Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Оперетта



Оперетта – прямая преемница почтенных традиций французской комической оперы – родилась в середине 19 века в одном из кафе шантанов, парижских бульваров. С первых же шагов она проявила себя как дерзкое, неукротимое и бунтующее дитя свей эпохи, и своего города – шумного, веселого и эксцентричного Парижа 50-ых годов.

В маленьких деревянных театриках она нащупывала свой собственный путь. Начиналась странная история жанра, полная взлета и падений, восторгов и хулы, открытий и пошлостей.

Сначала были безумства – кажется ни один жанр не имеет таких истоков. «Folre nouvelle» («Новые безумсва») – именно так назывался театр Флоримона Эрве, где оперетта делала первые шаги. Там разыгрывались сумасбродные буффонады, попирающие общепринятые музыкальные нормы, а заодно и здравый смысл буржуа. Там пели трупы, обезглавленные преступники таскали под мышкой собственные головы, а музыкант, попавший в плен к людоедам, уплывал от них на своем контрабасе. Там начинал свое восхождение к вершинам музыкального театра Жак Оффенбах…

Если «Веселый порох», изобретенный Эрве, пытался сокрушить театральную рутину, то Оффенбах вдохнул в новый жанр интеллект, социальный темперамент и лирический дар. Вместе со своими постоянными соавторами – драматургами Мельяком и Галеви Оффенбах создал немало язвительных музыкальных сатир на современное ему французское общество. И не только современное. Попутно осмеивалось все, что веками считалось возвышенным и священным – герои классических мифов и античные боги разговаривали на жаргоне Парижской богемы, они флиртовали, отпускали шутки в зал, отплясывали неистовый капкан и в этих «божественных» проявлениях Париж узнавал себя. Для театра «Буфф-Паризьен», в каотором ставил свои оперетты Оффенбах, авторитетов не существовало – то, что вчера казалось великим, неоспоримым и вечным на театральных подмостках представало мелким, земным и слабым, над чем можно лишь уничтожающе хохотать, кружась в канкане вместе и наравне с богами.

Особая судьба ждала оперетту на венской почве. В силу национальных традиций и социально-политических условий венская оперетта не могла копировать французскую, ни даже развивать ее модели. И еще одна особенность, проистекающая уже из национального характера – французы осмеивали свою действительность, венцы воспевали ее. Предельно контрастной была и бытовая музыка двух столиц – пленительный, певучий, плавный венский вальс неровно острый, пьяняще фривольный парижский канкан.

Венская оперетта (прежде всего оперетта Штрауса) стала радостным гимном жизни, любви, веселья и красоты. Новсе достижения венской оперетты связаны только с ее музыкой. Драматургия же не выдерживала никакой критики даже у рядовых венцев, готовых простить любые натяжки и штампы ради нескольких тактов прекрасной музыки. В основе большинства венских оперетт лежит примитивная драматургическая схема. Поскольку благодаря замечательной музыке, оперетты все же имели успех, то эта «вечная схема» начинала казаться обязательной и единственной возможной. Венский опереточный театр начинал канонизироваться и постепенно становился отраслью коммерческого производства. Но «сотая или тысячная репродукция образа, - как писал театральный критик Кучель, - есть несомненная пошлость».

Легкость демократизм жанра постепенно выродились в примитивность и потворство низким вкусам. Какое-то время оперетта жила остатками богатого мира, но многие уже ощущали ее скорый кризис. Для того чтобы дать представление об уровне и характере опереточной драматургии а познакомлю вас с либретто «Цыганской любви» Легара (либретто Вильнера и Боданицкого) - отнюдь не рядовым опусом, скорее относящимся к опереточной классике, чем к рядовой продукции (по оценке одного из нынешних теоретиков оперетты это произведение по многозначности и сложности идей) (подчеркиваю: идеи!), пожалуй, не знает равных себе в жанре оперетты…

Несколько иначе протекал расцвет и упадок оперетты в России. История этого жанра в чем-то повторяет историю водевиля. Первое знакомство в 1859 году. В новое искушение русского зрителя вводит конечно же заезжая французкая труппа. Потом новые и новые гастролеры. Следствие – пылкий роман Росси с Оффенбахом. И вот оперетта властно вступила на подмостки императорского Александринского театра (такой пылкости и сам Оффенбах поди не ожидал, чтобы один из лучших театров России уступил оперетте чуть ли половину своего репертуара!)

Свежий и дерзкий жанр сразу покорил русского зрителя. Писатель и актер Иван Горбунов вспоминал эти годы как странное наваждение: «с обнаженными руками показалась на сцене!La belle Helene..» И охватила оперетта все мое любезное отечество «даже до последних земель». Где не было театров, она располагалось в сараях, строила наспех деревянные павильоны, эстрады в садах.

Чар оперетты не избежали многие выдающиеся драматические актеры: Давыдов, Варламов, Савина, Комиссаржевская, Станиславский. Это они заложили традиции русского опереточного исполнительства. Тщательная разработка роли, обязательная жизненная и бытовая правда, высокая техника диалога стали отличительными чертами русского опереточного театра.

Однако кризис оперетты в России был предопределен. Слишком далека оказалась оперетта от тенденции передового русского искусства, от направленности прогрессивной общественной мысли. Из драматического театра жанр драматического театра перекинулся увеселительные сады и кафешантаны.

Но, видимо, крылось в ней какое-то неотразимое обаяние – «оперетты» проникала в сознание, как отрава. И как бы не ругали ее - до сих пор в оперетте сохраняется своеобразное, непреходящее обаяние. Прежде всего, обаяние чувств – пусть наивных, прямолинейных, но всегда искренних, ярких и живых. Этим обаянием проникнуты лучшие из оперетт Дунаевского, но характер и уровень драматургии мешает воспринять их не только как явление жанра, но и как явление искусства. Печально, но приходится контрастировать – в основе большинства современных оперетт – те же примитивные драматургические схемы, те же условия, сугубо опереточные характеры, та же набившая оскомину последовательность: диалог – вокал – подтанцовка. А где же современность?!

А современность присутствует в нескольких узнаваемых атрибутах, цель которых закамуфлировать штампы столетней давности.

Коней 19 был отмечен появлением театров нового типа - эстрадных театров. Они имели немало разновидностей, но в связи с проблемой истоков мюзикла мы коснемся лишь двух: варьете и мюзик-холла.

Название «варьете» идет от театра с таким же именем, который был открыт в Париже в 1790 году (Variete – по-французски «пестрота, разнообразие»). Истоки варьете связаны с народным площадным театром, с народной музыкальной комедией, от которой мы ведем генеалогию всех перечисленных сегодня жанров.

В начале своего существования театры-варьете отличались сатирической направленностью, однако вскоре стали чисто развлекательными, рассчитанными на праздную публику. В постановках варьете самым продуманным образом сочетаются элементы драматического театра, музыки, эстрады и циркового искусства. Небольшие скетчи, юморески, фельетоны и пародии чередуются с выступлениями певцов, музыкантов-инструменталистов, жонглеров, иллюзионистов, танцоров (причем танец отличается подчеркнутой эротичностью). На Западе термин варьете употребляется до сих пор в расширенном смысле, охватывающем эстраду вообще.

Мюзик-холл также является разновидностью эстрадного театра. Возник в Лондоне в 60-х годах 19 века. Предприимчивый владелец Лондонской таверны обратил внимание, что самостоятельные концерты, которые устраивали его завсегдатаи, привлекали массу посетителей. Он купил небольшой ресторанчик и устроил там сцену. Позднее мюзик-холл порвал со своим общепитовским прошлым и выделился в самостоятельное заведение.

Представления мюзик-холла состоят из небольших номеров разных жанров, объединенных единой сюжетно-тематической линией. Мюзик-холл выдвинул звезд мировой эстрады, таких как Эдит Пиаф, Морис Шевалье, Иветт Гильбер и др. Интересными были опыты советского мюзик-холла, который возник в 1927 году в Москве, группируясь вокруг джаза Утесова. Московский мюзик-холл (игравший, кстати, в помещении нынешнего театра Сатиры) поставил целый ряд тематически злободневных и сюжетно довольно крепко сбитых представлений, которые воплощались с помощью малых эстрадных форм. Такие представления, как «Туда, где льды» отличались ярко выраженным агитационным харктером, удачным сочетанием элементов политического просвещения в, казалось бы, чисто развлекательной программе.(в этом заметны традиции театра «Синяя блуза» и театра «Агитпроп»).

Мюзикл

Истоки мюзикла коренятся во многих жанрах – все перечисленные нами сегодня жанры так или иначе имеют к нему самое непосредственное отношение. Но есть родственники дальние и близкие. Непосредственно, так сказать, «предком» мюзикла можно считать популярную в Америке в конце 19 века форму театрально-музыкального представления – «экстраваганца». Экстраваганца «Мрачный жулик», поставленная на Бродвее в 1866 году придержалась в репертуаре до 20 века и вызвав целую серию поражений уже имела некоторые признаки будущих мюзиклов. Развитие мюзикла в начале в начале века шло под знаком американизации двух европейских жанров - оперетты и комической оперы.

Следующий этап становления мюзикла связан с обогащением его элементами мюзик-холла и варьете. От этих жанров мюзикл унаследовал актуальность тематики, ориентацию на бытовую лексику (часто с использованием сленга), эстрадную броскость, эксцентричный карде балет, импровизационность диалога. Сентиментальные песни в духе поздней венской оперетты вскоре сменяются острыми джазовыми ритмами рег-тайма (Рег-тайм – один из стилей раннего профессионального «ньюорлеанского джаза»), а французские канканы - танцами в стиле чечетки.

Однако эти элементы еще не были связаны единой драматургической задачей. Разрозненные песенные шлягеры, танцы, эксцентрический балет «черлс» и комедийные сценки были по существу изолированными концертными номерами.

Годы великой депрессии 30-х годов отрезвил миллионы американцев, пробудил в них критическое социальное начало. Это отразилось и на дальнейшей эволюции мюзикла – в недавнем прошлом развлекательный и поверхностный жанр, вдохнув в себя горечь социальных потрясений, стал драматичнее и мудрее.

30 – 40 годы - время интенсивного созревания мюзикла. С изобретением звукового кино на экранах Америки устремилась музыка. Музыкальные фильмы, использовавшие принципы монтажа, способствовали повышению динамизма мюзиклов. Сложнее стала музыкальная драматургия, усложнились художественные и эстетические задачи. Расширялась тематика; сюжеты обращенные к насущным жизненным проблемам, подчас завершались трагической развязкой вместо традиционного для Америки «happy end». В мюзиклах 40-х годов вставные танцевальные номера сменялись развитой хореографией. В постановках стали участвовать выдающиеся мастера хореографии Балангин, Хозе Пимон, Агнес де Миль.

Все более усложнялся и музыкальный язык, на смену песенным структурам и замкнутым музыкальным номерам пришла музыкальная драматургия сквозного типа, когда музыка спектакля понимается, как нерасторжимое целое, как своего рода симфония. На дальнейшее становление мюзикла решающее влияние оказало развитие радио, TV и грамзаписи. Подобно тому, как развитие книгопечатания и других средств массовой информации привело к динамичному развитию культуры и ее качественному скачку, развитие аудио-визуальных средств информации(радио, TV, магнитофоны, грамзапись) привело к росту массового музыкального вкуса, усложнению массовых музыкальных стереотипов, что, в свою очередь, приводило к совершенствованию массовой музыкальной продукции. (к тому же – жесткая конкуренция на музыкальном рынке сбыта – «хит парады») 40-ые и 50-ый годы – золотой век традиционного американского мюзикла. Его творческая зрелось связана с творчеством таких композиторов, как Кол Портер, Курт Вейль (эмигрировавший из Германии), Исаак Берлин. Резко повысилась требовательность а авторов в выборе литературного материала. Начиная с этих лет мюзикл отворил двери для большой литературы. Американские мюзиклы начинают осваивать сюжеты Вольтера (мюзикл «Кандид»), Шоу(«Пигмалион»), Шекспира («Вейтсайская история»); целуй меня Кэт – Портера, по «Укрощению строптивой»

Выдвинулась целая группа профессиональных либреттистов, аранжировщиков, хореографов и режиссеров постановщиков. Расширился диапазон эмоциональной выразительности мюзикла - ему стал доступен и проникновенный лиризм и гражданский пафос и философская глубина. Обогатилась жанровая тематика - наряду с любовными используются исторические, фольклорные сюжеты и политическая сатира.

Лучшие мюзиклы, такие как «Целуй меня Кэт» (1948), «Звуки музыки» (1959), «Затерянный в звездах» - все эти мюзиклы окончательно утвердили жанр мюзикла в США и сделали его особенно популярным в Европе. Этому способствовало и то, что начиная с 1950 года, каждый мюзикл экранизировался и быстро становился достоянием широкой аудитории.60-ые годы дали еще несколько замечательных мюзиклов: «Скрипач на крыше», «Хэллоу Долли».

Как правило, все постановки мюзиклов отличает высокий профессионализм. Кроме навыков драматического актеры, исполнители обладают отличной вокальной и хореографической подготовкой. Бросается в глаза большая эмоциональная ичисто физическая отдача участников. В то же время жесткие условия коммерческого предприятия (а мюзикл часть индустрии развлечений), безусловная ориентация на коммерческий успех ограничивают авторов жестким жанровым стереотипом и структурными рамками.

Список литературы

Тема1.

1. Музыка / / Белорусская ССР: Краткая энциклопедия. В 5-и т. Т.4. / Редкол. И.П.Шамякин (гл.ред.). - Мн.: "Бел.Сов.Энциклопедия" Им.П.Бровки. -1981, Т.4. - С.36-42.

2. Музыкальный энциклопедический словарь / Под ред. Г.Келдыша. - М.: Сов. энциклопед., 1991. - 672 с.

3. Музыкальный энциклопедический словарь / Сост.Н.Барановская; Под общ. ред. К.А.Жабинского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 512 с.

4. Рыцарева М.Г. «Музыка и я: популярная энциклопедия для детей.» - М. - 1998. - 148 с.

5. Словарь искусство / Перевод с англ. Т.Ф.Гвоздева, Ю.В.Дубровин и др. - М.: ТОО "Внешсигма", 1996. - С.289-293 с.

6. Шумская И.М. Музыкальное творчество как социокультурное явление: Автореф. Дис.... Канд. культурологии / Бел. гос. вн. -Т культуры. - Мн.: БГУКа, 2002. - 20 с.

7. Яконюк В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность. - Мн.: Бел. акад. музыки, 1993. -147 С.

Тема 2.

1. Головинский Г. Что такое "социология музыки" и чем бы ей следовало заняться? / / Муз.жизнь, 1988. ─ № четырнадцатый ─ С.6 ─ восьмой

2. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986. ─ 223 с.

3. Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя. - М., Высшая школа, 1991. ─ С.14 ─ тридцать второй

4. Капустин Ю.В. Музыкант ─ Исполнитель ─ публика: (Социол. проблем. Современ. Концерт. Жизни). ─ Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1985. ─ 160 с.

5. Культурно-досуговой деятельность / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М.Чижикова. ─ М., 1998. ─ 462 с.

6. Мискевич А.Б. Человек в свободное время: Мнение социолога. - Минск: Наука и техника, 1989. ─ 52 с.

7. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Сб.статей. Вып. 1 / Ленингр.гос.ин-т театра, музыки и кинематографии. ─ Л.: Сов.композитор, 1980. ─ 295 с.

8. Социология музыки / Музыкальный энциклопедический словарь / Гл.ред.Г.В.Келдыш. ─ М.: Сов.энциклопедия, 1990, С. ─ пятьсот шестнадцатый

9. Фрид Г.С. Музыка. Общение. Судьбы. ─ М.: Сов. композитор, 1987. ─ 239 с.

10. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учеб.пособие для студ. вузов искусство и культуры / Моск. гос.консерватория им.П.И.Чайковского. - СПб: Лань, 2000. - 320 с.

Тема 3.

1. Аудитория музыкального искусства /БИО Информкультура. М., 1997. ─ Вып.3. ─ С.8─13.

2. Гачев Г.Д. Музыка и световая цивилизация. ─ М.: Вузовская книга, 1999. ─200 с.

3. Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя.--М.: Высшая школа, 1991. ─ С.14─32.

4. Конен В.Д. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке ХХ века / Рос. ин-т искусствознания. ─ М.: Музыка, 1994. ─160 с.

5. Клюев А.С. О путях развития музыки в ХХІ веке // Культура Ш тысяче-летия (Матер. 5 международн. семинара в Санкт-Петербурге, 1-2 июня 1998). ─ СПб, 1999. ─ С. 138─147.

6. Махлина С. Взаимовлияние видов искусств // Музыка ХХ века в контексте

культуры Учебн. пособие для гуман. вузов / Санкт-Петерб.гос. акад. культуры; Ред.-сост. Р.Н.Слонимская. ─ СПб.: Академия культуры, 1995. ─С. 17─22.

7. Музыка ХХ века в контексте культуры: Учебн. пособие для гуман. вузов / Санкт-Петерб.гос. акад. культуры; Ред. ─сост. Р.Н.Слонимская. ─ СПб.: Академия культуры, 1995. ─ 93 с.

8. Музыкальное искусство на рубеже столетий. Матер. науч. конф. (Науч. ред. Р.И.Сергиенко). – Мн., Техно-принт, 2000. – 113с.

9. Роджерс М. Компьютерная музыка будущего // Америка, 1993. – № 1.

10. Общее культурное пространство: реальность перспективы: Материалы встречи “за круглым столом”. – М.: Культура. – 1995. – 64 с.

11. Тенденции развития культурно-досуговых учреждений в Западной Европе за последние за 20 лет / Досуг и социальная активность населения. – М., 1991. – С.48–57.

Тема 4.

1. Аб канцэртным абслугоўванні насельніцтва Рэспублікі Беларусь у 2000 г. Рашэнне калегіі Міністэраства культуры РБ ад 30.11.1999 № 9. / Нац. б.-ка Беларусі. Асноўныя службовыя дакументы. – Мн., 1999. – П паўгоддзе. – С.21–25.

2. Гэта жорсткая прафесія – эстрада (Выступленні «круглага стала» заната -вала Н.Бунцевіч) //Культура, 2000 г. – 24-30 чэрвеня. –С. 25.

3. Жидков В.С. Создание региональных хозрасчетных объединений театрально-зрелищных предприятий //Социально-экономические проблемы художественной культуры. – М., 1987. – С.134-151.

4. Закон Белорусской Советской Социалистической Республики "О культуре в Белорусской ССР" //Нормативно-правовые акты Респ. Беларусь в сфере культуры. – Мн., БелИПК, 1996. –Вып.1. –С.5–21.

5. Каханоўскі Г.А. Інфраструктура культуры, яе установы. Культура вольнага часу // Аператыўная інфармацыя па праблемах культуры і мастацтва: Навук. – інфарм.зб. / Нац. б. – ка Беларусі. – Мн., 1992. – Вып.4. – С.92–97.

6. Культурнае жыцце рэспублікі: стан, праблемы, тэндэнцыі: Стат. агляд тэатр.-відовішч. і культ.-асвет. устаноў сістэмы М-ва культуры РБ/ БелІПК. – Мінск, 1997 –2002 гг.

7. Лазука Б.А. Тэатры і канцэртныя арганізацыі / Беларуская культура сёння. Гадавы агляд (2002). – Мн.: БелДІПК. – С.39-44

8. Мазура В.Я. Стан і тэндэнцыі развіцця сучаснага фестывальнага руху ў галіне музычнага мастацтва Беларусі.Па матэрыялах рэспубліканскага друку за 1997-1999 гг. //Аператыуная iнфармацыя па праблемах культуры i мастацтва: Навукова-інфарм.зб./ Нац. б –ка Беларусі. – Мн., 1999. – С.4–23 с.

9. Масленнікава В.П. Музычная адукацыя ў Беларусі /Рэд. Б.С.Смольскі; АН БССР Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору. – Мн.: навука і тэхніка, 1980. – 112 с.

10. Музыка: Опыт, проблемы, реклама, информация /Муз. общество БССР; Ред.Л.А.Макаренко. – Мн.: – 1989 – 1990. – Вып.1, 2.

11. О порядке организации гастрольной деятельности на территории Республики Беларусь // Постановление Совета Министров Республики Беларусь №277 от 28.02.2002 года.

12. Статыстычны партрэт культуры Беларусі: Агляд тэатр. -відовішч. і культ.-асвет. устаноў сістэмы М-ва культуры РБ / БелДІПК. – Мінск, 2003. – С. 66 – 68.

13. Шыршоў І.Я. Арганизацыйна-эканамічная мадэль дзейнасці ўстаноў і прадпрыемстваў культуры ва ўмовах рынкавых зносін //Культурная сфера вольнага часу: стан, праблемы, пошукі: Матэрыялы рэсп. навук.- практ. канф. (Мінск, снеж. 1995 г.). – Мінск: БелІПК, 1997. – С.19–23.

Тема 5.

1. Богачева И.Б. Образовательный стандарт в системе высшего музы-кального образования: Монография / Бел. ин-т проблем культуры. – Мн.: БелИПК, 1999. –78 с. – (информационно–аналитические материалы).

2. Государство и менеджер культуры: перспективы взаимоотношений / Арт-менеджер / Журнал для профессионалов. – М.: ООО "Бакинвест" 2003. – № 2 (5). С. 19–22.

3. Жданова Е.И. и др. Управление и экономика в шоу-бизнесе: Учеб.пособие/ Е.И. Жданова, С.В.Иванов, Н.В.Кротова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.

4. Какой быть ассоциации менеджеров культуры. Перспективы создания / Арт-менеджер / Журнал для профессионалов. – М.: ЗАО "Холдинговая Компания " Блиц-Информ", 2002. – № 3. – С. 18–23.

5. Кузьмініч М.Л. Мастацкая творчасць: Універсітэцкая падрыхтоўка кадраў. –Мінск: Беларуская навука, 1998. – 142 с.

6. Михеева Н.А., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере: Учебное пособие. –СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 170 с.

7. NAPAMA: этический кодекс арт–менеджера / Арт-менеджер / Журнал для профессионалов. – М.: ЗАО "Холдинговая Компания " "Блиц-Информ", 2002. – № 1. – С.27 – 28.

8. Тульчинский Г.Л. Технологии менеджмента в сфере культуры. – СПб, Санкт-Петербург. гос. академ. культуры, 1996. – 192 с.

Тема 6.

1. Даведнік калектываў аматарскай творчасці Рэспублікі Беларусь, якія маюць званні “народны” і “узорны”. – Мн.: БелІПК, 1998. – 122 с.

2. Іванова С.С. Народная творчасць Міншчыны: гісторыя і сучаснасць. – Мінск: Таварыства “Хата”. – 2000. – 236 с.

3. Козенка М.А. Першы міжнародны фестываль фальклору ў Беларусі //Аператыўная інфармацыя па праблемах культуры і мастацтва: Навук.-інфарм.зб./Нац. б.-ка Беларусі. – Мінск, 1995. – Вып.2. –С.40–49.

4. Макарава А., Сівурава Л. Аб шляхах фарміравання фестывальных традыцый ў самадзейнай мастацкай творчасці // Веснік БелІПК за 1998 г: Навук.-метад. зб. – Мінск: БелІПК, 1999. – С.107. –112.

5. Можейко З.Я. Календарно–песенная культура Белоруссии: Опыт системно–типологического исследования. – Мн.: Наука и техника, 1985. – 247 с.

6. Народная музыка /Музыкальный энциклопедический словарь /Гл. ред.Г.В.Келдыш. – М.: Сов. энциклопедия, 1990, С. – 370.

7. Палажэнне аб народным самадзейным калектыве мастацкай творчасці ў Рэспубліцы Беларусь // Нарматыўна–прававыя дакументы па праблемах арганізацыі аматарскай творчасці. – Мн.: БелІПК, 1999. – С.14–17.

8. Прыкладныя правілы правядзення фестываляў у Рэспубліцы Беларусь/ Пастанова калегіі Міністэрства культуры РБ ад 20 лютага 2003 г.

9. Смолік А.І. Сацыяльна–культурная дзейнасць у постчарнобыльскім соцыуме: Вучэб. дапам. для выш. і сярэд. спец. навуч. устаноў. – Мінск: Бел. ун-т культуры. – 1999. – 227 с.

10. Стружэцкі Т.І. Першы фестываль народнага мастацтва “Беларусь – мая песня" як адлюстраванне сучаснага стану аматарскай творчасці на Беларусі // Аматарская творчасць: устойлівыя і новыя тэндэнцыі: Матэрыялы рэсп. навук. –практ.канф.(Мінск, 1-2 крас. 1998 г.). – Мн.: БелІПК, 1999. – С. 13 –16.

Тема 7.

1. Берин А.И. Становление оперно-симфонического искусства в довоенный период // Вопросы культуры и искусства Белоруссии /Республиканский межведомственный сборник научных трудов. – Мн.: Вышэйш. школа,1989. – С.87– 94.

2. Гольдин М.Ш. Космическое и земное: (размышление о месте и судьбе музыкальной классики в современном обществе). – М.:Знание, 1989. – 63 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Эстетика; 6/1989).

3. Дадзіёмава В. Музы Нясвiжа: погляд з–за кулiсаў // Мастацтва, 1998. – жнівень. – С. 31–33.

4. Загородний Г.Н. Белорусская государственная филармония. – Мн.: Беларусь, 1981. – 94 с.

5. Коллинз Ст. Классическая музыка от и до / Пер. с англ. Т.Новиковой. –М.:ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 288 с.

6. Левко О. Московская филармония: традиции и перспективы развития / Арт-менеджер / Журнал для профессионалов. – М.: ЗАО "Холдинговая Компания " Блиц-Информ", 2002. – № 2. – С.40–42.

7. Музычны тэатр Беларусі: 1960–1990: Опернае маст.; Музычная камедыя

/ Г.Р.Куляшова, Т.А.Дубкова, Н.А.Юўчанка і інш. ─ Мн.: Навука і тэхніка,

1996.

8. Музычны тэатр Беларусі: 1960–1990: Балет. Музыка ў пастаноўках драматычных тэатраў / Г.Р.Куляшова, Т.А.Дубкова, Н.А.Юўчанка і інш. ─ Мн.: Навука і тэхніка, 1997.

9. Подберезский Д. Твар музычнага свята // Мастацтва, 1999. – № 2. – с. 54–57.

10. Танкус Ц. Экономические аспекты исполнительского искусства // Арт-менеджер / Журнал для профессионалов. – М.: ЗАО "Холдинговая Компания " Блиц-Информ", 2002. – № 1. – С.7– 12.

Тема 8.

1. Баташев А. Советский джаз /исторический очерк. – М., 1972. –180 с.

2. Джаз / Музыкальный энциклопедический словарь /под ред.Келдыша. – М., 1991. – 170 с.

3. Конен В. Рождение джаза. – М.: Сов. композитор, 1984.

4. Падбярэзскі Д. Агульныя тэндэнцыі і прыватныя факты //Мастацтва Беларусі, 1987. – № 3.

5. Советский джаз. Проблемы, события, мастера /Состав. А. и О. Медведевы. –М.: Сов. композитор, 1987. – С. 29–47.

6. Райхлин И. Джаз в Белоруссии: путь в тупик? //Музыка, изд. Муз. общества БССР, 1990. – с. 39–42.

7. “Імяніны” джаз-клуба //ЛІМ., 1989. – 21 красавіка. – С. 11.

8. Эстрада Беларуси: в плену нерешенных проблем //Поп-музыка: проблемы, факты, суждения – Мн.: Центр "Ориентир", 1988 – август.

Тема 9.

1. Айвазян А.А. Рок. 1951–1991:Информационно–справочное издание. –СПб, "ТРИТАЛ", 1992. –424 с.

2. Житинский А.Н. Путешествие рок–дилетанта. –Л.,1990. – 413 с.

3. Козлов А.С. Рок-музыка: истоки и развитие. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Искусство». – М.: Знание. – 1989. – № 8. – 56 с.

4. Нопфлер Д. Рок-бизнес. Притворись его знатоком /Пер. с англ. Р.Цатуряна. –СПб.:Амфора, 2001. –108 с.

5. Орлова И.В. В ритме новых поколений (Молодежные музыкальные жанры в общей системе современной музыкальной культуры). – Новое в жизни, науке, технике. «Искусство». – М.: Знание. – 1988. – № 9. – 56 с.

6. Рок-музыка //Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. –М.: Сов.энциклопедия, 1990, С. – 467.

7. Станкевич К. Рок–коронация 2000: действие по сценарию //Туризм и

отдых. – 2001. –5 сент. – С.9.

Тема 10.

1. Бондаренко В.В., Дроздов Ю.В. Энциклопедия популярной музыки. –Мн.: Издательский центр "Экономпресс", 2002. – С.3–20.

2. Клитин С.С. Эстрада: проблемы теории, истории и методики. –Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1987. –191 с.

3. Коновалов, А. Маленькие секреты большого шоу-бизнеса / А. Коновалов. – Спб.: Питер, 2005. – 188 с.

4. Лыч Л., Навіцкі У. Гісторыя культуры Беларусі: Вучэб. выданне. – 2-е выд., дап. – Мінск: ВП Экаперспектыва, 1997. – С. 463–471.

5. Мазура В. Я. Стан і праблемы беларускага эстраднага мастацтва ў пачатку 90-х гадоў (Па матэрыялах рэспубліканскага друку). //Аператыўная iнфармацыя па праблемах культуры i мастацтва. – Мн.: Нац.б–ка Беларусі, 1994г. – Вып. №1.

6. Мазура В.Я. Здабыткі і праблемы сучаснага беларускага эстраднага мастацтва і шляхі развіцця айчыннага шоу-бізнесу (Па матэрыялах рэспубліканскага друку за 1999 --2001 гг.) //Аператыўная iнфармацыя па праблемах культуры i мастацтва. – Мн.: Нац. б-ка Беларусі, 2002. – Вып. 5.

7. Подберезский Д. Знакомый берег не близок // Советская эстрада и цирк. – 1988. – №2.

Тема 11.

1. Бабкова С. Артисты и продюсеры: сотрудничество или конфликт?/ Арт-менеджер / Журнал для профессионалов. – М.: ЗАО "Холдинговая Компания " Блиц-Информ", 2002. – № 3. – С.7– 10.

2. Драгичевич–Шешич М. Маркетинг организаций культуры / Арт–менед-жер / Журнал для профессионалов. – М.: ЗАО "Холдинговая Компания " Блиц-Информ", 2002. – № 1. – С.27– 28.

3. Корнеева, С.М. Музыкальный менеджмент: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности”Музыкальный менеджмент”/ С.М.Корнеева.—М.:ЮНИТИ-ДАНА,2006.—303 с.

4. Корнеева, С. Как зажигают звезды. Тэхнологии музыкального продюсирования / С.Корнеева. – Спб.: Питер, 2004.— 320 с.

5. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера: Учеб. для вузов/ Под ред. Г. П. Иванова,П.К.Огурчикова, В.И.Сидоренко. – М.: Юнити–Дана, 2003. –719 с.

6. Шоу-бизнес Беларуси.2011. Справочник/ сост. Воронина Т. – Мн.: ООО Мэджик, 2010. – 260с.

7. Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Алетейя,2001. – 256 с.

8. Пригожин И.И. Политика – вершина шоу–бизнеса /И.И.Пригожин. –М.: ООО "Алкигамма", 2001. –320 с.

9. Шумская І. “За беднага гусара замоўце слова”, альбо Неакрэсленае аблічча айчыннага шоу-бізнесу // Культура, 1996. – № 19–20.

Тема 12.

1. Бескоровайная В.М., Павлович М. П. Музыкальные странствия современного подростка. – М.: Знание, 1985. – 80 с. – (Народн.ун-т, Пед.фак.; № 8)

2. Бондаренко В.В., Дроздов Ю.В. Энциклопедия популярной музыки. –Мн.: Издательский центр "Экономпресс", 2002. – С.3–20.

3. Левикова С.И. Молодежная культура. – М., Вуз.книга,2002. –359 с.

4. Гагин В. Н. Организация работы дискотеки в клубных учреждениях. – М., ВИПКРК, 1988. –125 с.

5. Макарова Е.А. Дискотеки в структуре музыкально—развлекательной деятельности молодежи/ Молодежь и искусство—мост в будущее: Матер. междунар.науч.-практ. конф., посвящ.10-летию подписания Договора об образовании Сообщества Беларуси и России (16 -18 авг.2006. – Мн.: БелГИПК, 2006.-- С.112—117.

6. Макарава А.А. Праверка на кампетентнасць. Прадзюсерскі цэх. – Культура №9, 27 лютага – -5 сакавіка 2010, С.5

.

Тема 13.

1. Багиров Э.Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды. –М.: МГУ, 1976.

2. Богомолов Ю.А. Курьезы муз: Диалектика продуктивного и репродуктивного в творчестве на радио и ТВ. – М.: Искусство, 1986. – 191 с.

3. Вартанов А.С. Телевизионные зрелища. – М.: Знание, 1986. – 56 с.

4. Вартанов Т.Э. Экран и культура. – М.: Искусство, 1982. – 82 с.

5. Инфраструктура и технология зарубежных СМИ / Метод. пособие для студентов вузов (Сост. Е.И. Кононова). – Мн.: БГУ, 2001. – 48с.

6. Максимова Т. Музыкальный ринг. – М., Искусство, 1991. – 303 с.

7. Мельников Э.Р. Экран – телезритель – экран. Диалоги возле телевизора. – Мн.: Беларусь, 1989. – 128 с.

8. Нечай О.Ф. Ракурсы. Про телевизионную коммуникацию и эстетику. – М.: Искусство, 1990. – с.

9. Развитие средств массовой информации и проблемы культуры // Матер. науч.конф. – М., НГУ, 2000. – 211с.

10. Экран и культура: Белорусское кино и телевидение в системе худож.культуры / А.В.Красинский, Г.В.Ратников, Л.Н.Зайцева и др. – Мн.: Наука и техника, 1988. – 255 с.

Тема 14.

1. Азбука фандрайзинга / Арт-менеджер / Журнал для профессионалов. – М.: ЗАО "Холдинговая Компания " Блиц-Информ", 2002. – № 1– С. 18–23, № 2. – С.18–20.

2. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ. – Санкт-Петербург: Малое твор. – произв. объединение «Импульс», 1992. – 128 с.

3. Елбаев В. Что, как и почему продается в музыке /Аудиомагазин. – Спб, ООО "М-Аудио". – № 2. – С.115–117.

4. Жданова Е.И. и др. Управление и экономика в шоу-бизнесе: Учеб.пособие/ Е.И. Жданова, С.В.Иванов, Н.В.Кротова. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с.

5. Месропова Е.Н. Совету менеджеру, начинающему проект // Справочник руководителя учреждений культуры. – М., 2002. – №3. – 41– 48.

6. Музыкант В.Л.Рекламные и PR–технологии в бизнесе, коммерции, политике. – М.:Армада –Пресс, 2001.

7. Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера: Учеб. для вузов/ Под ред. Г. П. Иванова,П.К.Огурчикова, В.И.Сидоренко. – М.: Юнити–Дана, 2003. –719 с.

8. Пригожин И. Политика-вершина шоу–бизнеса. – М.: ООО "Алкигамма", 2001. – 284–286 с.

9.Почепцов Г.Г.Профессия: имидж –мейкер /Изд."-е, испр. и доп. – К., 2001.

10. Фонд президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусств. Порядок рассмотрения проектов // Рэгіянальныя мэтавыя праграмы: некаторыя пытанні тэорыі і практыкі / М-ва культуры РБ; БелДІПК; Нац. б-ка Беларусі; Склад.: А.М.Боганёва, Л.М.Міхальчук. –Мн., 2001. С. – 95-102.

11. Хорнби У.,Гемми Б.,Уолл С. Экономика для менеджеров: Учеб.пособие для вузов / Пер. с англ. Под ред. А.М.Никитина. – М.: ЮНИТИ, 1999.


[1] А.Л. Капилов, «Скрипка белорусская», Минск «Беларусь» 1982, с 32

[2] О.В.Дадиомова «К истории музыкальной культуры городов Белоруссии»/Вопросы культуры и искусства РБ/

республиканский межведомственный сборник научных трудов.: Мн «Вышэйшая школа»,1989, с. 81

[3] А.И.Берин «Становление оперно-симфонического искусства в довоенный период»»/Вопросы культуры и искусства РБ/Республиканский межведомственный сборник научных трудов.: Мн «Вышэйшая школа»,1989, с.87

1 Словарь иностранных слов. – 18-е изд., стер. – М.: С48 Рус. яз., 1989.-С.578.

2 Словарь иностранных слов. – 18-е изд., стер. – М.: С48 Рус. яз., 1989.-С.80.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 444 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.032 с)...