Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Игровые программы и личностные позиции



Приведённые выше обобщённые характеристики поведения возрастных групп лишь частично и поверхностно учитывают индивидуальные особенности участников игрового процесса, раскрывают их личные жизненные позиции.

По тенденциям личностных позиций можно выделить среди детей три характерные группы.

Первая — реальные лидеры, активные и энергичные. Их можно распознать по искрящимся глазам, открытой улыбке, мобильным движениям, готовности сорваться с места при первой же просьбе и реализоваться в игровых ситуациях самому и одновременно прихватить кого-то с собой.

Игромастер обычно обращает на них внимание, демонстрирует им свою поддержку, своё удовлетворение от контактов с ними. В знак одобрения такого к себе отношения лидеры рады стараться ещё больше, к чему вы и стремитесь. Такие дети будут вашими незаменимыми помощниками, волшебными «ниточками» доверия, связывающими вас с ещё незнакомой аудиторией. Настоящий игромастер в первую очередь опирается в организации игры именно на таких детей, способствуя повышению их авторитета, укреплению статуса лидера.

Вторая группа — дети с заниженной социальной активностью, лишённые «рефлекса новизны». Творческие игровые силы таких детей находятся в заторможенном, «спящем» состоянии. Дети по большей части выглядят пассивными, индифферентными, потенциально импульсными. Настраиваются на игру медленно, без желания, вяло, демонстрируя на лице мину тяжёлого труда («делаю тебе услугу»). Их сдерживает скорее страх угодить в новые для них ситуации, иметь неприглядный вид.

Заметив таких детей (обратив внимание на указанные симптомы), игромастер подбадривает их сильным взглядом, задерживаясь на их лицах больше, чем на других (вроде бы «потерянное» на это время вернётся к вам сторицей), стимулируя их к действию индивидуальным обращением, активной, но корректной жестикуляцией. Нельзя подавать ни малейшего сомнения относительно скрытого желания детей быть перспективными в коллективе. Помогите таким детям хотя бы раз продемонстрировать собственную компетентность в фазе раскручивания игровой программы, и вы получите активного и благодарного деятеля до конца игры. Игромастер помнит — таким лицам важен поводырь, ведущий, человек-ориентир. Такую роль может выполнить и игромастер, и ассистенты, и другие дети.

Представителей третьей группы участников игры можно назвать самоисключёнными, «самоугнетаемыми». Они демонстрируют подчёркнуто пассивное состояние: «темпоритм жизни черепахи» и вроде бы отстранённого созерцания за процессами с «мудростью змеи». Они выглядят неэмоциональными, пассивными, лишёнными тяги к жизни. Поведение таких детей может быть обусловлено темпераментом, скоростью протекания психических процессов, состоянием досуговой культуры семьи, уже сложившейся иерархией интересов и приоритетов в видах деятельности.

Но дети, попавшие на вашу игру, имеют право быть и такими! И настоящий игромастер должен такими и принимать их.

Вместе с тем настоящий игромастер знает: если не обращать внимания на таких детей, оставить их в мире их темпоритмов, не вовлекать в общий игровой процесс, не подключать к единой «энергетической батарее» игрового пространства (т.е. продемонстрировать отсутствие своего интереса к конкретной личности), то спустя некоторое время в поле их влияния может очутиться и другой ребёнок или даже группа детей. Как лидеры зажигают остальных, так и «самоугнетаемые» выключают вслед за собой разбалансированных представителей второй группы.

Ненавязчивое, добродушное обращение, просьбы включиться в игру (а иногда даже активное «вероломное», но тактичное подключение) не оставит человека безразличным, в результате он с удовольствием примет участие в игре. В таких ситуациях настоящий игромастер прививает таким людям культуру общения, способствует их успешной социализации, влияет на расширение круга жизненных ценностей и интересов.

Отдельно нужно обратить внимание на группу «скрытых», потенциальных игроков. Такие могут входить в каждую из перечисленных групп. Их сдерживает наличие определённых комплексов. Человек опасается осуждения своих действий остальными, утраты своего авторитета, боится допустить ошибку, ожидает насмешек — и через всё это ещё больше утрачивает уверенность в себе.

Однако опасение вступить в пространство игры ещё не означает, что такие люди некомпетентны, апатичны или объективно принадлежат к группе «самоугнетающих». Просто для них важно создать особые условия. Игромастер должен убедить их в безопасности обстановки, доказать игроку его умелость, его преимущества. А при самых крохотных успехах зафиксировать и закрепить реакцию удовлетворённости и радости.

2.44. В ПЛЕНУ У «УМНОГО ЯЩИКА»

(фрагменты статьи Т.Л. Шишовой «В плену у «умного ящика»»)

В шестидесятые годы символом благосостояния нашего народа был телевизор, в семидесятые — магнитофон, в восьмидесятые — видео. Ну а в начале девяностых — персональный компьютер. Его привозили из-за границы, а потом торжественно показывали гостям, уверяя, что с приобретением компьютера у людей начинается принципиально другая жизнь, ибо он открывает перед ними горизонты, дает такие возможности… Короче, «вам и не снилось». Теперь компьютером никого не удивишь. По крайней мере, в Москве. И, как часто бывает, голубая мечта, сбывшись, постепенно посерела. А местами даже почернела.

Выяснилось, что компьютер, конечно, облегчает человеку жизнь, но смысл жизни к нему не сводится. А у кого сводится, тот (точнее, его психика) вызывает серьезные опасения. Погружаясь в виртуальный компьютерный мир, человек отчуждается от реального, перестает интересоваться окружающим миром, аутизируется.

Особенно уязвимы в этом отношении дети и молодежь, что вполне понятно: они еще не сформировались и легко поддаются влияниям. А мир компьютерных игр так заманчив, красочен и, главное,! Его усиленно рекламируют и в глянцевых журналах, и по радио, и по телевизору. Кто может устоять перед таким соблазном?

Дети, по крайней мере, не могут. И в последние годы все больше родителей сетуют на то, что их чада слишком много времени проводят за компьютером, пренебрегая уроками, чтением книг, рисованием, посещением кружков и общением с друзьями. Потому что какое это общение, если ребята часами нажимают на кнопки, перебрасываясь только короткими восклицаниями типа: «Ах, ты так? А я тебе так!.. Ты куда? Получай! У, блин, промазал»!





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 473 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...