Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раннее средневековье



Эпоха средневековья занимает значительный период истории: в За­падной Сибири с V по XVII вв. Это время образования первых государств, становления феодальных отношений и сложения сибирских народов. Средневековье принято делить на три периода: раннее средневековье – 5-начало 10вв., развитое средневековье – 10-14вв., позднее средневековье 15-17вв. Раннее средневековье в Томском Приобье – это расцвет кулайской культуры, проникновение первых групп тюрок. Раскопки на поселениях Кисловка, Тимирязево, Басандайка, могильников в Чердашном логу, а так же на севере Томской области могильника Релка, поселения Малгет – дали богатый материал для реконструкции жизни и быта населения.

Хозяйство в раннем средневековье было комплексным, основными видами его были скотоводство, земледелие, рыболовство и охота. Основу его составляло железоделательное производство. Хозяйство было натуральным. В этот период были развиты все виды домашних ремесел: кожевенное, скорняжное, шитье одежды, обработка дерева, кости, гончарное производство. Исследователи отмечают, что во второй половине I тыс.н.э. экономика достигла расцвета, какого не было ни до, ни после в древней истории края.

Скотоводство и в особенности коневодство, было распространено на всей территории Среднего и Томского Приобья. Об этом свидетельствуют находки костей лошадей и крупного рогатого скота на поселениях и в могильниках. По данным анализа костей специалисты определили, что лошади в Нарымском Приобье были низкорослыми, толстоногими - это мелкие сибирские, породы. Косвенным свидетельством существования коневодства являются бронзовые фигурки лошадей, часто с всадниками. На этих изображениях мы можем увидеть низкорослых лошадей и высоких, тонконогих, с небольшой головой, изящной шеей, с высоко поставленным хвостом, похожих на южных "небес­ных коней". Этих коней, вероятно, покупали у южных соседей. До сих пор не обнаружены орудия труда для заготовки сена. Скорее всего, на зиму большая часть скота заби­валась на мясо. Земледелие было слабо развито и только в южных районах.

Найденные при раскопках кости бобра и соболя говорят о том, что охота становится бо­лее специализированной: развивается пушной промысел с целью обмена. На памятниках найдены дорогие вещи (наборные пояса, культовые чаши, серебряные оправы ножен, шелковые ткани), которые обменивались на дорогостоящие меха.

В 5 - 7 вв. железо прочно вошло в быт населения. Все основные орудия труда и оружие были изготовлены из железа. Для закаливания горячий предмет опускали в холодную воду. В мастер­ских были найдены большие глиняные горшки объемом 12-17 л, в которых, видимо, и производили эту процедуру. Кроме производства предметов из железа продолжало бы­товать и производство предметов из бронзы.

Доступным каждой семье было гон­чарное производство, хотя с эпохи бронзы нам известны и специальные мастерские гончаров. Так на поселении Малгет-7 найдено было складское помеще­ние, в котором в кадках, выдолбленных из ствола де­рева, хранились запасы песка и глины для изготовления посуды.

Население жило не изолированно от своих соседей. Они активно занимались обменом. Археологи нашли бронзо­вые чаши из Ирана, наборные пояса от кыргызов, бусы из Прикамья и Приуралья. Через кыргызов, видимо, поступали китайские монеты.

Жили люди этого времени в селищах и городищах. Городища располагаясь на высоких мысах, отгораживались валами и рвами и опоясывались бревенчатыми стенами. При наличии нескольких линий укрепле­ний между ними было значительное пространство, заполненное построй­ками. Для въезда в городище оставляли при строительстве по одному или несколько проходов через вал и ров. Количество построек на городищах от 2 до 20. Часто к городищу примыкало селище. Так на городище Тимирязевское 4 за линией укреплений находилось еще 150 построек. Площадь селищ ничем не ограничивалась. Количество построек было различным: от 3 до 30 и площадь их от 450 до 7500 кв.м. Жилище имело форму усеченной пирамиды и строилось из бревен. Входы и выходы были в виде коридора, либо в виде проема в стене.

Самой массовой находкой в жилище являются остатки столовой и кухонной посуды. Кухонная посуда - это сосуды объемом до 10-12 л. В них, видимо, варили пищу для всей семьи. Столовая посуда вместимостью 1-2 л. - это посуда, из которой ели пищу. В одном из сосудов археологи нашли кости рыбы, вероятно, что варили часто, благо, что рыбы было много. Варили и мясо, и возможно, какие-то растения. Посуда орнаментировалась оттисками разных штампов. На севере Томской области посуда была более нарядной. Богата и форма сосудов это и грушевидные сосуды, и сосуды на поддонах и блюда-сковороды.

Хоронили своих умерших соплеменников в кургана. Курган насыпался и для одного умершего, и для нескольких человек. Возможно, это была семья или род. Каждого следующего умершего клали рядом с уже имевшимся захоронением и над ним возводили насыпь. Таким образом, получались длинные курганы, в которых было захоронено от 6 до- 17 человек. Умерших, клали на спину, в вытянутом положении на бересту. Часто разводили костры для обогрева души умершего, иногда в костры клали несколько предметов и часть пищи. Найдены археологами и необычные захоронения- захоронения одних черепов и захоронения без костяков так называемые кенотафы. Когда человек умирал где-либо на стороне, то дома устраивали похо­роны, чтобы душа его обрела покой и не вредила живым. Рыли могилу, клали туда вещи, но без покойного, и засыпали землей.

Это интересно! Одной из особенностей погребального ритуала являются повторные погребения. Среди сибирских народов такой ритуал был распространен у ненцев, селькупов. Вот как описывает этот обряд этно­граф, исследователь селькупской культуры Г.И.Пелих: "…в старину умерших заворачивали в шкуры молодых животных (телят) или в бересту. В таком виде труп привязывали на ремнях к ветвям деревьев. Труп ви­сел на дереве, пока не высыхал (около 3 лет). Затем ремни перерезали и труп падал на землю. Считалось, что именно в это время "бог бе­рет его душу" ("Пока труп падает, - душа уходит к богу"). Пока покойник висел на дереве, его душа находилась среди живых сородичей. Она ходила с ними на охоту, жила в одном доме и т.п. Вторая часть погребального ритуала состояла в том, что выкапывали неглубокую мо­гилу (около 70 см). Опускали туда завернутый по-прежнему в кожу или бересту труп покойного и закрывали его полотнищем из бересты. Свер­ху могилу перекрывали продольными сухими жердями. На них накладывали дрова и поджигали. В костер бросали вещи покойного. Когда сухие жерди покрывающие могилу, прогорали и горящий костер пала л в могилу на труп, могилу начинали засыпать землей. Это торопились сделать раньше, чем костер окончательно догорал."

Первое время после похорон живые должны были помогать умершему. В слу­чае невнимания к нему, душа его могла прийти и увести с собой кого-либо из живых. Покойных поминали – клали в насыпь кургана предметы.

От одежды в могилах сохранились лишь небольшие фрагменты шелковых тканей, кожи и меха. Судя по изображению на бронзовых фигурках мужчин, она состояла из куртки и штанов или длинного платья типа халата.

В это время население вело постоянные войны, по этому вооружение часто встречается в могильниках. Оружие делилось на наступательное, дальнего боя, ближнего боя и защитный доспех. Основным оружием были лук и стрелы с наконечниками из железа. Иногда в лопастях наконечников встречаются отверстия. При полете эти стрелы издавали свистящий звук, чем наводили страх на противника. Оружием ближнего боя были палаши и сабли.

Это интересно! Палаш или меч изготавливали из узкой полосы железа или стали и затачивали только с одной стороны. Сабля от­личается от палаша изогнутостью лезвия, являлось рубяще-колющем оружием и предназначалась для удара сверху, с коня. Пешие воины, как и конные, были вооружены кин­жалами, но находки их также редки.

На территории Томской области найдены все известные тогда средства защиты: шлем, панцирь из пластин и кольчуга. В раннем средневековье известны бронзовые фигурки иодно изоб­ражение на камне конных и пеших воинов. Воины имели знаки отличия: на фигурках есть пояс с наборными бляшками -знаки достоинства и доблести, оружие: кинжал, палаш, сабля. На голове у одного из воинов, ве­роятно, шлем с шишаком.

Люди этого времени любили себя украшать. Украшениями служили серьги, подвески, медальоны, нашивки и бусы, перстни и гривны. Дорогим украшением были серебряные с позолотой ме­дальоны со вставкой из изумруда. Часто в виде украшения использовались подвески в форме колокольчика, сердцевидные или в форме месяца. Стек­лянные бусы и бронзовые гривны носили как женщины, так и мужчины.

Самым почитаемым животным на территории Сибири был медведь. С течением времени у западносибирского населения сложился медвежий праздник.

Это интересно! Для праздника специально убивали медведя (или выращивали). Его разделывали либо на месте, либо в поселке, снимая шкуру с головой и лапами. Шкуру свертывали, голову укладывали на передние лапы, и в таком виде располагали в жилище охотника, добывшего медведя. Затем устраивали драматизирован­ное представление, персонажами которого были разные звери, в том чис­ле и медведь. Участники церемонии исполняли песни белки, лисицы, танцы лося, медведя, журавля и других животных. Исполняли сцены охоты на медведя, пришедшего к ним на праздник. В основе этого праздника лежали промысловые культы.

Часто археологи находят изображения священных животных. Это не только медведь, но и заяц, змеи, водоплавающие птицы, бобр, выдра, лягушка. Замечательны бронзовые фигурки птиц с головой медве­дя и лицом человека на груди. Крылья у птиц чаще всего распущены. Эти изображения показывают, прежде всего, неразрывную связь всего жи­вого, и, скорее всего, они связаны с представлениями о воз­рождении человека и о его душах.

Это интересно! Как известно, по представлениям ко­ренных народов Западной Сибири, человек имеет несколько душ. Когда человек умирает, то последней покидает тело душа в образе птицы, живущая в голове человека. Но человек не умирает по их представлени­ям, он переходит в другое состояние, чтобы потом возродиться в обра­зе человека или животного.

На некоторых бронзовых бляшках изображены сцены борьбы зверей: орел клюет голову лося, медведь топчет лося, по всему туловищу медведя расположены головы лося. Везде на этих бляшках присутствуют хищник и травоядное животное. Стиль "борьбы зверей" был характерен для эпохи раннего железа, что нашло широкое распространение в скифо-сибирском искусстве. Это связано было, по мнению ученых, с разложением родового строя. Жители Западной Сибири поклонялись солнцу. Археологами найдена круглая бронзовая бляха. в центре которой изображен был крест, на концах его и в центре выпуклые круглые диски. По внешнему краю бляхи в середине между концами креста помещены изображения орлов. Орел- птица поднебесья у многих на­родов олицетворялась с солнцем, а круг и крест были извечными символы солнца.

Че­ловека на бронзовых бляшках изображали или в полный рост, или в виде всадника на коне. В могильниках Релка и Тимирязевский I найдены бронзовые бляшки лица человека. На одной из них по краям на уровне глаз сделаны отверстия для того, чтобы держалась нитка.

В раннее средневековье люди жили общинами, которые состояли из отдельных семей. Со временем семейная община разрасталась, и происходило ее деление. Часть семей уходила из родового поселка и селилась в нескольких километрах от него, давая начало новой семейной общине, которая вела свое самостоятельное хозяйство. Общество в это время расслаивается. Выделяется самый влиятельный слой в обществе воины-всадники. Особенно почетных и знатных лиц подвергали кремации (трупосожжению). Сохранились изображения вои­нов-богатырей, пляшущего воина исполняющего ритуальный во­енный танец. В это же время складывается героический эпос: ми­фы о битвах воинов-богатырей, их походах и т.д. Вторая половина 1 тыс.н.э. - время политической активности кочевых народов. В Южной Сибири возника­ют сильные тюркские государства--каганаты, которые захватывают огромные территории, широко распространяют свое влияние на окрестные народы. На нашу территорию начинают проникать отдельные группы тюрков. Все эти события требовали усиления оборо­носпособности, а значит, и повышалось положение в обществе воинов. Значительное место в обществе занимали кузнецы. В их погребения наряду с профессиональными предметами клещами и молотками клали богатое оружие.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 685 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...