Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Введение. Духовное заметить сходство



Духовное заметить сходство

С исполненными благородства -

Призвания достойней нет!

Гете. Завет [2]

Вопрос, стоящий в заглавии книги, обращен не столько к изучающим этот предмет, сколько к образованному обществу России, в которой после 70-летнего гонения религия и мистицизм перестали быть запретным плодом и в наше время расцветают пышным цветом, что, как и всякое богатое оттенками социально значимое явление, требует внимания и изучения.

Физика в конце II тысячелетия от Рождества Христова представляет собой продвинутую область знаний, быть может, самую продвинутую по пути "познания Добра и Зла", на который человек, согласно Священному писанию, ступил, нарушив волю Бога, впервые по-настоящему воспользовавшись предоставленной Им свободой. Пусть не смущает читателя обилие "церковных" терминов в предыдущей фразе, которой автор, ориентированный скорее атеистически, хотел отдать дань двухтысячелетнему юбилею христианства, представляющего собой мощный фактор в истории развития науки и культуры в целом. Тем более что еще совсем недавно у нас господствовало представление об исключительно отрицательном влиянии религии вообще и христианства в частности на развитие науки и общее мироощущение.

Если технические применения физики доставляют человеку все больше материальной и информационной свободы, которая в основном направляется опять-таки на материальные нужды, то сам ее предмет облегчает ориентацию в материальном мире и приход к Свободе духовной, понимаемой не обязательно в том смысле, который вкладывает в нее церковь и которая необходима, с другой стороны, и для развития самой науки. Такая самосогласованность не всегда ощущается изучающими физику, состоящую из многих разделов, не очень-то связанных между собой и содержащих немалые познавательные трудности.

И вот в конце курса обучения, частично в средней школе, а более полно в вузе, наступает благословенное время, когда познавательные муки остаются позади и обучающийся готов к обобщению накопленного, готов почувствовать себя свободным Человеком. Именно ради такого обобщения и такого ощущения и написан конспект, который Вы держите в своих руках или видите на экране компьютера.

Автор не ставил своей целью дать науковедческий анализ физики в духе, например Куна или Поппера, ограничиваясь, в основном, мнением о науке самих физиков. Методология науки возможна и в виде анализа творческого почерка ее творцов. Такой подход ближе автору вследствие своего динамизма и незавершенности, ибо физика, конечно же, развивающаяся наука. Подобное делалось, разумеется, и раньше. Однако теперь поле приложения сил расширилось благодаря аналитической психологии и соционике.

Учебная дисциплина "История и методология физики" в наше время, время падения идеологических ограничений и плюрализма мнений, позволяет использовать представившиеся возможности для прослеживания неформальных связей с философией, религией, психологией и вообще с гуманитарной культурой. Направленность такого рассмотрения - на примере обширного и глубокого научного материала, развернутого во времени, показать закономерности творчества в этой науке, которая остается лидером естествознания, если и не "единоличным", то, по крайней мере, в союзе с другой естественной наукой - биологией, не переставая испытывать серьезные познавательные трудности.

Физика как наука о материальном мире достигла таких пределов, что ей стало тесно в своих рамках. Это произошло в ХХ веке, когда учение о теплоте (энтропия) породило понятие информации, а вакуумная и твердотельная электроника позволили реализовать компьютер. Информационный подход оказался пригодным для изучения не только мира внешнего, мира вещей, но и внутреннего - мира идей, хотя предпосылки для такого расширения сферы приложения физики вызревали уже в XIX столетии, после появления термодинамики и открытия электрона.

Предлагаемый вниманию читателя конспект представляет собой краткое изложение авторского курса лекций, сопровождаемое рядом примеров использования развитых в нем положений. Цель курса: 1) рассмотрение как единого целого разнородных открытий, относящихся к различным периодам и отраслям физики с использованием закономерностей творческого процесса; 2) облегчение изучающим этот курс ориентацию в фундаменте современной картины мира, которая определяется в значительной мере наукой, философией и религией.

В процессе изложения делается также попытка учесть как общекультурный (в основном философский) дух соответствующей эпохи, так и, в отдельных случаях, личностные (типологические) особенности самих творцов, а также взаимоотношений между ними.

Поскольку наука создается личностями, для которых важна как степень заинтересованности общества в их труде, так и степень интеллектуальной свободы, отпущенной им обществом, а эти два качества нередко приходят в противоречие друг с другом, специальный раздел посвящен ситуации недавнего прошлого в нашей стране, борьбе с так называемым физическим идеализмом.

Да и сама физика, испытывая концептуальный голод, нуждается в лучшем понимании познавательного аппарата человека, направленного на изучение ее предмета, которым исторически являлась неживая природа. Однако, даже тот факт, что физические методы пригодились при исследовании генетического кода в биологии, не сделало физику достаточно пригодной для изучения феномена жизни, хотя и само понятие "жизнь" в последнее время определяют как процесс уменьшения энтропии, процесс самоорганизации, т.е. через "физические" понятия. Но и это определение все еще неудовлетворительно.

Особняком стоит область микромира, в котором нарушается причинность в ее обычном понимании, а также прерывается возможность масштабирования процессов, существующая при больших размерах; область, в которой теряется привычное нам самоподобие материи, что было фактически предсказано еще древнегреческими атомистами. Все эти важные аспекты современной физики с трудом поддаются размещению в ограниченном объеме учебника. В этой связи автор, который лишь недавно начал читать этот лекционный курс, приносит извинения специалистам за возможные неточности, возникшие при достаточно "плотной упаковке" материала, а также за то, что некоторые важные страницы истории здесь просто отсутствуют.

В эпоху плюрализма мнений и гуманитаризации естественнонаучного образования, которыми характеризуется рубеж 2 и 3 тысячелетий христианской эры, вероятно, настала пора уходить от однозначных учебников, предоставляя обучающимся определенную свободу в выборе подходов к проблеме. Подобное развитие событий диктуется и самим развитием физики, занявшейся исследованием процессов бифуркаций, вызывающих в случае нелинейной динамики сильный уход конечного результата при незначительном изменении начальных условий.

Для студентов же и подготовленных школьников, которым предстоит этот курс изучать, автор уже теперь допускает существование определенной свободы - возможности инакомыслия, т.е. свободы в выборе иных подходов к проблемам философии, религии (например, с позиций веры) и психологии, чем это сделал он сам, при условии, что они будут как-то логически обоснованы.

Особую надежду автор возлагает на то, что эта книга может быть полезной преподавателям высших и средних учебных заведений, поскольку физика, кроме количественного описания явлений природы и техники, несет в себе еще и большой мировоззренческий заряд. Автор имеет возможность говорить об этом, регулярно встречаясь со слушателями факультета повышения квалификации преподавателей при Саратовском техническом университете.

В Приложениях даются примеры применения используемой автором методологии в форме дискуссионных статей, касающихся взаимодействия науки с религией. Гораздо меньшая свобода допускается, разумеется, при формулировке физических законов или математических теорем, в которых действие субъективного фактора проявляется слабее.

Идеологические дискуссии вокруг физики, продолжавшиеся с перерывами в течение всего ХХ века, не прекратились и к его концу, хотя их характер изменился. Появившееся недавно, когда книга практически уже была закончена, Обращение президиума Российской академии наук к интеллигенции по поводу борьбы с лженаукой побудило автора к написанию специального раздела, который относится к методологии физики, хотя и носит дискуссионный характер, раздела, содержащего также предложение автора по гуманитаризации естественнонаучного и технического образования.

Написанная на грани веков и даже тысячелетий книга не могла не отразить, хотя бы частично, размышлений ведущих ученых о дальнейшем развитии науки и прогнозов на будущее. Здесь, как увидит читатель, тоже не обошлось без дискуссий.

Книга фактически состоит из двух частей. В первой части (конспекте лекций), кончающейся Заключением, дан необходимый минимум сведений для изучения дисциплины и элементы дискуссий там, где подход еще не сложился. Эти места часто набраны мелким шрифтом, и их при первом чтении можно пропустить. Приложения содержат исследования и дискуссии автора и предназначены в основном для самостоятельной работы изучающих предмет и размышлений "вольного" читателя, не связанного учебными рамками.

Автор считает своим приятным долгом выразить благодарность члену-корреспонденту РАН ректору СГУ Д.И. Трубецкову за обсуждение физических и философских проблем нелинейной динамики и ряда методологических аспектов. Я благодарен моим коллегам В.Ф. Названову, С.А. Смолянскому, Ю.С. Гангнусу, Б.С. Дмитриеву, М.А. Старшову, Р.Ф. Мухамедову, В.И. Цою и М.Н. Куликову за обсуждение некоторых принципиальных вопросов, изложенных в первой части книги. Выражаю свою признательность Г.Ю. Чернышовой и С.А. Ракитину за помощь в компьютерной обработке текста.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 539 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...