Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
О социологии часто говорят как о своеобразной саморефлексии общества, его попытке самопознания и самоанализа. В чем же заключается специфический для социологии угол зрения, который отличает ее от других общественных наук? Что составляет сущность социологического анализа общества?
Во-первых, это системный, комплексный подход к анализу социальных явлений и процессов. Он заключается в том, что социолог рассматривает общество как сложную систему, элементы которой постоянно взаимодействуют друг с другом. Исследуя тот или другой социальный феномен или процесс, социолог должен учитывать весь комплекс факторов, обуславливающих их возникновения и функционирования, а именно: экономические, политические, правовые, моральные, религиозные, этнические, психологические, демографические, бытовые, глобальные, региональные и т.п. факторы. Не случайно говорят о том, что социология - это системный взгляд на общество, на социальный мир, в котором все находится в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Так, изучая как современное российское общество трансформируется, социологи пытаются исследовать, какие именно факторы обусловливают кардинальные изменения во всех сферах его жизнедеятельности: или влияют, скажем, экономические кризисы на уровень преступности в социуме, на его мораль: как политические реформы, изменения во власти отражаются на религиозной жизни общества, межэтнических отношениях, демографической ситуации и т.д.; как соотносятся социально-стратификационные позиции личности и ее адаптация в радикальных общественных трансформациях; связаны ценностные изменения, происходят в сознании различных групп украинского населения, с глобальными ценностными сдвигами и т.д.
Итак, системность, комплексность анализа является специфически социологическим взглядом на общество, который выражается в том, «что социолог соотносит исследуемые общественные явления с состоянием общества в целом, рассматривает место конкретного явления в системе общественных отношений и человеческих взаимодействий.
Во-вторых, специфика социологического анализа определяется так называемым деятельностным подходом. Сущность этого подхода заключается в следующем: поскольку именно деятельность людей создает все феномены социального, общество в целом и его отдельные структуры, поскольку именно в деятельности, межличностном взаимодействии проявляются закономерности общественного развития, проявляя их, социологи всегда обращаются к анализу деятельности тех или иных социальных групп и личности. При этом они исследуют внутренние и внешние детерминанты этой деятельности, то есть субъективные и объективные факторы, ее обусловливающие. Среди внутренних детерминант человеческой деятельности прежде всего, анализируются такие, как потребности, интересы, ценности, ценностные ориентации, мотивы, установки, жизненные позиции личности (или социальной группы) и другие. Среди внешних детерминант деятельности людей социологи исследуют влияние на нее тех или иных социальных институтах (семьи, государства, права, религии, образования и т.д.), санкции которых могут как побудить человека (или социальную группу) к определенной деятельности, так и препятствовать ей.
Не случайно в современной, в том числе отечественной, социологии все большее распространение получают деятельностно-структурный и структурно-деятельностный подходы, согласно которым общество рассматривается как результат взаимовлияния факторов человеческого действия и структур. При этом первый из них (деятельностно-структурный) исходит из того, что именно деятельность людей образует социальные структуры, второй (структурно-деятельностный) доказывает, что именно структуры обусловливают деятельность индивидов.
Еще одной специфической особенностью социологического познания социальной реальности является использование количественного и качественного анализа. Когда говорится о количественном и качественном анализе, то имеется в виду, в том числе, применение таких социологических методов исследования общества, как количественные и качественные методы.
Первые (количественные) получили свое название благодаря тому, что с их помощью результаты измерения тех или иных социальных феноменов могут быть представлены в количественном выражении. Количественный анализ и, соответственно, количественные методы используются в том случае, когда исследуются общие тенденции и закономерности определенных социальных процессов, фиксируются типичные, такие, что постоянно воспроизводятся, массовидные явления общественной жизни. Обычно количественный анализ применяется учеными, которые являются сторонниками объективно предметной методологии в социологическом исследовании, в частности теми, кто выходит из концептуальных положений таких макросоциологических теорий, как структурный функционализм и теория конфликта. Наиболее распространенными среди количественных методов является анкетирование и формализованное (или стандартизированное) интервью. В фокусе анализа в социологии находится отдельное, личное, субъективное, особенное.
С помощью качественных методов социологи исследуют субъективные значения и чувства, субъективный опыт индивидов. К этим методам прибегают сторонники так называемой субъективно ценностной методологии в социологии, исповедующих идеи таких микросоциологических теорий, как символический интеракционизм, этнометодология, феноменология и т.д. Среди качественных методов чаще всего используют такие, как неформализованные (нестандартизированные) индивидуальные интервью, фокусированный групповые интервью, биографический метод и др.
П. Сорокин, определяя социологию наукой генерализующей, подчеркивал, что она сосредоточивает внимание на свойствах общественного взаимодействия, которые повторяются во времени и пространстве, являются общими для всех социокультурных явлений или для конкретных видов социокультурных феноменов (например, для всех семей или всех наций, для всех революций или войн, для всех религий и т.д.). Зато история, которая относится к тем областям знания, которые индивидуализируют, изучает уникальные, неповторимые во времени и пространстве социальные явления. Однако, социология, претендуя на беспристрастность, «чистоту» знания, стараясь не обращать внимания неповторимое и случайное, не может обойтись без истории. Более того, исторический подход является неотъемлемой частью социологического обобщения (генерализации), без него не может обойтись социологическое исследование, направленное на глубокий и всесторонний анализ социальной действительности. Вместе современное историческое знание все чаще обращается к социологии, используя, в частности, ее методы познания общества в его ретроспективных и актуальных контекстах.
Тесная связь между социологией и философией, которая, будучи одной из форм мировоззрения, помогает человеку понять смысл мира и своего существования. Отличие социологического и философского знания - это разница между наукой с ее стремлением нейтрализовать предвзятость и оценки и так называемыми ценностными формами сознания, представлениями о «добре» и «зло», о «должном» и «справедливом» и др. Кроме того, социология и философия отличаются тем, что каждая из них имеет специфические познавательные средства. Так, социология, наряду с другими, использует эмпирические методы исследования социальной реальности. Философское знание является опосредованным, оно опирается на данные, полученные не только научными, но и другими способами постижения действительности, в частности художественными, морально-правовыми и т.д.
Однако в социологии и философии есть и много общего, взаимосвязь между ними всегда имела и имеет место и является необходимым. Философия как форма мировоззрения обогащается, опираясь на социологическое знание об обществе и человеке. Вместе и социология не может существовать вне тесной связи с философией, которая придает ей, так сказать, гуманистические ориентиры, видя в социологической деятельности не только средство реализации определенных практических потребностей, решения конкретных социальных проблем, но и способ духовного совершенствования общества и человека.
Что касается других социогуманитарных наук, имеющих с социологией общий объект исследования (общество и человека), то обычно наиболее близкими к социологии называют такие научные области, как социальная психология и социальная антропология. Это обуславливается тем, что провести «демаркационную линию»между предметными полями социологии и этих наук очень трудно. Однако сделать это возможно. Так, предметом социальной психологии выступают сознание и поведение индивида, обусловленные взаимодействием с другими людьми, влиянием определенной социальной группе, а также особенности самих этих групп.
В отличие от социологов, исследующих общества с развитыми индустриальными культурами и институционализированной взаимодействием, социальные антропологи изучают локальные, относительно просты, доиндустриальные культуры и общества (племена, другие сообщества древнего человека), сохранившиеся в некоторых народностей до сих пор.
От наук, что, как и социология, является генерализующими (экономика, политология, право и др.), социология, как считает П. Сорокин, отличается в нескольких отношениях.
Во-первых, такие области знания, как экономика, политология, религиоведение и др., исследуют только одну сферу общественной жизни (экономика - экономические отношения, политология - политические отношения, правоведение - правовые и т.д.). Социология же изучает «родовые» признаки социальных явлений, которые возникают практически во всех социальных процессах, пусть то будут экономические, политические, творческие, религиозные, философские в их взаимосвязях друг с другом»(П. Сорокин)...
Еще одно отличие социологии от указанных выше наук состоит в существенных различиях в их трактовке природы человека и взаимосвязи между различными социальными явлениями. Так, в отличие от экономики, провозглашающей существование homo economicus как чисто экономического существа, управляемого только экономическими интересами, из чего следует, что экономические явления, изолированные от других социокультурных феноменов (религиозных, правовых, политических, моральных и т.д.), социология рассматривает человека как многогранное существо, отличающийся непрерывным взаимодействием экономических, политических, религиозных, эстетических, моральных аспектов. Соответственно, каждое общественное явление исследуется социологией во взаимосвязи и взаимозависимости от других общественных явлений. «В этом смысле социология изучает человека и социокультурное пространство такими, какие они есть прежде во всей их разнообразия, как настоящие сущности, в отличие от других наук, в целях аналитики рассматривают явления, искусственно выделяя их и полностью изолируя от остальных» (П. Сорокин).
Отметим, что социология всегда активно использовала и сегодня использует в своих исследованиях достижения других наук об обществе и человека, например, таких, как демография, антропология, психология, статистика, политология, экономические, правовые науки и т.д.. Одновременно в этих науках все больше распространяется применение социологических методов исследования, что свидетельствует о своеобразной «социологизации» современного научного, в том числе социального, знания.
Контрольные вопросы:
Задачи и задания.
1. Является ли задачей социологии:
А) изучение социальных фактов и проблем;
Б) прогнозирование социальных тенденций;
В) обоснование принятия управленческих решений;
Г) принятие управленческих решений.
2.Кому из перечисленных авторов – Дюркгейм, Вебер, Маркс, Конт – принадлежат следующие определения социологии:
А) позитивная наука об обществе;
Б) наука о социальных фактах;
В) наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать.
3.Изменение предмета социологии зависит от:
А) Воли и желания субъекта познания
Б) Состояния изучаемого объекта
В) Конъюнктуры рынка
Г) Общественного мнения
4.К макросоциологическим понятиям относятся:
А) Малая группа
Б) Социализация
В) Цивилизация
Г) Взаимодействие
5.К микросоциологическим понятиям относятся:
А) Малая группа
Б) Цивилизация
В) Мировая система
Г) Государство
6.Понятие «теории среднего уровня» в социологию ввел:
А) Огюст Конт
Б) Эмиль Дюркгейм
В) Роберт Мертон
Г) Толкотт Парсонс
Литература
Основная литература:
Дополнительная литература:
4. Доган М.Социология среди социальных наук. / Социол. иссл. – 2010. №10.
10. Осипов Г. В.Проблемы включения социологии в систему научного управления российским обществом / Социол. иссл. – 2012. №7.
14. Щербина В. В. Существует ли сегодня наука социология? / Социол. иссл. – 2012. №8
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 5109 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!