Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
q Определение понятия «симпатия», «аттракция». Природа симпатии и антипатии. Специфика.
q Механизм возникновения симпатии.
q Факторы, способствующие аттракции.
q Уровни симпатии. Каналы симпатии.
q Особенности личности высокоэмпатийных.
q Факторы, влияющие на эмпатийность.
q Возрастно-половые особенности эмпатийности.
Симпатия (от греч. sympatheia — влечение, внутреннее расположение) — это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому- или чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи (альтруизму).
Причины возникновения симпатии могут быть осознанными и мало осознанными.
К первым относятся общность взглядов, идей, ценностей, интересов, нравственных идеалов.
Ко вторым — внешняя привлекательность, черты характера, манера поведения и т. п., т. е. аттракция. Не случайно, по определению А. Г. Ковалева (1975), симпатия — это мало осознанное отношение или влечение одного человека к другому.
Явление симпатии привлекло к себе внимание еще древнегреческих философов, в частности стоиков, которые трактовали ее как духовную объективную общность всех вещей, в силу которой люди сочувствуют друг другу.
Однако на протяжении многих столетий симпатия, по существу, рассматривалась как эмпатия. Отголоски такого взгляда на симпатию, ее смешение с эмпатией можно встретить и сейчас.
Определяя природу симпатии и антипатии американский социолог Якоб Морено выдвинул гипотезу, что источники симпатии и антипатии носят врожденный характер и являются результатом tele — таинственной способности притягивать к себе людей или отталкивать их. Люди, обладающие tele, занимают в группах, к которым принадлежат, высокий социальный статус. Таким образом, согласно представлениям Якоб Морено, определенные люди обладают социальной одаренностью, которая спонтанно вложена в человека свыше и проявляется в виде потока особых частиц эмоциональной энергии tele, излучаемых этим человеком.
Ф. Ларошфуко справедливо отмечал, что одни люди отталкивают, невзирая на все их достоинства, а другие привлекают при всех своих недостатках» (1971, с. 162).
Феномен привлекательности и притягательности природы симпатии используется и в настоящее время, но вместо tele используется другое понятие — аттракция. Английское слово attraction переводится как «привлекательность», «притяжение». В психологии этим термином обозначают процесс и результат формирования положительного эмоционального отношения (Андреева, 1997). Аттракция — это выражение чувства, отношения к другому человеку и его оценка.
Спецификой симпатии и антипатии является то, что они никем специально не устанавливаются, а складываются спонтанно в силу ряда причин психологического характера.
Известно, что в раннем возрасте дети быстро и уверенно определяют свои предпочтения, и до сих пор не ясны причины, по которым они симпатизируют одним взрослым и бояться других (Stevenson, 1965).
Поскольку механизм возникновения симпатии во многом остается загадочным. Понять механизмы формирования симпатии в некоторой степени помогает выявление факторов, способствующих аттракции. По Л. Я. Гозману, этими факторами являются:
Þ свойства объекта аттракции;
Þ свойства субъекта аттракции;
Þ взаимоотношение свойств объекта и субъекта аттракции;
Þ особенности взаимодействия;
Þ особенности ситуации общения;
Þ культурный и социальный контекст;
Þ время (динамика развития отношений во времени).
Таким образом, возникновение и развитие аттракции, а с ней и симпатии, зависит от особенностей как объекта симпатии (его привлекательности), так и симпатизирующего субъекта (его склонностей, предпочтений) и определяется конкретными социальными условиями.
В зарубежной социальной психологии, отмечает В. П. Трусов (1984), многократно прослеживалась предсказательная функция эмоциональных показателей (симпатии и антипатии) при изучении политических предпочтений, так как они менее подвержены влиянию «семантических фильтров» по сравнению с когнитивными показателями. Наиболее точные совпадения с результатами реального голосования за того или иного кандидата давали эмоциональные оценки кандидата.
Эмпатия - сильное и глубокое чувство, близкое к страданию, с префиксом «em», означает направление внутрь). Эмпатия означает такое духовное единение личности, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно как бы растворяется в нем. Эта эмоциональная особенность играет большую роль в общении людей, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания между ними.
Уровни эмпатии:
1. Синергия.
2. Синестезия.
3. Согласованность чувств и поступков.
Каналы эмпатии:
1. Рациональный.
2. Эмоциональный.
3. Интутитвный.
Конкретному изучению свойств человека, вызывающих к нему симпатию или антипатию, посвящены лишь единичные исследования на примере взаимоотношений тренеров и юных спортсменов.
Эмоциональное отношение к человеку оказывает влияние на оценку как его личностных, так и его профессиональных качеств. Это было выявлено Е. Г. Еделеевым в отношении оценки школьниками учителей физической культуры; если учитель не нравился и с ним у учащегося были конфликтные отношения, то он оценивался как профессионал, а не только как личность.
Существует два типа эмпатии: инстинктивный (эмоциональное заражение) и интеллектуальный (сочувственный).
Для А. Шопенгауэра симпатия — это сострадание ко всем существам, порождаемое осознанием общности их природы и происхождения. Другое направление в изучении эмпатии разрабатывал Т. Липпс. Для него вчувствование — это специфический вид познания сущности предмета или объекта, когда человек сознает себя и свои переживания через содержание предмета или объекта, вкладывая в него свое «Я».
Фрейд (1925) полагал, что соучастие в эмоциональном состоянии другого осуществляетсяс помощью двух механизмов — заражения и подражания.
Как механизм познания рассматривал симпатию (эмпатию) М. Шелер (Scheler). У него симпатия — не просто разделение (соучастие) эмоций другого, а акт, направленный на познание личности другого как высшей ценности. Он выделял симпатии — от низших к высшим, среди которых Einsfuhlung означало состояние слияния с объектом симпатии, идентификация с его переживанием, a Mitgefuhl — переживании другого человека при сохранении независимости собственных переживаний.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 4455 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!