Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рождение медицины как автономного научного знания



Известно, что корни медицины проистекают из доисторических времен и эпох первых цивилизаций. Папирусы, обнаруженные в ХХ столетии, свидетельствуют о высоком уровне медицинского искусства у древних египтян, но их достижения – скорее предвосхищение медицины как науки. Статус науки приобретает она у древних греков.

Занятия медициной у греков, так же как и у древних египтян восходили к жреческой практике. Согласно античной мифологии, младенца Асклепия – сына Аполлона и нимфы Корониды (по другой версии Арсинои, дочери Левкиппа) принесли на воспитание мудрому кентавру Хирону, который обучил его искусству врачевания. Асклепий же пришел к дерзкой мысли воскрешать мертвых, за это разгневанный Зевс убил его перуном.

Культ Асклепия[82] был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались на исцеление больные со всех концов Греции. Непременным его атрибутом была змея, получавшая в храме Асклепия жертвенные приношения. На острове Кос находилось известное святилище Асклепия, знаменитые врачи острова считались его потомками и назывались асклепиадами. Со временем словом «асклепиады» стали называть не только жрецов, занимавшихся медицинской деятельностью, но и всех тех, кто владел искусством врачевания. Лечение больных сопровождалось магическими действиями, а ряд болезней понимался как проявление сверхъестественных причин, следовательно, божественного вмешательства.

Основателем научной медицины считают Гиппократа, который жил во второй половине V в. и первые десятилетия IV в. до н. э. (ок. 460 – ок 370 до н. э.). Он был главой школы острова Кос, обучал медицине в Афинах. Известные философы Платон и Аристотель признавали его медицинский талант. Слава его была так велика, что все сочинения по медицине V - IV веков – свыше пятидесяти трактатов – стали именоваться «Корпусом Гиппократа»[83]. В этих работах отражены представления о целостности организма, индивидуальном подходе к больному и его лечению, даны понятие об анамнезе, учение об этиологии, прогнозе, темпераментах. С его именем связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача («Клятва Гиппократа»).

В своих трудах Гиппократ полемизирует с представителями магическо-религиозной медицины («О священной болезни»). Следует подчеркнуть, он отстаивает также независимость медицины от философии Эмпедокла («Древняя медицина»), не смотря на то, что философия способствовала конституированию медицины как науки. Всегда и везде были медики, но греческое искусство оздоровления стало таковым благодаря эффективно действующему методу, преемственно связанному с ионийской философией природы. За этим методом стояли усилия древних философов дать естественное объяснение феноменам, найти причину посредством построения рационально упорядоченной цепочки причинно-следственных связей, а также вера в возможность познания тайн мироздания. Италийская медицина для объяснения здоровья, жизни и смерти опиралась также на четыре первоэлемента Эмпедокла (воду, воздух, землю, огонь).

Не отрицая участия четырех элементов Эмпедокла в процессах заболевания и выздоровления, Гиппократ подчеркивает, что в природе все живет в смешении, при этом он уместно использует постулат Анаксагора «все во всем». Тем не менее, он критикует медиков, которые, забывая о конкретном опыте, впадают в губительный догматизм под воздействием философии физиса. Медицинское знание не должно вращаться вокруг сущности человека вообще. Оно вытекает из конкретного опыта, «от самочувствия тела», а не из абстрактных критериев. «Я полагаю, что наука, хоть как-то связанная с природой, не может исходить из чего-либо другого кроме медицины. Этого можно достичь лишь тогда, когда сама медицина вся будет развита на основе точного метода, от чего мы еще очень далеки, т. е. от завоевания точного знания о том, что есть человек, о причинах, определяющих его поведение и о других подобных вопросах…»[84]. В своем труде «Эпидемия» он выдвигает конкретное требование к медицинскому искусству – необходимость систематического и организованного описания различных заболеваний.

Зарождающаяся медицинская наука и ее лучшие продолжатели исходили из стремления, присущего ранней античной философии, дать естественное объяснение феноменам, найти причину посредством построения рационально упорядоченной цепочки причинно-следственных связей. С другой стороны, они широко использовали эмпирические методы исследования человека, основанные на наблюдении и врачебной практике. Так же как и история, медицина была тесно связана с практическими потребностями античного общества.

Вопросы для самопроверки





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 714 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...