Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Изображение Шивы-лингама



Чаще всего в святилищах индуистских храмов Шива статуарно представлен как лингам - каменный столб (олицетворение мужской производящей силы бога), поднимающийся из округлой формы кольца-скобы йони - женского детородного органа, символа супруги Шивы - Парвати. Шивалингам трактуется в религиозных текстах шиваитов как символическое изображение огненного столпа, соединяющего небо и землю. Порожденный энергией Шивы, Шивалингам возникает в том месте, где падает семя бога. Культ лингама имеет в Индии широчайшее распространение. К Шивалингаму обращаются люди, жаждущие потомства, стекаются бездетные женщины, ждущие от Шивы реального содействия. В Линга-пуране сказано, что лингам - высший объект познания, что он отождествляется с Тримурти и являет собой величие божества.

Одним из первых изображений Шивы в индийской пластике является статуя Шивалинга-мурти из Гудималлама (штат Тамил-над), созданная во II-I вв. до новой эры. По мнению специалистов, - это лучшее произведение горельефной скульптуры не только древней эпохи, но во многих отношениях и всей истории индийского искусства.

Статуя высотой 1, 52 м находится в святилище шиваитсского храма. Фигура божества изваяна на фоне лингама - символа творческой энергии Шивы, как бы составляя с ним единое целое.

Шива представлен в виде молодого, полного сил и энергии человека, твердо стоящего двумя ногами на плечах пытающегося выбраться из земли фантастического карлика Ганы - чудовищного человекоподобного существа с огромным ощеренным ртом, мощным туловищем и тяжелым брюхом. Его свирепо-угрюмый облик олицетворяет первичные, слепые и стихийные силы, несущие угрозу порядку жизни во Вселенной.

Бог полон боевой воли. В правой руке скульптурный Шива держит за задние ноги антилопу, левой прижимает к себе рукоять топора (или палицы) и сосуд для воды. На полуобнаженном теле Шивы изображено тонкое дхоти, ножные и ручные браслеты, плоское ожерелье, серьги в виде колец. Глаза божества полуопущены, на лице играет улыбка. Волосы Шивы переплетены с цветами и украшены нитями бусинок, лоб опоясывает лента. Весь облик Шивалинга-мурти глубоко человечен, и лишь репрезентативность фигуры, а также Гана придают ему неземное значение.

Пропорции статуи на редкость гармоничны. Все части скульптурного тела бога и его аксессуары изысканно отделаны с ювелирной тонкостью и завершенностью, причем твердый камень гнейс, из которого изготовлена статуя, отполирован так искусно, что напоминает фактуру драгоценной бронзы. Эта глубоко индивидуальная и в то же время типичная для Индии скульптура замечательно передает сверхчеловеческую экспрессию Шивы, мощную активность его разрушительных для сохранения и созидания сил, радость бытия, победу порядка над хаосом. Прекрасно выражена и одушевленность владыки творческих сил Вселенной.

4. Изображения божеств, связанных с Шивой: Парвати и Ганеша

Канон «Кальянасундара» представляет Шиву-жениха вместе с Парвати. Тело бога в этом случае изображается богато украшенным: на бедре Шивы пояс изящной формы, на шее - ожерелье с камнями, на бицепсах - браслеты, на лодыжках - декоративная цепочка. Коническая прическа бога очень высокая и сплошь унизана драгоценностями. Левая передняя рука Шивы в положении абхайя-мудра, другая поддерживает на уровне головы миниатюрную фигурку вздыбившейся антилопы. Одной из рук, опущенной вниз, Шива держит за руку Парвати. На теле богини изображены богатые украшения. Оба божества представлены стоящими на общем лотосовом пьедестале овальной формы. Обычно фигуры Шивы и Парвати стоят с небольшим наклоном в противоположные стороны.

Жена Шивы - весьма сложный мифологический персонаж, имеющий много аспектов, каждый из которых выступает как самостоятельная богиня с собственным именем.

Ума, называемая также Парвати ("Рожденная горами"), считается дочерью Неба и Гималаев. Оба этих имени означают два близких друг другу аспекта Шивы, двух могущественных богинь, являющихся энергией божества, т.е. теми, без кого он не в состоянии ни творить, ни сохранять, ни разрушать. В случае, когда жена Шивы выступает под именем воинствующей Дурги или еще более страшной Кали, это символизирует силы разрушения. Тем не менее, в шиваизме Дурга и Кали не являются богинями зла. Их разрушающая сила есть благо, ибо без уничтожения старых форм эволюция жизни не могла бы происходить. С Дургой и Кали шиваиты связывают не отрицание жизни, а, наоборот, ее утверждение. Кали в качестве Божественной Матери принято скульптурно изображать отвратительной и страшной: на шее у нее, как правило, гирлянда из черепов, лик безобразен, с кровавым высунутым языком.

Дургу как богиню-героиню обычно изображают грозной, но не отталкивающей. В ее многочисленных руках показывается разнообразное оружие. Ваханой Дурги выступает лев.

Богиня Парвати, изображаемая отдельно от Шивы, нередко предстает в довольно сложном окружении. Так, например, слева и справа от нее обычно изображаются стоящие на черепах богини Ганга и Ямуна с опахалами на плечах. Сама Парвати при этом явлена стоящей на круглом лотосовом пьедестале. В опущенной левой руке она держит сосуд, а в другой - круглое зеркало, поднятое до уровня головы. В одной из правых рук у Парвати лотос, означающий красоту и склонность к прекрасному, другая рука опущена в положении наделения дарами (варада-мудра). Ее голову с нимбом окружают: Шивалингам - символ будущего супруга богини, Ганеша - символ ее всемирного материнства и пара летящих гениев с гирляндами цветов.

Из младших шиваистских божеств особенно популярны в Древней Индии были статуи Ганеши - сына Парвати и Шивы. Пластические изображения Ганеши или Ганапати в облике толстого ребенка с головой слона и с одним сломанным клыков имелись не только практически в каждом шиваистском храме, но и в каждой индийской семье. Самыми распространенными с древних времен поныне являются статуи Ганеши, представляющие бога сидящим в позе сукх-асана на лотосовом пьедестале с женой на коленях. Нередки также изображения Ганеши, восседающего на огромной крысе в качестве ваханьг.

Лекция 28. Раннее зодчество индуизма План лекции

1. Специфика преломления гуптского стиля в индуистской архитектуре.

2. Храм № 17 в Санчи как ранний памятник т.н. "эмбрионального" типа храма.

3. Храм Дурги в Айхоле.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 585 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...