Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Катары, или альбигойцы



Слово катар произошло от греческого "катарос", что значит чист:ый, Катаризм - это то же самое богомильское движение с незначительными различиями. Оно зародилось в Западной Европе на рубеже XI-XII веков и просуществовало до XV в. Особенно широкое распространение оно получило в XII и XIII веках. Приверженщы этой ереси назывались и альбигойцами, потому что один из главных их центров находился в городе Альби (или Альбига) на юге Франции.

Будучи последователями богомилов, катары или альбигойцы мало чем отличались от своих учителей. Особенно это касалось учения самого Богомила. Если же говорить о разнице, то она заключалась в том, что катары боролись против католической Церкви, в то время, как богомилы боролись против православной. Катары сильно критиковали католическую иерархию за то, что она уподобилась" миру и ее священнослужители находились на плачевно низком духовном уровне.

Начиная с 1140 г., катаризм стал быстро распространяться в западных частях Европы, так что к концу столетия во Франции и Италии катарами было создано одиннадцать епархий.

Катары имели свою литургию, иерархическую систему управления и, конечно, свои доктрина. В 1167 г. Францию посетил богомильский епископ Ницетий, который председательствовал на катарском соборе в городе Сан-Феликс-де-Караман. Он убедил своих единоверцев отвергнуть теории епискота Василия и держаться оригинального учения Богомила. В согласии с богомилами, катары считали материю злом и учили, что добрая по природе душа должна стремиться к свободе и возвращению к Богу. По учению Ницетия, заключенные в нечистой материи дупл могут очищаться, проходя определенный цикл перевоплощений. Христа катары считали совершенным ангелом, а Духа Святого божественным эоном и начальником небесных духов. Обязанностью Духа являлось обслуживание божественной искры в человеке. Ветхий Завет они либо частично, либо полностью отвергали. Сотворение мира толковали в соответствии со своими идеями.

Катары были аскетами. Они соблюдали строжайшие посты, полностью запрещали есть мясо и были против половых сношений, хотя такого рода аскетизм относился больше к одной только их части, к "совершенным". Большая часть катаров, именуемая "верующими", не придерживалась таких строгостей.

Катары запрещали брак и половые сношения, потому что считали их проявлением злой материи. Брак был ужасен для них и тем, что вел к деторождению, через которое чистые бесплотные души попадали в плен физического тела. По крайней мере деторождение было причиной того, что катары были против половых сношений между представителями разных полов. Но, как мы сказали выше, среди катаров не все принадлежали к категории "совершенных". Есть достаточно сведений о том, что во избежание рождения детей, многие рядовые катары практиковали неестественные формы половых сношений. Они думали, что если нет возможности избежать двух зол, то, по крайней мере, лучше избежать хотя бы одного, а именно, деторождения через половой акт с женщиной.

Поэтому среди "верующих" допускалась содомия.

Лидеры смотрели на поведение рядовых катаров сквозь пальцы. Этому содействовало еще и то, что катаризм выработал свой особый способ для очищения душ, которые оскверняли себя через нарушение религиозных требований. У катаров каждый "верующий" мог перед смертью перейти в высший разряд "совершенных" через совершение специального обряда, который по-латински назывался consolamentum. Таким образом любой катар мог умереть в полном согласии с Богом. Однако обряд давал человеку очищение только один раз, после чего он должен был всеми силами постараться больше не грешить. А если согрешил, то помочь ему уже нельзя было.

Рядовые катары откладывали совершение consolamentum до последнего часа своей жизни, надеясь на исправление положения перед самой смертью. Так как человек может скончаться скоропостижно, многие богатые катары нанимали себе двух постоянных компаньонов из "совершенных" с тем, чтобы они, в случае непосредственной угрозы смерти, могли немедленно совершить нужный об"ряд.

В средние века катаризм был серьезным вызовом католической Церкви, и поэтому она всеми силами боролась против этого движения. Как известно, в те времена папы имели не только духовную власть, но и светскую. Они могли заставлять королей исполнять их волю.

Поэтому, когда мирные способы обращения катар в католичество не помогли, папа Иннокентий III организовал в 1202 г. претив них крестовый поход, известный под названием Альбигойские войны. Между католиками Северной Франции и катарами, жившими на юге, велись кровопролитные войны, которые закончились разгромом катар и гибелью большого их числа. Довершить искоренение катаризма было поручено папством инквизиторам. К 1270 г. прекратила существование катарская иерархия. Тайные группы катар еще встречались кое-где в XIV столетии, а в начале XV совсем исчезли.

Хлысты

Хотя в Европе существовали и другие еретические движения меньшего значения и о них также можно было бы говорить, однако для нас важнее посмотреть, что происходило в российском государстве. Перед тем, как перейти непосредственно к интересующей нас теме., коснемся немного проблем православия.

До 1666 г. православная Церковь была единой со времени крещения Киевской Руси в 988 г. Реформы патриарха Никона и его жесткий подход к их проведению произвели в православии разделение, в результате которого образовалось староверческое движение, существующее и по сей день. Староверы, в свою очередь, разделились на поповцев и безпоповцев. До революции 1917 г. в России было тридцать разных групп староверов обоих направлений, а теперь существует приблизительно десять.

Среди поповцев главными группами были Староверческая Церковь Белокриницкой Иерархии (беглопоповцы) и Староверческая Церковь Древних Православных Христиан (единоверцы). Среди беспоповцев главными группами являлись поморцы, федосеевцы, филипповцы, странники и истинные православные христиане паломники. Все они претендовали на статус истинных и православных христиан. Разумеется, беспоповцы отвергали церковную иерархию.

Стоит упомянуть также, что до разделения Православной Церкви, в России были известны два еретических движения. Одно называлось ересью стригольников (зародилось в 70х гг. XIV в.), а второе ересью жидовствующих. Ее основал в конце XV в. знаток астрологии и каббалистики еврей по имени Схария.

Первые отвергали Вселенские соборы <и даже евангельские и апостольские писания), иерархию и церковные таинства и обряды. Они говорили, что можно каяться без попа и настаивали на выборе учителей веры из мирян. Вторые отвергали учение о Святой Троице, о божественной сущности Христа и предпочитали Ветхий Завет. Они тоже отвергала все церковные обряды.

В действительности первой известной ересью в России, а по нашему определению также культом, была секта под названием хлыстов. Первоначально она была известна как "христовщина", но, благодаря собраниям, называемым радениями, где люди хлестали себя хлыстами и ветками, стала называться "хлыстовщиной", а ее члены - "хлыстами".

Появилась эта ересь приблизительно в 1630 г. Точных данных ее возникновения нет, но есть сведения, часть которых кажется попросту легендой.

В начале царствования царя Алексея Михайловича в Муромском уезде, на гору Городину сошел с неба Бог Отец Саваоф и воплотился в отставного солдата по имени Даниил Филиппович. Он много лет проповедовал в Костромских, Владимирских и Нижегородских пределах. Своим сыном и преемником он объявил муромского крестьянина Ивана Суслова и в 1649 г. даровал ему свое божественное естество.

Лжехристос Суслов избрал себе "богородицу" и 12 апостолов. Он проповедовал в Нижегородских землях. Об этом узнали власти, его схватили и наказали плетьми. Среди последователей Суслова существовало убеждение, что царь Алексей Михайлович и патриарх Никон распяли его у Спасских ворот в Москве, но через три дня он воскрес и опять проповедовал до 1671 г., когда Суслов действительно опять был взят, но по случаю рождения царевича Петра освобожден, после того 30 лет жил в Москве. В 1700 г. его в последний раз посетил Даниил Филиппович, после чего вознесся на небо; сам Суслов тоже вознесся на небо в 1716 г. После Суслова у "людей Божиих" возникает ряд новых воплощений Христа в лице разных пророков; влиятельнейшим был непосредственный преемник Суслова - Прокопий Лубкин, стрелец, сосланный из Москва в Нижний Новогород. У него было много последователей в Нижегородской, Костромской и Владимирской губерниях. Затем он вернулся в Москву. Жену свою Акулину он выдавал за "богородицу". В 1716 г. Лубкин был судим, но освобожден. Скончался он в 1732 г.

Хотя хлыстовство считало себя христианским движением, его идеи связаны с древними народными представлениями о том, что в человека могут чувственно вселяться и добрые духи, и демоны. К этому добавилось мистическое понятие, что обладаемые Духом

Божиим люди являются носителями божества, благодаря чему достигают состояния безгреховного совершенства. Они больше не грешат, имеют силу творить чудеса и обладают всеведением.

Главным пунктом хлыстовского учения была заповедь верить Святому Духу. Хлысты практиковали аскетизм, требуя умерщвления плоти ради того, чтобы душа удостоилась перейти в сонм ангелов. Некоторые исследователи предполагают, что хлыстовский аскетизм основан на богомильском дуализме. Однако, хотя они учили, что мух должен жить с женой, как с сестрой, на своих радениях хлысты получали духовных жен, с которыми они могли иметь половые сношения. Это оправдывалось тем, что в таком случае проявляется не плоть, а духовная Христова любовь.

Т-В. М "Краткий исторический очерк религиозного разномыслия на Руси" Баптист, 10. Орган Федеративного Союза Баптистов СССР, 1928, с. 6-7.

Обряд радения в хлыстовских собраниях состоял из пения песен и плясок, которыми они приводили себя в религиозный экстаз. В результате этого некоторые получали дар "языков". Все это считалось посещением Святого Духа. Хлысты старались держать в тайне то, что происходило на их радениях. Что касается Библии, то, во-первых, до ее перевода на русский язык в XIX столетии они не имел и возможности ее изучать, а во- вторых, главными для них были "христы" и "богородицы", через которых они получали наставления. В 1750 г. из хлыстов выделилась группа, известная под названием постников, так как для них самым важным было строгое соблюдение постов. Затем, в 1840 г., среди постников произошло разделение и организовалась группа "Старый Израиль", которая считала себя избранным народом израильским и установительницей Божиего Царства на земле. Эта группа в 1888 г. насчитывала 25 тысяч членов. Но когда в том же году умер их глава, она распалась. Часть ее членов в 1890 г. организовали группу "Новый Израиль" под предводительством своего нового "Христа".

Хлыстовское движение не исчезло после революции 1917 г. В годы советской власти число хлыстов постепенно уменьшалось, однако, даже б семидесятых годах существовали небольшие группы почитателей этого культа в разных частях страны. Возможно, что они существуют и до сих пор.

Скопцы

Ересь скопцов появилась после смерти в 1762 г. императора Петра III, когда орловский крестьянин Кондратий Селиванов объявил себя Петром III. Он считал себя также Сыном Божиим Иисусом Христом, который пришел, чтобы спасти людей от сладострастия и ввести в мир огненное крещение. Методом его спасения было оскопление людей, которые следовали ему. Этот новый лжемессия ставил себя так высоко, что требовал от своих последователей особого почитания. Они преклонялись перед его изображением, амулетами, которые он раздавал, и разными реликвиями, как например, обрезками ногтей и волос. Несмотря на великую жертвенность, требуемую сектой от обращенных, она быстро увеличилась после первоначального периода трудностей. Скопцы привлекли внимание всех слоев обществ!, и обычно очень богатые члены этого движения в результате аскетической жизни были уважаемыми и надежными кредиторами. Новыми членами часто становились выходцы из бедных крестьян, надеявшихся на материальную и финансовую поддержку. После смерти Селиванова его последователи пришли к убеждению, что он скоро явится снова, чтобы установить Тысячелетнее Царство.

Скопчество появилось как реакция Селиванова и его сторонников на хлыстовскую практику совокупления между духовными мужьями и женами. Поэтому аскетизм его был самым крайним. Как и в случае с хлыстовщиной возможно, что идеи богомилов были причиной его появления. Кроме оскопления, мировоззрение членов этого культа было подобно хлыстовскому.

В русском скопчестве существовали две степени: принятие так называемой "малой печати" (неполного оскопления) и "большой печати" (полного оскопления).

Вследствие изуверского характера самого акта оскопления, скопцы должны были окружить себя глубокой тайной и притворяться вполне православными, исполняя все церковные обряды.

За оскопление своих приверженцев Селиванов был наказан и оказался в ссылке в Иркутской губернии. Однако это не прекратило его деятельности и роста его движения.

Чтобы узнать его лично, император Павел I вызвал его к себе на беседу. Во время этой беседы Селиванов пообещал признать императора своим сыном, если тот примет скопчество. В ответ на это Павел I приказал отправить его в дом для умалишенных.

После освобождения в 1802 г. Селиванов продолжал свою деятельность в столице России. В его секту вступали как знатные и богатые люди, так и простые. Особенно скопчество распространилось в армии и флоте и даже среди офицеров. Государство пробовало остановить движение путем мирных бесед с Селивановым. Это не имело успеха. В 1820 г.

Селиванов был арестован и сослан в Суздальский монастырь, где и умер в 1832 г. Однако это не остановило роста скопческого движения. Перед революцией 1917 г. по некоторым подсчетам в стране было около 100 000 скопцов. Благодаря репрессиям после революции, скопчество быстро пошло на убыль. Небольшие группы скопцов возможно существуют и до сих пор.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 315 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...