Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Зарождение экономической мысли



Экономическая наукапоявляется со становлением рыночной экономики, но корни ее уходят в далекое прошлое. Анализ отдельных сторон экономической деятельности существовал еще в странах Древнего Востока. Народы этих стран в силу благоприятных природных и географических условий раньше других достигли высокого экономического, политического и культурного уровня развития. В IV тысячелетии до нашей эры на Древнем Востоке возникают государства, основными чертами хозяйственного уклада которых были натуральное хозяйство и рабовладение. Мир хозяйства не мог не стать предметом размышлений древних проповедников, философов, правителей. Вначале предметом экономического анализа было домоводство – управление храмовым хозяйством и царским двором.

Характерными чертами экономической мысли Древнего Востока были:

- стремление сохранить натуральное хозяйство и осудить с позиций нравов, морали того времени развитие товарно-денежных отношений;

- донаучный характер экономических воззрений, которые еще не выделились в отдельную систему знаний из общественной мысли и чаще всего проявлялись в «экономической» части законодательства, «речениях», писаниях, трактатах царей, их советников и религиозных деятелей (Кодекс Хаммурапи, трактат Артхашастра, Библия, и др.).

Самым известным из ранних памятников древневосточной экономической мысли является кодекс законов царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.) [7, с. 6-37]. В 1902 г. при раскопках на территории современного Ирака французские ученые нашли диоритовую стелу с клинописными записями законов Хаммурапи. В них отражены сведения о том, что в Вавилоне существовали товарно-денежные отношения, общество делилось на рабов и рабовладельцев, что признавалось явлением естественным и вечным, охранялась частная собственность. Основная тема Законов – создание условий, чтобы «сильный не притеснял слабого». Так, например, запрещалась продажа и отчуждение за долги земельных участков царских воинов; ростовщический процент ограничивался 20% в год при денежной и 33% при натуральной ссуде; долговое рабство не должно было превышать трех лет. За нарушение законов предусматривалась система наказаний – штрафы, компенсация пострадавшим и даже смертная казнь.

В общественной мысли Древнего Китая можно проследить два основных направления: «традиционное», представленное философом Конфуцием и его последователями, и «тоталитарное», представленное Шан Яном и другими легистами («законниками»). Конфуций (551-479 г.г. до н.э.), автор сборника «Лунь-юй» («Беседы и суждения»), обосновывал идеи «естественного» порядка и «разума», согласно которым бог создал мир, но потом отстранился от вмешательства в развитие жизни на земле. Конфуций создал прецедент для понимания объективности законов хозяйственной жизни. На основе «разума», т. е. понимания каждым своего места в обществе, философ обосновал классовое общество. В целях стабилизации социально-экономического строя Китая Конфуций предложил программу морального совершенствования человека: «Возвышайте праведных, ставьте над неправедными, - и люди будут послушны». Уважение к старшим Конфуций считал характерной чертой «благородного мужа». Он рассматривал государство как большую семью, а правителя как «отца народа»: «Секрет мудрого правления в том, чтобы отбирать на службу честных людей». По мнению Конфуция, необходимо более равномерно распределять богатство, облегчить бремя налогов; привлекать народ к исполнению трудовых повинностей, не нарушая цикла земледельческих работ.

Интересы сложившейся в IV-III вв. до н. э. тоталитарно-бюрократической системы в Древнем Китае защищали легисты. Наиболее известный среди них – Шан Ян (390-338 гг. до н. э.), правитель области Шан, который отвергал государственное управление на основе гуманности и был сторонником жесткой централизованной власти. Легисты выступали за сильное государство и накопление богатства в казне, за развитие, главным образом, земледелия и военного дела, за максимальное ограничение торговли и контроль над ценами; за принуждение к общественным работам «бездельников, кутил и нахлебников». Интересно, что дискуссии между сторонниками этих направлений сохраняют актуальность и для современного Китая [3. с. 21].

Самый древний памятник общественной мысли Индии – «Законы Ману» (IX в. до н. э.), в котором обосновываются деление общества на касты, правила найма на работу, оплаты труда, контроля над ценами, наложения штрафов [7. с. 37-56]. В конце IV в. до н. э. создан трактат Артхашастра («Наука о достижении полезного»), автором которого был царский советник Каутилья [7. с. 69-73]. В документе зафиксированы правила, которыми должны были руководствоваться управляющие государством. Кастовое неравенство в трактате объясняется божественным предопрелением. Наряду с охраной собственности рабовладельцев гарантировалось сохранение имущества рабов. В статье о торговле впервые в истории экономической мысли поставлен вопрос о стоимости. Различалась «действительная» стоимость, которая определялась количеством дней труда, затраченного на производство товара, и «рыночная» - как результат купли-продажи. Государству вменялся надзор за торговлей: продавать можно было только проверенными весами, а чрезмерная погоня за прибылью пресекалась законом («рыночная» стоимость не могла превышать «действительную» более чем на 5-10%); торговцы должны были платить пошлину в казну.

Примерно в XIII в. до н. э. в Древнем Израиле создается Ветхий Завет. Эти пять книг получили название Пятикнижия Моисеева, или Торы («Учения») [3. с. 29]. Идеологической основой правовых норм в Ветхом Завете было понятие «правды» и «справедливости». Понятие справедливости, сформулированное три тысячи лет назад, состояло в признании неприкосновенности шести основных прав человека: на жизнь («не убий»), собственность, одежду, жилище, труд, отдых. Идеи Торы, особенно хозяйственно-экономические, воспринятые христианством, оказали существенное влияние на развитие западной цивилизации, а в преломлении через Коран и на мусульманский мир.

Античную экономическую мысль условно можно разделить на три направления:

1. Деятельность законодателей и реформаторов (Ликург, Драконт, Солон, братья Гракхи и др.).

2. «Политико-экономическое» направление (Ксенофонт, Платон, Аристотель), освещавшее проблемы «макроуровня»: идеальное государство, социальное устройство, «справедливую» цену, общественное разделение труда, природу и функции денег.

3. «Агрономическое» направление, представленное трудами общественных и государственных деятелей Древнего Рима: Катона, Варрона, Колумеллы, Цицерона, которые занимались преимущественно практическими проблемами организации и функционирования крупного (латифундии) и среднего (виллы) хозяйства (микроуровень).

Первое направление в развитии античной экономической мысли было отражено в деятельности царя Спарты Ликурга (VIII-VII вв. до н. э.). Ему приписывается установление строгих законов, в соответствии с которыми земля являлась коллективной неотчуждаемой собственностью спартиатов. Она обрабатывалась покоренным населением - илотами, которые выплачивали владельцам (спартиатам) натуральный оброк. Деньги изготавливались из железа тяжелыми (десятки килограммов веса), чтобы затруднить торговлю и избежать иноземного влияния.

Правитель Афин Драконт в 621 г. до н. э. в противоположность Спарте провел законы, защищающие частную собственность на землю и семейное имущество, и установил строгую «дракон(т)овскую» систему наказаний за посягательство на нее.

Законы, установленные правителем Афин Солоном в 594 г. до н. э., запрещали долговое рабство, отменяли накопленные долги, вводили свободное распоряжение имуществом, устанавливали единообразие денежной и весовой систем, поощряли развитие ремесел (чужеземным умельцам могли предоставить афинское гражданство). Отец-ремесленник, не обучивший сына ремеслу, лишался права требовать от него поддержки в старости.

Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны представителями второго направления в развитии античной экономической мысли древнегреческими мыслителями V-IV вв. до н. э. Ксенофонтом, Платоном, Аристотелем.

Ксенофонт (430-454 г.г. до н. э.) – военный, философ, политик, автор первой специальной работы по экономике «Домохозяйство» («Экономикос»), впервые применил термин «экономика», под которым понимал науку о ведении домашнего хозяйства. Домохозяйство включало управление рабами, разнообразные сельскохозяйственные и ремесленные работы. Источником обогащения Ксенофонт считал земледелие – «мать и кормилицу всех искусств». К ремеслу относился отрицательно, считал, что оно отрывает от земледелия и друзей. Разделение труда он рассматривал в тесной связи с рабством, общество делил на рабов, которые должны заниматься физическим трудом, и рабовладельцев – представителей умственного и управленческого труда. Ксенофонт впервые выдвинул положение о материальном и моральном стимулировании рабов (подарок, разрешение жениться, похвала). Ксенофонт близко подошел к идее о преимуществах подетального разделения труда, которая оказалась востребованной лишь двадцать веков спустя, в мануфактурный период. Ксенофонт выдвинул следующее положение: «чем больше рынок, тем более специализированным может быть труд» [3, с. 36]. Другими словами, был сформулирован экономический закон: развитие разделения труда ведет к росту рынка. Несмотря на то, что Ксенофонт был идеологом натурального рабовладельческого хозяйства, он считал полезным для общества развитие торговли, денежного обращения, признавал деньги как средство обращения и рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ: «Денег никто не имеет столько, чтобы не желать иметь их еще больше» [3, с. 37]. У него наметилось двоякое понимание вещи: как потребительной стоимости с одной стороны, и как меновой стоимости, с другой. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена объяснялась взаимодействием спроса и предложения.

Платон (427-347 гг. до н. э.) – крупнейший философ, основатель Академии высшей школы философии, политики и права, в своих работах рассматривал и экономические проблемы. В сочинении «Законы» Платон выступал за распределение земель, запрет продажи земельных наделов, развитие мелкого крестьянского хозяйства, колонизацию, которая должна освободить государство от избытка населения и бедности, смягчить классовые противоречия. Таким образом, Платон экономической основой общества считал земледелие и натуральное хозяйство, хотя и допускал существование торговли. Платон одним из первых поставил вопрос об основании и факторах, влияющих на уровень цен: за основу должна браться цена, обеспечивающая компенсацию издержек и получение «умеренной прибыли», уровень которой (как и цена) должен устанавливаться государством. Платон не понимал товарной природы денег и считал их «искусственным изобретением людей». В работе «Государство» Платон разработал программу выхода античного общества из кризиса путем создания модели идеального государства, в котором будет уничтожена частная собственность для правителей и воинов. Философы (правители) не должны иметь не только собственности, земли или дома, но даже семьи и детей, так как собственность – источник зависти и конкуренции между правителями. Они ни о чем ином не должны заботиться, кроме как об «общественной пользе». Не имея собственных детей - наследников, они будут думать о передаче власти достойным преемникам из числа «общих детей». Что касается крестьян и ремесленников, то они могут быть частными собственниками, для крестьян и ремесленников частная собственность – стимул к трудовой деятельности.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) по праву считается самым крупным философом древности, он написал около тысячи книг. Широко известны «Никомахова этика» и «Политика» [3, с. 44], [1, с. 296-303]. Экономическое учение Аристотель основывал на предпосылке, что рабство – явление естественное и всегда должно быть основой производства. В отличие от Платона, он был сторонником частной собственности. Рассуждая о путях приобретения богатства, Аристотель разделил экономику и хрематистику. Цель экономики – приобретение потребительных стоимостей, необходимых для жизни и ведения хозяйства, а хрематистика – презренное искусство наживать деньги путем торговли. Занятие ростовщичеством он считал противным природе (естеству), поскольку «деньги не могут приносить денег», а выступают в роли соизмерителя (меры стоимости) при обмене. Аристотель трактовал сущность денег как «вещь вполне условную», то есть договорную и выделял такие функции денег как мера стоимости и средство обращения, а использование денег как средства накопления относил к хрематистике. Аристотель сформулировал понятие «справедливая цена» - это цена, устанавливаемая по обоюдному согласию участников обмена, не являющихся монополистами. Интересно, что эта трактовка цены близка к современной. Аристотель поставил вопрос об обосновании цены. Что лежит в основе обмена различных потребительных стоимостей? Аристотель считал, что это «потребность в том, чего нет у каждого из участников торга».

Одной из заслуг Аристотеля является выведенная из таких философских обобщений, как «лучшее – мера» и «истина – посередине», концепция преодоления социальных антагонизмов путем создания некоего «среднего класса» составляющего фундамент идеального государства[3, с. 44]. Другая заслуга Аристотеля состоит в развитии теорий потребительной и меновой стоимостей и анализе развития форм торговли. Он показал, как от меновой торговли по схеме: Товар–Товар (Т-Т), осуществляется переход к товарному обращению по схеме: Товар-Деньги-Товар (Т-Д-Т), а затем и к обращению капитала: Деньги-Товар-Деньги (Д-Т-Д). Труды Аристотеля являются вершиной экономической мысли эпохи античности.

Третье «агрономическое» направление экономической мысли Древнего Рима представлено работами Катона Старшего (234-149гг. до н.э.), Варрона (116-27гг. до н.э.), Цицерона (107-44гг. до н.э.), Колумеллы (I в. н.э.), братьев Гракхов (ІІ в. н.э.), которые много внимания уделяли проблемам эффективного управления сельскохозяйственными поместьями и вопросам земельной собственности.

Дальнейшее развитие экономической мысли происходило в средние века, но этот процесс шел медленно. Причины этого заключались в том, что: во-первых, хозяйство средневековой эпохи преимущественно было натуральным; во-вторых, духовная жизнь в решающей степени определялась христианской идеологией, ученые стремились не столько изучить окружающий мир, сколько понять, каким он был в соответствии с Божественным замыслом, которому должна отвечать и хозяйственная практика. Условно экономическую мысль средневековья можно разделить на «светское» и «духовное» направления.

К светскому направлению можно отнести Кодексы, Правды, Уложения, призванные придать хозяйственной практике правовые нормы, защитить существовавшие формы собственности, упорядочить распределительные и перераспределительные отношения. Наиболее известны «Салическая правда» (нач. VI в.), «Капитулярий о виллах» (законы о поместьях) конца VIII в. в королевстве франков. Выдающимся памятником периода раннефеодального государства Киевская Русь является «Русская правда» (XI-XII вв.) – кодекс законов, направленный на укрепление феодальной собственности. К духовному направлению можно отнести работы «отцов» христианской церкви (в том числе и неортодоксального направления), Коран.

Фома Аквинский (1225-1274) выдающийся христианский теолог в трудах «Сумма философии», «Сумма теологии» обосновывал естественность и правомерность современного ему общественного устройства, в том числе рабства и крепостничества, используя ссылки на Аристотеля и Библию. «Справедливой ценой» Ф. Аквинский считал такую, которая обеспечивает возмещение затрат и умеренную прибыль, позволяющую жить продавцу в соответствии с его социальным статусом [5, с.39]. Являясь приверженцем натурального хозяйства, он отдавал предпочтение «естественным» формам богатства, а золото и серебро считал богатством искусственным; осуждал ростовщичество, полагая что «деньги не могут порождать деньги», то есть процент. Христианская мораль того времени осуждала торговлю, но товарно-денежные отношения существовали и развивались, поэтому требовалось хотя бы частичная их реабилитация. Ф. Аквинский сформулировал случаи оправдания коммерческого подхода: необходимость обеспечить себе средства существования, благотворительность, умеренность прибыли, улучшение продаваемой вещи, различие цен в разных местах, риск.

Следовательно, в период средневековья оценка экономических действий с точки зрения христианских норм морали и справедливости фактически стала решающим фактором формирования экономических воззрений.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 519 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...