Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 15. Изобразительное искусство Древнего Египта периода правления фараона Эхнатона и его преемников (2 ч.)



земной деятельностью владельца гробницы. В гробницах почти полностью отсутствуют изображения, посвященные заупокойному культу и блаженству умерших в раю.

Посмертная жизнь души представлялась теперь иначе: "Вдыхай сладостные дуновения северного ветра, выходящие с неба по велению Атона живого. Твое тело защищено и твое сердце сладостно. Никакого несчастья не случится с твоим телом, и ты будешь благополучный. Твоя плоть не истлеет. Ты будешь следовать за Атоном, когда он взойдет утром, пока не наступит успокоение его в жизни. Для твоего сердца будет вода, для твоего тела - хлеб, и одежда облачит твои члены".

Получается, что с первыми лучами солнца умершие встают, моются, одеваются и идут за Атоном в храм и проводят день в Ахетатоне. Это было верование о пребывании умерших днем среди живых, новое верование Эхнатона. Отсюда и отсутствие сцен загробной жизни на стенах гробниц в Ахетатоне. Отсюда и нахождение некрополей Ахетатона на восточном берегу Нила.

Показательно, что изображения в гробницах в ряде случаев сходны (по темам, по манере изображения, по жестам персонажей) с изображениями на стенах дворцов Ахетатона. Однако темы семьи и природы в основном развивались в декорировке светских помещений. Семейным сценам дворцов Ахетатона все более становится свойственна повышенная лиричность образов, интимность.

Фараон и царица обычно изображались в своих бытовых одеждах и сандалиях. Семейные группы строились так, чтобы подчеркнуть связывающее всех членов чувство любви (например, соединение рук в рукопожатии, объятия, ласки).

Так как статуи членов царской семьи, обнаруженные в храмах Ахетатона были в основном вотивные (посвященные в храмы в тех или иных случаях), то по ним (по их остаткам) можно проследить постепенное изменение нового канона времени Эхнатона. Среди вотивных скульптур чаще всего встречаются изображения царя и царицы с жертвенниками в руках возле алтаря. Материал для статуй самый различный - твердый и мягкий известняк, кристаллический песчаник разных оттенков, диорит и нескольких сортов гранит. Нередки и вотивные коленопреклоненные статуи Эхнатона и Нефертити.

Раскопки обнаружили в Ахетатоне несколько больших скульптурных мастерских. Это естественно, так как большому городу требовалось большое количество скульптур. Ведь статуи стояли не только в официальных учреждениях столицы, но и в частных домах.

Наиболее интересные находки сделаны при раскопках мастерской скульптора Тутмеса, произведенных в начале XX века (начаты в 1912 г.). В мастерской, где трудились многие подмастерья, были помещения для формовки из гипса, для обработки камня. Именно в мастерской Тутмеса были обнаружены парные портреты Эхнатона и Нефертити, которые были сделаны из известняка в натуральную величину (обычно статуи





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 343 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...