Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Право собственности на водные объекты



Право собственности - фундаментальное понятие юридической науки и практики. Ещё римские юристы понимали собственность как наиболее полное господство над вещью, но лишь с течением веков европейская правовая мысль стала понимать право собственности как известную триаду: владение (физиче­ское обладание), пользова­ние (возможность эксплуатировать, извлекать полез­ный эффект из вещи), распоряжение (возможность определять юридическую судь­бу вещи, продать, сдать в аренду). Такой же взгляд на собственность разделя­ется российской правовой теорией и отражается в россий­ском законодатель­стве.

Согласно ст. ст. 209-211 ГК РФ, собственник имеет право владе­ния, поль­зования и распоряжения своим имуществом, несёт на себе бремя содержа­ния и риск гибели имущества. Но уже в самом ГК РФ (ст. ст. 209, 129) устанавли­ваются своего рода «экологические приорите­ты». Свободное владение, пользова­ние, рас­поряжение землей и дру­гими природными ресурсами ограничено требо­ванием не наносить ущерба окружающей среде. Кроме того, земля и другие при­родные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иным спосо­бом в той мере, в какой их оборот допускается закона­ми о земле и других при­родных ресурсах (ст. 129 ГК РФ). Таким об­разом, применение к природным ре­сурсам (земля, недра, леса, вода, животный мир) института права собственно­сти имеет свои принци­пиальные особенности.

Содержание права собственности на водные объекты определяется как граж­данским, так и водным законодательством. Согласно водному законодательству, характерной чертой права собственности на водные объекты является неполное применение понятия «владение» к вод­ным объектам, ибо сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Ещё одна осо­бенность права собственности на водные объекты заключается в запрете на отчу­жде­ние водных объектов (кроме прудов и обводненных карьеров).

Своеобразие отношений собственности на водные объекты за­ключается в «текучем» предмете права собственности, да ещё и с довольно трудно опреде­ляемыми границами. В ВК РФ 1995 г. было выражено представление о поверх­ностных водных объектах как о единстве поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах бе­реговой линии. Отныне, согласно действующему ВК РФ береговая линия, а следовательно, и граница водного объекта устанавливается зако­нодателем. Береговая линия рек, ручьев, каналов, озёр, обводненных карь­еров определяется по среднемноголетнему уровню воды в безледный период, а береговая линия прудов и водохранилищ - по нормальному подпорному уровню воды.

Однако вряд ли можно признать, что эту береговую линию лег­ко устано­вить на практике по отношению ко всем водным объек­там. Ведь государствен­ный мониторинг (наблюдение) за водными объектами в течение последних 15 лет оставлял желать лучшего. На многочисленных малых водоёмах и водотоках среднемноголетний уровень вод в безлёдный период не отслеживался. Относи­тельно многих прудов, сооруженных без проекта («кустарно»), либо более века назад, нормальный подпорный уровень также не отслеживал­ся. За состоянием этих водных объектов в лучшем случае осущест­влялись эпизодические наблю­дения, а постоянные могли вестись только 10-15 лет назад. Думается, что все уполномоченные органы, начиная с Росгидромета, отвечающие за водные ре­сурсы, должны возобновить наблюдения, посредством которых только и можно оп­ределить береговую линию.

В отличие от земельного, водное законодательство устанавливает преимуще­ственно федеральную собственность на водные объекты. В соответствии с поло­жениями ВК РФ собственность субъектов РФ, муниципальных об­разований, фи­зических и юридических лиц теперь возможна лишь на пруды и обводненные карьеры. Допуская частную собственность на ограниченный круг водных объек­тов, законодатель явно предпо­чёл привлекать частные инвестиции на основе до­говорного пользо­вания. В частную же собственность должны попасть окружён­ные ча­стными земельными участками водоёмы, имеющие с ними общую юри­дическую судьбу.

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут приобрести право пользования поверхностным водным объектом в порядке, предусмотрен­ном ВК РФ, а подземным водным объ­ектом - в порядке, предусмотренном гор­ным законодательством.

Ещё одной новеллой действующего ВК РФ становится отказ от правовой кон­струкции обособленных водных объектов (замкнутых водоемов), предназначен­ной, по прежнему замыслу законодателя, для частной собственности. Согласно Закону «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», дан­ная формулировка была изъ­ята из земельного и гражданского законодательства.

Для данного решения были свои основания. По ВК РФ 1995 г. обособлен­ными могли быть лишь небольшие по площади непро­точные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической свя­зи с другими поверхностными вод­ными объектами (как правило, это пруды). В то же время следует признать не­совершенство и ус­ловность правовой формулировки обособленных водных объ­ектов. Прежде всего, по-разному может пониматься искусственное про­исхож­дение обособленных (замкнутых) водоемов, ибо многие пру­ды создавались и создаются на месте небольших озер или родников. Кроме того, такие признаки данных водных объектов как «непроточность» и «замкнутость», по сути дела, идентичны, а отсутствие гидравлической связи с другими поверхностными водными объ­ектами в реальной жизни встречается очень редко. Даже если пруд прямо не связан с рекой, не исключена его косвенная гидравличе­ская связь с поверхностными водами через подземные горизонты и родники. В свою оче­редь несовершенство правовых конструкций влекло за собой трудности право­применения. К примеру, на прак­тике были попытки недобросовестных физиче­ских и юридических лиц приватизировать озёра и иные водоёмы, хотя они были связа­ны с рекой.

Итак, в ВК РФ 2006 г. законодатель пошёл по пути прямого ука­зания на разновидности поверхностных водных объектов, которые могут быть в частной собственности (пруды и обводненные карье­ры, находящиеся на частных земель­ных участках). Однако опреде­ление понятий данных водоёмов в новом ВК РФ отсутствует, что в дальнейшем может способствовать недобросовестному при­своению в частную собственность небольших озёр или, скажем, малых водо­хра­нилищ. В то же время, согласно ст. 42 ВК РФ работы по изменению и обустрой­ству природного водоёма и водотока прово­дятся при условии сохранения есте­ственного происхождения вод­ных объектов (надо полагать, и естественного ха­рактера водного режима). Приведённое требование кодекса призвано положить ко­нец произвольному запруживанию малых рек и ручьёв, которое на­блюдается в период «коттеджного бума» и завершается присвоени­ем «свежеиспечённых» во­доёмов частными лицами.

Согласно положениям ВК РФ устанавливаются некоторые основные при­знаки правового режима подземных водных объектов. В частно­сти, предусмат­риваются резерви­рование источников питьевого во­доснабжения на базе защи­щенных от загряз­нения и засорения под­земных вод, мониторинг подземных вод. Однако отноше­ния по по­воду подземных водных объектов регулируются глав­ным образом за­конодательством о недрах, которое само обновляется.

В преамбуле Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»[27] закреп­лено, что в данном Законе регулируются отношения, возни­кающие в связи с геологическим изучением, использованием и ох­раной недр территории Россий­ской Федерации и континентального шельфа, в том числе в связи с использова­нием специфических ми­неральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу со­ляных озёр, заливов морей.

В соответствии со ст. 1.2 Закона РФ «О недрах», недра в границах терри­то­рии Рос­сийской Федерации, включая подземное пространство и содержа­щиеся в не­драх полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, явля­ются государ­ственной собственностью. Участ­ки недр не могут быть предметом купли, про­дажи, дарения, насле­дования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Следует по­яснить, что участки недр вмещают в себя и подземные воды. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к дру­гому в той мере, в какой их оборот допускается федераль­ными законами.

Итак, подземные воды отнесены к специфическим минераль­ным ресурсам недр и находятся в государственной собственности. Однако следует заметить, что в действующем законодательстве о не­драх применяется словосочетание «под­зем­ные воды», а не «подзем­ные водные объекты». Это объясняется тем, что в дейст­вующем за­конодательстве о недрах подземные воды рассматриваются ско­рее как извлекаемый ресурс, а не как природное образование, нуждаю­щееся в защите.

Как отмечалось в юридической литературе, остается неясным, до каких пре­делов горные породы, вмещающие в себя подземные воды, могут признаваться предметом права собственности на водные объ­екты.[28] Согласно ст. 5 ВК РФ гра­ницы подземных водных объ­ектов определяются в соответствии с законодатель­ством о недрах. Данный вопрос может показаться пока неактуальным, так как не­дра всецело, включая подземные запасы вод, принадлежат одному хозяину - государству. Поэтому подземные водные объекты как бы теряются в общем мас­сиве государственной собственности на недра. Однако с развитием рыночных от­ношений в области природополь­зования подземные водные объекты могут стать предметом догово­ра добычи подземных вод, предусмотренного проектируемым гор­ным законодательством. В любом случае необходимо обеспечить экономное «подземное» водопользование.

Внутреннее строение и границы подземных водных объектов мало по­хожи на поверхностные водотоки и водоемы. Например, водоносные горизонты состоят из следующих элементов: водоупор (ложе), водоносный слой и уровень грунтовых вод. Как известно из гидрогеологии, под землей водная мас­са содер­жится в самом пласте породы, а не образует водную толщу, как в реках и озёрах.

Исключение составляют довольно распространённые карстовые водные объекты. Они не только связаны, но и схожи с поверхност­ными водотоками и водоёмами, так как имеют свою водную толщу. Как известно, карстовый процесс - растворение и выщелачивание горных пород водой. В результате этого про­цесса в недрах образу­ются карстовые пустоты. Именно в них зачастую текут подземные ручьи и реки, образуются подземные озёра. Широко распростра­нен­ные в странах СНГ, они являются обильными и нередко единственными ис­точниками водоснабжения. Карстовые водные объ­екты востребованы и в За­падной Европе. Они дают 70 % воды авст­рийской столице - Вене, снабжают ряд других европейских городов. Многие населенные пункты осваиваемых и труд­нодоступных ме­стностей России также снабжаются за счёт карстовых источни­ков. Карстовые формы используются для строительства ГТС и провод­ки гидро­тоннелей.[29]





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1246 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...