Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Образование и мыслители средневековой Европы



Закрытие в начале 6 века последних языческих школ Юстинианом было одновременно и симптомом заката языческой культуры. Появились монастырские (при аббатствах), епископальные (при кафедральных соборах) и придворные школы. Начиная с 13 в. появляются университеты, хотя первый в Европе университет был открыт в Болонье еще в 11 в. В университетах работали и светские преподаватели, которым церковь доверяла вопросы веры. В составе университета было 2 факультета: факультет свободных искусств с 6-годичным обучением и факультет теологии, где учились 8 лет или больше.

В науке господствовали взгляды Аристотеля, которые изложил родившийся в предместье Бухары персидский ученый и философ Авиценна (Ибн-Сина, 980 - 1037), получивший широкую известность в качестве врача.

Роджер Бэкон (1214-1292). Английский философ и естествоиспытатель, родоначальник материализма и опытного изучения природы. Еще находился под влиянием магии, алхимии, астрологии. Высказал ряд смелых научных и технических догадок. Подвергался гонению церковных властей, которыми был отстранен от преподавания в Оксфордском университете и заточен в тюрьму. Свое “Большое сочинение” Роджер Бекон посвятил различным проблемам. Вначале он рассказал о причинах человеческих заблуждений, затем он поставил общую проблему тех времен: отношение философии и теологии, а затем большую часть произведения он посвятил проблемам естественнонаучным, повествуя о математике и физике, и закончил этическими проблемами, а именно вопросами спасения души[12].

Он считал, что через внешний опыт мы приходим к природным истинам, а через внутренний - к сверхприродным. Для первого большую роль играет математика. Занимался оптикой: законы рефракции света, функции линз, возможно, изобрел очки. Имел дело с рефрактивной и рефлективной (зеркала) оптикой. Цвета радуги считал субъективными и объяснял влажностью глаза. Во времена Р. Бэкона физика развивалась уже в связи с потребностями техники, что в период античности было скорее исключением, чем правилом (Архимед).

Известно, что у Бэкона были братья, один из которых был ученым. Получил образование в Оксфордском и Парижском университетах (магистр искусств, 1241). До 1247 г. преподавал в Парижском университете — читал лекции по Аристотелю на факультете искусств. Во время своего пребывания в Париже Бэкон приобрёл известность благодаря своим спорам со схоластами; он также получил степень доктора философии и заслужил почётный титул «doctor mirabilis». В 1250 г. Бэкон возвратился в Оксфорд, где преподавал в университете.

Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны. Они могут быть разделены на два разряда: остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные. Громадное количество манускриптов находится в британских и французских библиотеках, между которыми есть много ценных произведений в том отношении, что они объясняют сущность философии Бэкона[13].

Оккам, Уильям (около 1285-1349). Средневековый английский теолог и философ-схоласт, крупнейший представитель номинализма. Преподавал в Оксфордском университете, откуда был изгнан по обвинению в ереси и бежал из заключения в Баварию. По Оккаму, познание начинается с интуитивного и переходит к экспериментальному, с которого и начинается наука. Считал реальным лишь индивидуальное. Прославился Оккам своим "принципом простоты", который также называют "бритвой Оккама". Он придерживался мнения, что "простейшие объяснения - самые лучшие"[14]

Знаменитое выражение Оккама: «Не следует умножать сущности сверх необходимости» - т.н. «бритва Оккама» - дорога к «экономии мышления» – направления, развитого в начале XX века Эрнстом Махом. Имеет как прогрессивное, так и регрессивное значение, о которых речь пойдет при обсуждении научной революции Коперника. В рассуждениях Оккама мы видим созвучие с некоторыми направлениями современной (главным образом, прикладной) физики, математизированной и не отягощенной метафизическим грузом.

Средневековые рассуждения, редко опиравшиеся на наблюдение (греческая традиция), гипотетически принимали вращение Земли. Жаном Буриданом и его учеником Николаем Орезмом показано, что вращение Земли не противоречит астрономическим наблюдениям. Т.о. эквивалентность аристотелевско-птолемеевской и новой теорий о движении небесных тел с помощью «бритвы Оккама» позволяла, в принципе, решить вопрос в пользу новой теории, путем «отсечения» более сложной и искусственной теории эпициклов, но это было сделано лишь Коперником три столетия спустя.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 617 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...