Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Историк-политолог



На окраине города Халеб, где проходит трасса Великого Шелкового пути, стоял одинокий пожилой человек, опираясь на свой посох. Его печальный взгляд был устремлён на удаляющийся караван. Временами он вытирал набегавшие на глаза слёзы кончиком своей чалмы. Это был Абу Насыр аль Фараби.

Став скитальцем поневоле, он побывал во многих крупных городах Азии и Востока – Таразе, Дженде, Бухаре, Согде, Хиве, Герате, Мерве, Дели, Нишапуре, Каире, Багдаде, Тегеране, Дамаске.

Но в мыслях и мечтах своих он всегда возвращался в родные степи, в родной город Отрар, ведь даже птицы возвращаются туда, где они увидели свет беспомощными птенцами.

Так и человек.

Он воздухом родины должен дышать,

Где в муках земных родила его мать

(М.Шаханов)

Абу Насыр аль Фараби родился в 257 году Хиджры по мусульманскому летоисчислению, или в 870 году от рождества Христова, в селении Висиджа, в юрте кипчакского воина- дружинника, охранявшего подступы к Отрару. Величие и красота Отрара затмевали славу многих городов того времени. Не случайно в арабских источниках город Отрар величают «Фараби», то есть красивый, щедрый и зеленый.

Когда отец юного Абу стал одним из военачальников, их семья переехала жить в Отрар. Мальчик был восхищен величием и красотой города. Больше всего он любил гулять по кварталу ремесленников – рабаду. Вместе с другими мальчишками он пропадал в тесном квартале гончаров и ремесленников, где мастера расписывали керамику, изготавливали оружие и доспехи.

В Отраре было множество красивейших дворцов, мечетей, медресе и мавзолеев. Здесь находилась и известная всему миру Отрарская библиотека, где хранились первые тяжелые книги с кожаными страницами и железными обложками – книги Аристотеля, Платона, ар - Рази, Эвклида и многих других древних ученых.

Библиотека являлась своеобразным центром научной мысли – в ней собирались ученые Отрара, Сыгнака, Сайрама, Суяба, Джида и т.д.

Юноша часто посещал библиотеку, увлекся трудами Птолемея, Пифагора, Галена. Часами он мог сидеть над книгой, выписывая понравившиеся изречения, анализируя прочитанное.

После смерти отца Абу по традиции занял его место, но настоящим полководцем не стал – книги все сильнее притягивали его своей мудростью и таинственными знаниями.

Особое место в жизни аль – Фараби занимала музыка. Он почти никогда не расставался со своим инструментом – свирелью (сыбызга), которую изготовил из камыша, обильно росшего на берегу Сейхундарьи.

Однажды, проходя мимо караван-сарая, Абу услышал нежные красивые мелодии – это звучали индийские и персидские музыкальные инструменты.

Он приостановился. Красота и богатство звучания инструментов вдохновили его, он ещё сильнее увлекся музыкой. Стал тайком мастерить себе похожий музыкальный инструмент. Струны пробовал делать из конского волоса, из сухожилий и, наконец, из козьих кишок.

Вскоре инструмент был готов. Аль-Фараби назвал его «кипчаки» (домбра). Научившись виртуозно играть на своем «кипчаки», он вызывал восторг и поклонение у своих слушателей. Слушая его, сверстники счастливо смеялись или плакали навзрыд. Он на кипчаки не просто играл, а крутил и вертел его, перебрасывая через колено, - инструмент ни на миг не смолкал. Абу не только играл, но и сочинял песни. Песни сочинял быстро, будто бы они сами собой слагались. Через струны он передавал то, что сам видел и чувствовал.

Он был непревзойденным музыкантом. Беднота любила его слушать, люди находили в его мелодиях утешение, надежду на лучший удел. Дома у него часто собирались простые ремесленники, чтобы послушать его виртуозную игру. Приходил и сосед – скорняк со своей дочерью. С первого взгляда Абу Насыр был поражен красотой девушки. Он полюбил её – это нежное, слабое и беззащитное существо. Они встречались тайно по вечерам.

У аль-Фараби, как и у каждого гения, было много врагов. И самым главным из них было духовенство, спасаясь от которого он был вынужден покинуть родные сердцу края.

В скитаниях абу выучил персидский язык, создал трактаты «Гражданская политика», «Жемчужина премудрости», написал «Коментарии» к «Альмагесту» Птолемея, проанализировал геометрию Эвклида.

Ради Асиды через год он вернулся в Отрар. Но его возлюбленная была уже замужем. Отец был вынужден отдать свою дочь в жены соседу за долги. Пытаясь её выкупить, аль-Фараби устроился на работу переписывать Коран, но вскоре понял, что не соберет нужную сумму. Тогда он попытался похитить Асиду, но безуспешно Их поймали в густых камышовых зарослях Сейхундарьи. Его ждала казнь. Но вместо этого его отправили гулямом в Багдад. Простившись со своей любимой, он покинул Отрар, как потом выяснилось, навсегда.

Так начались его скитания по свету, которые продолжались более полувека…

Попав в Багдад, он выучил арабский язык. В школе известного в Багдаде Абу Башар Матти ибн Юнуса он изучал логику Аристотеля, продолжил изучение логики в городе Харран у Исхана ибн Хилина. В 941 году он переехал в Халеб, где был принят двором Сейф-уд-Дауль ибн Хамдана, и жил на четыре серебряные монеты, которые ему назначил правитель.

В 949 году переехал в Египет, но в 950 году вернулся в Дамаск…

Он спешил домой, потому что чувствовал приближение своего конца и хотел напоследок посетить могилы предков, исполнить долг каждого правоверного. Несмотря на преклонный возраст – ему перевалило уже за восемьдесят, - собрался в далёкий путь. За более чем полувековые скитания он наизусть выучил каждую выбоину и запомнил каждый камешек на дороге, ведущей к дому, и смог бы пройти по ней с закрытыми глазами.

Абу Насыр вышел из Дамаска неделю назад с караваном. Был уже конец лета, но все равно уже с раннего утра стояла сухая жара. Он еле поспевал за караваном и с трудом переводил дыхание на привале, сидя в тени, утоляя голод пресной лепешкой и жажду зеленым чаем.

У города Халеб аль-Фараби понял, что не сможет продолжить путь. От собственного бессилия он заплакал. «Старость – это дерево, корни которого сгнили» - говорят на Востоке.

Сев у обочины, он взял в руки кипчаки и ударил по струнам:

Цветы расцветут на восходе дня,

Но эти цветы расцветут без меня.

Восход навсегда для меня погас,

Сегодня пою я в последний раз!

Прощай, моя степь,

Моя щедрая мать

(М.Шаханов)

Он тихо пел, его голос становился всё тише и тише. Голова его медленно клонилась к стволу карагача, в тени которого он сидел, звучание струн угасло…

Был конец лета 950 года. Великий ученый умирал на окраине города Халеб. Рядом с ним лежала его домотканая сумка, в которой не было ничего, кроме книг…

Но он вернулся, наш учитель, к себе на родину, в просторы Сары-Арки, в которые он был влюблен и от которых был отлучен не по своей воле, хотя стремился к ним всю жизнь.

Бессмертны его произведения «О разуме», «О понятии», «Пустота», «Время», «Талим ас-сами» и др.

Его труды «Существо вопросов», «О единстве философии Платона и Аристотеля», «Риторика» - очень популярны и до сих пор изучаются в учебных заведениях Востока, Средней и Центральной Азии.

Труды аль-Фараби оказали большое влияние на формирование мировоззрения выдающихся ученых Древнего Востока – непревзойденного астронома Бируни, гениального стихотворца Омара Хайяма и величайшего философа Натили.

В библиотеках Лондона и Мадрида, Каира и Стамбула, Самарканда и Алматы хранят как бесценное сокровище его «Трактаты», переведенные на языки многих народов мира. Как указывают сирийские и иранские источники, перу аль Фараби принадлежат около ста трактатов, из них тридцать один написан на арабском, шесть – на иврите и два на латыни…

//Зеркало. Июнь-июль 2000.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 277 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...