Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Имеет ли история какой-нибудь смысл?
«...Я на поставленный вопрос отвечаю: «История смысла не имеет»...
Как большинство людей используют термин «история»? (Я имею в виду то понимание термина «история», когда говорят, например, о книге по истории Европы, а не то, когда говорят, что это — история Европы). Люди знакомятся с таким пониманием истории в школе и в университете. Они читают книги по истории, они узнают, что понимается в таких книгах под именем «мировой истории» или «истории человечества», и привыкают смотреть на историю как на более или менее определенные серии фактов, веря, что эти факты и составляют историю человечества.
Однако мы уже видели, что область фактов бесконечно богата, и здесь необходим отбор. В соответствии с нашими интересами мы могли бы, например, написать историю искусства, языка, традиций принятия пищи или даже историю сыпного тифа (как это сделал, к примеру, Г. Цинсер в книге «Крысы, вши и история» («Rats, Lice and History»). Разумеется, ни одна из таких историй, как и все они вместе взятые, не является историей человечества. И поэтому люди, говоря об истории человечества, имеют в виду историю Египетской, Вавилонской, Персидской, Македонской и Римской империй и т.д. — вплоть до наших дней. Другими словами, они говорят об истории человечества, однако на самом деле то, что они в основном имеют в виду и изучают в школе, представляет собой историю политической власти.
На мой взгляд, единой истории человечества нет, а есть лишь бесконечное множество историй, связанных с разными аспектами человеческой жизни, и среди них — история политической власти. Ее обычно возводят в ранг мировой истории, но я утверждаю, что это оскорбительно для любой серьезной концепции развития человечества.... поскольку история политической власти есть не что иное, как история международных преступлений и массовых убийств (включая, правда, некоторые попытки их пресечения). Такой истории обучают в школах и при этом превозносят как ее героев некоторых величайших преступников.
Действительно ли не существует всеобщей истории как реальной истории человечества? Скорее всего — нет. Я полагаю, таков должен быть ответ на этот вопрос каждого гуманиста и особенно каждого христианина. Реальной историей человечества, если бы таковая была, должна была бы быть история всех людей, а значит — история всех человеческих надежд, борений и страданий, ибо ни один человек не более значим, чем любой другой. Ясно, что такая реальная история не может быть написана. Мы должны от чего-то абстрагироваться, должны чем-то пренебрегать, осуществлять отбор. Тем самым мы приходим к множеству историй и среди них — к истории международных преступлений и массовых убийств, которая обычно и объявляется историей человечества.
Почему же из всего множества различных историй выбирается именно история политической власти, а не история, скажем, религии или поэзии? Для этого есть разные причины. Одна состоит в том, что власть воздействует на всех нас, а поэзия лишь на немногих. Другая причина заключается в том, что люди склонны боготворить власть. Вне всяких сомнений, обожествление власти — один из худших видов человеческого идолопоклонства, пережиток времен угнетения и рабства. Обожествление власти порождено страхом — эмоцией, которую справедливо презирают. Третьей причиной превращения политической власти в ядро «истории» является то, что люди, обладающие властью, как правило, хотят того, чтобы их боготворили, и это им вполне удается — многие историки писали под надзором императоров, генералов и диктаторов Жизнь отдельного, забытого, неизвестного человека, его горести, радости, его страдание и смерть — вот реальное содержание человеческого опыта на протяжении веков. Если бы об этом могла рассказать история, я, конечно не утверждал бы, что видеть в ней перст божий — это богохульство. Однако такой истории нет и быть не может. Наша история великих и всемогущих есть — в лучшем случае — пустая комедия. Это опера-буфф о силах, существующих вне реальности (сравнимая с гомеровской оперой-буфф о силах Олимпа, стоящих за кулисами человеческой борьбы). Один из наших самых плохих инстинктов — идолопоклонническое боготворение власти, приводит нас к вере в реальность подобной истории. И в такой, даже не сотворенной, а сфабрикованной человеком «истории» некоторые христиане смеют видеть руку Бога! Они полагают, что понимают и знают, чего Он желает, когда приписывают Ему свои ничтожные исторические интерпретации!»
(К. Поппер. Открытое общество и его враги. М., 1992.Т.2. С. 311-314).
Поговорим о прочитанном:
1. Согласны ли вы с К. Поппером в том, что история, которую вы изучали — это в основном история политической власти? Знаете ли вы историю своего края, своего города, своей деревни, своей улицы? До какого поколения вы знаете историю собственной семьи? Много ли найдется сейчас людей, которые знают, чем занимался их прапрадед?
2. Законы природы отменить нельзя, они будут действовать всегда. А законы общества? И можно ли вообще говорить о законах применительно к обществу? О. Шпенглер, например, говорил, что в обществе действует не закон, а судьба. Прав ли он, и если да, то чем судьба отличается от закона?
3. Может быть, над Россией довлеет судьба, рок? Ведь Россия всегда выбирает наихудший, самый трудный и тяжелый вариант своего развития: могли победить декабристы, были у них шансы — не победили; могли освободить в 1861 г. крестьян с землей — освободили без земли; могли выбрать американский фермерский путь — не выбрали; могли остановиться на февральской буржуазной революции — не остановились; могли в генеральные секретари выбрать С. Кирова —выбрали И. Сталина и т.д. Может быть, действительно никакие законы общественного развития, если они и существуют, к России неприменимы? В философии истории спорят о том, кто делает историю — народ или герои, народные массы или великие личности, в крайнем случае активное меньшинство, которое заражает всех своей энергией, ведет за собой общество. Какая точка зрения кажется вам правильной?
4. Французские историки утверждают, что Наполеон выиграл Бородинское сражение, а русские — что Кутузов. А как было на самом деле? В русском языке, в отличие от немецкого, употребляется одно слово «история» — и для обозначения науки, и для того, что было на самом деле. Но, может быть, никакого «на самом деле» и нет? Ведь все, что мы знаем об этих событиях, нам рассказали сами историки. Может быть, правильнее сказать, что сколько историков — столько и историй?
5. В чем, по вашему мнению, заключается «вызов», который предъявляет сейчас России история? И что в первую очередь нам делать, чтобы достойно ответить на этот вызов?
6. Западники и славянофилы есть и сейчас. Одни считают, что Россия
должна идти своим путем, что Запад нам не указ, что «умом Россию не понять». А другие — что чем скорее мы внедрим в России западные формы экономики и жизни, которые уже доказали свою эффективность на Западе, тем быстрее заживем нормальной жизнью. Какая из точек зрения кажется вам правильной? Или возможно как-то совместить эти крайности?
8. Есть ли все-таки в истории прогресс, увеличивается ли степень свободы людей, больше ли становится людей счастливых, здоровых и обеспеченных, становится ли человечество в массе своей умнее? Или же человеческая история — бесконечная повторяемость, смена побед и поражений, достижений и провалов, рабства и свободы, гениальных достижений и непроходимой глупости? И прав был Екклесиаст, когда говорил: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем»?
Заключение. ВОСТОРЖЕСТВУЕТ ЛИ РАЗУМ?
Прочтя эту книгу, вы могли убедиться, что философия — очень полезная для каждого область человеческой культуры, и в то же время — очень вредная. В конце 1849 г. Николай I обязал управляющего Министерством народного просвещения «представить свои соображения о том, полезно ли преподавание философии при настоящем предосудительном развитии этой науки германскими учеными и г.р. следует ли принять меры к ограждению нашего юношества, получающего образование в высших учебных заведениях, от обольстительного мудрствования новейших философских систем». В 1850-х во всех университетах России были закрыты философские факультеты и кафедры.
Николай I совершенно прав — философия абсолютно бесполезная наука там, где речь идет о чисто практических интересах: как устроиться в жизни, как прокормить семью, как сделать карьеру, или даже: как содействовать экономическому подъему страны или как сделать всех ее граждан послушными и добропорядочными.
И философия, конечно, вредна, так как учит во всем сомневаться, ничему не верить, не проверив и не доказав себе самому; не верить государству, общепринятым ценностям, обещаниям счастливого будущего или конца света. Философия — сугубо индивидуальное дело и ко всему общему относится подозрительно.
Общество не умрет — я умру, я ведь конечен, мне отпущен краткий миг, и я должен успеть понять и сделать в этом мире что-то, для чего я сюда призван. Ни общество, ни класс, ни партия, ни государство за меня понимать не будут и искать мое незаместимое никем больше место тоже не будут.
Вообще любая человеческая жизнь проникнута ужасом — ужасом невытекания моей судьбы, моей жизни ни из чего. Никакие предварительные условия: образование, характер, материальное благополучие, режим в стране — никак не определяют мою жизнь окончательно. При любых благоприятных условиях я могу не состояться как человек, вырасти негодяем. Или просто заблудиться, запутаться, не найти своей дороги, прожить никчемную и бездарную жизнь.
Чтобы этого не случилось, хорошо иметь своего учителя. Учителя жизни. Но где их взять, таких учителей? Некоторым везло, у них учителя были. У Платона был учителем Сократ. К сожалению, современная школа построена не по принципу «учитель — ученики», а по принципу «преподаватель — учащиеся». Школа давно стала источником получения знаний, а не школой жизни.
У некоторых настоящими учителями были их родители. Но все это — счастливые исключения. И тем не менее у нас, конечно, есть возможность учиться у великих учителей, не непосредственно, а читая их книги, изучая философию. Не учебники по философии, а книги великих философов, которые учат думать, учат развивать свой разум.
Разум — главный дар человеку, небесный дар. Разум, во-первых, всегда пытается познать то, что сейчас человеку познать нельзя, невозможно, но человек все равно будет снова и снова пытаться заглянуть в кромешную мглу неизвестного, заглянуть за горизонт, за край имеющихся знаний. Разум, во-вторых, позволяет подняться над природной закономерностью, над фактом, позволяет открыть в человеке другую природу — свободную и творческую. Это высшая цель разума.
Разум всегда пытается дойти до конца, до максимальной идеи: до абсолютно чистой воды, абсолютно чистого воздуха, абсолютной нравственности — то есть до тех вещей, которые в природе не встречаются, но должны быть. Ни один человек не живет всегда и постоянно по законам совести, но это не значит, что абсолютная нравственность — химера. Это идея разума, без которой вообще невозможна никакая совместная человеческая жизнь.
Разум оперирует идеями, а идея всегда больше того, что в данный момент чувствуется или мыслится. Идея раздвигает границы чувств, границы интеллекта. Идея как бы поднимает человека на такую высоту, с которой видно больше, чем видит глаз, поднимает в атмосферу духовности.
Человек в любой области познания, говорил Кант, стремится дойти до идеи, стремится к максимуму понятого, к максимуму поступка. Жизнь в мире идей, философствование — это держание себя на пределе возможного для человека.
Философствовать — значит пытаться жить интересами чистого разума, без всякой надежды или, лучше сказать, интереса к успеху, карьере, обогащению и т.п. Жить интересами, которые направлены на исследование последних оснований сущности и смысла бытия, сущности и смысла человеческого существования.
Кант считал, что математика, естествознание, законы, искусства, даже мораль не заполняют душу целиком. В ней все еще остается место, которое намечено для чистого разума. Незаполненность этого места и заставляет заглушать обременяющий взор разума, требующего от нас чего-то такого, что полностью бы отвечало человеческому назначению.
Каждый человек вовсе не обязан быть философом в профессиональном смысле слова, но он обязан быть умным. Обязан сам, всегда и во всем доходить до сути дела, обязан знать самого себя и свое место в мире, чувствовать свою ответственность за все беды и несчастья окружающих. И в этом смысле человек обязан жить, философствуя. Только тогда он и будет соответствовать своему человеческому призванию. Тогда и только тогда в этом мире восторжествует разум.
ЧТО НУЖНО ПРОЧИТАТЬ САМОМУ
Бердяев НА. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. М, Наука. 1990.
Бердяев Н.А.. Человек // О назначении человека. М., Республика. 1993.
ГаспаровМ. Л. Занимательная Греция. М, 1996.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М., Мысль. 1979.
Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А.. Платон. Аристотель. М., Молодая гвардия. Серия ЖЗЛ. 1993.
Ортега-и-Гассет. X. Что такое философия? // Что такое философия. М., Наука. 1991.
Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. М., Искусство. 1991.
Паскаль Б. Мысли. М., Изд-во имени Сабашниковых. 1995.
Сорокин П.А. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М., Политиздат. 1992.
Толстой Л.Н. Путь жизни. М., Высшая школа. 1994.
Чаадаев П.Я. Философические письма // Статьи и письма. М., Современник. 1989.
Франк С. Л. Смысл жизни // Духовные основы общества. М., Республика. 1992.
Фромм Э. Искусство любить. М., Педагогика. 1990.
ПРЕДМЕТНО—ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
Августин Блаженный 32, 33 Аполлон 201, 226, 227 Архетип 137, 138-140, 146, 169 Атараксия 25
Демократия 209, 244, 260
Демокрит 16, 17, 24, 128, 143, 158, 182
Диоген Лаэртский 281
Диоген Синопский 19-22, 232, 233
Дионис 226
Достоевский Федор Михайлович 46-48, 57, 62, 104, 150, 229, 273
Бердяев Николай Александрович 48, 57-59,
Бентам Иеремия 214
Бессознательное 133-135
Бредбери Рэй 98
Бубер Мартин 80-82
Бэкон Френсис 36-38
В
Вебер Макс 209
Вейерштрасс Карл 176
Виалар Поль 96
Воображение 75, 128, 157-158, 180, 181, 225, 263
Восприятие 108, 113, 114, 156, 252, 274
Вселенная 4, 69, 77, 84, 132, 168, 170, 174, 178, 180
Высоцкий Владимир Семенович 108
Г
Ганди Мохандас 51
Гегель Георг Вильгельм Фридрих 94, 243, 244
Гераклит 14-16, 133,248
Гейзенберг Вернер 182
Гениальность 112, 195, 196, 199, 200
Герцен Александр Иванович 268, 269
Гете Иоганн Вольфганг 74, 103, 179, 196, 198, 200, 250, 267
Гоббс Томас 208
Гоголь Николай Васильевич 175, 198
Голдинг Уильям 228
Горький Алексей Максимович 62
Гражданское общество 212
Гумилев Лев Николаевич 205, 206, 208
Гурджиев Георгий 87, 88, 97
Д
Движение 14, 177, 178
Декарт Рене 36-38, 128, 148, 167, 191
Западники 266, 267 Зенон Элейский 177 Зло 18, 19,26,47,48
И
Интроверт 93 Истина
- как соответствие понятия и мира 159
- как событие открытости мира 160, 165
К
Камю Альбер 7, 189
Кант Иммануил 5, 38^И, 49, 88, 157, 158, 194, 280
Картина мира 150, 168, 170
Кеплер Иоганн 81, 112, 143, 158
Киники 19-21
Коллективное бессознательное 137-139
Кришнамурти Джидду 116, 117, 233
Культ 117, 226, 236
Культура
- внешняя и внутренняя 231
- и контркультура 232-234
- и природа 224
- и цивилизация 231, 271
- массовая 227, 228
Кьеркегор Серен 43-45
Л
Лао-Цзы 11-13,216,248
Леонтьев Константин Николаевич 74
Локк Джон 148,209
Лосев Алексей Федорович 164, 281
Лунин Михаил Сергеевич 46
Любовь 4, 5, 7, 9, 15, 43, 82, 83, 107-112
М
Мамардашвили Мераб Константинович 82, 83, 215
Мандельштам Осип Эмильевич 231
Маргиналы 211
Маркс Карл 86, 94, 134, 204, 225, 243-246
Миф 88, 133, 136, 189,236
Монтень Мишель 124
Моравиа Альберто 166
Мораль
- просветительская 57
- «стадная» 56
- христианская 56, 57
Моральный закон 58
Моруа Андре 54
Моуди Раймонд 142
Мышление и язык 152
Н
Нагибин Юрий Маркович 59 Нация 205
Невыразимость 94, 103 Неповторимость 94, 100, 101, 106 Непредопределенность 94, 98 Непротивление злу насилием 49 Несводимость 94 Нигилизм 234, 235
Ницше Фридрих 55-57, 61, 65, 75, 76, 94, 97, 100, 101, 114, 118, 125, 134, 142, 159, 191,226,227,234,235
О
Ортега-и-Гассет Хосе 62, 241, 281 Оруэлл Джордж 216 Основной вопрос философии 6
П
Павлов Иван Петрович 129
Паскаль Блез 77,78.81,115.116,120,182,281
Пессимизм 190. 275
Пестель Павел Иванович 46
Пифагор 13, 14. 143, 148
Платон 18, 23. 24. 29, 112, 147. 156, 157, 182. 191, 214, 248, 279. 281
Понятие 37. 60. 99, 139. 141, 142, 156, 164, 174, 225, 239, 259
Поппер Карл 277
Представление 150-152. 181. 182, 200, 217
Пришвин Михаил Михайлович 1 19, 242
Протагор 17
Психика 86. 134. 136, 138. 140
Пушкин Александр Сергеевич 54, 76, 101, 118, 153, 192,201. 230, 231, 263-265
284 Распутин Валентин Григорьевич 125
Рафаэль Санти 112
Рационализм 157, 267
Реальное образование 116
Религия 4, 5, 7, 31,50, 55, 80, 81, 107, 169, 184,234,244,264,271,272
Ритм 171, 173, 180,231,251
Розанов Василий Васильевич 72, 74, 219, 269-271
Ростоу Уолт 246, 247
Руссо Жан Жак 125
Свет 54, 63, 169, 170, 178, 179, 191, 237
Семья 71, 165, 205, 207, 208, 218
Сенека Луций Анней 26, 30, 64
Сенсуализм 157
Славянофилы 266, 267
Смысл жизни 45, 54, 106, 107, 187-189, 281
Совесть 7, 9, 15, 18, 39, 41, 61, 64, 73, 82, 105, 230
Созерцание 35, 113, 114, 125
Сознание 69, 126, 128, 133, 134, 141, 142
- как поток переживаний 130, 144
-как сфера 141
-и мозг 141, 142
-предметное 130, 131
-самосознание 130, 131, 186,237,274
Сократ 5, 17-19,22,23,27-29,56,58,83, 102, 112, 118,251,279 Соловейчик Симон 109 Соловьев Владимир Сергеевич 108 Сорокин Питирим Александрович 196-198, 260, 261, 281 Стоики 25-27, 89 Суждение 156
Существование подлинное 59, 62 Счастье 4, 29, 34, 42, 47, 52, 63, 104, 107, 114-116, 120, 121, 167
Творчество 59, 102, 107, 111-113, 124, 125, 189, 196, 205, 229
Тойнби Арнольд 254,256-259
Толстой Лев Николаевич 49-51, 54, 153, 207, 228, 281
Топоров Владимир Николаевич 176
Тютчев Федор Иванович 154
Умозаключение 156 Успенский Петр Демьянович 87 Утопия 214
Чаадаев Петр Яковлевич 263-267, 281 Чехов Антон Павлович 24, 63, 102, 231 Чижевский Александр Леонидович 180 Число 14, 138, 175,203,221
Ш
Шекли Роберт 172
Шелдон Уильям 93
Шелер Макс 98, 99
Шестов Лев 72, 73, 80
Шпенглер Освальд 180, 198, 237, 248-254, 272, 274
Шопенгауэр Артур 6, 41, 42, 44, 52, 105, 122, 162, 183, 194, 198, 200
Эйнштейн Альберт 23, 81, 112, 143, 147, 176, 192, 231
Экстраверт 93
СОДЕ Энтропия 178
Эпикур 3, 24, 25, 96, 118
Этика закона 57, 58
Этика творчества 57, 59
Этнос 204-207
ф
Флоренский Павел Александрович 224, 225
Франк Семен Людвигович 67,73, ПО, 143, 144, 164, 165, 185, 186, 188, 191,
Фрейд Зигмунд 133-137, 140
Фромм Эрих 110, 111,221,281
Хайдеггер Мартин 60, 73, 102, 151, 154, 155, 160, 235, 247
Хаксли Олдос 94
Хомяков Алексей Степанович 267, 268
ц
Цвет 162, 178-180
Цивилизация 218, 230, 232, 249, 253, 255-260, 264, 271, 281
Ю
Юнг Карл 93, 136-140, 146, 171, 195,234.235
РЖАНИЕ
Предисловие 3
Введение. Что изучает философия 4
Раздел I. Основные идеи истории мировой философии 10
Тема 1.1. Философия античного мира и средних веков 10
Глава 1. Философия античного мира 10
Глава 2. Философская мысль Средних веков 31
Тема 1.2. Философия нового и новейшего времени 36
Глава 1. Философия Нового времени 36
Глава 2. Философия XX века 55
Раздел II. Человек-сознание-познание 69
Тема 2.1. Человек как основная проблема философии 69
Глава 1. Происхождение и развитие человека 69
Глава 2. Что из себя представляет человек? 80
Глава 3. Основные характеристики человека 94
Глава 4. Категории человеческого бытия 107
Тема 2.2. Проблема сознания 126
Глава 1. Сознание и человеческая природа 126
Глава 2. Мышление, его истоки и сущность 147
Тема 2.3. Учение о познании 155
Раздел III. Духовная жизнь человека 168
Тема 3.1. Философия и научная картина мира 168
Тема 3.2. Философия и религия 18£
Тема 3.3. Философия искусства 191
Раздел IV. Социальная жизнь 203
Тема 4.1. Человек и общество. Глобальные проблемы современности 203
Тема 4.2. Философия культуры 224
Тема 4.3. Философия истории 242
Заключение. Восторжествует ли разум? 279
Что нужно прочитать самому 281
Предметно-именной указатель
Губин Валерий Дмитриевич
Основы философии
Учебное пособие
Редактор В. В. Нехотин ■, ■:
Корректор О. Н. Кондратьева
Компьютерная верстка С. Ч. Соколовского;
Оформление серии М. Н. Федоровой ■■
Сдано в набор 26.12.2002. Подписано в печать 17.02.2003. Формат 60x90 1/16. Бумага типографская № 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 18. Уч.-изд. л. 17,5. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 7038.
ЛР№ 071629 от 20.04.98
Издательский Дом «ФОРУМ»
101831, Москва-Центр, Колпачный пер., 9а
Тел./факс: (095) 925-32-07, 925-39-27
E-mail: [email protected]
ЛР№ 070824 от 21.01.93
Издательский Дом «ИНФРА-М»
127214, Москва, Дмитровское ш., 107
Отпечатано в полном соответствии с качеством
предоставленных диапозитивов в ОАО "Тульская типография"
300600, г. Тула, пр. Ленина, 109.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
«Помощник врача детской поликлиники»
Методические рекомендации для студентов 5 курса
педиатрического факультета
Иркутск
ИГМУ
УДК 614.253.1:616 – 053.2 (075.8)
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 528 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!