Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа / отв. Ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова. – М.: Наука, 2005. – 396 с



Российская нация. Становление и этнокультурное многообразие / Рос. Акад. Наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; под ред. В.А. Тишкова. – Москва: Наука, 2011. – 461 c.

Русские: этносоциологические исследования / [Ю.В. Арутюнян и др.]; Рос. Акад. Наук, Ин-т социологии. – М.: Наука, 2011. – 189 c.

Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / авт. Проекта и отв. Ред. Л.М. Дробижева. – М.: Academia, 2002. – 480 с.

Социология межэтнической толерантности / отв. Ред. Л.М. Дробижева. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. – 222 с.

Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий / под ред. Ф. Барта; пер. с англ. И. Пильщикова. — М.: Новое изд-во, 2006. — 198 с.

Территория и власть в новой и новейшей истории Российского государства / [В.Н. Захаров и др.; редкол.: В.Н. Захаров (отв. Ред.) и др.]. — Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. — 407 с.

Лекция 4. ЛИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Красова Е.Ю.

Аннотация: в настоящем разделе вы познакомитесь с различными научными походами к сложному явлению личности, с пониманием ее статусов и ролей, процессом освоения культуры общества.

План

1. Феномен человека и личности.

2. Теоретико-методологические подходы к личности.

3. Социальные роли и ролевое поведение.

4. Процесс социализации и девиантное поведение.

I

Термин «личность», несмотря на его распространенность, не имеет однозначного толкования. Общепринято связывать понятие «личность» с общественными деятелями, играющими значительную роль в истории государства. В то же самое время, личность - это фиксация включенности человека в систему социальных отношений, а также выражение его уникальных свойств и качеств. В российской повседневности еще выделяют такое значение термина, как независимость позиции человека, стойкость его убеждений и жизненных принципов.

Сложность понятия можно осознать на таком примере одной из самых спорных личностей балканской истории. Радован Караджич (род. 1945 г.) – лидер боснийских сербов. Гаагский трибунал выдвинул обвинения против первого президента республики Сербской в преступлениях против человечности. Он является профессором психиатрии и практикующим психотерапевтом, поэтом, прозаиком, награжден международной премией в области литературы и искусства. Все это сочетает одна противоречивая личность.

Феномен человека и личности изучается различными науками. Применяются термины:

- «человек» - представитель биологического вида Homo Sapiens (человек разумный);

- «индивид» - совокупность психологических характеристик человека;

- «субъект» - человек в состоянии активной деятельности;

- «личность» - человек, с совокупностью основных свойств как социального существа (прежде всего, имеется в виду его положение в обществе и ожидаемое поведение).

Психологи концертируют внимание на индивиде и его внутренних свойствах. Они исследуют темперамент и характер человека, задатки и способности, внимание, память и т.д., то есть внутренние факторы. Интерес социологов фокусируется на внешних факторах среды - на массе людей, на социальных ситуациях, которые меняют поведение человека. Психологи задают вопрос, почему одни индивиды проявляют враждебность, а другие нет. Социологи проясняют вопрос, каким образом социальные ситуации способствуют тому, что большинство проявляет гуманность или жестокость.

Прежде чем разобраться с природой личности и ее социальным развитием, рассмотрим сущностные черты человека, выделяющие его как высшую ступень развития живых организмов на Земле.

1. Духовность проявляется в том, что человек отвечает своему исконному значению тогда, когда он в состоянии преодолеть психофизический уровень. Например, голод, ревность, злость. Ярким проявлением духовности выступает совесть – способность личности осуществлять моральный самоконтроль.

2. Свобода – это возможность самому направлять свое поведение. Она проявляется по отношению к влечениям, наследственности и окружающей человека жизненной среде.

3. Ответственность – соизмерение последствий своих поступков с господствующими в обществе нормами.

Человека определяют как космо-био-психо-социокульнорно-индивидуальное существо[81]. Личность же есть мера развития и реализации родовых свойств человека в конкретной социальной реальности.

Человека можно рассматривать как социальное существо, акцентируя внимание на качествах, сформированных обществом. Он говорит на родном языке, воспитывается в семье, живет в данном государстве, соблюдает определенные традиции и обычаи. Это социологический подход к одному из наиболее сложных социальных явлений – личности - комплексу социальных взаимодействий и отношений. В то же самое время сущность личности включает совокупность биопсихологических элементов и свойств человека, которые в процессе общественной практики усиливают социальные качества. В личности выделяются две подсистемы – внешняя - социальная и внутренняя - индивидуальная.

Новорожденный младенец, на первый взгляд, не обладает еще социальными свойствами. Он не умеет говорить, не владеет принятыми в обществе нормами поведения, какими-либо профессиональными знаниями. Однако ему уже присвоен определенный социальный статус, он имеет имя и обладает правами. Чтобы ответить на непростой вопрос, является ли маленький ребенок личностью, можно использовать следующую таблицу (см., табл.).

Таблица

Процесс становления личности

Стадия развития Характеристика стадии
  Потенциальная личность
  Человек, обладающий общими с людьми качествами
  Индивидуальность
  Самостоятельно действующий человек

Как видно, в маленьком ребенке уже потенциально заложены социальные элементы. По мере развития выявляется социальная природа личности, ее связь с общностью за пределами индивидуального существования. Социальное бытие проникает в сознание ребенка вместе с речью и общением в семье, со сверстниками, с помощью средств массовой информации. Подросток начинает проявлять присуще только ему черты характера и поведения. Наконец, «зрелая» личность обладает самостоятельностью целей и поступков, способность нести ответственность за себя и других, умение самомотивировать себя на активную социальную деятельность. У ребенка же сознательные цели и нормы реализуются лишь на уровне речи и под давлением взрослых[82].

Становится ясно, что понятие «личность» неправомерно связывать с возвышенными характеристиками («этот человек является личностью, потому что достиг профессиональных, политических, материальных или иных высот»). Реакции новорожденного ребенка носят социальный характер[83]. Личностью рождаются, в процессе жизнедеятельности человек овладевает ценностями, нормами, знаниями, умениями, выполняет социальные роли (например, матери или отца, руководителя предприятия), завоевывает определенные социальные статусы. В ряде случаях о человеке говорят «выдающаяся» или «историческая» личность. Возможен и обратный путь - деградация личности, что происходит у людей с алкогольной и наркозависимостью, а также в случае возникновения психопатологии.

II

Теории личности объясняют взаимоотношения личности и общества, личности и социальной группы. Наиболее известные теории:

· психоаналистические

· интеракционистские

· когнитивистские

Рассмотрим подробнее эти три направления научной мысли с описанием того, как идеи ученых реализовывались в практике жизнедеятельности общества.

Психоаналитический подход к личности

Психоаналитики рассматривали личность «изнутри», с точки зрения ее психических структур. Однако их идеи оказались полезны и для социологических исследований. В случае психоаналитического объяснения природы личности рассматриваются личностные конфликты, и делается вывод о том, что человек всегда находится в конфликте с обществом.
З. Фрейд – основатель психоанализа, полагал, что внутренняя структура личности состоит из трех элементов, у каждого из которых разные задачи. Биологическое по природе «Ид» ослабляет состояние напряжения и усиливает удовольствие. Это самый крупный и глубинный слой человеческой личности, ее строительный материал, сфера бессознательного. Задача «Эго» - сферы сознательного - заключается в обеспечении жизнеспособности и самосохранения личности. «Суперэго» - сфера обитания нравственных чувств - служит судьей или цензором поступков «Эго». Таким образом, в личности общественные запреты препятствуют биологическим побуждениям, что приводит и к внутренним конфликтам, и к конфликтам человека с общественной системой. Инстинктивные страсти индивидов, по Фрейду, сильнее рациональных интересов, следовательно, требуется контроль общества над агрессивными устремлениями людей.

Для социологического объяснения важна идея об аффективных переживаниях человека, которые не исчезают из психики, а вытесняются в сферу бессознательного и продолжают оказывать активное воздействие на социальное поведение.

В 1950-х гг. один из последователей З. Фрейда Т. Адорно исследовал личность «фашистского» типа среди средних американцев[84]. Он выявил набор характеристик «авторитарной личности», который не утерял актуальности и в современных условиях. См., табл.

Таблица

Авторитарная личность по Т. Адорно*

Компонент Описание
Авторитарное подчинение Терпимость и некритичность по отношению к членам «мы»-группы
Авторитарная агрессия Неприятие тех, кто нарушает принятые группой нормы морали и не признает ее ценностей
Антиинтрацепция Враждебное отношение к творческим людям
Суеверия и стереотипы Склонность к догматическим ответам
Власть и психическая тугоподвижность Деление мира на сильных и слабых, желание идентифицироваться с лидером
Деструктивность и цинизм Склонность к враждебности по отношению к слабым и членам «они»-групп
Проективность Вера в существование опасных сил, угрожающих существующему общественному порядку

*Источник: Фернхем А. Личность и социальное поведение / А. Фернхем, П. Хейвен. – СПб.: Питер, 2001. – С. 133.

Авторитарные тип личности распространен и в России XXI в. К этому типу относятся те люди, которые стремятся к власти для преодоления внутренних психологических проблем – напряжения, комплексов, чувства неуверенности и т.п.

Интеракционистский подход к личности

Иной подход характерен для тех ученых, которые стали изучать личность «извне» - из сферы общественной жизни. Сначала они обращали внимание на факт человеческих взаимоотношений, а затем уже фокусировались на личности. Дж. Мид, Ч. Кули – основатели интеракционизма - считали, что человек получает свою личностную определенность через взаимодействие с группами - семьей, приятелями, профессиональным коллективом. Поэтому в структуру личности включены два компонента – «субъективное Я» - представление о себе самом в системе социальных отношений и «отраженное Я» - представление о себе, складывающееся из восприятия человека другими людьми. Соответственно существуют несколько типов личности.

1. Статичная с интенсивным «субъективным Я» и слабым «отраженным Я». Такая личность имеет сложившиеся убеждения и ценности, не самокритична.

2. Зависимая с сильным «отраженным Я» при ослабленном «субъективном Я». Такой человек отличается неуверенностью, зависимостью от оценок окружающих.

3. Динамичная, когда происходит взаимное усиление двух компонентов.

4. Вариабельная с неустойчивыми обоими компонентами, проявление которых зависит от жизненной ситуации.

Поведение личности описывается интеракционистами с помощью понятий «социальный статус» и «социальная роль». Дж. Мид полагал, что индивид становится социальным существом в той мере, в которой обучается «брать роли другого» (осваивать общие значения, предвидеть реакцию другого на свои действия, ставить себя на его место)[85].

В русле данных идей ученый из Великобритании Р.М. Белбин исследовал рабочие группы. Посредством наблюдений и тестирования в течение девяти лет изучались сотрудники различных организации по всему миру. По мнению ученого, эффективные команды состоят из людей, роли которых различны и определяются определенным стилем мышления и личностными качествами[86]. Девять предложенных ролей объединяются в четыре функции: лидерство внутри команды, выполнение работы, внутреннее поддержание команды, связь с людьми и ресурсами вне команды. Необходимо, чтобы команда имела следующий ролевой набор, (участники могут исполнять сразу несколько ролей):

Организатор – ориентирован на достижение цели любой ценой, стремится структурировать результаты деятельности, но может быть источниками конфликтов.

Координатор – эффективно использует потенциал команды, способен воодушевлять и мотивировать работу коллег.

Исполнитель – ответственный и надежный работник, лоялен команде, отличается консерватизмом.

Перфекционист – отличается преданностью конкретной задаче, стремится все довести до совершенства.

Общественник – способен оказывать смягчающее воздействие на ситуацию общения, предотвращать конфликты, но не может принимать решения в моменты кризиса.

Генератор идей – ярко выраженный индивидуалист, чье мышление и поведение отличается большой оригинальностью и независимостью.

Критик – способен трезво анализировать чужие предложения, имеет иммунитет к энтузиазму.

Разведчик – общителен и любознателен, успешно ведет переговоры, задает хорошо продуманные вопросы.

Эксперт – обладает редкими знаниями и навыками, в работе проявляет большую самостоятельность и не терпит вмешательства, предан своей узкой области.

Оптимальный состав команды зависит от поставленных задач. На ранних стадиях осуществления проекта, когда разрабатываются стратегии и общие подходы, команде необходимы координатор в качестве руководителя, генератор идей, разведчик и критик. Когда идеи начинают претворяться в жизни ключевая роль достается организатору, исполнителям и общественникам. Таким образом, было выявлено, что трудовые коллективы, состоящие из далеко не выдающихся личностей, могут действовать весьма плодотворно, если в них распределены роли.

Когнитивистский подход к личности

Главная идея когнитивисткого подхода заключается в понимании социального поведения человека через мыслительные процессы. В теории развития познания Ж. Пиаже исследовался процесс обучения ребенка мышлению. На каждой стадии формируются новые навыки, есть пределы того, чему на данной стадии можно научить человека.

1. Сенсомоторная стадия – с рождения до 2-х лет. Формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира

2. Предоперациональная – 2-7 лет. Дети учатся различать символы и их значение.

3. Стадия конкретных операций – 7-11 лет. Ребенок учится мысленно совершать действие.

4. Стадия формальных операций – 12-15 лет. Появляется возможность решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, размышлять о будущем.

Дж. Адельсон в 1960-е гг. проверил идеи Ж. Пиаже о возрастных изменениях детского сознания на образцах политического мышления. Он изучал представления детей и подростков (11-18 лет) в ФРГ, Англии и США о правительстве, законах, правах граждан и общественном благе[87]. Были обнаружены восемь основных новообразований в развитии политического мышления.

1. Развитие абстрактных представлений

2. Расширение временной перспективы

3. Развитие социоцентризма

4. Появление дедукции

5. Рост объема политических знаний

6. Становление системы этико-политических принципов

7. Снижение детского авторитаризма

8. Появление социальных целей

Оказалось, что структура политического сознания личности развивается неравномерно. Мышление 11-летних конкретно, персонализировано и эгоцентрично. Когда говорят о законе, они видят перед собой полицейского. 15-летняя личность уже способна к абстрактному, обобщенному мышлению. К середине отроческого периода у ребенка складывается собственная автономная система этико-политических принципов. Подросток критически оценивает власть, ее стремление к привилегиям. В результате исследований Дж. Адельсона выяснилось, что к концу ХХ в. новое поколение подростков стало циничными и осторожными конформистами.

Ученые разных направлений знания разрабатывали типологии личности (см., табл.).

Таблица

Наиболее важные типологии личности*

Внешняя или внутренняя ориентация (К.Г. Юнг) Доминирующие ценности (Э. Шпрангер) Тип социального характера (Э. Фромм)
Типы Типы Типы
1. экстраверт (ориентированный на других) 2. интраверт (ориентированный на себя, свой внутренний мир) 1.теоретический 2.экономический 3.эстетический 4.социальный 5.политический 6.религиозный 1. рецептивный 2. эксплуатирующий 3. накапливающий 4. рыночный 5. продуктивный

Источник: Социология: основы общей теории: учебник для вузов/ отв. ред.
Г.В. Осипов. - М.: Норма, 2003. – С. 232.

Очевидно, что в зависимости от применяемых критериев типологизации, личность может быть охарактеризована с точки зрения доминирования в ней эстетических ценностей или рыночного начала. Разные типологии могут быть полезны для анализа включенности человека в конкретные социальные ситуации.

III

Личность включена в систему социальных отношений – семейных, профессиональных, экономических, политических и др. В пространстве социальных связей и взаимодействий поступки людей, их отношения друг с другом определяются положением, которое они занимают в сообществе в целом и в социальной группе, в частности. Это система статусов и ролей, которые имеются у человека в группах, разной степени общности (гражданин, предприниматель, член спортивного клуба, супруг, отец, друг). Каждая из социальных позиций, предполагающая права и обязанности, составляет социальный статус. В статусе фиксируется набор конкретных функций, которые должен выполнять человек и тех условий, которые должны быть представлены ему для осуществления этих функций. Именно с помощью статусов люди идентифицируют друг друга в различных социальных структурах. Многие позиции, занимаемые людьми, характеризуют их в широком социальном смысле. Можно выделить общественно-политические позиции (депутат Государственной Думы, член партии «Единая Россия»), профессиональные (учитель, врач, журналист) и другие (потребитель, пенсионер).

Социальный статус отражается как во внутренней позиции (интересах, ценностных ориентациях и мотивах), так и во внешнем облике (одежде, манере поведения). Например, для демонстрации высокого социального статуса нередко прибегают к атрибутам дорогих костюмов и аксессуаров. Королева Великобритании призывает свою невестку одеваться «поскромнее» и отказаться от коротких юбок[88], чтобы соответствовать статусу королевской семьи.

Статусы бывают, во-первых, предписанные. Они определяются естественными причинами и даны от рождения (пол, возраст, этническое происхождение, место рождения, социальное положение семьи), то есть придаются социальной группой или обществом. Во-вторых, приобретенными. Они определяются социальными причинами (служебное положение, доход, профессия), то есть приобретаются посредством индивидуального выбора и конкуренции.

Поскольку каждый включен во множество социальных связей, то имеет «статусный набор», по терминологии Р. Мертона. Выделяют человека по ключевому статусу, часто это должность или профессия (главный инженер, студентка). В общем главным для жизнедеятельности человека выступает тот статус, который определяет ценности и установки, образ жизни, круг приятелей, манеру поведения личности.

Каждый статус для своей реализации требует выполнения социальных ролей. В научный оборот термин «роль» ввели в 1920-1930-е гг. американские исследователи Д. Мид и Р. Линтон. Это динамический аспект статуса - стандартизированный образ ожидаемого от человека поведения. Каждая роль имеет свое содержание: шаблон действий, реакций на поступки других, определенные навыки и умения. Примерами социальных ролей являются супружеские, профессиональные роли. Так, супружеские роли могут подразделятся на такие как сексуальный партнер, друг, опекун, потребитель.

Роль как бы отвечает за нас на вопрос о том, что делать в каждой конкретной ситуации. Нет необходимости каждый раз анализировать, что ждут окружающие, как принято себя вести в данном коллективе, семье, или стране.

На рис 1 показаны четыре статуса одного индивида, каждый из которого привязан к отдельному ролевому набору[89].

Рис. 2. Статусный и ролевой набор

Остановимся подробнее на данном статусно-ролевом наборе. Во-первых, как профессор женщина общается со студентами (роль учителя) и с другими учеными (роль коллеги). Во-вторых, будучи исследователем, она собирает данные (роль лабораторного ученого), которые использует в публикуемых трудах (роль автора). В-третьих, женщина обладает статусом «жены», выступая в роли супруги (друга и сексуального партнера) по отношению к своему мужу, с которым разделяет хозяйственную роль. В-четвертых, она обладает статусом «матери», выполняя обычные обязанности по отношению к детям (материнская роль) и по отношению к школе и прочим организациям (гражданская роль). Как видно, должностные роли тесно переплетаются с другими, выполняемыми в других сферах жизни человека. От самого человека зависит, какая роль для него является доминирующей.

Выделим основные аспекты социальных ролей.

- Роли неличностны, определены самой позицией в обществе или группе, а не самим человеком;

- Их иногда нельзя четко определить (мнения о том, какова должна быть роль, могут расходиться);

- Роли быстро усваиваются и могут приводить к значительным изменениям в поведении, человек может «застыть» в своей роли, переносить ее и на другие жизненные ситуации.

Личность в зависимости от жизненной ситуации выполняет большое количество разнообразных ролей – ситуативных или постоянных. Доезжая на общественном транспорте до места учебы или работы, человек становится пассажиром, заходя в магазин – покупателем. В то же самое время, его профессиональная роль зачастую является для него эталонной - определяет и временную перспективу, и содержание всей жизни, когда личность реализует себя с полной отдачей.

Попытка систематизации социальных ролей была сделана Т. Парсонсом и его коллегами[90]. Они считали, что любая роль может быть описана с помощью следующих характеристик.

1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, врача или служащего учреждения ритуальных услуг) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств, когда речь идет о болезни, страдании, смерти. От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение переживаний.

2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами – например, ребенка или пожилого человека. Они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Гендерные роли разделяют людей по полу. В семье девочек и мальчиков воспитывают по-разному, прививая им, соответствующую гендерную роль. Так, девочек одевают в яркие одежды и говорят им: «Что ты бегаешь как мальчишка!», мальчиков одевают в более строгую одежду и говорят: «Что ты плачешь как девчонка!». Другие роли завоевываются. Например, чтобы стать государственным деятелем, необходимо много учиться, пройти много ступеней управленческой иерархии.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Роли жены или матери не имеют подобной узкой направленности. Все семейные взаимоотношения, как правило, строятся на основе диффузных ролей.

4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Так, налоговый инспектор обязан взимать дополнительные деньги за просроченную декларацию. Другие роли предполагают особые личные отношения. Брату или сестре оказывается помощь без ожидания оплаты.

5. Мотивация. Разные роли обусловлены разными мотивами. Предприниматель мотивирован ростом прибыли, получаемой в его бизнесе. Волонтер, участвующий в социальном проекте, трудится ради общественного блага, а не личной выгоды.

Т. Парсонс считал, что любая роль включает какое-либо сочетание перечисленных характеристик.

Проблема реализации личности в тех или иных ролях драматична и конфликтна. Это связано со следующими причинами:

· роли многообразны, личности приходится исполнять сразу несколько ролей (как правило, 3-4 главные);

· роли обезличены и стандартизированы, не совпадают с индивидуальными особенностями личности.

Ролевой конфликт может быть связан с культурными барьерами, когда человек попадает в среду, отличающуюся от той, в которой он жил раньше (ситуация эмиграции). Для преодоления подобного конфликта необходимо изменение образа жизни, развитие типичного статусного поведения, изменение социального окружения.

Внутриличностный конфликт может быть связан с непринятием роли, когда сотрудник в трудовой организации не осознает, что от него ждут, но чувствует что в его поведении что-то не так. Он может не понимать содержание роли или сознательно не желать ее выполнять. Работник может раствориться, слиться с ролью и в этом случае он испытывает трудности в поведении в иной, к примеру, неформальной, ситуации. Такое социальное поведение талантливо продемонстрировала героиня кинофильма «Служебный роман». Наконец в одном человеке могут столкнуться два ролевых набора, и тогда он также будет испытывать конфликтное состояние.

IY

Процесс усвоения индивидом образцов поведения, норм и ценностей, необходимых для успешной жизни в данном обществе называется социализацией. Вопрос об активности-пассивности личности в этом процессе является в науке предметом споров. Социализация не является разновидностью «культурного программирования», но включает два взаимосвязанных процесса.

1. Освоение самим человеком системы ценностей, отношений и ролей.

2. Влияние общества на человека с целью привития ему определенных стандартов поведения.

Социализация - это социальный опыт, охватывающий всю жизнь, благодаря которому индивиды развивают свой человеческий потенциал и усваивают культуру. Охватываются все процессы приобщения к культуре: освоение самим человеком социальных ролей, отношений и ценностей, с одной стороны, воздействие общества и социальных групп на личность с целью привития определенных правил и стандартов поведения, с другой. Ресоциализация – это усвоение новых ценностей, ролей и навыков вместо прежних, устаревших или недостаточно усвоенных.

В работах ученых-классиков представлены идеи о сущности процесса социализации[91]. Развернутую социологическую теорию социализации разработал Т. Парсонс. Согласно этой теории, социализация является первым средством поддержания социального равновесия, второе средство – социальный контроль как способ поддержания порядка среди людей.

Ю. Хабермас является основателем «критической теории социализации», согласно которой социализация охватывает только «часть» личности, представляет социальный характер индивида, обеспечивая ему функционирование в обществе. Другая же его «часть» дает возможность «держать некоторую дистанцию» по отношению к господствующей в обществе системе ролей, норм и ценностей, то есть критические относиться к элементам социальной среды, мешающим самоутвердиться.

Проводниками социализации являются семья, институт образования, приятельские группы, СМИ, профессиональные коллективы, в ряде случаев – церковь. Они обладают определенным набором ценностей и норм, образцов «правильного» и «должного» поведения, которые соответствуют декларируемым общественным требованиям и сложившейся в обществе культуры. Однако в демократическом обществе институты социализации не складываются в иерархическую систему, поэтому усиливается вероятностный характер социализации, растет автономия личности от каждого из проводников социализации.

Семья является первым в жизни человека социализирующим агентом и характеризуется наибольшей интенсивностью эмоциональных связей. Именно от целенаправленных действий родителей и окружающей обстановки зависит, научится ли ребенок видеть себя сильным или слабым, будет ли рассматривать мир заслуживающим доверия или опасным. Семья определяет социальное положение - этническую, экономическую, религиозную принадлежность.

Школа способствует расширению социального мира посредством преподавания знаний. Ребенок усваивает то значение, которое общество придает социальному происхождению. Кроме знаний неформальным образом преподносятся другие навыки – соревнования, лидерства, общения с бюрократией и т.п.

Благодаря группам сверстников ребенок учится самостоятельно формировать межличностные отношения. В этих группах дети имеют общие интересы, социальное положение и возраст. В группах сверстников дети не находятся под надзором взрослых. Вместе с тем, сверстники могут влиять на предпочтения в музыке или кинофильмах, но родители оказывают большее воздействие в принятии решения о долгосрочных целях, например, об учебе в вузе.

Дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, интернет, журналов и других каналов массовой коммуникации. Смотреть телевизор они начинают еще до того, как обучаются чтению. Социологи на основе исследований высказывают опасения, связанные с демонстрацией секса и насилия в телевизионных передачах фильмах. Институтом социализации является реклама. Через рекламные сообщения (презентируются не просто товары или услуги, а социальные отношения – взаимодействия супругов, сверстников, руководителей и сотрудников и проч.) эмоционально, емко и красочно пропагандируются стили и нормы поведения, моделируется реальность, к которой следует стремиться[92].

Существуют различия между социализацией детей и взрослых[93].

1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы, а дети до определенного возраста способны только усваивать их.

3. Социализация в детстве строится на повиновении взрослым и выполнении определенных правил. Взрослые же приспосабливаются к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях.

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками, социализация детей главным образом формирует их мотивацию.

Проявлением недостатков социализации может выступить девиантное (отклоняющееся) поведение – не соответствующее общепринятым нормам. Социальные нормы – правила, выражающие требования общества и социальных групп к поведению личности, являются основой социального контроля. К основным формам отклоняющегося поведения относится пьянство, наркомания, проституция и т.д. В то же самое время все эти формы функциональны. Так, функция алкогольного и наркотического потребления – седативная, интегративная, психостимулирующая, протестная, функция проституции – сохранение моногамного брака[94]. Отсюда – необходимость реалистичного подхода к возможностям и методам социального контроля над девиантным поведением.

Различные виды девиантности рассматриваются в современной социологии как социальные конструкты: они конструируются СМИ, политическим режимом, общественным мнением. В природе нет таких феноменов. Сложно найти общепринятого и точного определения девиантного поведения, оно определяется конкретным обществом в каждый данный момент истории. Курение марихуаны разрешено в ряде стран, распитие вина «преступно» в странах ислама, в СССР считалась преступлением «частнопредпринимательская деятельность и коммерческое посредничество». В этой связи важно понимать мотивы, механизмы и последствия конструирования.

В случае деликвентностного (преступного) поведения человека изолируют от общества и помещают в тюрьму. Это тотальный институт, где осуществляются попытки ресоциализации индивида. И. Гоффманом были выделены особенности тотальных институтов[95]. Во-первых, персонал надзирает за всеми сферами повседневной жизни заключенных, включая питание, сон и работу. Во-вторых, это стандартизованная среда, отличающаяся единообразным питанием, формой одежды и занятиями для всех. В-третьих, официальные правила и повседневные режимы диктуют, когда, где и как заключенным заниматься своими обыденными делами.

Ресоциализация способна произвести глубочайшие изменения, но тотальные институты по-разному влияют на людей. Некоторые заключенные озлобляются, оказываются не способными к социальной активности вне стен тюрьмы.

Классификацию девиантных поступков разработал Р.К. Мертон[96]. Он считал, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. См., табл.

Таблица

Типология девиации Р.К. Мертона*

Способ адаптации Одобряемые обществом цели Социально одобряемые средства
Конформизм + +
Инновация + -
Ритуализм - +
Ретреатизм (бегство от действительности) - -
Бунт + +

*Плюс обозначает согласие, минус – отрицание.

Конформизм представляет собой единственный тип недевиантного поведения: предполагается согласие с целями общества и законными средствами их достижения. Инноватор использует новые, но незаконные средства достижения цели (например, мошенничает). Ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства. Такова деятельность бюрократа. Наиболее ярким проявлением ретреатизма становятся маргиналы: наркоманы, бродяги, пропойцы. Бунт приводит к замене старых целей и средств на новые (революционная деятельность).

Становится ясно, что девиация не является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым стандартам, как часто предполагают многие. В современном обществе люди становятся приверженцами так называемой «девиантной толерантности», согласно которой нет и не может быть единых «правильных» форм поведения[97]. Социологическое исследование, например, показало, что россиянами понимается под «нормальным» человеком. Модальная личность – это уверенный в себе человек, обладающий определенным набором материальных благ, ориентированный на традиционные ценности, но не прочь попробовать что-то необычное в виде полигамных браков и нетрадиционных отношений, ищущий признания окружающих.

Процессы глобализации в современном мире сопровождаются глобализацией различных девиантных проявлений (прежде всего, организованной преступности, коррупции, торговли людьми, торговли наркотиками, терроризме) и социальным контролем над ними (Интерпол, Европол, соответствующие международные соглашения)[98].

Контрольные вопросы

1. Обоснуйте собственный подход к пониманию термина «личность».

2. Какова структура личности согласно разным научным трактовкам?

3. Что собой представляют «социальный статус» и «социальная роль»? Сопровождайте рассуждения примерами из своего ближайшего окружения.

4. Рассмотрите особенности социализации личности в современной России.

Задачи и проблемные задания

1. Личность – продукт определенного общества и ее свойства зависят от уровня его развития и характера общественных отношений. Конкретизируйте это положение на примере современной российской действительности.

2. Различные по своей природе силы, взаимодействуя друг с другом, приводят к формированию уникальной личности:

- физические особенности человека;

- окружающая среда;

- индивидуальный опыт;

- культура.

Прокомментируйте данную информацию. Раскройте каждое из положений, приведя конкретные примеры воздействия каждого фактора на человека.

3. Социобиологи считают, что биологические факторы (гены и гормоны) оказывают на социальное поведение человека больше влияния, чем культура. Каково Ваше мнение на этот счет? Аргументируйте свой ответ с примерами воздействия различных факторов на поступки и поведение людей.

4. Ниже перечислены специфические начала людских качеств, скрепляющих структуру личности, способствующих ее цельности:

- познавательное (стремление к знаниям, получению информации);

- экономическое (поиск эффективности и усилия по ее реализации);

- социальное (тяга к общению);

- эстетическое (потребность в переживании и самовыражении);

- политическое (воля к власти и желание подчинятся);

- трансцендентальное (поиск нравственных критериев деятельности, смысла жизни).

Существуют ли в современном обществе препятствия для их реализации? Если да, то в чем они заключаются? Дайте развернутый ответ.

5. Можно ли считать личностью новорожденного, человека с поражением психики, преступника? Представьте систему аргументов.

6. Перед вами перечень деструктивных ролей личности:

· «доминатор», который стремится захватить инициативу и подавить собеседника своей настойчивостью и длинными речами;

· «антагонист», который возражает против любого предложения;

· «уточнитель», который на любой вопрос отвечает «смотря что», «смотря как», «смотря по обстоятельствам»;

· «весельчак», который во всем видит повод для острот и шуток и др.

Попробуйте дополнить этот перечень, а также объяснить сущность социальной роли.

7. На основе теоретического материала лекции о природе ролевых конфликтов опишите конкретные конфликты, с которыми Вы сталкивались в жизни. Как эффективно ими управлять?

Литература

1. Антонян Ю.М. Человек в тюрьме / Ю.М. Антонян, Е.Н. Колышницына // Филос. науки. - 2010. - N5. - С.23-34.

2. Болдуин Дж. М. Духовное развитие с социологической и этической точки зрения: [пер. с англ.] / Дж.М. Болдуин. - М.: Либроком, 2011. – Т. 1: Личность. - 495 с.

3. Вершинская О.Н. Инновационное развитие личности // Инновации. - 2012. - N 5. - С.94-96.

4. Волков Ю.Г. Личность и общество // Соц.-гуман. знания. - 2009. - N4. - С.165-19.

5. Волосков И.В. Особенности социализации учащейся молодежи / И.В. Волосков // Социол. исслед. – 2009. - №6. – С.107-109.

6. Гилинский Я.И. Социология девиантности (новеллы и перспективы) / Я.И. Гилинский // Социол. исслед. – 2009. - №8. – С.70-74.

7. Грошева И.А. Модальная личность: портрет с отклонениями // Социол. исслед. - 2009. - N3. - C.82-88.

8. Гуцаленко Л.А. Нужна ли социологии живая личность? / Л.А. Гуцаленко // Социол. исслед. – 2003. - №10.

9. Добреньков В.И. Фундаментальная социология: в 15 т. / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - Т.7: Человек. Индивид. Личность. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 949 с.

10. Дудко В.А. Критерии конструктивного развития личности // Соц.-гуман. знания. - 2011. - N1. - С.94-101.

11. Змановская Е. В. Девиантное поведение личности и группы: [учебное пособие] / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. - СПб. [и др.]: Питер, 2010. - 349 с.

12. Зуев В.М. Человеческий ресурс и личность человека / В.М.Зуев, В.Е. Аперьян // Соц.-гуман. знания. - 2012. - N3. - С.161-174.

13. Как люди делают себя. Обычные россияне в необычных обстоятельствах: концептуальное осмысление восьми наблюдавшихся случаев / [под общ. ред.: В.А. Ядова, Е.Н. Даниловой, К. Клеман]. - М.: Логос, 2010.- 387 с.

14. Кон. И. Социология личности / И. Кон. - М.: Наука, 1967. – 287 с.

15. Кон. И. Открытие «Я» / И. Кон. - М.: Наука, 1978. – 352 с.

16. Личностный потенциал. Структура и диагностика / под ред.
Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. - 679 с.

17. Муромцев В.В. Особенности социализации личности в условиях современных виртуальных коммуникаций / В.В.Муромцев, А.В.Муромцева // Филос. науки. - 2012. - N9. - С.127-133.

18. Петровский В. А. Человек над ситуацией / В.А. Петровский. - М.: Смысл, 2010. - 559 с.

19. Сапорегуляция и самопрогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. – М.: ЦСПиМ, 2013. – 376 с.. – Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/publ/Yadov_2013.pdf (дата обращения 5. 02.2014).

20. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учебник / А.Л. Свенцицкий. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 336 с.

21. Социология молодежи: энциклопедический словарь / отв. Ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. – М.: Academia, 2008. – 608 с.

22. Субботский Е. В. Генезис личности: Теория и эксперимент / Е.В. Субботский. - М.: Смысл, 2010. - 407 с.

23. Таланов С.Л. Социальные сети и развитие личности // Alma mater = Вестн. высш. школы. - 2011. - N11. - С.23-25.

24. Южанинова Е.Р. Развитие ценностной системы личности под влиянием виртуального мира // Alma mater = Вестн. высш. школы. - 2013. - N12. - С.30-34.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1104 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.034 с)...