Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мировая история и характеристикачрезвычайных ситуаций 2 страница



Основные правовые средства обеспечения морали и воздействия на моральные процессы

Для действия правовых норм необходимо разрабатывать и обеспечивать функционирование целой системы правовых механизмов. Первую группу составляют механизмы, обеспечивающие реализацию прав личности. Вторая группа – механизмы обеспечения прав личности со стороны государства. Третья группа – механизм защиты нарушенного права личности.
Все правовые механизмы направлены на обеспечение нравственного содержания норм права. Они основываются на нравственных ценностях общества, обеспечивая достижение нравственных целей права. Эти механизмы – важное средство нравственного воспитания личности и общества.
Нравственным человек становится не от знания нравственных ценностей общества, а от их реализации в своей деятельности. Реализация правовых механизмов должна обеспечивать нравственное удовлетворение личности, повышение нравственного отношения к правовой системе, к процессам применения права.
Правовые институты объединяют совокупности правовых норм и механизмов, призванных обеспечить определенные разновидности общественных отношений.
Право – это средство отражения морали общества, средство реализации морали общества, средство ее защиты.
Наряду с материальным правом существует и процессуальное право, которое также обладает нравственной целью и нравственным содержанием.
Современное понимание нравственности обязательно включает в себя необходимость формирования активную, самостоятельно принимающую решения и самостоятельно действующую личность. Основа нравственности – требование постоянного развития, активного использования всех своих мыслительных способностей.

Теория управляемой социализации

Теория управляемой социализации должна оптимально использовать возможности нравственного содержания права для целей нравственного совершенствования общества. Нравственное развитие личности осуществляется через процессы социализации. Научиться управлять этими процессами значит практически реализовать задачу активного нравственного развития общества в кратчайшие сроки.
Социализация – это процесс приспособления личности к существующему обществу. В настоящее время необходимо формировать человека, который будет не только приспособлен к обществу, но и способен активно участвовать в процессе его развития. Сейчас требуется переход к активному воспитанию всех граждан. Активное формирование личности требует повышения уровня управления процессами воспитания. Это не может быть осуществлено без активного участия самой личности.
Право должно давать знания о нравственности, регулировать процессы применения морали, организовывать моральную деятельность человека, формировать системы управления обществом.
Управляемая социализация – процесс социализации личности, во время которого используются все возможности права по нравственному воспитанию личности, по управлению процессами воспитания. Процесс социализации включает восприятие и участие личности во всех общественных отношениях, во всех проявлениях общественной жизни. Чем полнее личность включается в общественные отношения, тем полнее обеспечивается социализация личности. А участие в общественных отношениях обеспечивается правом.
Существуют следующие элементы социализации:
- социальные роли;
- система общений;
- система знаний;
- социальный контроль;
- социальное стимулирование;
- социальная адаптация;
- производственная деятельность;
- государственная и общественная деятельность.
В каждом этом элементе присутствует связь, смесь правового и психологического. Право формирует цель деятельности, форму, а содержание – мораль. Каждый из этих элементов обязательно должен включать моральную структуру, каждая составная часть которой обеспечивается правом.
Человек в процессе своей жизни выполняет огромное количество социально значимых ролей. Виды ролей:
1- общественно-значимые;
2- значимые для малых групп;
3- значимые для индивидуальной системы общения.
Каждый человек должен знать свои социальные роли, уметь выполнять их, иметь сознательный интерес в их выполнении, поэтому необходимо знание права. Право – организующая основа формирования социальных ролей и в их исполнении.
В любой социальной роли всегда содержится нравственная ценность этой роли для общества и правовое регулирование содержания этой социальной роли.
Общесоциальная ценность общений может быть существенно снижена в тех случаях, когда нет необходимого правового регулирования. Общение обязательно регулируется правом, когда один из общающихся обладает властными полномочиями и определенными государством обязанностями, а также когда ход и результаты этого общения могут быть социально значимыми, могут влиять на общественные процессы управления обществом.
Общество может и должно регулировать систему знаний, передаваемых каждому человеку. При этом общество определяет этапы их получения, их содержание, стимулирование процессов получения знаний, знания, передачу которых нужно ограничивать, поэтому имеет место закон «Об образовании», квалификационные требования к специалистам и т.д.
Регуляция знаний обеспечивается соответствующими правовыми нормами. Право обеспечивает ограничение системы знаний, которая может вредно влиять на развитие общества, а также общие процессы стимулирования приобретения положительных знаний.
Общество не может существовать без социального контроля. Он применяется при реализации всех элементов, на всех этапах осуществления социализации и всех ее уровнях. Чем выше уровень социального контроля, тем в большей степени организовано общество, но последнее не обеспечивает положительного развития общества. Данный элемент должен содержать четкие нравственные цели, сопровождаемые четкой правовой системой регуляции. Социальный контроль действует положительно на социализацию, если человек понимает его необходимость и ощущает пользу от осуществления этого контроля.

ТЕМА 3. ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

Нравственные цели и принципы формирования правовой системы

Построение правового государства возможно, если не только правовая система будет построена на нравственной основе, но и ее нравственная основа будет подобным образом пониматься каждым гражданином.
Правосознание – обязательный элемент, этап формирования глобального мировоззрения у каждого члена общества. В соответствие с этим правотворческая деятельность должна строиться на нравственных принципах. Поэтому созданию каждой правовой нормы должно предшествовать:
- изучение нравственного содержания существующих общественных отношений;
- изучение полноты отражения нравственного содержания в действующих правовых нормах (выявление неполноты, дефектности действующего права);
- изучение процессов правоприменения данной правовой нормы;
- изучение отношения общества к существующей правовой норме.
Нравственными принципами права являются:
А) Полнота обеспечения всей совокупности целей морали общества.
Обеспечение целей права должно осуществляться комплексно, поэтому нельзя оставить без внимания и не разобрать хотя бы одну из вышеперечисленных целей. Нравственный результат деятельности права будет иметь место, если в праве разрабатывается система нравственных целей.
Б) Обеспечение полноты организации процессов нравственного развития каждой личности.
В) Построение всей правовой системы на целой совокупности нравственных принципов, которые только и могут обеспечить нравственное создание правовой системы. Совокупность нравственных принципов образуют следующие:
• принцип обязательного сочетания прав и обязанностей у каждой личности;
Нравственная личность формируется только тогда, если свои права она понимает как обязанности перед обществом, а свои обязанности рассматривает как право.
• наличию права всегда соответствует наличие обязанности соблюдать это право у других лиц;
• наличие прав и обязанностей должно обеспечиваться системой управления обществом;
• любое нарушение прав и обязанностей должно обязательно рассматриваться и оцениваться обществом или государством.

Нравственные цели и функции
международных правовых актов

Всеобщая декларация прав человека, принятая Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, содержит ряд принципиальных требований к организации правосудия, которые с полным основанием можно отнести к числу общечеловеческих правовых ценностей. Одновременно они воплощают и нравственные требования, общепризнанные нравственные ценности, отражают важнейшие этические категории. Гуманизм, справедливость, защита достоинства человека характеризуют нормы этого важнейшего документа ООН.
Ст.1 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
В ст.7 говорится, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона
Ст.5 запрещает подвергать кого бы то ни было пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.
Ст.11 провозглашает презумпцию невиновности, принцип гласности судебного разбирательства с обеспечением всех возможностей для защиты.
Ст.12 гласит, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.
В ст.29 определяется, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Приведенные, а также и другие положения Всеобщей декларации прав человека в юридической форме закрепляют нравственные начала права, служат воплощению и защите нравственных ценностей.
Другой важнейший документ ООН – Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года воспроизводит, развивает и конкретизирует положения Всеобщей декларации прав человека.
Для уголовного процесса существенное значение имеют положения Пакта о процессуальных гарантиях личности.
Ст. 9 Пакта провозглашает право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность и запрещает произвольный арест или содержание под стражей. Каждому арестованному сообщается о причине его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявленное ему обвинение. Каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке доставляется судье и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение. Содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство в любой другой стадии и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора. Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно. Каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой.
Приведенные нормы, предоставляя каждому человеку гарантии против произвольного стеснения свободы и личной неприкосновенности, делает судебную власть гарантом неприкосновенности личности.
Ст. 10 Пакта обязывает гуманно обращаться со всеми лицами, лишенными свободы и уважать их достоинство, присущее человеческой личности.
Ст. 14 провозглашает равенство всех лиц перед судами и трибуналами. Она устанавливает право каждого при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения на справедливое и публичное разбирательство его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Ограничения гласности судебного разбирательства могут иметь место «по соображениям морали или когда того требуют интересы частной жизни сторон».
Также здесь содержатся формулировка презумпции невиновности, перечень процессуальных гарантий, которые как минимум должны предоставляться каждому обвиняемому в преступлении на основе полного равенства. К их числу относятся, в частности, право знать характер и основания предъявленного обвинения, право иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником, быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника, допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, не быть принуждаемым к даче показаний против себя самого или к признанию себя виновным, пользоваться бесплатной помощью переводчика, при отсутствии достаточных средств пользоваться безвозмездно помощью защитника. Каждый осужденный имеет право на пересмотр его осуждения и приговора вышестоящей судебной инстанцией согласно закону. Никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление.
Ст. 15 Пакта устанавливает принцип уголовного права – нет преступления без закона и положение об обратной силе уголовного закона, смягчающего ответственность.
Международный пакт о гражданских и политических правах, таким образом, развивая идеи гуманизма и справедливости применительно к производству по уголовным делам, устанавливает конкретные процессуальные гарантии личности, которые как минимум должны быть воплощены в национальном законодательстве членов мирового сообщества.

Основные элементы нравственного содержания Конституции Республики Беларусь
В конституционном законодательстве всех государств при регулировании основ организации и деятельности судебной власти гуманные идеи нормативных актов мирового сообщества, отражающие общечеловеческие нравственно-правовые ценности, находят более или менее полное воплощение. Именно конституционное законодательство формулирует принципы правосудия и правоохранительной деятельности.
Конституция Республики Беларусь в редакции 1996 года содержит развернутую систему норм, создающих гарантии прав личности, включая гарантии справедливого правосудия, которые отражают общечеловеческие правовые и нравственные ценности.
Одна из ключевых статей Конституции Республики Беларусь – ст. 2, помещенная в разделе 1, где определяются основы конституционного строя, гласит: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.
Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией». Здесь мы имеем дело с формулировкой принципа гуманизма, выраженной в праве на высшем, конституционном уровне.
Важнейшая этическая категория – категория справедливости означает, прежде всего, требование равенства между людьми. Статья 22 Конституции Республики Беларусь провозглашает: «Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов».
Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. В соответствии со статьей 23 Конституции Республики Беларусь: «Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону».
В ряде конституционных норм гарантируется охрана жизни, чести, достоинства человека, личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрана частной жизни – важнейших благ, защита которых предусматривается документами мирового сообщества.
Статья 24 Конституции устанавливает: «Каждый имеет право на жизнь.
Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств.
Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда».
Статья 25 Конституции посвящена охране достоинства человека: «Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом.
Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста.
Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам».
Статья 26 Конституции закрепляет принцип презумпции невиновности: «Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность».
Статья 27. Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.
Право каждого на неприкосновенность частной жизни устанавливает статья 28 Конституции: «Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство».
Статья 29. Неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли.
Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.
С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда (ст. 60).
Глава 6 Конституции устанавливает демократические принципы организации и деятельности судебной власти.
Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону (ст. 110).
Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.
Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным (ст. 112). Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями (ст.113).
Разбирательство дел во всех судах открытое.
Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства (ст.114).
Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе.
Судебные постановления являются обязательными для всех граждан и должностных лиц.
Стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений (ст. 115).
Конституция Республики Беларусь в редакции 1996 года, расширив круг прав и свобод человека, восприняв важнейшие положения международно-правовых актов, воплощающих общепризнанные нравственно-правовые ценности, и усилив судебные гарантии личности, основных человеческих благ, существенно усовершенствовала основы национального права, его нравственный потенциал.

Нравственные принципы и нормы в материальном и процессуальном праве
Право – это средство отражения морали общества, средство реализации морали общества, средство ее защиты.
Наряду с материальным правом существует и процессуальное право, которое также обладает нравственной целью и нравственным содержанием.
Современное понимание нравственности обязательно включает в себя необходимость формирования активную, самостоятельно принимающую решения и самостоятельно действующую личность. Основа нравственности – требование постоянного развития, активного использования всех своих мыслительных способностей.
Процессуальное право должно формировать психологические и нравственные условия, которые обеспечивают достижение справедливости в каждом решении и действии правоохранительных органов и суда.
Принцип гуманизма
Принципы морали – это наиболее обобщенная форма нравственного требования, его качественная характеристика, основное и обязательное для всех правило поведения, деятельности. Они являются программой нравственного формирования всесторонне развитой личности.
Принцип гуманизма является универсальным принципом морали, означает требование человечности как основы отношений людей. Он всегда был одним из объективных признаков морального прогресса человечества. В нынешних условиях гуманизм означает созидание во благо человека. Он рассматривает человеколюбие как основу общественных и личных отношений, сочетает уважение и чуткость с требовательностью к личности, с ответственностью за свой нравственный облик и поведение.
Принцип справедливости
Принцип справедливости является важнейшим нравственным принципом. Справедливость охватывает все области человеческих отношений. На нее ссылаются при распределении материальных и духовных благ, при поощрении и наказании, при любой оценке человека в целом, его поведения, качеств, поступков.
Справедливость выступает в трех формах:
• как мера, оценка доброго и злого;
• как мера, оценка действия;
• как мера, оценка нашего строя, образа жизни с точки зрения равноправия граждан в нем.
Закрепленный принцип справедливости в нормах права выступает и как признанный и защищаемый государством масштаб соизмерения действий людей, и как морально-правовое требование, выполнение которого строго обязательно. Благодаря праву, то что было только моральным, приобретает силу закона. Всякое отступление от него является не только правонарушением, но и нарушением норм морали. При этом в качестве единицы измерения социальной действительности выступают такие показатели как объективность, правдивость, бескорыстие, честность, равенство и т.д.
В праве справедливость выражается через три основные сферы его бытия:
1. Правосознание;
2. Правовые предписания;
3. Юридическая практика.
Важнейшим элементом правосознания является признание справедливости нашего права всеми нормами и институтами, закрепляющими и развивающими свободную жизнь граждан. Справедливость проявляется как в знании права и в отношении к нему, так и в навыках правового поведения.
Правовые предписания – следующая за правосознанием ступень в конкретизации справедливости. Справедливость моделирует правовую систему, способствует совершенствованию и обновлению действующего законодательства.
Юридическая практика – наиболее конкретная форма справедливости.
Важной стороной справедливости является правдивость – моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правило говорить истину, не скрывать от других действительное положение дела.
Неподкупность и бескорыстие – важные оценки справедливости. Вспомним Демокрита: «Доступный подкупу не может быть справедливым».
Неподкупность и бескорыстие отвергают возможность использовать служебное положение в корыстных целях, взятки.
Принцип справедливости необходим при реализации любой правовой нормы на всех стадиях правоохранительной и правоприменительной деятельности. Этот принцип выступает и как моральное качество правовых норм и правовых отношений, как критерий оценки и как нормативное требование, как принцип профессиональной морали юриста, и как его моральное качество.

Принцип законности
Принцип законности – это конституционный принцип, направленный на всемерную охрану прав и законных интересов граждан на основе равенства всех перед законом. Он является необходимым условием построения правового государства.
Принцип законности закреплен во всех отраслях права. Например, в уголовном праве законность выражается в том, что никто не может быть привлечен к уголовной ответственности и подвержен наказанию иначе, как за деяния, содержащие состав преступления, предусмотренные уголовным кодексом, а уголовное наказание может определить только суд.
Принцип демократизма
Принцип демократизма означает форму политической организации обществаЮ основанную на признании народа в качестве источника власти, на его праве решать государственные дела, наделении граждан равными правами и свободами, Условия демократии требуют от личности юриста высокого самоконтроля, ответственного поведения, уважения и терпимости к другим, гуманности.
Одним из критериев демократических порядков в обществе выступает многопартийная система. В условиях многопартийной системы общество должно постоянно демонстрировать способность находить наиболее эффективные пути решения современных проблем.

ТЕМА 4. ЭТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цели и принципы этического анализа в юридической деятельности

ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – основа этического анализа. Ее специфика выражается в следующем:
1. Основана на нормах права,
2. Регулируется нормами права,
3. Призвана реализовывать процессуальные или материальные стороны права,
4. Обеспечивает реализацию цели – развитие общественной морали и нравственности каждого человека.
Деятельность юриста в каждом отдельном случае обязательно должна основываться на знании и реализации нравственных целей права (человек не может быть юристом, если он не понимает нравственных целей), на знании и реализации нравственных функций права, на знании и реализации нравственных средств и механизмов, через которые обеспечиваются и цели, и функции.
Любая профессиональная деятельность создает систему, где выделяются:
• цели деятельности;
• функции, реализуемые в деятельности;
• средства реализации этой деятельности;
• взаимосвязи при осуществлении этой деятельности;
• этапы осуществления деятельности;
• формы организации деятельности;
• формы управления этой деятельностью;
• использование результатов деятельности.
В юридической деятельности все вышеперечисленные элементы регулируются правом, причем право регулирует нравственное содержание каждого из этих элементов системы.

Методы анализа юридической деятельности

Каждый юрист должен уметь анализировать свою деятельность и анализировать с нравственных позиций деятельность других людей, поэтому применяется СИСТЕМНЫЙ ЭТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ, в рамках которого любое нравственное явление делится на элементы. Мы не только подразделяем явление на элементы, но и определяем:
- особенности правовой регуляции действия каждого элемента;
- оцениваем нравственное содержание регуляции;
- определяем правовую регуляцию взаимоотношений между элементами;
- определяем нравственное содержание всех взаимоотношений.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ представляет собой определение системы функций данного лица, правовое регулирование каждой системы, нравственную оценку каждой функции, выявление условий, которые необходимы для осуществления функций или фактически присутствовали при осуществлении функций.
ГЕНЕЗИСНЫЙ АНАЛИЗ – это изучение нравственного события, нравственного поведения с точки зрения его развития. Для этого событие подразделяется на этапы, что и составляет основу данного анализа.
КОММУНИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ заключается в изучении и оценке всех взаимосвязей определенного субъекта.
Юридическая этика наряду с общим изучением юридической деятельности изучает нравственные особенности каждого вида деятельности.

Система функций юридической деятельности
Функции юридической деятельности:
- мировоззренческая (мотивационная) – относится к любой деятельности;
- социальная (относимость, оценка);
- познавательная;
- коммуникативная;
- конструктивная;
- организаторская;
- удостоверительная (отражательная);
- системная (производственная) и другие.
От всех других видов деятельности функции юриста отличаются направленностью на обеспечение нравственных функций права, каждая из которых в свою очередь обязательно наделена нравственным содержанием, регулируемым правом.
Нельзя быть юристом не представляя себе общие процессы развития общества. Деятельность юриста в качестве мотивационной сферы обязательно должна строиться на знании общего мировоззрения. Мировоззренческая функция юридической деятельности раскрывается через знание Конституции, регулирующей все общественные отношения, и основных международно-правовых актов.
Социальная функция определяет возможности использования права, его нравственной ценности в различных системах общественных отношений. Юрист должен знать все виды общественных отношений, особенности регламентации правом этих отношений, пути нравственно-правовой деятельности по ликвидации дефектов и конфликтов, пути развития нравственного содержания этих отношений.
Если мировоззренческая и социальная функции являются специфическими для деятельности юриста, то познавательная функция характерна для всех видов общественной деятельности. Познавательная деятельность юриста всегда связана с необходимостью учета и преодоления противоречий и противодействия этой познавательной деятельности.
Процесс познания юридической деятельности многосторонне регулируется правом. Нравственная цель этой функции заключается в полном познании всех необходимых фактов. Поэтому право регулирует осуществление полного познания и ликвидацию всех возникающих дефектов и противоречий в процессе познания.
Данный процесс юридической деятельности затруднен в связи с тем, что мы изучаем и познаем уже прошедшие события, поэтому мы нравственно обязаны выявлять все отражения этого события, все его связи и последствия. Неизвестное нам событие отражается в интеллектуальных следах, связях, последствиях с другими событиями. Нравственный долг юриста, осуществляющего познание прошедшего события, - обязательное исследование всех следов отражений, связей и последствий. Без этого деятельность юриста безнравственна.
Трудность заключается и в том, что человеческая память и возможности человека по восприятию события ограничены. Юрист, осуществляющий познание, нравственно обязан принять всевозможные меры для выявления всех следов, обеспечения полного воссоздания события со стороны свидетеля.
Еще один момент, препятствующий данному процессу, выражается в том, что в процессе осуществления познания участники события могут сознательно искажать истину или сознательно воссоздавать ложные элементы прошедшего события. Нравственный долг юриста – принятие всех возможных мер для ликвидации противодействия и получения правдивых показаний.
Так как в процессе установления истины оказывается сильное противодействие, органы правосудия должны иметь возможность ликвидировать это противодействие. Нравственная возможность ликвидации этого противодействия ограничивается прилагаемыми усилиями для оказания этого противодействия. Мы не можем оказать психологическое насилие к обычному гражданину, но оказываем его по отношению к лицу, совершившему преступление. Это лицо и лицо, оказывающее противодействие обладают измененной психикой. Возможности психического воздействия следователя, прокурора на лицо, совершившего преступление, ограничивается знаниями психических изменений, которые должны были произойти в психике преступника.
Для всех видов деятельности обязательны общие нравственные принципы общества и нравственные принципы юридической деятельности. В каждом виде деятельности появляются нравственные особенности, которые должны обеспечить выполнение данного вида деятельности.
Конструктивная деятельность представляет собой планирование, прогнозирование деятельности и принятие решений.
Существуют нравственные требования к осуществлению всех видов конструктивной деятельности. Безнравственно прогнозировать и планировать при отсутствии достаточной информации в деятельности юриста.
Важное общее нравственное качество личности – обязательное использование всех возможностей своей мыслительной деятельности. Это необходимо для полного познания окружающего мира. Для принятия правильных решений закон обеспечивает всевозможные и необходимые условия деятельности. Существующие нормы о проведении судебного следствия призваны обеспечить предельную концентрацию мыслительной деятельности судьи на решениях, которые ему нужно принять.
Организаторская функция означает организацию собственных действий.
Деятельность юриста должна быть построена на нормах права. Ему необходимо осознать нравственное содержание цели организаторской деятельности, а это определяет нравственный отбор.
Юридическая деятельность не ограничивается применением и анализом норм права. Нравственная особенность этого направления выражается в полном знании данных технологий и их полном использовании.
Юрист – организатор деятельности и других людей. Нравственная особенность его организаторской деятельности представляет собой наличие правовых возможностей принудительно определять эту деятельность. Нравственную основу этого направления составляет использование принудительных возможностей закона только в исключительных случаях.
Юрист обязан организовывать все другие виды деятельности двумя путями:
1. Сообщением норм права, которые могут влиять на организацию деятельности;
2. Разработкой правовых механизмов осуществления деятельности.
Особенность деятельности юриста заключается в том, что он всегда формирует систему правовых механизмов своей деятельности. Построение данной системы – это реализация организаторской деятельности юриста.
Удостоверительная функция содержит такую особенность деятельности юриста как необходимость письменного отражения его действий и решений. В каждом случае нужно ответственно и полно составлять письменный документ о произведенных действиях. Это отражает нравственное содержание данной функции.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 806 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...