· Риши (рши) — мудрец-отшельник.

== С ==

· Сагуна — обладающий качествами.

· Сама-веда одна из четырех изначальных Вед.

· Санатана — вечный.

· Санатана-дхарма — вечная религия; вечная деятельность, изначально присущая душе; преданное служение Господу.

· Санкхья философская система, анализирующая материальные элементы, из которых состоит космос, и объясняющая разницу между материей и духом.

· Санньяса отречение от мира; четвертая (высшая) ступень духовного совершенствования в ведическом обществе.

· Санкаршана одно из воплощений Господа Кришны.

· Сарга — материальное творение.

· Саттва — материальная гуна благости.

· Саттвика — то, что находится под влиянием гуны благости.

· Сат — бытие; существующий вечно. Аспект вечности Верховного Господа.

· Сат-чид-ананда — три аспекта природы Абсолютной Истины. Естественное состояние души, соответственно: вечное бытие, полное знание и безграничное блаженство.

· Сатья-юга первая юга в цикле из четырех юг, длится 4 800 лет богов, или 1 728 000 солнечных лет.

· Сварупа-шакти — внутренняя энергия Господа.

· Сиддхи — мистические способности; обитатели одной из высших планет вселенной, Сиддхалоки, которые от рождения наделены мистическими способностями.

· Сударшана-чакра оружие Вишну, имеющее форму диска.

· Сурья — бог солнца.

== Т ==

· Тамас — третья из гун материальной природы, соответствующая невежеству, темноте, косности, инертности.

· Тапасья — аскеза, добровольное наложение на себя тех или иных ограничений ради достижения высшей цели жизни.

· Таттва — основа, суть, нечто присущее чему-либо, фундаментальный принцип.

· Таттва-дарши — тот, кто видит истину.

· Трета-юга вторая юга в цикле из четырех юг, длится 3 600 лет богов, или 1 296 000 солнечных лет.

== Ш ==

· Шабда - брахман —трансцендентный звук, проявление Бога в звуке

· Шакти — энергия, сила.

· Шастры — священные писания, изошедшие от Господа; ведические писания, подобные Бхагавад-Гите, Шримад Бхагаватам.

· Шветадвипа — обитель Кширодакашайи Вишну посреди Молочного Океана.

· Шеша — воплощение Бхагавана в виде непостижимо огромного тысячеглавого змея, на котором возлежит Маха-Вишну.

· Шрути — знания, приобретаемые в процессе слушания; изначальные Ведические писания (Веды и Упанишады), данные человечеству Самим Верховным Господом.

· Шудра — класс слуг (рабочих); четвертый общественный уклад ведического общества.

· Шука — попугай.

· Шьямасундар — Господь Кришна в Своем чарующем образе мальчика-пастушка с прекрасным цветом тела, напоминающим цвет темной грозовой тучи.

== Х ==

· Хамса — небесный лебедь, способный отделять молоко от воды, символизирующий способность к различению.

· Хари — Имя Господа, означающее «Уносящий все грехи».

== Ч ==

· Чатур-вьюха — первые четыре экспансии Господа, дающие начало последующим воплощениям (вишну-таттвы, шакти-таттвы).

· Чатур-варга — четыре главных цели существования в материальном мире: религия (дхарма), экономика (артха), удовлетворение материальных желаний (кама) и освобождение (мукти).

== У ==

· Уддхава — лучший друг Кришны в Двараке, ученик Брихаспати.

· Упанишады — раздел Вед, который дает знание о Высшем духе; Веданта. Причисляются к шрути. В канонический список входит 108 Упанишад.

== Ю ==

· Юга-аватары — четыре воплощения Верховного Господа, приходящие в каждую из четырех юг, чтобы дать людям метод духовного осознания, соответствующий данной юге.

· Юга-дхарма — религия какой-либо эпохи.

· Юги четыре циклически повторяющиеся эпохи, через которые проходит в своем развитии вселенная. Один цикл из четырех юг называют дивья-югой.

· Юдхиштхира старший из братьев Пандавов, законный наследник престола Куру.

== Я ==

· Яду —царский род, в котором явился Кришна.

· Яджна — жертвоприношение, а так жеВерховный Господь — “Тот, Кому адресованы все жертвы, и Кто наслаждается ими”.

"Йога Васиштха" document.write("")

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая работа является первым полностью публикуемым исследованием, написанным в соответствии с планом, который начал вырисовываться передо мной почти 15 лет назад. В то время я был аспирантом, специализировавшимся по теоретической физике, и моя диссертация была близка к завершению. То счастливое обстоятельство, что я с увлечением прослушал пробный университетский курс по физике, читавшийся для неспециалистов, позволило мне впервые получить некоторое представление об истории науки. К моему полному удивлению, это знакомство со старыми научными теориями и самой практикой научного исследования в корне подорвало некоторые из моих основных представлений о природе науки и причинах ее достижений.

Я имею в виду те представления, которые ранее сложились у меня как в процессе научного образования, так и в силу давнего непрофессионального интереса к философии науки. Как бы то ни было, несмотря на их возможную пользу с педагогической точки зрения и их общую достоверность, эти представления ничуть не были похожи на картину науки, вырисовывающуюся в свете исторических исследований. Однако они были и остаются основой для многих дискуссий о науке, и, следовательно, тот факт, что в ряде случаев они не являются правдоподобными, заслуживает, по-видимому, пристального внимания. Результатом всего этого был решительный поворот в моих планах, касающихся научной карьеры, поворот от физики к истории науки, а затем, постепенно, от собственно историко-научных проблем обратно к вопросам более философского плана, которые первоначально и привели меня к истории науки. Если не считать нескольких статей, настоящий очерк является первой из моих опубликованных работ, в которых доминируют именно эти вопросы, занимавшие меня на ранних этапах работы. До некоторой степени он представляет собой попытку объяснить самому себе и коллегам, как случилось, что мои интересы сместились от науки как таковой к ее истории в первую очередь.

Первая возможность углубиться в разработку некоторых из тех идей, которые изложены ниже, представилась мне, когда я в течение трех лет проходил стажировку при Гарвардском университете. Без этого периода свободы переход в новую область научной деятельности был бы для меня куда более трудным, а может быть, даже и невозможным. Часть своего времени в эти годы я посвящал именно изучению истории науки. С особым интересом я продолжал изучать работы А. Койре и впервые обнаружил работы Э. Мейерсона, Е. Мецгер и А. Майер1.

Эти авторы более отчетливо, чем большинство других современных ученых, показали, что значило мыслить научно в тот период времени, когда каноны научного мышления весьма отличались от современных. Хотя я все больше и больше ставлю под сомнение некоторые из их частных исторических интерпретаций, их работы вместе с книгой А. Лавджоя “Великая цепь бытия” были одним из главных стимулов для формирования моего представления о том, какой может быть история научных идей. В этом отношении более важную роль сыграли только сами тексты первоисточников.

В те годы я потратил, однако, много времени на разработку областей, не имеющих явного отношения к истории науки, но тем не менее, как сейчас выясняется, содержащих ряд проблем, сходных с проблемами истории науки, которые привлекли мое внимание. Сноска, на которую я натолкнулся по чистой случайности, привела меня к экспериментам Ж. Пиаже, с помощью которых он разъяснил как различные типы восприятия на разных стадиях развития ребенка, так и процесс перехода от одного типа к другому2. Один из моих коллег предложил мне почитать статьи по психологии восприятия, в особенности по гештальтпсихологии; другой познакомил меня с соображениями Б. Л. Уорфа относительно воздействия языка на представление о мире; У. Куайн открыл для меня философские загадки различия между аналитическими и синтетическими предложениями3. В ходе этих случайных занятий, на которые у меня оставалось время от стажировки, мне удалось натолкнуться на почти неизвестную монографию Л. Флека “Возникновение и развитие научного факта” (Entstehung und Entwicklung einer wissenschaftlichen Tatsache. Basel, 1935), которая предвосхитила многие мои собственные идеи. Работа Л. Флека вместе с замечаниями другого стажера, Фрэнсиса X. Саттона, заставила меня осознать, что эти идеи, возможно, следует рассматривать в рамках социологии научного сообщества. Читатели найдут дальше мало ссылок на эти работы и беседы. Но я обязан им очень многим, хотя сейчас нередко уже не могу полностью осознать их влияние.

На последнем году своей стажировки я получил предложение прочитать курс лекций для Института Лоуэлла в Бостоне. Таким образом мне впервые представился случай испытать в студенческой аудитории мои еще не до конца сформировавшиеся представления о науке. Результатом была серия из восьми публичных лекций, прочитанных в марте 1951 года под общим названием “В поисках физической теории” (The Quest for Physical Theory). В следующем году я начал преподавать уже собственно историю науки. Почти 10 лет преподавания дисциплины, которой я ранее никогда систематически не занимался, оставляли мне мало времени для более точного оформления идей, которые и подвели меня когда-то к истории науки. К счастью, однако, эти идеи подспудно служили для меня источником ориентации и своего рода проблемной структурой большей части моего курса. Поэтому я должен благодарить своих студентов за неоценимые уроки как в отношении развития моих собственных взглядов, так и в отношении умения доступно излагать их другим. Те же самые проблемы и та же ориентация придали единство большей части по преимуществу исторических и на первый взгляд очень различных исследований, которые я опубликовал после окончания моей гарвардской стажировки. Несколько из этих работ было посвящено важной роли, которую играют те или иные метафизические идеи в творческом научном исследовании. В других работах исследуется способ, посредством которого экспериментальный базис новой теории воспринимается и ассимилируется приверженцами старой теории, несовместимой с новой. Одновременно во всех исследованиях описывается тот этап развития науки, который ниже я называю “возникновением” новой теории или открытия. Помимо этого, рассматриваются и другие подобного же рода вопросы.

Заключительная стадия настоящего исследования началась с приглашения провести один год (1958/59) в Центре современных исследований в области наук о поведении. Здесь снова я получил возможность сосредоточить все свое внимание на проблемах, обсуждаемых ниже. Но, пожалуй, более важно то, что, проведя один год в обществе, состоявшем главным образом из специалистов в области социальных наук, я неожиданно столкнулся с проблемой различия между их сообществом и сообществом ученых-естественников, среди которых обучался я сам. В особенности я был поражен количеством и степенью открытых разногласий между социологами по поводу правомерности постановки тех или иных научных проблем и методов их решения. Как история науки, так и личные знакомства заставили меня усомниться в том, что естествоиспытатели могут ответить на подобные вопросы более уверенно и более последовательно, чем их коллеги-социологи. Однако, как бы то ни было, практика научных исследований в области астрономии, физики, химии или биологии обычно не дает никакого повода для того, чтобы оспаривать самые основы этих наук, тогда как среди психологов или социологов это встречается сплошь и рядом. Попытки найти источник этого различия привели меня к осознанию роли в научном исследовании того, что я впоследствии стал называть “парадигмами”. Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Как только эта часть моих трудностей нашла свое решение, быстро возник первоначальный набросок этой книги.

Нет необходимости рассказывать здесь всю последующую историю работы над этим первоначальным наброском. Несколько слов следует лишь сказать о его форме, которую он сохранил после всех переработок. Еще до того, как первый вариант был закончен и в значительной степени исправлен, я предполагал, что рукопись выйдет в свет как том в серии “Унифицированная энциклопедия наук”. Редакторы этой первой работы сначала стимулировали мои исследования, затем следили за их выполнением согласно программе и, наконец, с необычайным тактом и терпением ждали результата. Я многим обязан им, особенно Ч. Моррису, за то, что он постоянно побуждал меня к работе над рукописью, и за полезные советы. Однако рамки “Энциклопедии” вынуждали излагать мои взгляды в весьма сжатой и схематичной форме. Хотя последующий ход событий в известной степени смягчил эти ограничения и представилась возможность одновременной публикации самостоятельного издания, эта работа остается все же скорее очерком, чем полноценной книгой, которую в конечном счете требует данная тема.

Поскольку основная цель для меня заключается в том, чтобы добиться изменения в восприятии и оценке хорошо известных всем фактов, постольку схематический характер этого первого труда не должен вызывать порицания. Напротив, читатели, подготовленные собственными исследованиями к такого рода изменению ориентации, необходимость которой я отстаиваю в своей работе, возможно, найдут ее форму и в большей мере наводящей на размышления, и более легкой для восприятия. Но форма краткого очерка имеет также и недостатки, и они могут оправдать то, что я в самом начале показываю некоторые возможные пути к расширению границ и углублению исследования, которые я надеюсь использовать в дальнейшем. Можно было бы привести гораздо больше исторических фактов, чем те, которые я упоминаю в книге. Кроме того, из истории биологии можно подобрать не меньше фактических данных, чем из истории физических наук. Мое решение ограничиться здесь исключительно последними продиктовано частично желанием достигнуть наибольшей связности текста, частично стремлением не выходить за рамки своей компетенции. Кроме того, представление о науке, которое должно быть здесь развито, предполагает потенциальную плодотворность множества новых видов как исторических, так и социологических исследований. Например, вопрос о том, каким образом аномалии в науке и отклонения от ожидаемых результатов все более привлекают внимание научного сообщества, требует детального изучения, так же, как и возникновение кризисов, которые могут быть вызваны неоднократными неудачными попытками преодолеть аномалию. Если я прав в том, что каждая научная революция меняет историческую перспективу для сообщества, которое переживает эту революцию, то такое изменение перспективы должно влиять на структуру учебников и исследовательских публикаций после этой научной революции. Одно такое следствие — а именно изменение в цитировании специальной литературы в научно-исследовательских публикациях, — вероятно, необходимо рассматривать как возможный симптом научных революций.

Необходимость крайне сжатого изложения вынуждала меня также отказаться от обсуждения ряда важных проблем. Например, мое различение допарадигмальных и постпарадигмальных периодов в развитии науки слишком схематично. Каждая из школ, конкуренция между которыми характерна для более раннего периода, руководствуется чем-то весьма напоминающим парадигму; бывают обстоятельства (хотя, как я думаю, довольно редко), при которых две парадигмы могут мирно сосуществовать в более поздний период. Одно лишь обладание парадигмой нельзя считать вполне достаточным критерием того переходного периода в развитии, который рассматривается во II разделе. Более важно то, что я ничего не сказал, если не считать коротких и немногочисленных отступлений, о роли технического прогресса или внешних социальных, экономических и интеллектуальных условий в развитии наук. Достаточно, однако, обратиться к Копернику и к способам составления календарей, чтобы убедиться в том, что внешние условия могут способствовать превращению простой аномалии в источник острого кризиса. На том же самом примере можно было бы показать, каким образом условия, внешние по отношению к науке, могут оказать влияние на ряд альтернатив, которые имеются в распоряжении ученого, стремящегося преодолеть кризис путем предложения той или иной революционной реконструкции знания4. Подробное рассмотрение такого рода следствий научной революции не изменило бы, я думаю, главных положений, развитых в данной работе, но оно наверняка добавило бы аналитический аспект, имеющий первостепенное значение для понимания прогресса науки.

Наконец (и возможно, что это самое важное), ограничения, связанные с недостатком места, помешали вскрыть философское значение того исторически ориентированного образа науки, который вырисовывается в настоящем очерке. Несомненно, что этот образ имеет скрытый философский смысл, и я постарался по возможности указать на него и вычленить его основные аспекты. Правда, поступая таким образом, я обычно воздерживался от подробного рассмотрения различных позиций, на которых стоят современные философы при обсуждении соответствующих проблем. Мой скептицизм, там, где он проявляется, относится скорее к философской позиции вообще, чем к какому-либо из четко развитых направлений в философии. Поэтому у некоторых из тех, кто хорошо знает одно из этих направлений и работает в его рамках, может сложиться впечатление, что я упустил из виду их точку зрения. Думаю, что они будут не правы, но эта работа не рассчитана на то, чтобы переубедить их. Чтобы попытаться это сделать, нужно было бы написать книгу более внушительного объема и вообще совсем иную.

Я начал это предисловие с некоторых автобиографических сведений с целью показать, чем я более всего обязан как работам ученых, так и организациям, которые способствовали формированию моего мышления. Остальные пункты, по которым я тоже считаю себя должником, я постараюсь отразить в настоящей работе путем цитирования. Но все это может дать только слабое представление о той глубокой личной признательности множеству людей, которые когда-либо советом или критикой поддерживали или направляли мое интеллектуальное развитие. Прошло слишком много времени с тех пор, как идеи данной книги начали приобретать более или менее отчетливую форму. Список всех тех, кто мог бы обнаружить в этой работе печать своего влияния, почти совпадал бы с кругом моих друзей и знакомых. Учитывая эти обстоятельства, я вынужден упомянуть лишь о тех, чье влияние столь значительно, что его нельзя упустить из виду даже при плохой памяти.

Я должен назвать Джеймса В. Конанта, бывшего в то время ректором Гарвардского университета, который первый ввел меня в историю науки и таким образом положил начало перестройке моих представлений о природе научного прогресса. Уже с самого начала он щедро делился идеями, критическими замечаниями и не жалел времени, чтобы прочитать первоначальный вариант моей рукописи и предложить важные изменения. Еще более активным собеседником и критиком в продолжение тех лет, когда мои идеи начали вырисовываться, был Леонард К. Неш, с которым я в течение 5 лет совместно вел основанный д-ром Конантом курс по истории науки. На более поздних стадиях развития моих идей мне очень не хватало поддержки Л. К. Неша. К счастью, однако, после моего ухода из Кэмбриджа его роль стимулятора творческих поисков взял на себя мой коллега из Беркли Стэнли Кейвелл. Кейвелл, философ, который интересовался главным образом этикой и эстетикой и пришел к выводам, во многом совпадающим с моими собственными, был для меня постоянным источником стимулирования и поощрения. Более того, он был единственным человеком, который понимал меня с полуслова. Подобный способ общения свидетельствует о таком понимании, которое давало Кейвеллу возможность указать мне путь, на котором я мог бы миновать или обойти многие препятствия, встретившиеся в процессе подготовки первого варианта моей рукописи.

После того как первоначальный текст работы был написан, многие другие мои друзья помогли мне в его доработке. Они, я думаю, простят меня, если я назову из них только четверых, чье участие было наиболее значительным и решающим: П. Фейерабенд из Калифорнийского университета, Э. Нагель из Колумбийского университета, Г. Р. Нойес из Радиационной лаборатории Лоуренса и мой студент Дж. Л. Хейльброн, который часто работал непосредственно со мной в процессе подготовки окончательного варианта для печати. Я нахожу, что все их замечания и советы чрезвычайно полезны, но у меня нет основания думать (скорее, есть некоторые причины сомневаться), что все, кого я упомянул выше, полностью одобряли рукопись в ее окончательном виде.

Наконец, моя признательность моим родителям, жене и детям существенно иного рода. Разными путями каждый из них также вложил частицу своего интеллекта в мою работу (причем так, что как раз мне труднее всего это оценить). Однако они также в различной степени сделали нечто еще более важное. Они не только одобряли меня, когда я начал работу, но и постоянно поощряли мое увлечение ею. Все, кто боролся за осуществление замысла подобных масштабов, сознают, каких усилий это стоит. Я не нахожу слов, чтобы выразить им свою благодарность.

Беркли, Калифорния Т. С. К.

февраль, 1962

1 Особое влияние на меня оказали работы: А. Koyrй. Etudes Galilйennes, 3 vols. Paris, 1939; E. Meyerson. Identity and Reality. New York, 1930; H. Metzger. Les doctrines chimiques en France du dйbut du XVIIe а la fin du XVIIIe siиcle, Paris, 1923; H. Metzger. Newton, Stahl, Boerhaave et la doctrine chimique. Paris, 1930; A. Maier. Die Vorlдufer Galileis im 14. Jahrhundert (“Studien zur Naturphilosophie der Spдtscholastik”. Rome, 1949).

2 Особую важность для меня имели два сборника исследований Ж. Пиаже, поскольку они описывали понятия и процессы, которые также непосредственно формируются в истории науки: “The Child's Conception of Causality”. London, 1930; “Les notions de mouvement et de vitesse chez l'enfant”. Paris, 1946.

3 Уже потом статьи Б. Л. Уорфа были собраны Дж. Кэрролом в книге: “Language, Thought, and Reality — Selected Writings of Benjamin Lee Whorf”. New York, 1956. У. Куайн выразил свои идеи в статье “Two Dogmas of Empiricism”, перепечатанной в его книге: “From a Logical Point of View”. Cambridge, Mass., 1953, p. 20—46.

4 Эти факторы рассматриваются в книге: Т. S. Kuhn. The Copernican Revolution: Planetary Astronomy in the Development of Western Thought. Cambridge, Mass., 1957, p. 122—132, 270—271. Другие воздействия внешних интеллектуальных и экономических усло­вий на собственно научное развитие иллюстрируются в моих статьях: “Conservation of Energy as an Example of Simultaneous Discovery”. — “Critical Problems in the History of Science”, ed. M. Clagett. Madison, Wis., 1959, p. 321—356; “Engineering Precedent for the Work of Sadi Carnot”. — “Archives internationales d'histoire des sciences”, XIII (1960), p. 247—251; “Sadi Carnot and the Cagnard Engine”. — “Isis”, LII (1961), p. 567—574. Следовательно, я считаю роль внеш­них факторов минимальной лишь в отношении проблем, обсуждаемых в этом очерке.

Конец формы

Оглавление

I

Введение





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 290 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.041 с)...