Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Западногерманский социолог Николас Луман является одним из крупнейших социальных теоретиков современности. Наиболее адекватно отражает сущность понятия "общество", по мнению Н. Лумана, системный подход. Общество понимается как самовоспроизводящаяся и самореферентная система. Эта система является самовоспроизводящей в том смысле, что акт воспроизводства не предполагает воссоздаваемости и воспроизводимости причин и условий производства. Система имеет как внешние, так и внутренние причины воспроизводить себя. Общество выступает еще и как самореферентная система, что означает не только его способность воспроизводить себя, но и способность описывать себя.
Луман представил 3 вида социальных систем: системы взаимодействия, системы организации и социетальные системы.
Системы взаимодействия возникают, когда присутствующие индивиды воспринимают друг друга (а также воспринимают взаимное восприятие). Личное присутствие является принципом отбора и принципом формирования границ этих систем. Тот, кто не присутствует, не принадлежит к ним. Примерами могут служить семейный ужин (в отличие от самой семьи), встреча в одном кабинете, очередь в кассу, игpa в покер, массовая демонстрация, поездка на такси.
Второй вид социальных систем представляют организации, во множестве областей социальной жизни находящиеся между социетальной системой и системами непосредственного взаимодействия. Организации предполагают новые принципы границетворчества и самоселекции, несводимые ни к непосредственному взаимодействию, ни к обществу. «Организованными» являются те системы, которые связывают членство в них со специфическими условиями. Предпосылкой организаций является взаимная независимость изменений в поведенческих требованиях организации и мотивах ее членов. Безличные правила членства (например, подчинение руководству в обмен на заработную плату, несмотря на возможность собственного изменения и добровольность выбора, способствуют длительной стабилизации в значительной мере искусственных (в том числе в ценностно-нормативном аспекте) способов поведения. Благодаря этому становится возможным достижение общего равновесия между системой и требованиями к индивидуальному поведению, способствующее независимости организации от спонтанных личных мотивов, ценностей, моральных обязательств и нормативного консенсуса.
Система социетального типа всеохватывающа и независима. На современном этапе существует только одна социетальная система – мировое общество, являющееся не просто совокупностью личностных взаимодействий, но системой более высокого порядка (в том числе координирующей возможные взаимодействия с теми, кто в данный момент отсутствует). Ее регулятивные принципы автономны по отношению к принципам формирования границ и самоселекции, характерным для систем непосредственного взаимодействия.
Элементами социальных систем, с точки зрения Лумана, являются коммуникации. Коммуникации конструируют социальную реальность. Процесс коммуникации замкнут на себя (самореферентен). Он предполагает отличие действительно существующего от того, что лишь возможно. Это отличие постоянно воспроизводится: избирается нечто новое, а избранное ранее уходит в область возможного. Каждая следующая коммуникация связана с предшествующей. Восприятия людей не являются жестко определенными, они могли бы быть и другими (контингентны). Каждый из коммуницирующих знает о своем партнере, что его восприятия также могли бы быть другими (механизм «двойной контингенции»). Получатель сообщения может принять или отклонить его. Отклонение также является актом коммуникации. Постольку одно и то же может иметь разный смысл для разных людей, в коммуникации заключена возможность разногласия.
Увеличение шансов коммуникации возможно благодаря «средствам коммуникации» – языку, письменности, печати, радио – облегчающим достижение адресата и увеличивающим вероятность понимания. Принятию коммуникации способствуют так называемые «символически обобщенные» (генерализованные) средства коммуникации. Эти специальные средства (истина, право, собственность и деньги, власть, любовь) работают, как бинарный код предпочитаемого/непредпочитаемого, облегчая обработку громадных объемов информации. Они подталкивают принятие отборов других людей и, как правило, делают его предметом ожиданий.
Символически генерализованные средства коммуникации как повышают шансы ее успеха, так и увеличивают возможность конфликта – отказа, отклонения коммуникации. Принятие, основанное на правде, любви, нормах права или морали, или на власти вышестоящего лица, может быть заменено отвержением выборов, которые, как ожидалось, должны были быть приняты.
B случае непосредственного взаимодействия, при отвержении предлагаемого выбора возникают особые трудности: системы личного присутствия базируются на консенсусе в отношении рассматриваемого предмета. Как только конфликт, посредством акта отвержения, становится центральной темой, ре-структурируется и вся система. Системы взаимодействия не могут с легкостью допускать, чтобы открытые конфликты приводили к маргинальному статусу в рамках границ системы. Для этого они недостаточно комплексны. Они сталкиваются с выбором: избежать конфликтов или же разрушить проблему посредством давления и влияния (насилия).
Другое важное решение проблемы конфликта состоит в углублении разобщения между системами взаимодействия и социетальными системами. (Следствием такого разобщения является независимость общества от характеристик присущих его системам взаимодействия способов конфликта.) В качестве механизма разрешения конфликтов общество может также использовать перерыв во взаимодействии. Организации увеличивают шансы успеха коммуникации посредством введения иерархических способов управления конфликтами. Принятие этих способов является обязательным для членов. Также разграничиваются внутренние и внешние конфликты и конфликты, относящиеся к организации или же к ее членам.
Таким образом, социальная система – это совокупность коммуникаций, а не людей и их действий. Понятие территориальных границ общества становится излишним. Пространственные границы отражают лишь внутренне структурированные системы.
Н. Луман представил современное общество как совокупность самореферентных систем, между которыми не может быть консенсуса высшего порядка, охватывающего общество в целом.
Современный уровень социальных систем позволяет отказаться не только от идеи макросоциальной интеграции, но даже от общей идеи интеграции. Интеграция/консенсус невозможны в рамках всего общества, в том числе мирового и «национального государства», но возможны на локальном уровне, преимущественно в системах взаимодействия. В организациях консенсусы неизбежно формируются в группах непосредственного взаимодействия и могут распространяться на подсистемы межгруппового взаимодействия. Консенсусы непрерывно возникают и распадаются. Их продолжительность, масштабы и глубина определяются огромным количеством факторов. Коммуницируя по поводу общих предметных областей, консенсусы автономизируются, обретают «системный статус» (становясь системами взаимодействия и даже институ-ционализируясь в организации с их правилами членства) и, благодаря взаимопроникновению, осуществляют взаимное изменение и изменение более широких социальных систем, являющихся для них средой.
Луман приходит к выводу, что социальные процессы нелинейны, плюралистичны, полицентричны, когерентны, нестационарны. События не обладают временной протяженностью, они мгновенны. Структура системы, представленная как отношения событий, очень неустойчива. Структура становится фактором обновления. Среда выдвигает по отношению к системе все новые и новые требования, система через коммуникации учитывает эти требования. Но самообновление системы невозможно без предшествующего разложения. Разложение системы – процесс постоянный, противостоять которому система может только структурированием. Н. Луман создает концепцию общества, которая, на его взгляд, отражает современный уровень представлений о нем.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 3478 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!