Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Задание 1. Прочитайте тексты. Можно ли их считать содержательными? По каким параметрам мы оцениваем информативность и богатство текста? При каких условиях текст может быть бедным словесно, но богатым содержательно? Расскажите об этом в форме резюме.
1. А.С. Пушкин – это символ русской культуры, уникальная личность. Читая произведения гениального поэта, не устаёшь восхищаться его талантом. С детства я была знакома с его изумительными сказками. Сейчас, когда я стала взрослее, всё больше чувствуется тяга к лучезарному творчеству Пушкина. Это необходимость, способ приобщения к прекрасному. В шедеврах гения выражена его любовь к Родине. А. Пушкин – это профессиональный историк, знаток русской души. В его произведениях реет дух свободы, чувствуется атмосфера единства народа, изображена во всей красе русская природа. Я думаю, что мы можем узнавать больше об окружающем нас мире, изучая философскую лирику Пушкина, которая несёт свет в человеческие сердца, делая их добрее. Творчество А.С. Пушкина является достоянием России. Я могу преумножать своё духовное богатство и свою культуру, читая шедевры светоча. Этот поэт с раннего детства стал для меня кумиром.
2. Пушкин – самый любимый мною поэт. С каждым годом я воспринимаю его все больше и больше как гения страны, в которой я живу. Даже его ошибки, как например, характеристика Мазепы, мне приятны. Потому что это есть общее осознание русской истории.
Влияния Пушкина на поэзию русскую вообще не было. Нельзя указать ни на одного поэта, кроме Лермонтова, который был бы заражен Пушкиным. Постичь Пушкина – это уже нужно иметь талант. Думаю, что только сейчас мы начинаем осознавать стиль его словесной походки.
Я не поклонник отроческих стихов Пушкина. По-моему, их нужно просмотреть и некоторые выкинуть. Из зрелых стихов я считаю ненужным все случайные стихотворные письма и эпиграммы, кроме писем к Языкову и Дельвигу.
Задание 2. Прочитайте текст и оцените уровень красноречия автора. Какие средства выразительности делают речь богатой?
Осень
Осень, глубокая осень! Серое небо. Низкие, тяжелые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий. Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные березки сохраняют еще свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. Ярко выступают сквозь красноватую сеть березовых ветвей вечнозеленые, как будто помолодевшие ели и сосны, освеженные холодным воздухом, мелкими, как пар, дождями и влажными ночными туманами. Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающего охотника, и желтыми, хрупкими в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов. Если тихо в воздухе, то слышны на большом расстоянии осторожные прыжки зайца и белки и всяких лесных зверьков, легко различимые опытным и чутким ухом зверолова (С.Т. Аксаков).
Задание 3. Сделайте текст богаче, включив разнообразные средства выразительности (тропы, риторические фигуры).
Родник
Блуждая в глубине земли, он набирал силы, чтобы вырваться на волю, увидеть солнце, небо, услышать, о чем шепчутся листья на деревьях.
Ему удалось размыть пласты и проложить путь на поверхность земли. Это случилось утром на дне оврага. Здесь и нашли его люди.
Сначала к роднику вела тропинка. Потом кто-то сделал лестницу. Старик из деревни устроил желоб, по которому вода стала стекать в яму. Яму туристы выложили камнем. Получилась чаша.
Зазвенел родник. Далеко слышна его песня. Она зовет путника присесть на траву, посмотреть на воду, от которой человек становится добрее.
Задание 4. Прочитайте, определите уровень информативности речи лектора и директора. Обобщите наблюдения над их речевыми портретами.
На игольно-тыкальный комбинат предприятия легкой промышленности, где работают в основном женщины, пригласили лектора-международника с лекцией на тему: «Международное положение и экономическое состояние страны». И вот лектор начинает свое повествование: «Субсидируя и анализируя абстрактно ситуацию в мире и подводя ряд банальных эрудиций на данном этапе, мы можем констатировать, что стабилизация всех наших концессий есть причина депрессии». …И так далее в течение двух часов. После лекции была дискуссия, на которой директор сказал следующее: «Оно и конечно. Оно и действительно. Оно ни что-либо, как… и не как-либо что. А что касательно… относительно…, то оно и есть у нас, а доведись тако дело – вот тебе и пожалуйста!»
Задание 5. Намеренное нарушение норм речевого поведения, вызывающее смех, называется речевой игрой. Средства создания языковой игры могут принадлежать к разным языковым уровням: фонетическому (совпадение звукового состава); словообразовательному (напр., омонимия слова и части слова); лексическому (многозначность; отождествление омонимов; смешение паронимов); морфологическому; синтаксическому. В качестве средств языковой игры могут использоваться народная этимология; нарушение правил речевого общения.
Определите, на чем основана языковая игра в следующих текстах.
1. Как-то мы сидели в бане. Вольф и я. Беседовали о литературе. Я все хвалил американскую прозу. В частности – Апдайка. Вольф долго слушал. Затем встал. Протянул мне таз с водой. Повернулся задницей и говорит:
– Обдай-ка (С. Довлатов. Записные книжки).
2. Характерен первый анекдот про наше правительство. Звучал он так: первое правительство как картошка: либо зимой съедят, либо весной посадят (Е. Гайдар. Дни поражений и побед).
– Третий раз в жизни ИХ пью!
Он был с шампанским на «вы» (С. Довлатов).
3. Томашевский и Серман гуляли в Крыму. Томашевский рассказывал: «В тридцатые годы здесь была кипарисовая аллея. Приехал Сталин. Стал жить здесь на даче. Охрана решила, что за кипарисами могут спрятаться диверсанты. Кипарисовую аллею вырубили. Начали сажать эвкалиптовые деревья. К сожалению, они не прижились…»
– И что же в результате?
Томашевский ответил:
– Начали сажать агрономов (С. Довлатов).
4. Шмидт чист и весел в сердце. Его ум, талант и энциклопедизм были бы выдающимися и без особых душевных достоинств, но вместе с ними мой собеседник полон восхитительного обаяния и детской ясности. Так и хочется обратиться к нему: «Сигурд Оттович, Ваша светлость…» (Комс.правда. 1997. 11 декабря).
5. Когда Карамзин был назначен историографом, он отправился к кому-то с визитом и сказал слуге: если меня не примут, то запиши меня. Когда слуга возвратился и сказал, что хозяина дома нет, Карамзин спросил его: «А записал ли ты меня?» – «Записал». – «Что же ты записал?» «Кармзин, граф истории» (Русский литературный анекдот).
6. Жена П. была нездорова. Ее лечил доктор, спросивший как-то у П.:
– Ну что, легче ли жене? Что она сегодня ела?
– Говядину, – отвечал П.
– С аппетитом? – любопытствовал доктор?
– Нет, с хреном, – Простодушно изъяснил П. (Русский литературный анекдот).
7. Демосфен крепко враждовал с Фокионом. Один раз он сказал Фокиону: «Ты издеваешься над афинянами; но смотри, они потеряют голову и тогда убьют тебя». Фокион же возразил: «Меня они убьют, когда потеряют голову, а тебя – если не потеряют ее».
8. Увидав министра народного просвещения Норова, шедшего с какой-то дамой, Меньшиков сказал: «Коней с норовом я видывал много раз, но даму с норовом вижу в первый раз в жизни».
9. Какой-то старичок, столкнувшись с известным драматургом Островским, присмотрелся к нему и признал его за знакомого, а только никак не мог припомнить, кто это такой. «Я Островский», ― сказал ему Александр Николаевич. «А, ну так и есть, ― догадался старичок. – Я ведь тоже с острова (т.е. Васильевского, в Петербурге); я живу в 6-й линии. Значит, это мы там с вами и встречались». И старичок предложил А.Н. Островскому взять извозчика пополам к ним на остров.
Задание 6. Прецедентный текст – это некий культурный феномен (название литературных и публицистических фильмов, произведений искусства, «крылатые слова» и цитаты из произведений художественной литературы, песен, анекдотов, рекламы и т.д.), который известен говорящему, и он говорящий, так или иначе на этот культурный феномен ссылается в своем тексте. Определите: 1) в каких случаях в приводимых заголовков из журналов используются прецедентные тексты; 2) какие средства языковой игры используются в этих заголовках.
Cosmopolitan, ноябрь 2007: Комплиментарно, Ватсон! (какие комплименты он хочет от тебя услышать). Область возгарания (чтобы любимая работа не стала в тягость). Сам(а) невинность (4 истории мужчин-девственников). Сход-развал (мужчины о разводе). О, пять! (возможно, пять утренних кнопок заставят тебя посмотреть на мир по-новому). Наряд вне очереди (воздушные платья и милые аксессуары – без них нельзя обойтись). Сектор глаза (используй специальные средства для ухода за кожей век). От заката до рассвета (специально разработанные для проблемной кожи дневной и ночной кремы подарят ей здоровый вид). Народ безмолвствует (работающие активно люди произносят около 16 500 слов плюс-минус тысяча. А вот сколько в день мы молчим – никто и никогда не подсчитывал). Миллион, миллион, миллион алых … (как подобрать красную помаду). Остаться с носом (о лечении гайморита).
Русский Newsweek (№ 42, октябрь 2007 г.): Причальный конец (картина сегодняшнего морского рыболовства на Камчатке). Культиверование (культ Путина насаждается сверху). Путин в октябре (Путин на Западе; Путин в первой российской пьесе). Краткий курс истории ВВП (Никита Михалков своим телепоздравлением к 55-летию Владимира Путина подтвердил: складывается культ). Крюк замкнулся («чекистский крюк», на котором спасалась Россия, разъедает коррупция). Мао-помалу (выборы в Непале). Дешевле сыт не будешь (скачок цен вызван инфляцией). Наследствие ведут знатоки (сделано важнейшее открытие: наследственность определяется не генами, а куда более тонкими материями). Хохочи, а то проиграешь (рецензия на фильм «День выборов»).
Задание 7. Отметьте случаи удачного и ошибочного звукового повтора. С какой целью повторы используются в различных стилях речи.
1. А у аэровокзала нас встретила делегация. 2. Звонко зазвенел звонок Первого сентября, и учащиеся пошли в школу. 3. Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. 4. Саша, опустившись на стул, застыл, как статуя. 5. Проект приватизации этого дома требует продуманного простого и приемлемого для всех расчета. 6. Смотрю: а рядом перепел всю воду в луже перепил.
Задание 8. Прочитайте фрагменты из художественных произведений. Проанализируйте повторы различных единиц речи (звуков, слов, частей слов, синтаксических моделей). С какой целью авторы вводят их в канву произведения?
… «Пушкин – тога, Пушкин – схима, Пушкин – мера, Пушкин – грань...» Пушкин. Пушкин, Пушкин – имя Благородное – как брань Площадную – попугаи. Пушкин? Очень испугали! (М. Цветаева) | ... Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной. Но никого не может он согреть (С. Есенин) |
... Бобэоби пелись губы. Вээоми пелись взоры. Пиээо пелись брови. Лиэээй пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо (В Хлебников) | … Ехали медведи На велосипеде. А за ними кот Задом наперед. А за ним комарики На воздушном шарике. А за ними раки На хромой собаке (К. Чуковский) |
… Что такое счастье? Соучастье В добрых человеческих делах... (Н. Асеев) | слово, товарищ маузер. Довольно жить законом, данным Адамом и Евой. |
… Разворачивайтесь в марше! Словесной не место кляузе. Тише ораторы! Ваше | Клячу историю загоним. Левой! Левой! Левой! (В. Маяковский) |
.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 2556 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!