Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предмет и задачи сфрагистики



Наименование дисциплины " сфрагистика " происходит от греческого "σφςαγις" – печать. Иначе ее называют сигиллография от латинских слов " sigillum " – печать и " графио " – пишу (описание печати). Сфрагистика - это вспомогательная историческая дисциплина, основным объектом изучения которой являются печати.

Печати используются для подтверждения подлинности документа взамен подписи. Придававшие документам юридическую силу, они позволяют изучать процесс зарождения и становления институтов власти – прообразов позднейших государственных учреждений.

По функциональному назначению печати делятся на печати-матрицы и печати-оттиски. Печать-матрицаэто изображение, надпись или их сочетание, вырезанные на металле, камне, кости и других твердых материалах, а в новое время – и на мягких материалах – каучуке, резине. При оттискивании печати-матрицы образуется печать-оттиск, свидетельствующая, что документ исходит от того лица или учреждения, которому принадлежит печать-матрица. Т.о., основное назначение печати-матрицыудостоверение подлинности документа путем скрепления его печатью-оттиском. Изучение печатей позволяет проверить подлинность документов, уточнить их написание, установить автора.

По технике скрепления документа печати-оттиски делятся на:

- подвесные (вислые) печати, привешивавшиеся к документам на шнуре;

- прикладные печати, оттискивающиеся на самом документе или предмете.

Основной формой печатей до XV в. включительно были вислые печати. Из них наиболее распространенными на Руси были буллы – металлические печати. Для их крепления на нижней части документа прокалывали отверстия, сквозь которые пропускали шнур. На свободных концах шнура помещали заготовку для печати, которая стискивалась специальными щипцами – буллоториями. В результате этой операции образовывалась двусторонняя подвесная печать-оттиск. Печать под жалованной грамотой Ивана IV его сыновьям 1496-1504 По А.Б. Лакиеру, 2007

Среди булл преобладали моливдовулы – свинцовые печати, имевшие ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, свинец – мягкий металл, оттиски по нему получались очень отчетливыми. Во-вторых, при сжатии заготовки печати щипцами происходила деформация свинца, шнур как бы "обтекался" металлом, и его было невозможно извлечь, не повредив печать. Известны также аргировулы – печати, оттиснутые в серебре, и хрисовулы – печати, оттиснутые в золоте. Серебро и золото, металлы более твердые, чем свинец, и техника скрепления документа была иной: между двумя тонкими пластинами металла помещали шнур, периметр заготовки запаивали, а затем оттискивали печать буллотерием. Реже хрисовулы оттискивались на цельнолитых заготовках. Употребление различных металлов для булл зависело от назначения документа. Золотые печати обычно скрепляли трактаты, заключаемые с императорами Священной Римской империи, т.к. дипломатические акты, отражающие сношения с этими императорами, признавались документами особой важности. Золотые печати привешивались и к т.н. "шерстным" грамотам татарских царей и царевичей. Серебряные печати в период феодальной раздробленности использовались для скрепления договоров о дружбе между удельными княжествами. Иногда серебряные печати привешивались к духовным завещаниям князей. А свинцовые печати привешивались к документам самого разного содержания.

К подвесным относятся и вощаные печати (из воска). Они, как и свинцовые, привешивались к документам разнообразного содержания. Поскольку воск – мягкий и пластичный материал, на нем получались оттиски со сложными изображениями и надписями, а легкость материала позволяла значительно увеличивать размеры печати-оттиска. Например, диаметр Большой государственной печати Ивана Грозного достигал 112 мм, на двух ее сторонах помещалось 26 малых фигур, столько же малых круговых надписей, две большие фигуры и две большие круговые надписи на каждой стороне. Печати большого размера оттискивать было сложно, так как требовалась большая точность взаиморасположения матриц и уверенность в том, что ни одна из матриц не сдвинется.

Грамота Людовика XI с печатями магнатов, также подписавших ее. Франция По А.Б. Лакиеру, 2007 Вощаные печати могли привешиваться к документу на шнурах, нитях, полоске пергамена или бумаги. Документ мог быть также скреплен вощаной печатью в ковчеге – деревянной или восковой коробочке с отверстиями, сквозь которые был пропущен шнур; внутри ковчега шнур заливался вощаной мастикой, по которой производился оттиск печати-матрицы. Вощаные печати были хрупкими, для защиты от разрушения их часто помещали в специальные металлические или деревянные коробочки – кустодии (от латинского custodia – стража, охрана).

В делопроизводстве обычно применялся не чистый воск, а "вощаная мастика" – предшественник современного сургуча, так как чистый воск - очень непрочный материал. При варке мастики в воск добавлялись различные компоненты: смолы, жир, мука, мел, красители. Сохранившиеся печати и описания в письменных источниках свидетельствуют о большом разнообразии расцветок вощаных печатей. В списках с документов указывали: "под подлинной грамотой печать черного воска" или "а у подлинной грамоты печать красного воска". Употребление печатей разных цветов на Руси не было строго регламентировано. Однако печати на красном воске преобладали в делопроизводстве великокняжеской московской канцелярии. Печати на черном воске чаще всего скрепляли документы, утверждавшиеся от имени московских митрополитов. В других странах также прослеживается тенденция к использованию красновосковых печатей исключительно королями, остальные использовали печати зеленого, белого, синего, желтого цвета. Причем, во Франции, например, печати желтого цвета, как правило, скрепляли документы наиболее низкого ранга.

С конца XIV в. на Руси появляются прикладные печати.

    "Печать под бумажкой" под письмом Ивана IV г.Ревелю По А.Б. Лакиеру, 2007 Они скрепляли документ совсем иным способом. В том месте, где должна была быть приложена печать, в документе прорезалось два отверстия, через которые пропускалась полоска бумаги; свободные концы этой полоски выводились на лицевую сторону документа, сгибались, накладывались друг на друга, и заливались вощаной мастикой. После этого производился оттиск печатью-матрицей. Т.о., печать-оттиск прикреплялась к поверхности документа, а бумажная лента оказывалась в "теле" печати. Чтобы предохранить печать от разрушения, вощаную мастику иногда покрывали сверху кусочком бумаги и оттиск производили поверх нее. Бумага вдавливалась в вощаную мастику, и оттиск читался не по воску, а по покрывавшей его бумажке. Такие печати называют " печать под бумажкой " или " печать под кустодией ". Для предохранения восковой прикладной печати от разрушения применялся и другой способ: вокруг печати помещался специальный жгутик из перевитой и завязанной узлом полоски бумаги.
Матрицы для прикладных печатей имели самый разный облик, и изготавливались из различных материалов. Наиболее распространены были перстни-печатки – цельнометаллические или со вставкой из камня. Известны также печатки, на тыльной стороне которых было что-то вроде рукоятки, иногда – с отверстием для подвешивания. Иногда печаткам (чаще всего костяным) придавался вид шахматных фигурок. Существовали также печатки в виде круглого медальона с ушком для привешивания. Все подобные печати были не только атрибутами делопроизводства, но и представляли собой также регалии власти, предназначенные для ношения и предъявления. Печатки-матрицы для оттискивания по вощаной мастике По С.В. Белецкому, 2001
     

Прикладные печати в течение XIV-XVI вв. постепенно вытеснили вислые, и стали господствующими. Лишь в делопроизводстве Ватикана по сей день сохранились вислые печати.

С конца XVII в. в употребление вошли красные и черные сургучные печати. В центральных учреждениях они употреблялись уже с к. XVII в., а в местных - в XVIII веке.

На документах XVIII-XX вв. встречаются и т.н. "копченые" печати. Материалом для получения таких печатей-оттисков являлась сажа, металлическая или каменная матрица коптилась на огне и затем прикладывалась к бумаге.

С появлением каучуковых штемпелей в XIX-XX вв. в качестве материала для получения оттиска стала использоваться специальная жидкая мастика – " штемпельная краска ".

Как отрасль научных знаний сфрагистика существует с XVIII века. Первоначально она являлась частью дипломатики – ВИД, изучающей форму и содержание актов. На этом этапе задачи сфрагистики ограничивались установлением даты акта и установлением его подлинности или фальсификации. Но в настоящее время ее задачи не ограничиваются одной лишь критикой источника. Стало ясно, что печати, даже в отрыве от документов, заключают в себе важнейшую информацию о прошлом, прежде всего об истории тех институтов, которые пользовались правом скреплять документы печатями. Основная масса известных печатей X-XV вв. сохранилась именно в отрыве от документов, в земле. Но печати сами по себе являются ценным историческим источником. Каждая печать – продукт определенной исторической эпохи. Изучение изображений и надписей на печатях в тесной связи с исторической обстановкой в сочетании с другими видами исторических источников, может дать множество новых интересных данных исторической науке.

Печать, гарантировавшая подлинность документа, должна была легко и однозначно читаться современниками. Изобразительные символы и их комбинации на печатях можно рассматривать как своего рода язык – знаковую систему, чтение которой не должно было составлять труда для посвященных лиц. Т.о., за одними и теми же изобразительными символами на печатях должна была скрываться однородная информация, иначе терялась возможность однозначного "прочтения" комбинации символов, составляющих сфрагистический тип. При исследовании древних печатей первоочередной задачей является проведение их классификации и систематизации. Классификация предполагает выявление элементов, использовавшихся при оформлении печатей, установление иерархии этих символов и определение смыслового значения символов в "языке печатей". Задача систематизации – выявление комбинаций известных элементов и проведение процедуры "чтения". Только детальная классификация и аргументированная систематизация печатей дают возможность выявить правила оформления сфрагистического типа, дешифровать символику составляяющих его элементов, и выявить скрытую за печатями систему отношений между институтами власти, сфрагистическими регалиями которой являлись печати.

Методику сфрагистического исследования в нашей стране разработал Н.П. Лихачев, развил и обосновал В.Л. Янин, а в настоящее время ведущим специалистом в области русской сфрагистики является С.В. Белецкий.

Т.о., сфрагистика изучает печати и как знаки удостоверения документов, и как один из видов исторических источников, и как памятники искусства, так как печати представляют значительный интерес и в художественном отношении. Сфрагистика тесно связана с другими вспомогательными историческими дисциплинами, и, в первую очередь, с геральдикой и нумизматикой. Индивидуальная печать того или иного лица могла явиться прототипом герба. Сфрагистика имеет связь и с другими вспомогательными историческими дисциплинами – палеографией, исторической хронологией, исторической метрологией. Сфрагистика дает материал для суждения о подлинности письменного источника, времени его появления, принадлежности и авторе, т.е. имеет существенное значение для решения вопросов происхождения исторических источников и особенно актовых материалов. Печать является одним из внешних признаков рукописи, она может явиться одним из аргументов при решении вопросов происхождения источников. Наличие печати – определенное свидетельство подлинности документа. Могут быть использованы следующие наблюдения над печатью: способ прикрепления печати; материал, из которого она изготовлена; характер изображений на печати. Совокупность сведений о печати дает возможности судить о характере источника, к которому она приложена. Если все признаки рассматриваемой рукописи соответствуют признакам других печатей этого же времени, то можно говорить о подлинности не только самой печати, но и документа, сопровождающегося этой печатью.

§ 2. Зарождение русской сфрагистики (X – начало XI вв.)

Серебряная печать Аверс – знак Владимира Святославича, речерс – знак Олава Трюгвассона Рождественский могильник Раскопки КАЭЭ ПГПУ На раннем этапе существования Древнерусского государства, когда еще не была достаточно развита письменность, печати существовали сами по себе – они заменяли верительные грамоты. Русские послы и торговые люди носили на груди в качестве удостоверения того, что они действительно являются послами или торговыми людьми, особые верительные знаки-печати. Послы имели золотые печати, а купцы – серебряные. Процедура составления письменного документа, утвержденного печатью, была введена на Руси в конце княжения в. кн. Игоря Рюриковича. Основной причиной зарождения обычая скреплять документы печатями была необходимость удостоверения дипломатических и торговых нужд многочисленных контактов Руси и Византии.

Первый известный факт, свидетельствующий о появлении на Руси печатей, содержится в ПВЛ под 944 г.: "Раньше носили послы золотые печати, а купцы серебряные, ныне же ваш князь повелел посылать грамоты к нам, царям…, чтобы из этих грамот мы узнали, что пришли они с мирными целями". А в тексте договора с греками, заключенном в 971 г., специально подчеркивается: "Не сомневайтесь в правде того, что мы обещали вам ныне и написали в харатье этой и скрепили своими печатями".

Ранняя печать Х в. с изображением знака Рюриковичей По С.В. Белецкому, 2001 Первой дошедшей до нас печатью является найденная при раскопках в Киеве свинцовая печать сына Игоря Святослава, на обеих сторонах которой помещены изображения княжеского знака в виде двузубца. Ранние древнерусские княжеские печати X – конца третьей четверти XI вв. В.Л. Янин назвал " печатями архаической традиции ".

На них присутствует изображение княжеской тамги – Знака Рюриковичей, "условного княжеского портрета" в виде фигуры человека, и круговая надпись.

Т.о., в середине Х в. на Руси существовало делопроизводство, организованное по византийскому образцу: документ писался на харатье (пергамене) и скреплялся подвесной металлической печатью. Но, при общем сходстве делопроизводства Руси и Византии, русские печати оформлялись иначе. Если на византийских печатях помещались изображения христианских символов, то для печатей Руси характерны изображения родового символа Рюриковичей. Этот принцип оформления печатей зародился еще в период существования верительных знаков княжеских чиновников и купцов. Использование таких подвесок, по мнению исследователей, восходит к скандинавской традиции употребления в дипломатических отношениях верительных знаков.

Т.о., древнерусская сфрагистика не была полностью скопирована с византийской: тип древнерусской княжеской печати сформировался на основе слияния элементов византийского сфрагистического типа с традиционным для "империи Рюриковичей" типом печати-подвески – верительного знака, удостоверявшего полномочия княжеских представителей, и предназначенного для ношения и предъявления.

§ 3. Сфрагистика домонгольской Руси (XI – первая половина XIII вв.)

В XI-XII вв. появились все известные группы сфрагистических символов и большинство сфрагистических разрядов. Т.о., именно в домонгольское время сложился "язык" древнерусской сфрагистики, т.е. – приемы передачи информации, использовавшиеся при оформлении русских средневековых печатей. С этого времени в делопроизводстве использовались свинцовые заготовки разного размера, что свидетельствует о формировании осознанного отношения к документам различного ранга. В этот период происходил активный поиск оптимальных форм печатей, наиболее адекватно соответствующих возникавшим властным структурам и зарождавшимся институтам управления. Однако, к началу XIII в. этот процесс был еще далек от завершения.

В XI – н. XII вв. печатями имели право пользоваться только представители высшей государственной и церковной власти: великий князь, удельные князья, посадники, действующие от имени великого князя, митрополиты.

Среди домонгольских печатей древней Руси выделяется 3 стилистические группы:

- печати греко-русского типа

- печати с кириллической легендой

- печати с надписью "ДЬНЪСЛОВО"

Печати греко-русского типа являются подражанием византийским печатям. Это буллы, на аверсе которых помещены изображения Богоматери или святого, а на реверсе – написанные по-гречески легенды. Среди легенд преобладают формулы благопожелания (Господи, помоги рабу твоему), но имеются также формулы указания (христианское, а иногда и второе – языческое или т.н. "имя княжье") и формулы принадлежности (титул).

Среди светских печатей этой группы известны печати князей и княгинь. Особенностью княжеских печатей является помещение на аверсе святого, тезоименитого владельцу печати (еще Н.П. Лихачев пришел к важнейшему заключению: изображение святого на печати в скрытой форме обозначает крестильное имя). В легенде на реверсе обычно содержалось мирское имя владельца печати в формуле благопожелания ("Господи, помози рабу своему Михаилу"), мирское имя в сочетании с крестильным ("Господи, помози рабу своему Меркурию-Вентеславу"), реже – имя с указанием на статус владельца печати ("Печать Василия, благородного архонта России, Мономаха", "Господи, помози Давиду, архонту России").

Греко-русские печати должностных лиц оформлены аналогично княжеским печатям: на аверсе – изображения святых, на реверсе – легенда. Отличие заключается в том, что на княжеских печатях помещены изображения святых, тезоименитых владельцу буллы, а на печатях посадников или должностных лиц – святые, тезоименитые не самому владельцу печати, а его сюзерену.

Печать протопроедра Евстафия По С.В.Белецкому, 2001 Среди печатей этого круга наиболее распространены буллы протопроедра Евстафия, которых обнаружено 36 экземпляров в Киеве, Белгороде, Новгороде, Белоозере, Ладоге, Пскове, Волковыйске, Витичиве. Это указывает на активную роль Евстафия в политической жизни Руси, и свидетельствует о широких полномочиях протопроедра; подобными полномочиями, по мнению исследователей, мог быть наделен глава боярского совета при князе.

Существенной особенностью церковных печатей греко-русского типа является обязательное включение в формулу легенды сведений о статусе владельца печати. На аверсе чаще всего помещено изображение Богоматери.

Печати с кирилловской легендой пришли на смену печатям греко-русского типа в светской сфрагистике на рубеже XI-XII вв., а в церковной – в XII-XIII веках. Среди светских печатей этой группы также известны печати князей, княгинь и высокопоставленных светских чиновников.

В княжеских печатях в легенде на реверсе чаще всего помещено указание только на крестильное имя владельца ("Господи, помози рабу своему Василию"), лишь изредка встречается указание и на статус владельца буллотерия ("Господи, помози рабу своему Василью, князоу русьского").

Печати должностных лиц с кириллическими легендами на реверсе крайне редки.

Среди них особый интерес представляют печати с легендой "от Ратибора". Ратибор – известный деятель древнерусской истории, тмутараканский посадник, киевский тысяцкий, ближний боярин Всеволода Ярославича и его сына Владимира Мономаха. На аверсе его печатей изображен св. Кирилл Иерусалимский, патрон Ратибора. А сами печати Ратибора принято считать не официальными регалиями власти, предназначенными для утверждения юридических документов, а буллами, предназначенными для частной переписки. Печать с легендой "От Ратибора" По С.В. Белецкому, 2001

Среди церковных печатей с кириллической легендой известны лишь епископские печати, принадлежавшие новгородским святителям. На аверсе у них, как и прежде, помещено изображение богоматери, на реверсе – легенда, содержащая имя и титул владыки.

Печать с легендой "Дьньслово" По С.В. Белецкому, 2001 Среди печатей с кириллической легендой выделяется группа печатей с общей легендой "Дьнъслово". Они датируются концом XI – первой половиной XII в., а география их распространения охватывает всю территорию Руси. Главной загадкой этих печатей остается формула легенды. Н.П. Лихачев предложил переводить эту формулу

как "Слово внутри", Б.А. Рыбаков, развивая его идею, полагал, что формула "Дьнъслово" являлась атрибутом тайной переписки, и переводил ее как "Сокровенное слово". В.Л. Янин вернулся к первоначальной идее Лихачева, считая, что смысл надписи сводится к приглашению прочесть скрепленный печатью документ: "слово внутри, разверни и читай". Принципиально новую гипотезу предложил украинский филолог В.В. Нимчук, который перевел " дънъ " как речь, обращение, а " слово " как прилагательное от существительного " сълъ " (посол, посланник, доверенное лицо). Т.о. надпись переводится как "речь посла", и эта версия в настоящее время считается исследователями наиболее перспективной. С.В. Белецкий считает, что документы, скрепленные печатью с надписью "Дънъслово", содержали сведения о полномочиях послов, и являлись посольской верительной грамотой. А появление таких печатей свидетельствует о разработке процедуры дипломатических отношений, в частности – об оформлении единого для Руси типа верительной посольской грамоты.

Кроме рассмотренных печатей в домонгольское время встречается масса иных печатей, некоторые из них представляют единичные находки, некоторые встречаются сериями. Среди таких печатей выделяются:

- печати с изображением на аверсе самого князя, а на реверсе – святого, тезоименитого владельцу печати. Принадлежали князьям.

- печати с изображением на аверсе розетки, на реверсе – князя. Принадлежали сыну Ярослава Мудрого – Изяславу-Дмитрию.

- печати с изображением святых на обеих сторонах. Принадлежали князьям XII-XIII вв.

- печати с изображением на аверсе креста, на реверсе – святого. Принадлежали князьям.

- печати с изображением на аверсе Христа, на реверсе – святого. Принадлежали князьям.

- печати с изображением на аверсе знака Рюриковичей, на реверсе – святого. Принадлежали чиновникам княжеского аппарата, облеченным властными полномочиями, предоставленными им князем (аверс) и несшим персональную ответственность (реверс) за совершенные юридические действия.

- печати с изображением двух святых являлись регалиями власти лиц, выступавших представителями святыни (аверс) и несли за свои действия персональную ответственность (реверс).





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 8178 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...