Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
ренности, а в процессе достижения, в моменте прибытия»1. И именно молодежь в силу своей природы остается верной этой полноте, поскольку она находится в таком периоде онтогенетического развития, когда избыточные, ориентированные на • формирование экзистенциальных начал, формы поведения молодых индивидов являются условием становления их внутреннего мира. Становление есть процесс проигрывания того, что происходило на ранних этапах социоантропогенеза. Молодежь внутренне (экзистенциально) погружена в тот героический период и потому верна ему.
Вообще говоря, человеческие цивилизации существенно различаются в зависимости от того, насколько в них представлен механизм приобщения индивидов к этой полноте жизни. Как представляется, в тех цивилизациях, в которых по каким-то причинам затруднено такое приобщение молодых людей, снижается внутренняя энергия, потенциал развития. В частности, в традиционном обществе действовала канонизация избыточных форм поведения молодых как механизм функционирования такого общества, ориентированный нг росгпэоизподсттчс тпчдичкй основного условия социальности. В техногенном обществе по мере его становления молодежный потенциал экзистенциального развития также наталкивался на жесткие ограничения, связанные с канонизацией индивидуальной энергии в системе жестких, автоматически действующих техногенных и социальных стандартов, обусловливающих феномен отчужденного от себя самого (своих экзистенциальных начал) частичного индивида. Собственно, весь пафос «культуры современности», которая обеспечивает «стяжательное» (Х.Ортега-и-Гассет), ориентированное ка завоевание и покорение природы и все более комфортное движение в «линейном» пространстве и времени, направлен на стандартизацию жизни. В культуре, ориентированной на внешние человеку и природе критерии бытия, основным посылом системы воспитания и образования массового индивида становится стремление уберечь молодых людей от духовных потрясений, связанных с нестандартным действием, от преодоления себя в кризисных обстоятельствах. Здесь люди рерят, «что завтра будет то же, что и сегодня, что npdpecc состоит только в движении вперед по одной и той же дороге, такой же, как пройденная нами. Это уже и не дорога, а растяжимая тюры-.:а: из которой не выйти»2. Очевидно, что такая система только и могла готовить массового человека, «человека без индивидуальности», «индивида без особых досто-
", '.ега-и-ГассгтX. Восстание mjcc. -С. 128. 2 Там же.-С. 128.
3.3. Институциальные основания формирования способности произвольного д е йствия индивидов в инновационном обществе
инств». В ней доминирует рациональное знание, знание очишен-ное, голое, неодушевле—>е ":зирог<гнкос В л-лем~'-ftprr„ вании здесь отсутствует игоСлодимость в механизме произвольного действия. Именно потому, что произ-ведение себя в произвольном действии - это прежде всего созидание чувственности как основания духовности, т.е. создание того, что не является целью системы образования, ориентированной на трансляцию абстрактного знания как предпосылки стандартной жизни.
Но жизнь показывает, что там, где нет произвольного действия, нет и адекватной человеку чувственно-эмоциональной жизни. Пишенкый механизма произвольного действия, человек не только как бы выпадает из пространства духовного существования, адекватного созданному им социально-вещественному миру, но и скатывается в процесс культурного исчерпания и одновременно все более выпадает из ритма мира, природы, Космоса. Недаром Э.Фромм считал решающей трудностью современной эпохи «зна читальное, jtct.;.~:::;; г^&хсня человеческих эмоций от умственного развития человека: человеческий мозг живет в двадцатом веке, сердце большинства людей - все еще в каменном»1.
Но этот процесс губителен не только для индивидов; он обо
рачивается тяжелыми последствиями и для общества. Происходит
утеря исторической памяти, размывание объединяющего нацио
нального сознания, наконец, накапливается внутренний подрыв в
устоях нравственных. В такой культуре каждый индивид, встроен
ный в разросшийся социально-ветцрсточтrti мр. ^_,wi и
некотором смысле в более трудном пололлшич, чем самые далекие
предки л!одеи, находившиеся под опекой первичного чувственного
коллектива, который инициируя процесс произвольного действия,
вооружал их силой, способной противостоять и укрощать спонтан
ную энергию «душевного жара». Болеетого, необузданная энергия
«душевного жара» мстит за игнорирование законов произвольного
действия. Особенно это характерно для процесса самоопределение
молодежи в современном обществе. В этом обществе за счет высо
кого- уровня материального благосостояния, гарантирующего удов
летворение основных биологических и социальных потребностей,
возникает определенный «люфт», пространство, свободное от вы
полнения биологически необходимых действий, от ежедневной
борьбы за существование. В это пространство устремляется прежде
всего молодое поколение, которое жаждет избыточных форм поне
дечия. Но как уже говорилось, избыточность приобретает экзи-
' Фромм Э. Бегство от свободы. -М, 1990. - С. 11.
Глава 3. ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
______________ И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ _____________
стенциальную направленность (глубину) только в пространстве произвольного действия, будучи организована как произвольное действие. Как показывает практика, образовательная деятельность, исключающая механизм произвольного действия, не. может освоить эту избыточность и имеет тенденцию к варваризации: лишенные силы, обеспечивающей возделывание «душевного жара», образовывающиеся молодые люди не способны на элементарные внутренние усилия, вместо освоения социальных норм они их игнорируют, как игнорируют зачастую культуру и самого учителя. Таким образом, «человек массы» (Х.Ортега-и-Гассет) есть как раз порождение того факта, что социальные институты и прежде всего система образования техногенного общества не обеспечивают организации чувственной жизни молодого поколения на принципах произвольного действия.
Верность молодежи процессу социоантропогенеза востребует-ся в массовом порядке только в инновационном обществе, основной доминантой которого становится императив в человеке - авторе своей судьбы, своего действия, а не в агенте социальных или технологических процессов. Стремительное усложнение общественной, духовно-культурной, политической жизни, нарастающее участие человека в сложных процессах глобального характера должно обеспечиваться не только информацией молодых людей о соответствующих процессах, которая всегда будет запаздывать, будет неполной и т.д. Задача состоит в том, чтобы на основе произвольного действия, обусловливающего мобилизацию и самоорганизацию чувственно-духовной жизни молодых, обеспечить избыточность исходного образования путем формирования способности к самоорганизации и самообучению обращенных ко всей будущей жизни.
Обратим теперь внимание на то, что «очеловечивание» познания и практики в опережающем обучении одновременно - решающий, переломный момент перехода от механистич(ески-физикалистской (равно сайентистско-технократической) методологии научно-технического прогресса к его гуманитаризации в.дальнейшем. Дело в том, что вследствие встраивания науки в опережающее обучение основным ее продуктом становятся не абстрактные, теоретические знания об объектах, но знания, обеспечивающие конкретные практические умения по культивированию окружающей действительности. «Предмет науки предстает как управ-
3.3. Инстигпуциальные основания формирования способности произвольного дейс твия индивидов в инновационном обществе
ление деятельностью людей, занятых культивированием, по схеме: субъект - средство - цель».
Здесь, как и при зарождении науки, предмет познания, отождествляется с приемом, действием, субъектом и объект не расчленен с субъектом. Описательно-абстрактная, бессубъектная парадигма классической науки заменяется субъектной. В качестве предмета науки все больше начинает осознаваться процесс реконструкции общения и деятельности самих природопользователей и прежде всего поиск способов кооперации, обеспечивающих эмансипацию их самости. Этот поиск по мере расширения неорганического тела человека, овладения материалом природы, включая природу самого человека, перерастает в задачу образования самого субъекта деятельности и только через эту цепочку - в преобразование природы.
При этом познание, разворачиваясь как процесс совершенствования чувственно-практических навыков, выступает не как средство вмешательства в ход естественных событий, а как орудие изменения чувственно-духовного мира человека, как способ его совершенствования. Научное знание воспринимается обучаемым как средство формирования его личности, а не как программирующая ее самодовлеющая сущность. Возникает новая наука, в которую возвращается человек с его воображением, подсознанием и сверхсознанием, становясь универсальным инструментом ее системной организации. В такой науке главное уже не в том чтобы, как пишет Г.С. Батищев, внутри познания (включая и все гносеологические верхние этажи) содействовать тому, чтобы концептуально-научное знание улучшилось, усовершенствовалось, обогатилось именно как знание (за счет, к примеру, комплексных междисциплинарных знаний или реализационно-производственной компоненты), «но прежде всего в том, чтобы сам действительно сущий человек смог в своей жизни - при помощи и максимальном участии психологического и гносеологического знания и самопознания - судьбически состояться, созидательно и творчески отвечая своему ненавязчивому универсальному призванию, своему предназначению через ненавязчивую призванность»2.
Само знание как знание не обесценивается, но оно берется здесь как аналог общения, которое надо выявить, как ведущее к осуществлению каждым в самом себе всего того, о чем оно (знание) трактует отвлеченно и дистантно, лишь в условном хронотопе
1 Милошевич В.В. Опережающее обучение как метод перестройки
географии в науку о природопользовании. - С. 140.
2 См.: Батищев Г. С. Философские концепция человека и креативно
сти в наследии С.Л.Рубинштейна // Вопр. философ. - 1989. - № 4..- С. 99.
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 214 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!