Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Современный структурализм и постструктурализм уделяет особое внимание обоснованию и объяснению разрушения связи языка и мира в процессе развития культуры



Достаточно вспомнить археологию знания М. Фуко(1926-), его характеристику эписистем как исторически изменяющихся структур, определяющих мнений, теорий, отдельных наук в конкретный исторический период. По мнению Фуко, эписистеме Ренессанса, например, слова и вещи сопринадлежны по сходству; классический рационализм 17-18 века соизмеряет их посредством мышления, а в современную эпоху слова и вещи свзываются еще более опосредованной связью - такими мерками, как труд, жизнь, язык и функционируют уже не в пространстве, а во времени, в истории. В современном деструктивизме складывается концепция симулакрума (симуляции). Делез, Деррида, Бодрийяр выдвигают идею удвоения позиции оригинала и копии, воспроизводства знаками самих себя, что приводит к порождению фантазмов и иллюзий, скрывающих от нас реальность. Вербальный иллюзионизм становится болезнью современной культуры. Фантазмы и словесные миражи оказываются определяющими факторами человеческого поведения. Знание названия принимается за знание о предмете. Так, у венгерского писателя Ф. Каринти есть рассказ «Сын своего века», где герой попадает в 15 век из 20 и рассказывает о чудесах 20 века, но воспроизвести их не может и расплачивается за обман жизнью.

Огромную роль фантазмы и вербальные иллюзии играют в выработке социокультурных стериотипов. Их появлению способствует рост роли слова в жизни общества, дающая возможность толковать социальную реальность как столкновение дискурсов, речевых практик.

Дискурс - это совместное, основанное на обсуждении мероприятие по выработке правил общежития. Общество выступает как коммуникативно-дискурсивное целое, которое возможно лишь там, где существуют открытость, демократичность, критичность. Социальный мир возникает, прежде всего, с помощью языка.

Такой подход позволяет разработать феноменологическую модель общества как искусственно конструируемой реальности (по аналогии с реальностью мифа). Если примитивные культуры были преимущественно вещными, то современная культура вращается в сфере слов и значений.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 286 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...