Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Реформация



Как мы уже знаем, гуманистическое движение зародилось в середине XIV в. в Италии, но постепенно, распространяясь на север, захватило к концу XV в. центральную и северную Европу: Францию, Германию, Голландию, Англию.

Ранние итальянские гуманисты главное внимание уделяли этическим вопросам, позднее в сферу интересов гуманистов попала политика. Для северных же гуманистов, народы которых особенно тяжело страдали от гнета Римской церкви, характерно пристальное внимание к вопросам религии и церковной реформы.

Реформацией обычно называют идейно-политическое движение в Европе XVI в., направленное против господства католической римской церкви в политической и духовной жизни общества. Если в политической сфере начались процессы отделения государства от церкви, то в области религиозной реформации главным было отделение веры от церкви.

Идейным вдохновителем Реформации считается знаменитый голландский гуманист, писатель и мыслитель Эразм Роттердамский (1469–1536). В центре его внимания находились вопросы нравственного обновления церкви. Как и другие мыслители Возрождения, он предлагает вернуться к «незамутненным» первоисточникам. Он призывал, погрязшую в роскоши церковную верхушку, к возврату к первоначальной, истинной христианской морали. Самое известное сочинение Эразма – «Похвала глупости», представляет собой язвительную сатиру почти на все сословия и институты средневековой Европы. Очень глубоко в этой книге он сказал и о «порче» церкви, однако Эразм верил, что очищение церкви возможно без разрыва с католической традицией, при помощи просвещения и образования.

Гораздо более радикально представлял себе содержание и цели религиозного реформирования основатель протестантского направления в христианстве немецкий мыслитель и общественный деятель Мартин Лютер (1483–1546) (Протестантизм – общее название различных вероучений, возникших в ходе Реформации как протест против римско-католической церкви: лютеранство, кальвинизм, баптизм, адвентисты и т. д.). Центральная идея нового вероучения – идея непосредственного обращения человека к Богу без посредства церкви.

Лютер указал на недостаточность принятого католицизмом пути спасения через «добрые дела» (молитвы, пост, пожертвования церкви и т. п.). Истинная, искренняя вера – вот единственное условие спасения души, а добрые дела – лишь плоды и проявления веры. Не случайно толчком к началу реформационного движения послужила продажа в Германии папских индульгенций. Купивший дорогую индульгенцию мог тем самым снять с себя даже грех убийства.

Обосновывая программу новой церкви, Лютер приходит к выводу, что так как человек достигает спасения только посредством истинной веры, то церковь не является необходимым посредником между человеком и Богом. Вопреки учению католической церкви, Лютер фактически объявил ненужность духовенства и всей церковной организации. Каждый сам может без внешних предписаний свободно общаться с Богом. Ну а как, можно убедиться в том, что у человека истинная вера? По мнению Лютера, бескорыстное служение вере вовсе не предполагает каких-то подвигов: ухода в монастырь, аскетизма и т. п. Верующий должен просто служить ближним, посвящая себя одному из полезных мирских дел. О подлинности и крепости веры Бог судит по терпению и упорству, с каким человек переносит свой земной удел: по тому, является ли он хорошим семьянином, крестьянином, учителем, чиновником.

Таким образом, протестантизм объявил всю обычную мирскую жизнь человека естественной частью обновленной христианской религии. Лютер первым заявил о почетности любого труда. Он заложил основы для религиозно-нравственного возвышения частнопредпринимательской деятельности, ведь Бога радует богатство добытое честным трудом. Не случайно именно в среде протестантов быстрее всего формировались работники нового типа, соответствующего потребностям зарождающегося буржуазного общества.

Литература

1. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

2. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1989.

3. Культура эпохи Возрождения и Реформации. М., 1981.

4. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

5. Макиавелли Н. Государь. М., 1978.

6. Мор Т. Утопия. М., 1978.

7. Очерки истории западного протестантизма. М., 1995.

8. Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. II.

9. Эразм Роттердамский. Похвала Глупости. М., 1991.

Вопросы для повторения

1. Почему следующий за средними веками этап европейской истории получил название Возрождения?

2. Сформулируйте наиболее характерные черты гуманистической культуры?

3. В чем сущность принципа антропоцентризма?

4. Охарактеризуйте вклад Н. Макиавелли в формирование «юридического мировоззрения»?

5. Ваше отношение к тезису Макиавелли «цель оправдывает средства»?

6. Как выглядит идеал социального государства в «Утопии» Т. Мора?

7. Каковы главные причины религиозной реформации в Европе XVI в.?

8. Что означает идея непосредственного обращения человека к Богу в лютеранстве?

9. В чем проявилось влияние «духа протестантизма» на жизнь европейских народов?

Тема 5. Новое время: философия и методология научного познания

1. Научная революция XVI–XVII вв.

2. Проблема метода познания в философии Нового времени

3. Философия Просвещения

Основные понятия

Гелиоцентризм, механицизм, гносеология, индукция, дедукция, эмпиризм, рационализм, интуиция, Просвещение, социальный прогресс.

1. Научная революция XVI–XVII вв.

Эскиз новой картины мира, набросанной в XVI в. Коперником и Бруно, получил свое научное обоснование и завершение в XVII столетии. Наибольший вклад в научное обоснование гелиоцентрической теории Коперника, учения о бесконечности Вселенной Бруно, внес великий итальянский ученый Галилео Галилей (1564–1642). Он является основоположником экспериментально-математического метода исследования природы.

В отличие от Коперника профессор математики Падуанского университета в своих научных открытиях отталкивался от экспериментальных наблюдений, математика же служила лишь способом их объяснения. С помощью сконструированного им телескопа в одну из весенних ночей 1610 г. Галилей открыл новую и необъятную Вселенную. Он увидел бесконечное число звезд, разглядел пятна на Солнце, открыл природу лунного света (она сияет светом отраженным от Солнца) и. т. д. Открытия Галилея в области астрономии вызвали ожесточенное сопротивление церкви. До него церковь делала вид, что сумасбродная гипотеза Коперника ее особенно не волнует. Теперь же, когда появились доказательства, подтверждающие эту гипотезу, римская церковь принимает решение запретить пропаганду взглядов Коперника. Начинаются преследования его сторонников. В 1633 г. Галилей был привлечен к суду римской инквизицией и вынужден был публично отречься от своих «заблуждений». Инквизиции удалось помешать развитию науки в Италии и на несколько столетий обеспечить ее отставание от других Европейских стран.

В протестантских странах, где церковь не имела контроля над государством, условия для развития науки были более благоприятными. Окончательной и полной победы на том пути, который проложили Коперник, Бруно, Галилей, достиг знаменитый английский ученый И. Ньютон (1642–1727). Объяснение всех предшествующих ему открытий в астрономии, физике и механике, сведение их в единую стройную систему, было осуществлено Ньютоном с помощью открытого им закона всемирного тяготения и трех законов механики (законов движения). С именем Ньютона связана окончательная победа рационалистического понимания мира над религиозным, теологическим. Объяснение мироздания становится причинно-следственным, научно доказуемым.

Признание всеобщности причинно-следственных зависимостей, всеобщего характера движения и его законов стало важным элементом господствующего в науке и философии XVII–XVIII веков механицизма. Механицизм – это мировоззрение согласно которому все, что происходит в мире можно объяснить с помощью механических законов. Важным фактором такого мировоззрения было создание разнообразных машин, изобретение механических часов. Весь мир начал представляться в виде огромного часового механизма, созданного и заведенного великим часовщиком-Богом.

XVII век был замечателен достижениями не только в области астрономии и механики, но во многих других областях науки. Галилей не только первым использовал телескоп, но также изобрел термометр. Его ученик Торричелли изобрел барометр. В начале XVII в. был изобретен микроскоп. Английский ученый – медик Гарвей открыл кровообращение. В математике был изобретен логарифм, создана аналитическая геометрия. Бойлем были заложены основы химии и т. д.

Следствием развития науки было кардинальное изменение во взглядах на мир образованных людей XVII в. Еще в начале столетия они принимали участие в судах над ведьмами, в конце века подобное стало невозможным. В начале века кометы считались чудом, к концу – Ньютон вычислил орбиты некоторых комет, доказав, что они также подчинены действию закона тяготения, как и планеты. Гораздо более скромное место в рамках нового мировоззрения занял Бог. Необходимость в нем возникала тогда, когда вставал вопрос кто запустил весь этот механизм. Ньютон, например, допускал, что планеты первоначально были приведены в движение рукой Бога. Но когда Бог привел в движение планеты и установил закон тяготения, все пошло само собой, без дальнейшей необходимости в божественном вмешательстве.

Другое важное следствие, вытекающее из развития науки – это глубокое изменение в представлениях о месте человека в мироздании. Наука не только превратила библейский центр мироздания – Землю в саттелита Солнца, но и лишила человека его гордого положения «венца творения», центральной фигуры мироздания. Во времена Ньютона приходит ясное понимание того, что Земля всего лишь второстепенная планета около не очень-то выделяющейся звезды. Астрономические расстояния были так огромны, что в сравнении с ними Земля была просто булавочной головкой. Все с большим трудом верилось, что весь громадный механизм мироздания был устроен для блага созданий, обитающих на маленькой плате в бесконечной Вселенной.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 691 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...