Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Многообразие и классификация религий



В мире бытует множество религий, включая совсем малочисленные по количеству приверженцев. Точно подсчитать все религии мира, как и количество их последователей, весьма трудно. Возникает вопрос: почему религий много? Ответ достаточно очевиден: люди различны, они живут в непохожих условиях в разных частях зем­ли, по-разному воспринимают окружающее. Столь же различны и их представления о Боге или богах, о том, каким должен быть культ, как строить храмы (и строить ли их вообще). Но, изучая курс «Религии мира», вы узнаете и другое: многие положения разных вероисповеданий, сюжеты мифов и священных писаний, нормы нравственности и правила богослужения у разных наро­дов, живущих в отдаленных концах земли, могут быть в чем-то очень схожи. Иногда это сходство легко объяснимо заимствова­ниями, иногда оно является загадкой для исследователя. Ученые, изучающие культуру, называют совпадающие и очень близкие представления, мифологические сюжеты разных народов архети­пами. Они возникают в сознании людей, разделенных тысячеки­лометровыми пространствами, параллельно и независимо друг от друга. Архетипными являются, например, представления о все­мирном потопе, которые встречаются у древних китайцев, индусов, египтян, вавилонян и др.

Самая простая классификация религий сводится к делению их на три группы:

1. Родоплеменные примитивные древние верования. Они возникли в очень глубокой древности, но не исчезли в созна­нии человека, а сохранились и бытуют среди людей и по сей день. От них происходят многочисленные суеверия (суе – напрасно, без пользы, попусту) – примитивные верования, которые имеют много общего с религией по природе своего возникновения, но не могут быть признаны собственно рели­гиями, так как в них нет места Богу или богам, и они не со­ставляют целостного мировоззрения человека.

2. Национально-государственные религии, которые со­ставляют основу религиозной жизни отдельных народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейско­го народа).

3. Мировые религии (вышедшие за пределы наций и госу­дарств и имеющие огромное число последователей во всем мире). Общепризнано, что мировых религий три: христиан­ство, буддизм и ислам.

Все религии можно также разделить на две большие груп­пы: монотеистические (от гр. monos – один, единствен­ный и theos – бог), т.е. признающие существование единого Бога, и политеистические (poly – много и theos – бог), поклоняющиеся множеству богов. Вместо термина «полите­изм» иногда используется его русский аналог – многобожие.

Встречаются и более сложные системы классификации. Среди религиозного многообразия можно выделить группу природных (или естественных) религий. Это религии древ­него происхождения, и для них характерно то, что человек, согласно их учениям, находится не в центре мироздания, а яв­ляется элементом, составной частью природы, находится как бы на «периферии» мира. Человека можно убрать вооб­ще из картины мироздания этих религий, и их система от этого решительно не пострадает. К типичным природным религиям относятся ведические религии Древней Индии, из мировых религий – буддизм (но лишь отчасти). Как правило, эти ре­лигии политеистические.

В отличие от них христианство, ислам и иудаизм, имеющие первооснову – Ветхий Завет (часть Библии), в центр своей системы ставят человека, который обретает путь к личному спасению (в иудаизме это целый еврейский народ). Главное вни­мание в этих религиях уделяется нравственным идеям (т.е. пове­дению человека, ищущего праведный, божеский путь). Часто эти религии, которые являются монотеистическими, называют еще нравственными или духовными. Это, конечно, отнюдь не зна­чит, что нравственное учение вообще не свойственно природным религиям, допустим – индуизму или буддизму.

Первоначальными формами религиозных верований были (многие из них сохраняются и сейчас у отставших в социально-экономическом и культурном отношении народов):

1. Фетишизм – вера в сверхъестественную силу, которой якобы наделены неодушевленные предметы, и связанное с этой верой поклонение им;

2. Анимизм – термин, объе­диняющий два различных понятия: вера в то, что каждое живое суще­ство содержит в себе двойник – душу, которая может покинуть своего носителя, лишив его, таким образом, жизни; вера в существование ' бесплотных существ – духов, ангелов, демонов, богов и богинь;

3.Культ предков, или мертвых, – представление о том, что жившие ранее на свете люди – их предки или родственники – продолжают свое

существование после смерти и могут оказывать благодетельное или, наоборот, вредоносное влияние на судьбу продолжающих жить на Земле людей;

4. Тотемизм – вера в то, что данное этническое образование – род, племя или объединение племен – генетически происходит от того или другого животного или растительного вида и реже – от различных явлений природы и неодушевленных предметов, и связан­ное с этим представлением религиозное поклонение этому виду, явле­нию или предмету;

5. Полидемонизм – родственное анимизму во втором его значении представление о том, что мир населен сверхъестественными существами – демонами, доброжелательными или злонамеренными в отношении к человеку;

6. Олицетворение сил природы – изображение фантазией различных явлений, сил и предметов природы в виде человеческих или человекоподобных живых существ, поведение которых идентично поведению последних;

7. Шаманизм – вера в спо­собность отдельных людей входить, доведя себя до состояния экстаза, в общение с духами и использовать их силу для врачевания, вызыва­ния дождя и других практических целей;

8. Политеизм – многобожие, вера в существование многих богов. Одной из разновидностей поли­теизма является энотеизм, при котором та или иная этническая или социальная группа людей, не отрицая реального существования других богов, избирает для поклонения одного из них, заключая с ним дого­вор («завет»), направленный против других групп и их богов. Там, где боги политеистического пантеона образуют в фантазии людей более или менее единый коллектив, обычно главой этого коллектива счи­тается некий главный бог. Такую систему верований можно именовать супремотеизмом (от лат. supremus – высочайший).

По вопросу о «первичности» той или иной из указанных форм и относительной хронологии их появления у ученых разных школ и направлений нет единой точки зрения. Однако с определенной долей условности их можно локализовать по регионам и народам. Так, ша­манизм преимущественно распространен у народов Сибири, культ предков – у народов Восточной Азии, тотемизм – у народов Америки и Австралии и т. д. В некоторых религиях этот процесс привел к возник­новению единобожия – монотеизма. Строгого единобожия, однако, не существует ни в одной религии,.

Во втором тысячелетии до н. э. начинают появляться религии, со­хранившиеся вплоть до настоящего времени. Одним из самых ранних таких верований был иудаизм, возникший в Юго-Западной Азии, на территории современного Израиля, сначала как политеистическая ре­лигия, но впоследствии перешедший к монотеизму. Для этой религии помимо веры в единого бога характерны вера в бессмертие души, по­смертное воздаяние, рай и ад, богоизбранность иудеев. Священной книгой иудаистов служит Танах («ветхозаветная» часть Библии), а так­же Талмуд – свод религиозных трактатов, закрепивших идеологиче­ские, культовые и религиозно-правовые представления иудаизма. Осо­бая секта иудаистов – караимство – не признает Талмуда.

В других частях Азии сформировались и монотеистические, и по­литеистические религии. В Южной Азии наибольшее влияние получил брахманизм, возникший на основе более древнего ведизма, окружив­ший религиозным ореолом господствовавшую тогда в Индии касто­вую систему. Во второй половине первого тысячелетия н. э. брахма­низм трансформировался в индуизм. Для индуизма характерна вера в переселение душ и в принцип кармы – воздаяния за прошлые дея­ния. Индуистский пантеон весьма обширен, но главную роль играют культы бога-хранителя Вишну и бога-разрушителя Шивы. Игравший первоначально ведущую роль культ Брахмы – бога-создателя – ото­шел на второй план. Индуисты обязаны строго выполнять устано­вленный для каждой касты порядок жизни и культовую практику. В VI в. до н. э. в Индии возник джайнизм, выступавший против «законов» кастовой системы и провозгласивший основной субстанцией индиви­дуальные человеческие души. Главный принцип джайнизма – ахимса (неубиение живых существ). Джайны строго следуют этим прави­лам. В конце XV – начале XVI в. н. э. на основе ряда установок индуизма зародился сикхизм – основная религия сикхов. Наибольшее распространение сикхизм получил в Пенджабе – одном из штатов на севере Индии.

В VI – V и IV – III вв. до н. э. в Китае зародились соответственно конфуцианство и даосизм – два философско-этических учения, со вре­менем сложившиеся в религии. Впрочем, в конфуцианстве социально-этические положения, провозглашенные его основателем Кунцзы (Кон­фуцием), по-прежнему ставятся во главу угла, мировоззренческие же мотивы занимают второстепенное место. В даосизме, как философ­ской системе, были элементы стихийной диалектики и наивного мате­риализма, однако со временем он делает все больший крен в сторону идеализма, а затем превращается в политеистическую религию, причем одним из главных божеств провозглашается его основатель – Лаоцзы. Даосисты имеют обширный пантеон; даосские жрецы широко практикуют выполнение магических обрядов, занимаются гаданием. Один из важнейших элементов конфуцианской религии – культ предков. Конфуцианство требует безоговорочного подчинения вышестоящему, стар­шему, воспитывает чинопочитание.

В Японии на основе господствовавших здесь в первобытнообщин­ную эпоху почитания предков и культа природы возникает синтоизм. Духовным божеством в их религии считается солнечная богиня – Амарасу, от которой синтоисты выводят родословную ныне правящей японской династии.

Некоторые религии, распространившись на огромных территориях, превратились в так называемые мировые религии (к их числу обычно относят буддизм, христианство и ислам).

Буддизм, возникший в VI в. до н. э. в северной Индии, выступал против строжайших норм кастового строя и брахманистского ритуала, засилья жрецов. Согласно буддизму жизнь – непрерывная цепь страданий, избавиться от которых можно только следуя «четырем благородным истинам», ведущим к успокоению страстей, эмоций, желаний и фактически к существованию. Буд­дисты не верят в переселение души и в перевоплощение, отвергая во­обще принцип души. Характерными этическими положениями буддиз­ма являются требование неубиения живых существ, принципы праведного поведения, правдивости и т. д. К началу н. э. в буддизме наметились два основных направления, две главные школы, сильно от­личающиеся друг от друга, – тхеравада, или хинаяна («узкий путь»), и махаяна («широкий путь»; позднейшей формой махаяны является буддизм-ламаизм). В ламаизме большое значение стало придаваться магическим заклинаниям, с помощью которых якобы можно добиться нирваны (состояния высшего блажен­ства, отрешенности от всех жизненных забот и стремлений и слияния с божеством).

В начале первого тысячелетия н. э. на востоке Римской империи, в Юго-Западной Азии, появилось христианство. Основные положения его вероучения – существование бога в трех лицах – отца, сына и свя­того духа; из них сын принял мученическую смерть, чтобы искупить грехи людей и в будущем прийти второй раз на Землю, чтобы устано­вить на ней царствие небесное. Священной книгой христиан считается Библия. Одна из заповедей христианства – призыв к тер­пению и всепрощению. В 1054 г. эта религия раскололась на два направления: православие и католицизм. Они отличаются особенно­стями догматики, культа и организации. Так, если все католики орга­низационно едины и подчинены папе римскому, то православные имеют автокефальные (независимые) национальные церкви (всего их 15 – Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иеруса­лимская, Московская, Грузинская и др.). Существенным догматиче­ским различием между католиками и православными считается вопрос об нахождении святого духа: первые считают, что он исходит от бога-отца и бога-сына, вторые – только от бога-отца. Католики в отличие от православных считают, что кроме рая и ада существует промежуточное звено – чистилище. Есть различия и в отправлении служб (в православных храмах допускается лишь хоровое пение, но не органная музыка; католики крестят детей, обливая их водой, православные – трижды погружая их в воду, и т. д.). Некоторые православные церкви пошли на сближение с католичеством и признали главенство папы римского (униатские, или греко-католические, церкви).

В XVI в. в результате так называемой Реформации от католициз­ма откололся протестантизм, отвергший власть папы римского и став­ший третьим основным направлением христианства. Протестантизм оформился в виде нескольких самостоятельных течений, главные из которых – англиканство, лютеранство и кальвинизм. Последний пред­ставлен тремя формами: реформатством, пресвитерианством и конгре­гационализмом. Англиканство сохранило многие черты, присущие ка­толицизму; лютеранство отдалилось от последнего гораздо сильнее; кальвинизм занимает среди основных течений протестантизма наибо­лее радикальные позиции.

Главные течения протестантизма дали значительное число ответ­влений. От англиканства отпочковался методизм, к которому тесно примыкает секта «Армия спасения», организованная на военный лад. С кальвинизмом генетически связан баптизм, из которого выделились пятидесятнические секты и адвентисты. От последнего ответвилась секта свидетелей Иеговы.

Кроме перечисленных трех основных направлений христианства (православия, католицизма и протестантизма) имеется еще два менее распространенных направления, сложившихся в V в. и по обрядности близких к православию, – монофизитство и несторианство. Основное отличие монофизитов от других христиан заключается в том, что они считают Иисуса Христа не богочеловеком, а только богом. Несториане же, наоборот, рассматривают Христа как человека, ставшего оби­телью божества.

В VII в. среди населения Аравийского полуострова возник ислам. По имени его основателя Мухаммеда ислам часто называют магоме­танством или мусульманством. Возникнув позже иудаизма и хри­стианства, ислам впитал в себя ряд элементов этих религий, в частно­сти веру в загробную жизнь, в посмертное воздаяние, в рай и ад. Мусульмане верят в единого бога Аллаха, посланником которого счи­тается Мухаммед. Их священная книга – Коран. Вскоре после своего появления новая ре­лигия распалась на три направления: суннизм, шиизм и хариджизм. Последнее направление не получило значительного распространения. Основное различие между суннизмом и шиизмом состоит в том, что сунниты кроме Корана признают еще в полном объеме «священное предание» – сунну; шииты же принимают это предание только частич­но, признавая лишь разделы, связанные с именем зятя Мухаммеда – Али и его родственников. Что касается хариджитов, то они близки к суннитам, но предъявляют более суровые требования к своим после­дователям – осуждают роскошь, запрещают игры и музыку и т. д. Наиболее известная секта суннизма – ваххабизм. Шиизм дал большое число сект, крупнейшие из которых – зейдизм и исманлизм; зейдизм в некоторых отношениях приблизился к суннизму.

Принадлежность разных частей одного и того же народа к не­скольким конфессиям способствует возникновению внутри его куль­турно-бытовых различий и к образованию так называемых этноконфессиональных групп. Такими группами были, например, старо­обрядцы в составе русского народа. Среди курдов обособилась религиозная группа йезидов, среди арабов Сирии и Ливана – друзы, среди египтян – копты. При наличии других сопутствующих обстоя­тельств религиозные различия могут служить важным этноразделительным фактором. Государственное размежевание западных бенгальцев-индуистов и восточных бенгальцев-мусульман явилось стимулом для начала формирования двух самостоятельных наций – западнобенгальской и бангладешской, или восточнобенгальской и др.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 3035 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...