Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Александр Лоуэн 9 страница



Удовольствие может быть определено различными путями. Спокойное и естественное функционирование организма приводит к нарастанию чувства удовольствия, тогда как страх или боль переживаются в том случае, когда эта функция нарушена или находится под угрозой. Существует другая ситуация, которая дает нам чувство удовольствия, -это когда мы достигаем чего-то. Естественно, мы достигаем того, что, по-нашему мнению, будет приятным; но я утверждаю, что акт достижения сам по себе является основой для переживания удовольствия, так как приводит к увеличению потока чувств и энергии к периферии тела и во внешнюю среду. В конечном итоге органы чувств воспринимают изменения в организме. Таким образом, когда мы говорим, что человек находится в состоянии удовольствия, это означает, что движения его тела ритмичны, не блокированы и имеют выход.

Поэтому мы можем определить чувство удовольствия как ощущение свободных движений в теле - открытия, достижения, установления контакта. Закрытость, уход в себя, сдерживание или молчание не ощущаются как удовольствие и могут переживаться даже в виде боли или страха. Боль может возникнуть в результате давления, созданного энергией импульса, натолкнувшегося на блок. Единственный способ избежать боли или страха - это установить защиту против импульса. Если импульс подавлен, то человек не будет чувствовать страх или боль, но тогда он не почувствует удовольствия. То, что происходит, может быть определено по выражению тела.

Когда человек находится в состоянии удовольствия, его глаза блестят, кожа розовая и теплая, он держит себя легко и живо, дыхание плавное и спокойное. Эти видимые знаки являются проявлением потока чувств, крови и энергии к периферии тела, которая физиологически соответствует выходу, открытому движению или импульсу в теле. Отсутствие этих знаков показывает, что человек находится не в состоянии удовольствия, а в состоянии боли, ощущает это человек или нет. «Я» подчеркивает, что боль есть отсутствие удовольствия. Знаки тела поддерживают этот взгляд. Тусклость глаз указывает на уход чувств из них. Холодная белая кожа обусловлена сужением капилляров и артериол и означает, что кровь оттекает с поверхности тела. Ригидность мышц и отсутствие спонтанности предполагает, что энергетический заряд не течет свободно в мышечную систему. Эта картина добавляется к состоянию зажатости в организме, что является соматическим аспектом боли.

Нужно отметить, что некоторые тела представляют собой смешанные картины: одна часть теплая, мягкая и сияющая, в то время как другая холодная, напряженная и бесцветная. Линия разграничения не всегда может быть четкой, но можно чувствовать и видеть разницу. Наиболее частая картина этого нарушения показывает хороший цвет и тонус в верхней части тела, когда остальная часть тела от талии вниз имеет противоположный внешний вид: бледный цвет (с коричневым оттенком), слабый мышечный тонус и утяжеление пропорций по сравнению с хорошо отточенной верхней частью. Значение этой телесной картины таково, что поток чувства в нижнюю часть тела блокируется, особенно это относится к сексуальным чувствам, и эта часть тела находится в состоянии скованности или зажатости. Другое довольно частое наблюдение -это теплое тело с холодными руками и ногами. Это состояние показывает на напряжение или сдерживание в периферических структурах, которые осуществляют контакт с окружающим. Выражение «холодные руки, горячее сердце» поддерживает эту интерпретацию.

Нашей первичной ориентацией в наблюдении за телом является определение степени, в которой организм способен развертывать или создавать доставляющее удовольствие реагирование на окружающее. Такое реагирование, как я уже говорил, вызывает поток чувств, возбуждения или энергии от центра или сердца человека к периферическим структурам или органам. Приятный ответ также теплый и любящий, потому что тогда сердце находится в прямой связи с окружающим миром. Человек, которому мешает хроническое мышечное напряжение, блокирующее каналы коммуникации сердца и ограничивающее поток энергии к периферии тела, всячески страдает. Он может переживать чувство фрустрации и неудовлетворенности жизнью, беспокойство и депрессию, чувствовать себя покинутым и одиноким, у него могут развиться некоторые соматические расстройства. Так как это наиболее частые жалобы, с которыми люди обращаются к психиатрам, то нужно понять, что прекратятся они только тогда, когда восстановится полная восприимчивость к удовольствию.

У человеческого тела имеются шесть важных областей контакта с внешним миром: лицо, включающее органы чувств в этой зоне, две руки, гениталии и две ноги. Существуют также второстепенные области контакта, такие как грудь у женщин, кожа вообще и ягодицы в сидячем положении. Эти шесть основных областей образуют интересную конфигурацию, лучше видимую, когда человек стоит, раскинув руки в стороны и расставив ноги врозь (рис. 13).

Рис. 13

Если мы превратим эту фигуру в динамическую диаграмму, показанную на рис. 14, то эти шесть областей представят самые отдаленные части тела с энергетической точки зрения.

[Надписи (сверху - вниз, слева - направо): 1. Голова, 2. Рука, 3. Рука, Сердце, 4. Нога, 5. Нога, 6. Гениталии.]

Рис. 14

На этой диаграмме позиция 1 представляет голову, которая является месторасположением функции эго и включает органы чувств: слуха, вкуса, зрения и обоняния; позиции 2 и 3 представляют руки, которые соприкасаются и манипулируют (имеют дело) с окружающим; позиции 4 и 5 обозначают ноги, которые представляют существенно важный контакт с землей; и позиция 6 - гениталии, которые являются основным органом контакта и отношений с противоположным полом.

Открытое или приятное реагирование вызывает поток заряда от центра к шести точкам. Шесть точек могут рассматриваться как удлинение организма, подобно фиксированным ложноножкам у амебы. Несмотря на тот факт, что они неподвижные структуры некоторое вытягивание возможно. Губы могут быть вытянутыми или поджатыми, руки могут быть длиннее или короче, в зависимости от намерения человека дотянуться до чего-то, и, конечно, гениталии как мужчин, так и женщин функционируют как настоящие ложноножки, когда они становятся наполненными кровью, заряженными чувствами и увеличенными. Нижние конечности более неподвижные структуры и выявляют относительно малое разнообразие. Так как шея является гибким органом, то голова может быть высокомерно поднята, откинута или втянута в плечи. Когда соприкосновение с окружающим очень сильное, то обмен энергией в этих точках интенсивен. Например, когда два возбужденных человека встречаются глазами, то можно почувствовать заряд, проходящий между глазами. Так же, когда до человека дотрагиваются заряженными руками, то он испытывает совершенно иные ощущения, чем когда до него дотрагиваются холодными, сухими или жесткими руками. Обмен энергией в сексе, конечно же, является самым интенсивным из всех контактов, но и в этом случае также качество и степень обмена зависят от количества заряда, попадающего в область контакта.

Эго и тело

Взрослый человек функционирует на двух разных уровнях одновременно. Один уровень ментальный, или психический, другой - физический, или соматический. Говоря это, мы не отрицаем единство организма. Основной тезис биоэнергетики, взятый от Райха, - противопоставление и единство противоположностей вместе характеризуют все биологические процессы. Двойственность и единство объединены диалектической концепцией, как показано на диаграмме (рис. 15).

[Надписи (сверху - вниз, слева - направо): Психическое: Душа, Эго; Физическое: Сома, Тело; Энергетические процессы.]

Рис. 15

У здоровой личности ментальный и физический уровни функционирования взаимодействуют друг с другом, что способствует здоровью. У личности с нарушениями существуют области эмоций и поведения, где эти уровни функционирования и аспекты личности находятся в конфликте. Область конфликта создает преграду (блок) свободному выражению импульса (побуждения) и чувства. Я не говорю о сознательном сдерживании выражения, которое находится под сознательным контролем. Блоки, которые я имею в виду, являются бессознательным ограничением движения и выражения. Такие блоки ограничивают возможность человека касаться мира для удовлетворения своих потребностей и поэтому представляют собой снижение его способности к удовольствию.

Применение антитезиса (резкого противопоставления противоположностей) в рамках эго и тела скорее, чем в рамках психического и физического, позволяет нам представить концепции идеального эго и представления о самом себе как сил, которые могут противостоять стремлению тела к удовольствию. Эти концепции основываются на роли эго как синтезирующего фактора. Эго является посредником между внутренним и внешним миром человека, между самим собой, остальными людьми и миром в целом. Таким образом формируется картина внешнего мира, которому должен соответствовать каждый организм и, делая это, он формирует личное представление о себе /7/. В свою очередь, это представление о себе диктует, какие чувства и импульсы дозволено выражать. Внутри личности эго является представителем реальности.

Но что такое реальность? Картина реальности, которую мы себе представляем, не всегда соответствует реальной ситуации. Мы развиваем эту картину по мере роста, и она отражает мир нашего детства и семьи более, чем мир взрослых и общества. В этих двух мирах нет существенных различий, потому что мир семьи отражает большую часть общества. Отличие состоит в том, что более широкий мир предлагает выбор отношений, которых не предлагает ограниченный мир семьи. Например, человека могли учить в детстве, что просьба о помощи означает слабость и зависимость. Если это сопровождалось насмешками по поводу чувства беспомощности или зависимости, у человека возникнут трудности при просьбе о помощи, даже в тех ситуациях, когда она действительно необходима. Человек развивает такой образ эго, в котором он должен быть независим и делать все сам, и он будет чувствовать себя осмеянным и униженным, если изменит этому образу. И бессознательно он будет выбирать отношения, где его псевдонезависимость достойна восхищения и поощряется, тем самым усиливая несколько нереалистичное представление о себе.

Чтобы понять формирование характера, мы должны знать, что взаимодействие между эго и телом - диалектический процесс. Образ эго формирует тело посредством контроля, который эго оказывает на произвольную мускулатуру. Человек подавляет желание закричать стискиванием челюстей, зажиманием горла, сдерживанием дыхания и напряжением живота. Гнев, выраженный набрасыванием с кулаками, может быть остановлен сжатием мышц плечевого пояса посредством удерживания плеч. Вначале это проявление является сознательным и предназначено для того, чтобы избавить человека от дальнейшего конфликта и боли. Однако сознательное и добровольное сжатие мышц требует затрат энергии и поэтому не может поддерживаться неопределенно долго. Когда подавление некоторых чувств должно поддерживаться бесконечно из-за того, что их выражение не принимается миром ребенка, эго отказывается от своего контроля над запрещенным действием и забирает энергию от импульса. Сдерживание импульса тогда становится бессознательным, и мышца или мышцы остаются сокращенными, потому что им не хватает энергии для растяжения и расслабления. Тогда эта энергия может быть привлечена к другим приемлемым действиям, к процессу, который дает увеличение образа эго.

Эта капитуляция завершается двумя последствиями. Первое -то, что мускулатура, из которой удаляется энергия, оказывается в состоянии хронического сжатия, или напряжения, которое делает невозможным выражение заторможенных чувств. Таким образом, импульс успешно подавлен, и человек больше не ощущает заторможенного желания. Подавленный импульс не потерян. Он вытеснен в бессознательное. После сильного стресса или при достаточной провокации этот импульс может стать настолько сильно заряженным, что прорывается через препятствие или блок. Это происходит при истерической вспышке или убийственной ярости. Второе следствие -уменьшение энергии метаболизма в организме. Хроническое мышечное напряжение мешает полному естественному дыханию и этим уменьшает уровень энергии. Человек может получать достаточное количество кислорода для обычной деятельности, и, таким образом, его основной обмен веществ может казаться нормальным. Однако затруднения в дыхании проявятся в ситуациях стресса как неспособность получать достаточное количество воздуха или, что более вероятно, как неспособность справиться со стрессом.

Именно состояние тела формирует индивидуальный образ мыслей и представление о самом себе. Более низкий энергетический уровень вынуждает человека произвести определенное корректирование в своем образе жизни. Он обязательно будет избегать ситуаций, которые могут пробудить его подавленные чувства. И он будет оправдывать это избегание развитием рационализации в природе реальности. Эти маневры являются приспособлениями эго для предотвращения осознания эмоционального конфликта. По этой причине они называются защитами эго. Другими защитами эго являются отрицание, проецирование, провоцирование и агрессия. Эти защиты поддерживаются энергией, изъятой с места конфликта. Теперь человек характерологически забронирован от подавленных импульсов. На физическом уровне он охраняется хроническим мышечным напряжением. Как бы ни был он замурован этим процессом, тем не менее он может функционировать ограниченным способом или в ограниченных областях.

Достигнув некоторой стабильности и безопасности, эго начинает гордиться этим достижением. Мужчина, который не может плакать, считает эту неспособность признаком силы и мужества. Он даже может смеяться над мужчинами или мальчиками, которые плачут легко, рассматривая свою собственную невротическую черту как достоинство. Человек, который не может разозлиться или замахнуться кулаком, делает достоинство из этой помехи, заявляя, что видение другой стороны человека является признаком благоразумия. Женщина, которая не может открыто достигнуть любви, будет использовать секс и покорность как способ достичь необходимого контакта и будет рассматривать себя особенно сексуальной и женственной.

Каждое мышечное напряжение блокирует стремление человека, направленное на сферу удовольствия. Столкнувшись с подобными ограничениями, эго будет манипулировать окружающим, содействуя потребности тела в контакте и удовольствии. Оно будет оправдывать подобные манипуляции как необходимые и естественные, потому что потеряло контакт с эмоциональным конфликтом, который вынудил его занять эту позицию. Этот конфликт стал структурой тела и находится за пределами досягаемости эго. Человек может давать пустые обещания относительно намерения измениться, но до тех пор, пока он не столкнется со своей проблемой на телесном уровне, реальные перемены вряд ли возможны.

Чтобы охватить весь комплекс взаимоотношений между эго и телом, мы должны интегрировать две противоположные точки зрения на человеческую личность [более полная дискуссия по поводу этих отношений содержится в /7/, - прим.]. Первый взгляд с земли. С этой точки зрения, иерархия личностных функций показана как пирамида на диаграмме (рис. 16).

[Надписи (сверху - вниз): Эго; Мышление; Эмоции, Чувства; Процессы тела.]

Рис. 16

Основание пирамиды состоит из процессов тела, которые сохраняют жизнь и поддерживают личность. Они находятся в контакте с землей и естественным окружением. Эти процессы дают подъем чувствам и эмоциям, которые, в свою очередь, ведут к мыслительным процессам. На вершине находится эго, которое в биоэнергетике отождествляется с головой. Пунктирные линии показывают, что все функции связаны и зависят одна от другой. Взаимоотношения эго и тела можно сравнить с отношениями генерала и его войска. Без генерала или командующего войско, конечно же, существует, но не как армия, а как толпа. Без армии генерал просто фигура. Когда генеральский штаб и войска действуют вместе гармонично и в соответствии с реальностью, у нас имеется выдержанная и умелая армия. Когда они конфликтуют - появляется беспорядок и беда.

Это может случиться тогда, когда генерал рассматривает свои войска как массу или пешки в игре в войну, в которой он делает ход. Он может забыть, что война ведется не только войсками, но и за войска и не ради его личной славы. Также и это может упустить из вида тот факт, что нужно считаться с телом, а не с образом, который оно пытается представлять.

С точки зрения генерала, нормальную иерархию власти внутри армии следовало бы пересмотреть. Ни один генерал не сможет действовать до тех пор, пока не увидит себя самым важным. То же самое касается эго и тела. Если смотреть сверху, т. е. с позиции эго, то пирамида личностных функций должна быть перевернута. Взгляд сверху соразмеряет степень осознания, или контроля. В эго вложено больше сознательности, чем в любую другую функцию. Соответственно мы больше осознаем наши мысли, чем чувства, и менее всего осознаем телесные процессы. Это взгляд генерала на иерархию в армии с точки зрения власти. Он может быть приравнен к взгляду на личностные функции с позиции знания, что является действием эго. С другой стороны, тело имеет свой «здравый смысл», который предшествует приобретению знаний (рис. 17).

[Надписи (сверху - вниз): Преставление о своем «Я»; Мышление; Эмоции, Чувства; Тело.]

Рис. 17

Эти два взгляда на человеческую личность могут быть интегрированы наложением одного треугольника на другой. Тогда мы получим шестиугольную фигуру, которая использовалась в предыдущем разделе для представления целого тела. Пунктир показывает место, где конфликт самый сильный: область диафрагмы или талии.

Два треугольника также могут отражать другие полярные отношения в жизни - небо и землю, день и ночь, мужчину и женщину, огонь и воду. Интересно, что китайцы использовали другую диаграмму, отражающую двойственность жизненных сил, которые в китайской философии называются инь и ян. Различие между двумя диаграммами предполагает два различных стиля жизни. Круглая китайская диаграмма подчеркивает баланс; шестиугольная фигура, известная как Звезда Давида, подчеркивает взаимодействие (рис. 18, 19).

Рис. 18

Рис. 19

Но эти силы не только взаимодействуют друг с другом внутри организма, производя энергию, характеризующую западную деятельность, они вынуждают организм более агрессивно взаимодействовать с окружением. Я использую здесь слово «агрессивно» не в разрушительном смысле, а как противоположность слову «пассивно». Западная агрессивность имеет как положительный, так и отрицательный аспект. Но независимо от того, позитивна она или негативна, она направлена на изменения, в противоположность восточному отношению, направленному на стабильность. Давайте ради простоты разделим деятельность человека на четыре группы: интеллектуальную, социальную, творческую и физическую, включающую сексуальную. Концепция взаимодействия становится ясной, если мы помещаем эти группы по четырем сторонам нашей фигуры, как показано на рис. 20.

[Надписи (сверху - вниз, слева - направо): Интеллектуальная, Социальная, Творческая, Физическая.]

Рис. 20

Теперь, если мы соединим эту диаграмму с уже знакомой нам по предыдущему разделу, у нас получится картина динамических сил, действующих в человеческой личности (рис. 21).

[Надписи (сверху - вниз, слева - направо): Голова – эго; Рука; Рука; Социальная; Сердце; Творческая или производительная; Нога; Нога; Гениталии, Физическая.]

Рис. 21

Сила импульсов, которые являются исходными для взаимодействия человека с миром, зависит от скорости биоэнергетических процессов в организме. Кроме того, эффективность этих импульсов для удовлетворения потребностей человека зависит от свободы, с которой он выражает их. Сдерживающие паттерны или хроническое мышечное напряжение, которое блокирует поток импульсов и чувств, не только подрывают действенность человека как личности, но также ограничивают его контакты и взаимодействие с миром. Они уменьшают чувство принадлежности и ощущения себя частью мира и ограничивают степень душевности.

В мои намерения не входит оспаривать западный стиль жизни. Будучи суперагрессивными, что в действительности значит быть эксплуатирующими и манипулирующими, мы потеряли важное чувство равновесия. Мы позволили эго ниспровергнуть тело и использовали знание для отказа от мудрости тела. Мы нуждаемся в возрождении правильного баланса как внутри самих себя, так и в наших взаимоотношениях с миром, в котором мы живем. Однако я сомневаюсь, что этот баланс может быть восстановлен отказом от западной позиции в угоду восточной. Нам следует сознавать, что Восток сейчас усиленно пытается усвоить западные пути.

Характерология

В биоэнергетике различные структуры характера классифицируются по пяти основным типам. Каждый тип как на психологическом, так и на мышечном уровне имеет определенный паттерн защиты, который отличает его от остальных типов. Важно отметить, что эта классификация относится не к людям, а к защитным позициям. Признано, что ни один человек не является чистым типом и что в каждом человеке нашей культуры в разной степени сочетаются некоторые или все эти защитные паттерны. Личность человека, отличающаяся от структуры его характера, определяется его жизненной силой, т. е. силой его влечений и защитами, которые он создал для контроля за этими влечениями. Нет двух индивидуумов, одинаковых в свойственной им живости или в паттернах защит, возникающих из их жизненного опыта. Тем не менее с точки зрения типов ради ясности необходимо говорить о коммуникации и понимании.

Пять типов - это «шизоидный», «оральный», «психопатический», «мазохистский» и «ригидный». Мы использовали эти термины, потому что они известны и приняты как определения личностных расстройств в психиатрии. Наша классификация не нарушает установившиеся критерии.

Следующее описание этих типов представлено в конспекгивной форме, так как невозможно в этом общем обзоре биоэнергетики останавливаться на подробном обсуждении каждого нарушения. Так как типы характера комплексные, то могут быть упомянуты только определенные аспекты каждого типа.

Структура шизоидного характера

Описание

Термин «шизоид» происходит от «шизофрении» и означает человека, у которого существует предрасположенность к шизофреническому состоянию. Сюда входит расщепление личности как единого целого, например мышление отделяется от чувств. То, что думает человек, кажется, имеет малую видимую связь с тем, что он чувствует или как себя ведет; уход в себя, разрыв или потеря контакта с миром или с внешней реальностью. Шизоидный индивидуум не является шизофреником и может никогда им не стать, но предрасположенность к этому заболеванию присутствует в его личности, обычно хорошо скомпенсированная.

Термин «шизоид» описывает человека, чье чувство себя уменьшено, чье эго слабое и чей контакт с телом и с чувствами сильно ослаблен.

Биоэнергетические условия

Энергия отводится от периферических структур тела, а именно от тех частей, посредством которых организм контактирует с окружающим миром: лицо, руки, гениталии и ноги. Они не полностью энергетически связаны с центром, т. е. возбуждение от центра не свободно течет к ним, а блокируется хроническим мышечным напряжением в основании головы, плеч, таза и суставов бедер. Следовательно, функции, выполняемые ими, отделяются от чувств в сердце человека.

Внутренний заряд склонен к «застыванию» в области центра. Как следствие формируется слабый импульс. Тем не менее заряд взрывоопасен (вследствие своего давления) и может прорваться наружу в виде насилия или убийства. Это случается, когда защиты не могут более сдерживать и организм переполняется огромным количеством энергии, с которой не может справиться. Личность разделяется на множество частей, в результате чего развивается шизофреническое состояние.

Защита состоит из паттерна мышечных напряжений, которые сообща непрерывно удерживают личность, не допуская наполнения периферических структур чувствами и энергией. Мышечные напряжения, такие же как описанные выше, ответственны за отключение периферических органов от контакта с центром.

Таким образом, защита проблематична. В области талии существует энергетическое расщепление тела, а в результате этого - дезинтеграция целостности верхней и нижней половин тела. Биоэнергетический анализ показан на диаграмме (рис. 22).

Рис. 22

Физические аспекты

В большинстве случаев у пациентов с такими признаками тело узкое и зажатое. Там, где в личности присутствуют параноидные элементы, тело полнее и более атлетического вида.

Основные области напряжения находятся в основании черепа, в суставах плеч, ног, таза и в районе диафрагмы. Последняя обычно настолько мощная, что разделяет тело на две части. Основные сжатия сосредоточены в маленьких мышцах, которые окружают сочленения. Поэтому у этого типа характера можно наблюдать или крайнюю жесткость или сверхгибкость суставов.

Лицо маскообразное. Глаза хотя не пустые, как при шизофрении, но неживые и не вступают в контакт. Руки висят, более похожие на отростки, чем на продолжение тела. Стопы напряженные и холодные; они часто вывернуты; масса тела переносится на внешнюю сторону стопы.

Часто наблюдается заметное несоответствие между двумя половинами тела. Во многих случаях они не выглядят принадлежащими одному человеку.

Например, при стрессе, когда человек принимает положение дуги, линия его тела часто кажется разломанной. Голова, туловище и ноги часто находятся под углом друг к другу.

Психологические соотношения

Человек не ощущает себя целостным /14/. Тенденция к разобщению, возникающая на телесном уровне из-за недостаточной энергетической связи между головой и телом, приводит к расщеплению личности. Так, можно обнаружить позу высокомерия в сочетании с униженностью или девственницу, ощущающую себя шлюхой. В последнем случае тело как бы разделяется на две части - верхнюю и нижнюю.

В шизоидном характере обнаруживается сверхчувствительность вследствие слабой границы эго, что является психологической копией недостатка периферического заряда. Эта слабость уменьшает сопротивление эго внешнему давлению и вынуждает его уйти в самооборону.

Такие люди избегают близких, чувственных отношений. На самом деле такие отношения им очень трудно установить из-за недостатка энергии в периферических структурах.

Желание всегда мотивировать действия придает шизоидному поведению оттенок неискренности. Это было названо поведением «как будто», т. е. вроде бы оно базируется на чувствах, но действия сами по себе не являются выражением чувств.

Этиологические и исторические факторы

Здесь представляется важным привести некоторые данные по происхождению этой структуры. Это - суммированные наблюдения тех, кто изучал эту проблему, лечил и анализировал пациентов с такими расстройствами.

Во всех случаях существуют отчетливые доказательства того, что пациенты в раннем возрасте отвергались своей матерью, а это воспринималось ими как угроза существованию. Отвержение сопровождалось скрытой и часто открытой враждебностью с ее стороны.

Отвержение и враждебность развили в пациенте страх, что любые попытки контакта, требования или самоутверждение приведут к уничтожению его самого.

Из детства идет недостаток любых сильных положительных чувств безопасности или радости, частые ночные кошмары.

Типичным для таких пациентов является как обособленное, так и безэмоциональное поведение со случайными взрывами ярости, которое называется аутичным.

Если любой из родителей повторно вмешивался в жизнь ребенка во время эдипова периода (например, по сексуальным причинам), что весьма широко распространено, то к основному симптому добавлялся еще паранояльный элемент. Это делало возможной некоторую активность в конце детства или во взрослом состоянии.

Во всем этом у ребенка нет выбора, кроме как отделение себя от реальности (интенсивная жизнь воображения) и от своего тела (абстрактный ум), для того чтобы выжить. В связи с тем что основными чувствами у него были ужас и смертельная ярость, ребенок отгораживался от всех чувств самозащитой.

Структура орального характера

Описание

Мы описываем личность как имеющую оральную структуру характера, если ей присущи многие особенности, типичные для орального периода жизни, т. е. младенчества. Этими характерными чертами являются слабое чувство независимости, стремление держаться за других, пониженная агрессивность и внутреннее чувство потребности в поддержке, помощи и заботе. Они означают недостаток осуществления этого во младенчестве и представляют степень фиксации на этом уровне развития. У некоторых людей они замаскированы сознательно принятыми компенсирующими позициями. Некоторые личности с этой структурой обнаруживают преувеличенную независимость, которая, однако, не в состоянии выдержать стресс. Основным опытом орального характера являются лишения, в то время как соответствующим опытом шизоидной структуры было отвержение.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 379 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...