Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русские сибиряки



Русские появились в Сибири в качестве постоянных жителей, начиная с конца ХVI в., хотя отдельные поселенцы, особенно на севере, были и в более раннее время. Основу первопоселенцев, которых стали называть старожильческим населением или чалдонами, составили выходцы из северных и северо-восточных уездов Европейской части России, откуда и шли первые пути в Сибирь. Однако уже среди первых переселенцев были выходцы из центральных и южных губерний, а также представители других народов. Постоянное русское население первых городов, острогов и селений формировалось из служилых людей и их потомков, крестьян-переведенцев, ссыльных и вольных поселенцев. Служилые люди, конные и пешие казаки стали основателями многих селений, в названиях которых до сих пор сохраняются их фамилии, а среди жителей – прямые потомки. Вблизи Томска это такие селения, как Брагино, Вершинино, Губино, Зоркальцево, Иглаково, Карбышево, Нелюбино, Попадейкино и др. После отмены крепостного права в 1861 г. в Сибири в массовом количестве появились пореформенные переселенцы, которые были в основном выходцами из южных губерний и отличались по культурно-бытовым особенностям от старожилов. В частности, за преобладание плетеной обуви старожилы называли переселенцев «лапотниками» или «россейскими», забывая, что и у самих предки вышли из России. Еще одной группой русских сибиряков были старообрядцы или кержаки, которые появились вскоре после раскола Русской Православной Церкви в результате реформ патриарха Никона в середине ХVII в. Последователи старой веры сыграли немалую роль в освоении Сибири русскими, так как из-за преследований вынуждены были бежать в самые недоступные места, а также ссылались, как например, семейские Забайкалья. Русские сибиряки являются локальной группой единого русского этноса. Русский язык относится к славянской группе индоевропейской языковой семьи.

Русские принесли в Сибирь традицию пашенного земледелия, с подсечной и залежно-паровой системой, с такими орудиями труда как сохи, бороны, косы-горбуши и серпы. Выращивали озимую и яровую рожь, овес, ячмень, пшеницу, горох, лен, коноплю, разнообразные овощи. Сжатый хлеб связывали в снопы, просушивали и обмолачивали вручную с помощью деревянных цепов или молотил. Для размола зерна на муку строили водяные, а позднее паровые, мельницы. Разводили в довольно большом количестве крупный рогатый скот, лошадей, овец, свиней, кур. Даже в семьях бедняков было по 1 – 2 коровы и лошади, без которых немыслимо было вести хозяйство. Для содержания скота строили просторные скотные дворы и все лето заготавливали сено. Подсобными промыслами были охота, рыболовство и сбор дикорастущих. Традиции рыболовства и охоты были принесены с севера Европейской России и развивались в местных условиях с учетом опыта коренных народов Сибири. В домашних условиях изготавливали все необходимые орудия труда, утварь и одежду. В пригородных томских селениях были развиты промыслы по обработке дерева – изготовление саней, телег, дуг, колес для потребностей Московского тракта, а также изготовление мебели, посуды, лодок, бондарных изделий. Развито было также кузнечное дело, гончарство, производство смолы и дегтя – смолокурение и дегтекурение. Обрабатывали волокна льна и конопли, пряли нитки и ткали холсты для изготовления одежды, полотенец, узорных скатертей.

Традиционным средством передвижения у русских был гужевой транспорт с использованием лошадей и упряжи, зимой с санями на полозьях, летом – на телегах с колесами. Кроме того, были водные средства передвижения из лодок, зимние лыжи и нарты у охотников.

Сельские поселения – заимки, деревни, села, выселки, починки располагались в основном по берегам рек, позднее – вдоль тракта. Селения по северорусской традиции огораживались поскотиной – изгородью из горизонтальных жердей с воротами на въезде. Поскотина служила для выпаса скота, во избежание потравы посевов. Одним из характерных типов поселений были заимки, основанные на пашнях при вольнозахватной форме землепользования в начальный период освоения. Со временем заимки выросли в деревни и села. Село отличалось от деревни не только большими размерами, но и наличием церкви и административных органов – волости. В крупных волостных селах как Богородское, Никольское, Парабельское и др. были церкви, волостные правления, торговые лавки, школы, больницы, устраивались сезонные ярмарки.

Основным жилищем русских сибиряков были срубные избы с сенями, под двускатными или четырехскатными крышами. Для больших семей удобными были избы-связи в виде длинного сруба с двумя поперечными стенами внутри или в виде двух срубов, соединенных сенями. Из сеней одна дверь вела в собственно избу, а вторая в горницу – парадную часть жилища. Позднее появились пятистенки с пятой стеной – перерубом, делящим сруб на две комнаты, и крестовики с двумя внутренними пересекающимися стенами, делящими помещение на четыре комнаты. В каждом жилище обязательно выделялась горница, в которой стояла покупная мебель, сундуки, кровать с горкой подушек, висело зеркало. Самыми престижными считались «круглые» дома – пятистенки или крестовики с квадратным основанием и четырехскатной крышей. Нередкими были двухэтажные дома, в которых горница была на втором этаже.

Внутренняя планировка избы – размещение печи и переднего угла, является очень устойчивой характеристикой жилища. У сибиряков практически повсеместно распространена была северно-среднерусская планировка с большой глинобитной русской печью в углу у входа, с челом, повернутым к окнам фасада, и передним углом по диагонали от печи у фасадной стены. Передний или красный угол – это самое почетное место в доме, там размещались на полочке – божничке иконы, висело вышитое полотенце, стоял обеденный стол, а вдоль стен были встроены широкие лавки. В передний угол садили почетных гостей, жениха с невестой на свадьбе, а также клали покойника, провожая его в последний путь. Место у печи – куть была женской частью избы и также много значила в обрядовой жизни. С печью, углями и огнем было связано много поверий, идущих из глубокой древности. Горячие угли первыми переносили в новый дом, хозяйки следили, чтобы угли в печи никогда не гасли, а под печью было место обитания домашнего духа – домового, которого приглашали при переселении и угощали по праздникам.

На усадьбе, по периметру двора, размещались срубный амбар, амбарушка, завозня, сарай, поднавес, погреб, а сзади - постройки для скота: холодный двор, конюшня, хлев или стайка. Вся усадьба обносилась бревенчатым забором – заплотом с двухстворчатыми воротами и калиткой для входа. Отдельно на огороде или у реки сооружались бани под плоскими крышами из дерна. Кроме того, на окраине селения строились овины, риги, гумна для обработки зерна, на речке – мельницы, на пашнях – балаганы для временного жилья. а в лесу – охотничьи избушки. Все это входило в освоенное, обжитое пространство, позволяющее человеку чувствовать себя уверенно и защищено.

Традиционная одежда русских сибиряков изготавливалась в основном из материалов, произведенных в своем хозяйстве и по возможности дополнялась покупными материалами. Традиционный русский женский костюм из косоклинного сарафана, рубахи и шапочки, полностью закрывающей волосы, дольше всего сохранялся у старообрядцев. У старожилов подобный костюм исчез уже в ХIХ в., и преобладал городской комплекс из кофты и юбки, которые назывались парочкой, если были сшиты из одной ткани. Юбки были широкие и длинные, а по подолу украшались нашитыми лентами, оборками. Приталенные кофты с пышными у плеча рукавами носили навыпуск и украшали кружевами, оборками на груди. Довольно устойчиво сохранялись поверья, связанные с женскими волосами, и традиция обязательного ношения головного убора в виде матерчатой шапочки для замужних женщин. Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки навыпуск, подвязанной тканым поясом, и широких шаровар, заправленных в кожаные чирки или сапоги. По народным традициям считалось недопустимым ходить без пояса и с расстегнутым воротом рубахи. Старожилы, в отличие от переселенцев, не носили лаптей, а носили кожаные чирки, бродни или бахилы.

Основными продуктами питания русских сибиряков были мучные и крупяные блюда, дополняемые овощами, рыбными и мясомолочными продуктами в зависимости от дней поста или мясоеда. Особую роль в питании имел хлеб, к которому относились как к священному продукту. В системе питания сохранялись севернорусские традиции с приготовлением крупяных супов - похлебок, каши, блинов, кваса, пирогов с рыбой и ягодами. Для приготовления пищи использовалась самодельная посуда из дерева, бересты и глины, а также покупная металлическая утварь.

По религиозной принадлежности русские сибиряки, в том числе старообрядцы, относились к православному направлению христианства. В повседневной жизни было распространено бытовое православие, сочетающее христианское учение с древними поверьями, особенно в семейных (родильно-крестильных, свадебных, похоронных), а также календарных обрядах.


Раздел 3. Освоение Сибири русскими в 17 веке

Урок 8. Путь за «Большой Камень»

До освоения Сибири о том далеком восточном крае ходило много удивительных легенд. Говорили, что за Большим Камнем, как называли тогда Уральские горы, живёт девять народов, и все чудовища: кто с кривым ртом на затылке, а кто с глазами на груди и ртом между плечами. Рассказывали, что обитают там и мохнатые людоеды.

Река Обь была восточной границей того мира, который знали в начале XVI века европейцы.

Проникновение русских в Сибирь началось с её северного Зауралья. Уже в XI-XII вв. сюда ходили ватаги новгородцев, добывавшие пушного зверя и выменивавшие у местного населения меха на железные изделия. В XVI веке движение на северо-запад Сибири возросло.

В 1574 году купцы Строгановы выхлопотали у царя грамоту на освоение новых земель и по течению реки Камы начали строить русские поселения. На службу Строгановым поступали те, кто убежал от опричников. В 1581 году Строгановы снарядили казачью дружину из 800 храбрецов, что идти войной на хана Кучума и взять его столицу – Сибирь. Атаманом отряда на казачьем кругу был выбран богатырь Василий Тимофеевич по прозвищу «Ермак». Эта горстка казаков двинулась на нескольких лодках – стругах – завоевывать необъятную Сибирь, и никакие опасности не остановили смельчаков. Они победили, а хан Кучум бежал.

Результаты похода Ермака были закреплены прибытием сюда отрядов стрельцов и основанием первых сибирских городов – Тюмени (основанной на месте татарского поселения в 1586г.) и Тобольска (1587г.). Так было положено начало освоения и присоединения Сибири к России.

Всюду, где появлялись русские переселенцы, они первым делом строили крепости, которые назывались острогами. Их обычно располагали в центре расселения коренного народа, чтобы удобно было собирать дань, управлять и защищаться от вражеских нападений. Остроги обычно были деревянными, ведь в строительном материале здесь недостатка не было. В острогах постоянно находились воинские команды, состоявшие из стрельцов, казаков или местных служилых татар. Тут же была съезжая изба, церковь, складские помещения, дом, где жил представитель царской власти. Рядом с острогами селились свободные люди, они занимались хлебопашеством, охотой, рыболовством, ремеслом. Остроги постепенно разрастались и превращались в города.

Дальнейшее продвижение в Сибирь шло главным образом на восток, в слабозаселенные и наиболее богатые пушным зверем районы

Стихийная народная колонизация опережала правительственную. Впереди шли вольные промышленники, и лишь по их следам направлялись отряды служилых людей, приводившие под «высокую государеву руку» местное население и облагавшие его ясаком.

Начался массовый приток в Сибирь переселенцев из европейской части страны. Это были главным образом крестьяне, бежавшие сюда от закрепощения. Из этих вольных поселенцев и сложилась основная часть русского населения Сибири.

Крестьяне-земледельцы не искали столкновений с коренными жителями, так как шли в Сибирь не грабить, а заниматься привычным мирным делом. Малочисленность населения и его разбросанность на огромном пространстве, наличие громадного количества неиспользованных земель, разрешение крестьянам селиться только на свободных землях сводили к минимуму столкновения на хозяйственной почве. В целом между русским и нерусским населением складывались мирные и добрососедские отношения.

Всё это создавало благоприятные условия для сближения русского и коренного населения, для тесного общения и взаимной, облегчало передачу трудового опыта, усвоения сибирскими народами более высокоразвитой русской культуры.

Для народов Сибири одним из важных последствий их вхождения в состав России было прекращение межродовых и межплеменных усобиц. Благодаря этому выросла общая численность коренного населения.

Таким образом, присоединение Сибири к России имело огромное значение не только для русского народа, но и для народов Сибири. Включение их в состав государства с более развитым хозяйством и более высокой культурой создало условия для существенного ускорения развития этих народов.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 969 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...