Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Специфика науки



За последние столетия наука, коренным образом изменила жизнь человека и общества в целом. Благодаря научным открытиям и их внедрению в производство стал возможен впечатляющий технологический прогресс, приведший к новому качеству жизни. Наука революционизирует не только производство, но и оказывает влияние на другие сферы человеческой деятельности. Многое из того, что нам представляется привычным, было бы совершенно не возможным без научных и технологических прорывов. Негативные последствия научно-технического прогресса поубавили оптимизма, но наука в целом продолжает восприниматься как одно из высших культурных достижений. Так было не всегда.

Теоретическое знание, неотъемлемой частью которого является наука, возникло на определенной стадии культурно-исторической эволюции. Свое продолжение оно получило в рамках западных культур, а подлинный прогресс связан с эпохой техногенных цивилизаций. По этому поводу написано немало книг, где подробно анализируются этапы развития науки, ее состояние в целом и различные дисциплинарные формы, включая анализ качественно новых представлений о научности и рациональности. И все же, ответ на вопрос, что такое наука является далеко не простой задачей. Одна из причин – многозначность и логическая несовместимость ее исторических форм.

Историки науки выделяют шесть специфических этапов в развитии научного знания: наука Древнего Ближнего Востока (шумеро-вавилонская, древнеегипетская), античная, средневековая, новоевропейская классическая, неклассическая и тот ее этап, который начинает приобретать свои очертания с 70-х годов прошлого столетия.

К особенностям шумеро-вавилонской и древнеегипетской преднауки можно отнести: эмпирический характер происхождения и рецептурность знания, непосредственную подчиненность практическим потребностям, кастовость и закрытость научного сообщества. Прямо противоположные свойства обретает наука в Древней Греции: теоретичность, логическая доказательность, созерцательность, открытость критики и демократизм.

Совершенно другие черты обнаруживаются в средневековой науке: непосредственное обслуживание идеологических, социальных и практических потребностей религии, телеологизм, догматизм, схоластика и мистицизм. Научные истины имели более низкий статус по сравнению с религиозными догмами («истинами веры»). Астрология, алхимия, религиозная герменевтика были ее наиболее типичными образцами.

В эпоху Возрождения и Новое время сформировался принципиально новый тип теоретического знания, ставший прообразом современной науки (наука «модерна»). Мыслители тех времён стремились синтезировать рациональность античной науки с техно-инструментальным характером древневосточной преднауки. Они сосредотачивались на изучении отдельных процессов и явлений с тем, чтобы использовать полученное знание в технических и технологических целях. Наука из созерцательно-наблюдательной трансформировалась в экспериментальную.

Предметом науки становятся «вырванные» из природы или искусственно созданные в лабораториях материальные системы, а не природа сама по себе в своем естественном состоянии. Такие системы неограниченно воспроизводимы, их легче контролировать. По отношению к ним гораздо проще строить логически связанное описание и применять количественные методы анализа, что делает возможным более широкое использование математики. Это, в свою очередь, увеличивает точность, однозначность и определенность научного языка. Именно для обозначения подобного типа теоретического знания – экспериментально-математического – был предложен термин «наука» (science).

Однако и в модернистской науке можно выделить качественно различные этапы, которые по целому ряду параметров противоречат друг другу. В классификации В.С. Степина они обозначены как классическая, неклассическая и постнеклассическая науки. Более того, мы являемся свидетелями формирования новой разновидности научного знания с совершенно иными представлениями о «научности» и «рациональности».

Весьма существенным является и синхронное многообразие. В современном научном знании можно выделить четыре класса наук, существенно различающихся по ряду параметров: логико-математические, естественнонаучные, инженерно-технические и технологические, социально-гуманитарные. «Трудно назвать то общее, что всех их объединяет (тем более что в каждом классе есть весьма различные дисциплины и теории, в том числе альтернативные, эмпирический и теоретический уровни знаний и т. п.). В самом деле, что общего между «математикой» и «историей», или даже между «математикой» и «физикой»? Гораздо легче сформулировать отличия и даже противоположность между математическими, физическими и гуманитарными «науками» и по предметам, и по способам конструирования знания, и по способам обоснования знания, критериям его приемлемости («истинности»), и даже по способам организации научных сообществ и их ценностным ориентациям»[1].

Тем не менее, каждый, кто хотел бы посвятить себя служению науки, должен иметь более или менее четкие представления об этом сложном, противоречивом и развивающимся в своем бытие феномене. Знание его истории может облегчить задачу. Но прежде чем приступить к изучению исторических форм теоретического знания, следует уяснить те признаки, что отличают науку от других видов познавательной деятельности.

Научное познание является одной из форм духовного производства – результат деятельности рациональной сферы сознания. Источником рационального знания может быть только мышление, конструирующее теоретические объекты из мира так называемых «чистых сущностей» (идеальных объектов).

Идеальный объект представляет в познании реальные предметы, но не по всем, а лишь по некоторым, жестко фиксированным признакам. Такая фиксация осуществляется посредством замещения указанных признаков знаками. Идеальный объект выступает, таким образом, как смысл соответствующего знака. Другими словами, идеальный объект представляет собой упрощающий и схематизированный образ реального предмета [см.: Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: «Прогресс-Традиция, 2000. – С. 96].

Другая характерная черта науки – принцип предметности (объектности). Попробуем уяснить, что это такое. В человеческой деятельности можно выделить два структурных уровня. С одной стороны, субъект (с его целями, ценностями, знаниями и навыками), осуществляющий целесообразные действия (субъектная структура). С другой – объект, на который направлено само действие (предметная или, как ее еще называют, объектная структура). Она включает предмет, выступающий в качестве исходного материала, и результат, полученный в процессе этого действия.

На ранних этапах развития человеческого сообщества субъектная и предметная стороны деятельности не расчленяются. Лишь в процессе длительной эволюции познание начинает исключать антропоморфные факторы из характеристики предметных отношений, рассматривая их, как подчиняющиеся определенным объективным, т. е. независимым от субъекта, законам. Это как раз то, что отличает науку от других форм познавательной деятельности, например, искусства.

Художественный образ, например, содержит в себе отпечаток личности самого творца (художника, романиста, поэта), его мироощущения, отношения к изображаемым событиям. В науке оценочные суждения не входят непосредственно в состав получаемого знания. Сама по себе она ориентирована на предметное и объективное исследование реальности. Конечно, связь объективного и субъективного прослеживается и в науке. Научное познание обусловлено не только особенностями изучаемого объекта, но и социокультурными факторами, личностными и ценностными ориентациями ученого. Однако констатация связей объективного и субъективного в любом познавательном процессе и необходимость комплексного исследования науки в ее взаимодействии с другими формами духовной деятельности человека не снимают вопрос о ее специфических особенностях

Первой и необходимой чертой такого отличия является признак объективности и предметности. Наука, к чему бы она ни прикасалась, все для нее предмет, который живет, функционирует и развивается по объективным законам, даже в том случае, когда она исследует субъектные компоненты – любые проявления жизни человека, его сознания, психики.

Объективно-предметное отображение мира характерно и для обыденного, стихийно-эмпирического познания. Но в отличие от обыденного познания наука не ограничивается изучением только тех предметных связей, которые могут быть освоены в рамках наличных, исторически сложившихся типах деятельности. Она способна исследовать и такие фрагменты реальности, которые могут стать предметом освоения в практике отдаленного будущего. Движение познания в этих слоях обусловлено познавательными интересами, через которые проявляются потребности общества в прогнозировании возможной будущей деятельности.

Выход за горизонты существующих стереотипов производства и обыденного опыта делает недостаточными средства и возможности естественного языка, приспособленного для описания и предвидения объектов, вплетенных в наличную практику. Понятия обыденного языка нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения, контролируемого повседневным опытом. Наука не может положиться на такой контроль, поскольку она имеет дело с объектами, преимущественно не освоенными в обыденной практической деятельности. Чтобы описывать изучаемые явления, ученые должны как можно более четко фиксировать свои понятия и определения. Поэтому выработка наукой специального языка, пригодного для описания объектов, необычных с точки зрения здравого смысла, является необходимым условием научного исследования.

Существует потребность и в специальной научной аппаратуре (измерительных инструментах, приборных установках), которая давала бы науке возможность экспериментально изучать новые виды объектов, отличающиеся по своим параметрам от тех, что преобразуются в производстве и повседневной практике.

Достоверность стихийно-эмпирического знания устанавливается посредством его применения в наличных ситуациях производственной и повседневной практики. Наука исследует в основном объекты, еще не освоенные в производстве. Поэтому нужны специфические способы обоснования истинности знания. Ими являются эмпирическая проверяемость (экспериментальный контроль над получаемым знанием) и аналитическая доказательность (логическая выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана).

Процедуры выводимости обеспечивают перенос истинности с одних фрагментов знания на другие, благодаря чему они становятся связанными между собой и организованными в систему. Таким образом, складывается принцип системности научного знания, отличающий его от обыденной познавательной деятельности.

Объекты познания даются человеку в системе определенных приемов и методов его деятельности. В стихийно-эмпирическом познании они вплетены в обыденный опыт, многократно повторяются в повседневной практике. Совокупность таких приемов, как правило, не осознается субъектом в качестве метода познания. Чем дальше наука отходит от привычных вещей повседневного опыта, тем отчетливее проявляется необходимость в создании особых методов, посредством которых наука может изучать объекты. Так постепенно, нарядусо знаниями об объектах в науке формируются знания о методах.

По мере развития научного знания возникает потребность в развертывании и систематизации знаний второго типа – знаний о методах. Это, в свою очередь, приводит к формированию методологии как особой отрасли научного исследования, призванной направлять научный поиск.

Обыденное познание не требует особой подготовки познающего субъекта. Она осуществляется в процессе социализации индивида и его включения в различные сферы деятельности. Занятия наукой полагают необходимость предварительной подготовки субъектов познавательной деятельности, в процессе которой осваиваются исторически сложившиеся средства научного исследования, а также приемы и методы оперирования с этими средствами. Для реализации этих целей сложилась целая система особых организаций и учреждений, обеспечивающих подготовку научных кадров.

Кроме того, процесс обучения предполагает также усвоение определенной системы ценностных ориентации и целевых установок, специфичных для научного познания, а именно самоценность истины и ценность новизны. Они должны стимулировать научный поиск, нацеливая его на изучение новых объектов независимо от сегодняшнего практического эффекта от получаемых знаний.

Установка на восприятие истинности как высшей ценности воплощается в целом ряде идеалов и нормативов научного познания. В качестве примера можно привести требование логической непротиворечивости теории, ее эмпирической подтверждаемости. Установка на постоянный рост знания и особую ценность новизны в науке выражена в запрете на плагиат, требовании критического пересмотра оснований научного поиска.

Полученное рациональное знание должно отвечать требованиям однозначности, определенности, точности, системности, теоретической и/или эмпирической обоснованности, инструментальной полезности ( практической применимости ), открытости к критике и изменениям. Соблюдение этих идеалов должно гарантировать достижения того, что именуется объективно-истинным знанием.

Конечно, идеал научности выступает в качестве определенного теоретического конструкта методологии науки. Реальная наукане подчиняется единым и «чистым» методологическим стандартам. Везде имеют место не проясненный до конца контекст, опора на принципиально неустранимое неявное коллективное и личностное знание, принятие когнитивных решений в условиях неполной определенности, научные коммуникации с надеждой на адекватное понимание, экспертные заключения и научный консенсус. «Однако, если научный идеал знания недостижим, следует ли от него вообще отказываться? Конечно, нет: цель любого идеала — указание желательного направления, двигаясь по которому мы имеем большую вероятность достигнуть успеха, нежели следуя в противоположном или случайном направлении. Идеалы позволяют понимать, оценивать и структурировать реальность в соответствии с принятой системой целей, потребностей и интересов. Очевидно, что они являются необходимым и важнейшим регулятивным элементом в обеспечении адаптивного существования человека в любой сфере его деятельности»[2].

Итак, наука может быть определена как рационально-предметная деятельность сознания, ориентированная на предметное и объективное исследование. Ее основная задача – выявление сущностных связей, законов, в соответствии с которыми изменяются и развиваются объекты. Цель науки заключается еще и в том, чтобы предвидеть возможные будущие изменения объектов, т. е. прогнозировать будущие способы и формы практического освоения мира.

Основные понятия и термины

Знание – кодифицированная и благодаря этому идентифицируемая информация любого рода; нередко «знанием» называют проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отображение в мышлении человека.

Закон – необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между различного рода материальными и идеальными предметами (природными, социальными, психическими, мыслительными). Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи.

Идеализация – конструирование мышлением особого рода реальности – мира теоретических объектов, которые существенно отличаются по своим свойствам от мира эмпирических (абстрактных) объектов, мира чувственно-воспринимаемых объектов, тем более – мира реальных объектов («вещей самих по себе»). Примеры теоретических, идеальных объектов хорошо известны (математическая точка, инерция, идеальный газ, общественно-экономическая формация, трансцендентальный субъект и т. д.).

Идеальный объект – продукт идеализации, представляющий в познании реальные предметы, но не по всем, а лишь по некоторым, жестко фиксированным признакам. Такая фиксация осуществляется посредством замещения указанных признаков знаками. Идеальный объект выступает, таким образом, как смысл соответствующего знака. Другими словами, идеальный объект представляет собой упрощающий и схематизированный образ реального предмета.

Истина – такое содержание знания (данных чувственного опыта, интуиции, суждений, теорий), которое в определенном интервале соответствует предмету знания. Это соответствие и его границы лишь относительны, условны, приблизительны. Как показывает историческая практика, в том числе научная, абсолютное тождество (абсолютная истина) недостижимо, вполне эффективным и надежным средством человеческой деятельности является относительная истина (относительно-истинное знание).

Метатеоретическое знание – наиболее высокий уровень научного знания; множество высказываний, составляющих основания научных теорий (аксиом, принципов, научной картины мира, идеалов и норм научного исследования и др.). В силу системного характера научного знания, метатеоретическое знание непосредственно относится в первую очередь к фундаментальным научным теориям.

Метод – прием, средство, способ познания.

Методология – способ познания существующей реальности, опирающийся на систему универсальных принципов и законов.

Методология науки – учение о методах, средствах и процедурах научной деятельности, раздел общей методологии познания.

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о действительности; обозначение отдельных отраслей научного знания.

Научная истина – множество эмпирических и теоретических положений науки, содержание которых удостоверено научным сообществом. Формами такого подтверждения являются эмпирическое (экспериментальное) доказательство, аналитический (логический) вывод.

Научный метод – собирательное имя для обозначения совокупности применяемых в науке средств получения, обоснования и использования научного знания. Совокупность этих средств весьма обширна, разнообразна и специфична для разных типов наук.

Научная рациональность – специфический вид рациональности, характерный для науки. Отличается от общей рациональности более строгими требованиями к основным свойствам рационального мышления, стремлением к максимально достижимой определенности, точности, доказательности, объективной истинности. Научная рациональность имеет исторически-конкретный характер.

Объективное (объективный мир, объективная реальность) – все существующее независимо от сознания.

Опыт – категория для обозначения процесса и результатов деятельности сознания во всех его проявлениях: чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое, объективное и рефлексивное (субъективное), индивидуальное и коллективное, направленное во вне и во внутрь сознания. В более узком значении, наиболее часто употребляемом в науке, «опыт» обозначает «чувственное» или эмпирическое познание объекта, осуществляемое в ходе непосредственного контакта с ним с помощью приборов. Бинарной оппозицией «опыта» в узком его значении является понятие «теория».

Субъективное – то, что связано с субъектом или производно от его деятельности.

Теоретический объект – мысленный идеальный конструкт. Необходимо отличать теоретические объекты от чувственно данных объектов, тем более от реальных, независимых от человека и процесса его познания онтологических сущностей («вещей в себе» или «вещей самих по себе» - Кант). Теоретические объекты создаются в ходе рационального моделирования эмпирических объектов путем применения операций абстрагирования и идеализации. Необходимой и заключительной операцией создания теоретических объектов является идеализация, с помощью которой (в отличие от абстрагирования) не только отвлекаются от определенных свойств объектов, но и добавляют к ним новые, принципиально не фиксируемые в чувственном опыте свойства и отношения (безразмерность точек; одномерность, однородность и абсолютную прямизну прямых линий; полное отсутствие трения и т. п.). Введение в науку идеальных объектов вызвано необходимостью построения логических моделей действительности. (См. идеальный объект, идеализация).

Теоретическое знание – уровень научного знания, лежащий между эмпирическим и метатеоретическим его уровнями. Качественно отличается по содержанию от эмпирического знания прежде всего своим предметом. В качестве (собственного) предмета теоретического знания выступает множество идеальных объектов, конструируемых как на основе эмпирических объектов с помощью идеализации (материальная точка, идеальный газ и т. п.), так и вводимых по определению (математические структуры). Особенностью теоретического знания является чрезвычайно высокая степень его логической организации, доказательности большинства утверждений с помощью дедуктивно-аксиоматического метода.

Теория (греч. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование, умозрение, буквально – «зрелище», «инсценировка») – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных (структурных, функциональных, каузальных, генетических) связях определенной области описываемой действительности.

Рациональность – тип мышления (и соответствующего ему продукта – рационального знания), обладающего следующими характеристиками: языковая выразимость (дискурсивность); определенность понятий (терминов) и состоящих из них суждений (высказываний), их значения и смысла; системность (наличие координационных и субординационных связей между понятиями и суждениями, характеризующих некоторую предметную область); обоснованность (существование логических связей между суждениями); открытость для внешней и внутренней критики оснований, средств и результатов мышления; рефлексивность (самоуправляемость процесса мышления); способность к изменению и усовершенствованию всех компонентов мышления, включая его продукт.

Рефлексия – форма познавательной активности субъекта, связанная с обращением мышления на само мышление, на свои собственные основания и предпосылки с целью критического рассмотрения содержания, форм и средств познания, а также ментальных установок сознания.

Философия науки – раздел философии, предметом которого является целостное и ценностное осмысление науки как специфической области человеческой деятельности во всех ее проявлениях: когнитивной, институциональной, методологической, знаниевой, лингвистической, коммуникационной и т.д. Содержание и проблематика философии науки существенным образом зависти от того или иного понимания предмета и задач философии.

Этос – обобщенная характеристика культуры данной социальной общности, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения. По представлениям, господствовавшим в Древней Греции, действия каждого человека обусловлены его неизменной природой, «физисом» и изменчивым этосом. Иначе говоря, этос означал вторую составляющую человеческой природы, которая имеет различные степени совершенства и является предметом морального выбора.

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие науки.
  2. Диахронное и синхронное разнообразие форм научного знания (науки).
  3. Специфика научного типа знания.
  4. Предметность (объектность) научного познания
  5. Наука и обыденное познание.

Литература

  1. Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.) / П.П. Гайденко. – М.: Наука, 1987 – 447 с.
  2. Степин, В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000. – 744 с.

3. Философия науки: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – 736 с.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 757 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...