Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Происхождение и сущность религии



Религия — в том смысле, в каком принято говорить о трех мировых религиях: христианстве, буддизме и исламе,— это слож­ное совокупное понятие, включающее в себя определенную ми­фологию, систему догматов, культовые и обрядовые действия, социализированные религиозные институты (церковь в хри­стианстве), конкретные формы взаимоотношения между верую­щими и религиозной организацией и многое другое. Для каж­дой религии все эти моменты имеют свое специфическое смыс­ловое наполнение, свою историю возникновения и дальнейшего существования, свое каждый раз особенное преломление через этническую, национальную, классовую и индивидуально-лич­ностную призму. Конкретное изучение всех этих смысловых и организационных особенностей в становлении религий и их исторических разновидностей относится к особой науке — религиоведению, в которой рассматриваются также и конкретные философские вопросы теологии, и социальные функции религии в различных исторических условиях.

Вместе с тем эта же тематика имеет и другой - общефи­лософский — аспект, связанный с изучением различных форм общественного сознания. Нет ни одного народа, который не знал бы религии, и, следовательно, возникновение и развитие рели­гиозных представлений как таковых, вне зависимости от их кон­кретного смыслового наполнения, связано с какими-то социаль­но-психологическими свойствами или потребностями человека, которые, так или иначе удовлетворяются различными варианта­ми конкретных религий. В этом смысле и принято говорить о ре­лигиозном сознании как об одной из форм общественного созна­ния. Понятие религиозной формы общественного сознания, та­ким образом, подчеркивает тот факт, что наличие религиозных представлений соответствует духовным потребностям человека, но вместе с тем объективность самих потребностей еще не озна­чает объективности, истинности тех религиозных средств, с помощью которых эти потребности исторически удовлетворяют­ся. Религия была центральной формой общественного сознания в течение более чем двух тысячелетий вплоть до эпохи Просве­щения, в которой сначала философия, а затем наука и этика ста­ли составлять ей своего рода конкуренцию. Так возник атеизм как учение, направленное на опровержение религиозных взгля­дов, продолжающих глубоко воздействовать на культуру вплоть до настоящего времени. Атеизм, таким образом,— это не само­стоятельная форма общественного сознания, но как бы общест­венно санкционированный противовес религиозному сознанию. Без своего противопоставления религии атеизм был бы лишен смысла, так как он является средством научного опровержения конкретных положений религии. Но одно только научно-рацио­нальное опровержение религиозных воззрений не может пол­ностью разрешить проблемы религиозного сознания: рациональ­ное опровержение религии должно сопровождаться формирова­нием такой системы ценностей, которая смогла бы удовлетворять соответствующие объективные психологические потребности человека. Если бы религия была просто временным заблужде­нием человеческого ума, она не смогла бы в течение двух тысяче­летий занимать центральное место в структуре общественного сознания и исчезла бы сразу, как только наука и философия противопоставили ей свои решения основных вопросов бытия. Религия — это не случайная ветвь культурной эволюции, а закономерно возникшая, исторически, социально и психологи­чески обусловленная форма осознания людьми окружающей действительности и самих себя. Религиозное сознание соответ­ствует объективным потребностям человеческого духа, и поэтому до тех пор, пока эти потребности полностью не удовлетворяются со стороны других форм общественного сознания (что является идеалом общественного устройства), религия продолжает оста­ваться для некоторых слоев общества источником этических ценностей, психологическим утешением и поддержкой, гаран­тией восторжествующей в будущем справедливости. Несмотря на все успехи науки в технократических обществах Запада, даже вопреки им, религия продолжает мыслиться западными идеологами как единственная сила, способная сплотить общест­во и дать покой мятущейся человеческой душе. Не полностью исчезли религиозные настроения и в нашем обществе — и даже в молодежной среде, что во многом является симптомом недоста­точности сугубо рациональной атеистической пропаганды и тех сухих и догматизированных идеологических построений, кото­рые функционировали у нас, например, в 70-х гг. Слабая разра­ботка этических и эстетических проблем, игнорирование объек­тивной потребности человека в убедительной системе духовных ценностей, которые не расходились бы с социальной реально­стью,— эти и аналогичные им причины как бы «оголили» тот участок в общественном сознании, который в прошлом обеспечи­вался религией. Демократизация нашей общественной жизни должна способствовать самораскрытию ранее замкнутых на себя религиозно настроенных людей и обеспечить предпосылки для создания системы ценностей, способной эффективно противо­стоять религиозному сознанию.]




Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 331 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...