Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Эстетика классицизма (термин восходит к лат. classicus; первоначальное значение — гражданин высшего имущественного класса; более позднее переносное значение — образцовый, в том числе и в области искусства).
Сила классицизма
не столько в его познавательном коэффициенте,
и в том, что мы узнаем о Греции или Риме,
сколько в суггестивности [1], во впечатлении, которое производит его герой.
Важнейшей чертой классицистской поэтики историки называют ее нормативный характер. Нормативность этой поэтики совершенно очевидна. Строгий свод законов и правил классицизма, обязательных для всех деятелей искусства, описан Никола Буало в «Поэтическом искусстве»: это гармония и соразмерность частей, логическая стройность, лаконизм композиции, простота сюжета, ясность и четкость языка.
Но при всем значении нормативности для искусства классицизма, она не является его важнейшей чертой. Более того, нормативность — лишь результат присущего классицизму принципиального антиисторизма. Верховным «судьей» прекрасного классицисты объявили «хороший вкус», обусловленный «вечными и неизменными» законами разума. Образцом и идеалом воплощения законов разума и, следовательно, «хорошего вкуса» классицисты признавали античное искусство, а поэтики Аристотеля и Горация истолковывались как изложение этих законов.
Признание существования вечных и объективных законов искусства, влекло за собой требование строгой дисциплины творчества, отрицание «неорганизованного» вдохновения и своевольной фантазии. Считая источником красоты гармонию Вселенной, эстетика классицизма ставила перед художником задачу привносить эту гармонию в изображение действительности. Принцип «подражания природе предполагал не правдивость воспроизведения действительности, а правдоподобие, под которым они подразумевали изображение вещей не такими, каковы они в реальности, а такими, какими они должны быть согласно разуму. Отсюда важнейший вывод: предметом искусства является не вся природа, а лишь часть, сведенная по сути дела к человеческой природе, взятой лишь в ее сознательных проявлениях. Жизнь, ее безобразные стороны должны предстать в искусстве облагороженными, эстетически прекрасными, что определит путь к совершенствованию человеческой натуры, а, следовательно, и общества.
На практике принцип «подражания прекрасной природе» нередко объявлялся равнозначным призыву подражать античным произведениям как идеальным образцам воплощения законов разума в искусстве.
Рационализм эстетики классицизма, питающийся научным рационализмом Декарта, определил не простое подчинение личного общему, страсти долгу (что вполне удовлетворяло бы официальным требованиям), но непримиримый антагонизм этих начал, вследствие чего внутренняя борьба в душах героев становилась нервом трагедии и главным источником драматизма.
Предпочтение разума чувству, рационального — эмоциональному, общего — частному, их постоянное противопоставление во многом объясняют как сильные, так и слабые стороны классицизма. С одной стороны, это определяет большое внимание классицизма к внутреннему миру человека, к психологии: мир страстей и переживаний, логика душевных движений и развитие мысли стоят в центре и трагедии классицизма, и прозы. С другой стороны, у писателей-классицистов общее и индивидуальное находятся в разрыве и герои воплощают в себе противоречие человеческой сущности, лишенной индивидуального, заключающей только общее. Причем разграничение общественной и личной жизни осознается как вечное противоречие человеческой природы.
Это определяет и способ построения характера в классицизме. Рационалистический метод «расчленения трудностей», сформулированный крупнейшим философом-рационалистом XVII в. Рене Декартом, в применении к искусству означал выделение в человеческом характере, как правило, одной ведущей, главной черты. Таким образом, способ типизации характеров здесь глубоко рационалистичен. Можно, воспользовавшись выражением Лессинга, сказать, что герои у классицистов скорее «олицетворенные характеры», чем «охарактеризованные личности». Из этого не следует, однако, что характеры в классицизме — абстрактные сущности; они — «образы общечеловеческих, естественных характеров, но очищенные от всего случайного, внешнего».
В вопросах языка классицисты были пуристами (приверженцами чистоты языка), они создали фактически литературный национальный язык, в основу которого был положен парижский диалект. Они ограничивали лексику, допустимую в поэзии, стараясь избегать обыденных «низких» слов, а иногда даже конкретных наименований предметов быта. Отсюда употребление иносказаний, описательных выражений, пристрастие к условным поэтическим штампам. С другой стороны, классицизм боролся против чрезмерной орнаментальности и вычурности поэтического языка, против надуманных, изысканных метафор и сравнений, каламбуров и тому подобных стилистических приемов, затемняющих смысл.
1. Литературный текст главенствует, подчиняет визуальный ряд.
2. Триединство времени, места, действия;
3. Примат парижского диалекта над остальными говорами;
4.Александрийский стих 12 стоп;(6-тистопный ямб)
Особый способ типизации характеров — выделение в них главной, определяющей черты, что способствовало психологическому анализу в трагедиях, а в комедиях — сатирическому заострению темы. Вместе с тем исключительный интерес к «сознательной» внутренней жизни человека нередко заставляет игнорировать внешнюю обстановку, материальные условия жизни. И хотя персонажи классицизма, особенно трагедий, лишены исторической конкретности, но мифологические и античные герои чувствуют, мыслят и действуют в произведениях классицизма как дворяне XVII столетия. Большая связь между характером и обстоятельствами, хотя и в пределах классицистской типизации, обнаруживается в комедии, действие которой обычно происходит в современности, а образы обретают, при всей их обобщенности, жизненную достоверность.
Одним из основополагающих и устойчивых теоретических принципов классицизма является принцип расчленения каждого искусства на жанры и их иерархического соотнесения. Иерархия жанров в классицистской поэтике доводится до своего логического конца и касается всех сторон искусства.
Жанры делятся на «высокие» и «низкие», и смешение их недопустимо. «Высокие» жанры — эпопея, трагедия, ода; они призваны воплотить государственные или исторические события, т. е. жизнь монархов, полководцев, мифологических героев; «низкие» — сатира, басня, комедия — должны изображать частную, повседневную жизнь «простых смертных», лиц средних сословий. Стиль и язык должны строго соответствовать выбранному жанру:.
В отличие от барокко, которое как направление в искусстве к концу XVII в. практически исчерпало свои художественные возможности и уступило место другим художественным системам, классицизм оказался достаточно жизнеспособным и просуществовал в европейской культуре вплоть до начала XIX столетия. При этом на каждом этапе литературного развития он приобретал новые формы, которые соответствовали новым задачам, встававшим перед искусством. Лишь в первые десятилетия XIX столетия, когда на арену художественной жизни Европы выступил романтизм, классицизм был решительно отвергнут романтической эстетикой.
Признанным центром классицизма в XVII в. стала Франция. Здесь он сформировался ранее всего, здесь же он принял наиболее законченные формы, хотя возник он в Италии.
Это было связано со многими факторами французской жизни. Во-первых, — с философской школой рационализма (картезианства), которая вполне соответствовала общественно-политической атмосфере Франции. В конце XVI в., пережившего борьбу католиков и гугенотов, Варфоломеевскую ночь, к власти приходит Генрих IV. Сильный, просвещенный монарх собрал вокруг себя ученых (известен легендарный Монтескье, с его знаменитой книгой «Опыты ), людей искусства, интересных политиков, заложивших прогрессивные реформы. Однако Генрих пал жертвой политического заговора, и к власти пришел малолетний Людовик XIII. Фактическим правителем страны стал кардинал Ришелье, политик первой величины, жесткий (как он и описан в романах Дюма «Три мушкетера» и др.) и прогрессивный. Он сумел установить равновесие между католиками и гугенотами («Я различал французов только по степени их верности»); а также провел ряд не всегда популярных, регламентирующих жизнь страны, политических и экономических реформ. Была создана сильная национальная армия («Я хочу обеспечить Франции естественные границы, я за европейское равновесие»). Устанавливалась консолидация нации при сильной монархической власти: были проведены налоговые реформы, подавлено своеволие аристократии, которая была призвана на государственную службу, а в провинции были направлены интенданты юстиции, полиции и финансов. Был установлен строгий контроль за образованием, была создана в 1635 году знаменитая Французская академия, существующая и поныне, которая учредила во французской литературе и искусстве классицизм, воспевавший величие государства, гражданский долг и самопожертвование. Человеческая жизнь в первую очередь принадлежала государству, отсюда и запрещение своевольных дуэлей, завершающих жизнь француза не на поле брани.
Вот почему не только в XVII столетии, но и много позднее французский классицизм оставался непререкаемым образцом для приверженцев этой художественной системы даже в других странах Европы.
При этом, однако, соотношение классицизма и барокко, формы их взаимодействия в разных странах были весьма различными. К тому же обе эти художественные системы в каждой стране обладали национальным своеобразием. Национально-исторические особенности литературного процесса в разных западноевропейских странах будут предметом рассмотрения в последующих главах учебника.
Задание:
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 2114 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!