Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
внешние услуги информационного характера (см. табл. 5.8). Наиболее важными оказываются рекламная и информационная поддержка, организация презентаций и выставок, сертификация разработок и юридическое сопровождение инновационной деятельности.
Таблица 5.8 Оценка уровня потребностей фирм в различного вида услугах
(1 - наименьший, 5 - наибольший уровень потребности)
Вид услуг | Количест- | Средняя |
во ответов | оценка | |
1. Грант-менеджмент | 2,62 | |
2. Патентование в России | 2,17 | |
3. Патентование за рубежом | 1,95 | |
4. Организация презентаций, выставок | 3,22 | |
5. Социально-экономический анализ договоров | 1,64 | |
6. Юридическое сопровождение деятельности | .;.' | |
фирмы | 3,26 | |
7. Экспертный анализ надежности партнеров | 2,18 | |
8. Сертификация разработок | 3,43 | |
9. Рекламная поддержка | 3,70 | |
Ю.Информационная поддержка | 3,52 | |
11. Подготовка аналитических обзоров | ||
по интересующим темам | 2,86 | |
12. Организация встреч по обмену опытом работы | ||
в МИБ, ННЦ, в России, за рубежом | 2,39 | |
13. Подбор, подготовка сотрудников | 2,36 | |
14. Консультации, помощь по предотвращению и | ||
разрешению внутрифирменных конфликтов | 1,50 | |
15. Маркетинговая поддержка | 2,82 |
Более активное отношение к презентации и озабоченность имиджем своей продукции говорят, на наш взгляд, о том, что малые инновационные фирмы отчасти готовы к координации своей деятельности. Так, отвечая на вопрос о необходимости создания организации-посредника, которая специализировалась бы на сбыте продукции инновационных фирмы, руководители разделились в своих мнениях поровну. Но факт признания даже 50% руководителей фирм полезности такого посредника говорит о том, что малые фирмы едва ли желают перерастать в крупные предприятия! Они более склонны оставаться в рамках «тихой экономики». Деятельность посредника в этом случае выполняет функцию создания фонового имиджа фирмы новосибирского Академгородка. И активное изощренное позиционирование на рынке инновационной продукции Haute couture может быть эффективной стратегией адаптации сибирской науки к виртуальной экономике.
МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
(вместо заключения)
Рассматривая проблемы спонтанно возникших в новосибирском Академгородке малых инновационных фирм и в целом инновационного предпринимательства, невольно приходишь к выводу об ограниченности «проектного» подхода к исследованию этого феномена российской действительности. Действительно, эти фирмы демонстрируют потенциал, характерный для предприятий модернистской эпохи, выступающих движущей силой модернизации общества на основе наращивания наукоемких технологий. Однако рассматривая инновационные предприятия в модернистской парадигме, мы не полностью раскрываем их потенциал, их действительную роль в современном (в том числе и российском) обществе. Дело в том, что фиксируя их роль как локомотива преобразований, акцентируя внимание только на их социально-мобилизационном потенциале, мы игнорируем их функции, связанные с виртуализацией экономики и общества и развитием человека.
В результате за пределами анализа оказываются те глубинные изменения детерминант общественной жизни, в основе которых лежат процессы ее субъективации и индивидуализации. На инсти-туциальном уровне эти изменения в современном обществе связаны прежде всего с трансформацией науки как института по подготовке нового способа духовно-практического освоения окружающего мира и образования как части такой деятельности, ориентированной на освоение возможностей самого человека. Речь идет о формировании постнеклассической науки, в которой проблема человека становится центральной. Характеризуя классическую науку, Х.Ортега-и-Гассет писал: «Чудесные успехи естественных наук как познания вещей находятся в резком противоречии с их бессилием перед собственно человеческим, человеческое ускальзывает от физико-математического разума подобно воде, вытекающей из реше-
25 i
МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
та»1. «Натуралистический разум», как называет классическую науку испанский мыслитель, не способен объяснить не только человеческие проблемы, но и проблемы живого. Эта особенность классической науки отчасти обусловливается характерным для процесса модернизации социоцентризмом и имманентным для последнего господством сверхиндивидных механизмов функционирования общества. Такое общество утверждает свою независимость от природы и осознает себя самодетерминирующей системой, что приводит к разрыву социума с Космосом. При этом Космос механизируется, теряя свои прежние пантеистические свойства, обязывающие человека к сопереживанию и пиетету2. На место аристотельского представления о целевой причинности и субъективном стремлении физических тел, объясняющем их любое движение, приходит тотальное игнорирование субъективных качеств исследуемого объекта. В результате единая антропоморфная картина мира расчленилась на дисциплинарные отрасли, построенные по механистическому образцу. Теперь Космос - это мертвая, ни к чему не обязывающая материя, источник ресурсов и место свалки.
Как следствие еще одним основанием «научно-рациональной гордыни» (А.Панарин) становится «механистический редукцизм», суть которого в том, что в качестве универсальной модели познания выступает неживая природа, а живое в природе рассматривается как источник искажений искомого научного порядка и списывается со счета как исчезающе малая величина в системе бесконечного мертвого Космоса3. В результате неживая косная материя, становясь эталонным пространством науки, воспринимается как конгломерат, не препятствующий технологическому произволу. Это означает, что человек по своему произволу может решительно устранять в природе нефункциональное, «бесполезное» и изымать полезное. Такая, характерная для модернистской науки картина мира не могла не вызвать критику, которая в XX в. предстала как «хорошо обоснованное, поддержанное авторитетом крупнейших европейских философов XX века антисайентистское движение»4. Эта критика изнутри самой науки подготавливает основания для формирования постнеклассической науки.
1 Ортега-и-Гассет X. Положение науки и исторический разум //
Что такое философия? - М, 1991. - С. 202.
2 Панарин А. О возможностях отечественной культуры // Новый
мир. -1996. -№ 9. -С. 182.
3 Там же. -С. 183.
4 Целищее ВВ. Философский анализ истоков антисайентизма //
Наука на рубеже веков: Взгляд из Сибири - Новосибирск, 2000. - С. 82.
МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
Становление постнеклассической науки связано с формированием новой научной картины мира, в которой снимается характерное для науки Нового времени противопоставление субъекта объекту. До самого последнего времени стирание грани между объектом и субъектом было внутринаучной проблемой, возникшей, в частности, в связи с развитием квантово-релятивистских представлений, вызвавших методологический кризис естественно-научного познания. В физике этот кризис завершился признанием зависимости изучаемого процесса от процедуры и от самого факта исследования. Позднее в связи с формулированием антропного космологического принципа физика изолированных объектов превратилась в физику отношений, а требование совместимости любой естественно-научной теории с фактом человеческого существования становится аксиомой неклассической науки.
Специфика переживаемого современной наукой момента, как представляется, состоит именно в том, что происходит как бы смыкание внутренних и внешних факторов, обусловливающих формирование предпосылок постнеклассической науки. И в этом процессе существенную роль играют малые инновационные предприятия. Являясь ядром инновационной сферы, в которой разворачивается синергия ученого, производителя и потребителя, малые инновационные предприятия как бы подвигают науку и ученого в новую исследовательскую позицию, которая требует перехода от образа мертвой материи к образу живой природы как универсальной модели познания. В синергии ученого, потребителя и производителя не только действительность воспринимается через потребности человека, но и сам человек, становясь центром глобализации жизни (в том числе и актуализации глобальных проблем), воспринимается все больше как феномен, способный существовать только в живой природе.
Обычно процесс перехода к постнеклассической науке связывается с изменением социального заказа, переходом к исследованию человекоразмерной реальности (включающей и человека). При этом остаются в стороне и механизм изменения социального заказа и роль науки в поиске оснований усиления гуманитарных начал общественной жизни. В результате обедняется представление о человекоразмерной реальности, в частности исключаются аспекты, связанные с процессом деавтоматизации социальных стандартов, очеловечиванием сверх индивидных механизмов функционирования общества.
Но именно в процессе деавтоматизации социальных стандартов обеспечивается формирование нового соотношения между ин-
МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМА ГЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
струментальнрй мощью современной цивилизации и ее способностью контролировать эту мощь. Двадцатый век четко выявил существенную зависимость жизнедеятельности (и самого существования) цивилизации от соотношения ее инструментальной мощи и качества механизмов саморегуляции, выработанных культурой. История показывает, что превосходство инструментального интеллекта под гуманитарным влечет за собой всплеск экологической и геополитической агрессии, «сопровождающейся характерной психологией экстенсивного роста — «оптимизмом», ощущением вседозволенности и безнаказанности, неистощимости ресурсов»1. Современные глобальные проблемы требуют оптимизации соотношения между инструментальными и гуманитарными возможностями человека. Некоторые исследователи придают этому соотношению статус закона, называя его законом техногуманитарного баланса, который фиксирует тот факт, что «чем выше потенциал производственных и боевых технологий, тем более совершенные механизмы сдерживания агрессии необходимы для сохранения общества»2. В условиях нарастающей императивности этого закона наука уже не может безоглядно наращивать инструментальную вооруженность человека - она вынуждена «беспокоиться» и о росте гуманитарной его мощи. Именно этот момент как бы завершает систему до сих пор складывавшихся внутри науки императивов, обусловливающих переход от бессубъективного мышления к субъектным представлениям в онтологической картине мира.
Этот процесс сопровождается разрыхлением классической рациональности и предполагает новый синтез объективных и субъективных (иррациональных) начал научной деятельности. Именно в данной связи переход от классической к постнеклассической рациональности зачастую воспринимается как процесс экспансии иррациональных и мистических начал. На самом деле речь идет о поиске оснований нового соотношения объекта и субъекта в познании и деятельности посредством возврата к первогенезу явлений культуры как процессу живительного духовного преображения индивида, подчиненного тайной гармонии мироздания. Чтобы* убедиться в этом, надо представить условия, в которых возникает рефлексия и специализированная деятельность познания. Эти условия связаны с существованием человека в истинном измерении, возникающем тогда, когда он устремлен на что-то поверх и помимо той
Назаретян А.П. Новотный У. Русский космизм и современная прогностика // Вестник РАН. - 1998. - Т. 68, № 5. - С. 433. 2 Там же.
МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
непосредственной ситуации, которая на него воздействует. На философском языке этот процесс называется трансцендированием. Как пишет М.Мамардашвили, «помимо того, что окружает человека непосредственно, есть, очевидно, некая другая реальность, существующая вне эмпирической реальности культуры, и ее нельзя воспринять, как мы воспринимаем обычно окружающую'среду»1. Но возможно ее духовное восприятие, которое совершается поверх и помимо любых непосредственных реалий, через них нужно как бы перескочить и открыть в себе истинное измерение, возникающее в произвольном действии поверх окружающих обстоятельств человека, его собственной культуры, собственной ситуации. Возникая первоначально в чувственном резонансе, это истинное измерение человеческого существования предполагает полноту его связей с универсумом. При этом помимо способности человека воспринимать окружающий мир и реагировать на него в качестве части самого этого мира в процессе произвольного действия возникает некая сила иной природы, которая и обеспечивает трансцендирова-ние - выход человека за свои пределы. Но это выход в себе самом. И здесь возникает проблема: «если есть трансцендирование, то должно быть трансцендентное, т.е. где-то вне человека, в некой высшей, истинной реальности существующее что-то в виде чистых предметов или сущностей»2, но поскольку нет такой точки, на которую можно было бы встать и со стороны на себя посмотреть, постольку человек не может выйти из себя. Как отмечает М.Мамардашвили, «есть транцендирование, но нет трансцендентного. Есть действие в человеке какой-то силы, но приписывать ей цель и направление в виде предмета, на который она направлена, мы не имеем права»3.
Деятельность трансцендирования происходит спонтанно и может быть схвачена актом сознания («воспоминания», по Платону) «на уровне рефлексивного дублирования проявления этой силы, ее осознания в себе. Это рефлексивное дублирование или сосредоточение в своем сознании и тем самым засекание трансцендирования на себе и есть сущность, согласно Платону. Сущность -это такое представление о предмете, которое возникает относительно предмета в акте рефлексивного сосредоточения на проявлении в себе транцендирования»4. Таким образом, трансцендирова-
1 Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопр.
философии. - 1990. - № 10. - С. 11.
2 Там же.
3 Там же.-С. 12.
4 Там же..
МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
ние происходит спонтанно и описать его со стороны нельзя, а можно только дублировать, «задавая» сознание транцендирования, которое есть его механический рефлексивный дубль. Сознание транс-цендирования - это тот материал, из которого строятся наши истинные понятия о вещах внешнего мира. «Понятия сущности появляется применительно к рефлексивному уровню, в связи с осознанием философом действия в нем трансцендирования; оно не существует само по себе, натурально. Тот язык, в котором фигурирует понятие "сущности", есть язык опосредованного введения или рефлексивного дублирования чего-то трансцендирующего меня во мне».
Конец модерна, собственно, и обусловливается тем фактом, что операциональное сознание, допускающее законность и обоснованность операционального способа обращения с данными сознания, «забыло»гчто оно само есть сознание трансцендирования. Более того, операциональное сознание, восприняв от Маркса абстракцию практики и полагая, что в человеческой деятельности есть нечто, что связывает ее не с тем, как человек ее осознает и ухватывает через сознание, а с некоторым внечеловеческим целым, начинает к самому сознанию подходить так, что имея перед собой в качестве предмета объяснения некоторые его (сознания) образования, пытается найти содержание этих образований в какой-то иной форме и, проанализировав эту вне сознания данную форму, идти от нее к объяснению того, что уже сознательно выражено. При осуществлении только такого «хода» элиминируется акт рефлексирующего дублирования, а также и то, что само теоретическое отношение к миру (научное познание) разворачивается в рамках истинного измерения человеческого существования. Исчезают и допущения Платона относительно сознания - понимание сознания как спонтанно возникающей новой силы в человеке. И именно потому новый синтез субъективного и объективного в познании связан в том числе с освоением рефлексирования как сосредоточения в своем сознании (засекании трансцендирования на себе) или осознанием человеком на новом уровне действия в нем трансцендирования, что зачастую воспринимается как мистификация и иррационализация познания.
На самом деле речь идет, прежде всего, о необходимости «восстановления» транцендирования как процесса, совершающегося поверх и помимо близлежащих эмпирических обстоятельств, как процесса, где реализуется истинное человеческое измерение, кото-
1 Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема. - С. 12.
МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ПОЗИЦИЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА
рое необходимо открыть в себе самом и рефлексируя его, построить истинные понятия о вещах внешнего мира. Как отмечалось, изначально трансцендирование осуществляется первобытным человеком в произвольном действии, которое разворачивается, с одной стороны, как произ-ведение индивидом себя укорененного в экзистенциальном бытии в когерентной связи со Вселенной, с другой - как непосредственное созерцание (взаимопроникновение в процессе коэволюции) глубин бытия взаимодействующих сущностей. Суть перехода к новому соотношению инструментальной мощи и качества механизмов саморегуляции выработанных культурой как раз и состоит в том, чтобы, как пишет М.Мамардашвили, «восстановить эти скрытые, ушедшие на дно культуры условия или жизненный эфир понятий»1. Здесь нет ничего мистического, а лишь просматривается новая, отличная от нововременной, концепция Знания, «базирующаяся на убеждении, что не ratio человека, а целесообразность, соразмерность и гармония мира через определяемые этой соразмерностью и целесообразностью границы познания буквально "ведут", "направляют" научное исследование, как и вообще всякий поиск истинного знания»2.
Усиление иррациональных начал в современной жизни выступает как усиление роли произвольного действия в деятельности человека, в котором происходит высвобождение творческой интуиции человека. Именно в рамках виртуальных малых фирм возникают оптимальные условия для произвольного действия и'мобилизации сверхинтуиции, той иррациональной составляющей творческого процесса, без которой невозможна интенсивная интеллектуальная деятельность. Речь идет о фундаментальной культурно-антропологической трансформации, о переходе из допсихологиче-ского в психологическое время. Оно означает не только то, что душа человека все больше выдвигается на первый план и современный человек, обращаясь к реальности душевной жизни, ожидает от нее достоверности, утраченной им в мире, но и то, что переход в психологическое время есть укоренение человека в диалектике Вселенной - укоренение, обеспечивающее ноосферогенез. Тем самым источники общественных трансформаций как бы приближаются к человеку, и человек становится не только исторически различимой величиной, но и латентным основанием динамики Универсума.
1 Мамардашвили М. Сознание как философская проблема. - С. 18.
2 Павленко А.Н. Идеалы рациональности в современной науке // Вест
ник РАН.- 1994.-Т. 64,№5.-С. 415.. '•
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 291 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!