Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
понятиями "структура - элемент - система", "целое - часть", "содержание -
форма", "сущность - явление". К этой группе категорий, характеризующих
системность материи, относятся также "вещь - свойство - отношение"; "единичное -
особенное - общее" и некоторые другие категории. Дальнейшую свою конкретизацию
системность получает при анализе развития и детерминации (самодетерминации)
материальных систем, на чем мы и остановимся.
Глава XXIV. Детерминизм
§ 1. Общая характеристика детерминизма
Наряду с принципом субстанциального единства мира и принципом развития
общетеоретический принцип детерминизма является фундаментальным принципрм
философского учения о бытии. Если принцип субстанциального единства мира дает
ответ на вопрос о том, является ли мир единым или множественным и что лежит в
основе его единства, если принцип развития дает ответ на вопрос о том, остается
ли мир всегда тождественным себе или он постоянно претерпевает изменения, то
принцип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в
своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный,
упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер. Другими словами, это
вопрос о том, выступает ли мир в своем существовании и развитии как
упорядоченный Космос или неупорядоченный хаос. Ответ на последний вопрос, как и
ответы на первые два, всегда интересовал философов, начиная с античности; в
зависимости от этого ответа философские учения распадались на два направления:
философский детерминизм и философский индетерминизм.
Первоначально смысл слова "детерминация" был связан с буквальным его значением и
имел антропоморфный характер. Термин "детерминация" происходит от латинского
determinare, означающего "определять", "отделять", "отграничивать", и в этом
смысле он обозначал операцию определения предмета через выявление и фиксацию его
признаков, отделяющих один предмет от другого. Ясно, что детерминация в этом
смысле обязательно предполагает существование познающего субъекта. Позже
детерминацию в философии стали понимать в объективном смысле, как формирование,
становление объективных признаков предмета под действием объективных факторов.
Но такое изменение употребления термина "детерминация" путем приписывания ему
объективного статуса с необходимостью вело и к изменению его смыслового
значения. Детерминация в объективном смысле уже означает не определение,
ограничение или отделение, а обусловливание одних явлений, процессов и состояний
другими явлениями, процессами и состояниями, в результате чего первые и
приобретают определенные признаки, которые можно зафиксировать в определениях.
Именно это объективное значение термина "детерминация", характеризующее
существование в мире отношения объективного обусловливания, и имеет в виду
современная философия, когда утверждает детерминированность всех объективных
явлений.
Детерминизм - это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В
основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явлений,
которая, с одной стороны, является проявлением субстанциального единства мира и
способом его реализации, а с другой - следствием и предпосылкой универсального
характера развития.
Исходной категорией детерминизма оказываются понятия связи и взаимодействия.
Взаимодействие проявляет себя во взаимном изменении вещей. В нем вещи
оказываются теми факторами, через действие которых и реализуется отношение
детерминации. Существование всеобщей универсальной взаимосвязи всех явлений и
является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее
учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее
существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи
(см.: Кедров Б. М. "Научная концепция детерминизма" // "Современный детерминизм,
законы природы". М., 1973. С. 8).
Однако содержание принципа детерминизма не исчерпывается этим. Философский
детерминизм предполагает также определенную концепцию природы и структуры
отношений детерминации, находящую свое выражение в учении о причинности,
необходимости (в ее соотношении со случайностью), закономерности, многообразии
типов и видов отношений детерминации, существующих в мире, и в решении ряда
других проблем.
В более развернутом виде общетеоретический принцип детерминизма может быть
представлен в совокупности следующих тезисов:
1. Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов, посредством
которых каждая конкретная вещь приобретает и сохраняет свои характерные признаки
и которая объясняет изменение явлений. Как справедливо замечает Я.Ф. Аскин, в
рамках этого тезиса "детерминизм - это отношение, выражающее зависимость вещей
(свойств вещей, отношений между ними, событий, процессов, состояний) в их
существовании и изменении от любых факторов" (Аскин Я.Ф. "К вопросу о категориях
детерминизма" // "Современный детерминизм и наука". Т. 1. Новосибирск, 1975. С.
44 - 45).
2. В основе всего многообразия отношений детерминации (или обусловливания) лежит
генетическая, причинная производительность. Каждое событие имеет свою причину,
каждое событие порождается, производится другим событием, и этот процесс
порождения сопровождается переносом вещества, движения и информации. Иными
словами, принцип детерминизма в качестве своего обязательного компонента
включает принцип причинности.
3. Тезис о многообразии типов детерминации и существовании непричинных отношений
детерминации. Это означает, что принцип детерминизма не сводит все отношения
детерминации к причинной детерминации, но постулирует существование многообразия
типов отношения детерминации, непосредственно не сводимых к причинности. В то же
время причинная детерминация оказывается основанием для существования всех
других типов детерминации.
4. Тезис о закономерности или регулярности отношений обусловливания: процесс
обусловливания имеет регулярный упорядоченный характер. Он подчиняется законам,
имманентным схемам бытия, внутренне присущим отношениям между явлениями.
Согласно этому тезису, каждое явление, событие подчиняется закономерным
отношениям в процессе своего существования и изменения.
Требует разъяснения отношение между вторым тезисом, в котором постулируется
принцип причинности, и третьим тезисом, в котором утверждается существование в
мире непричинных типов обусловливания или детерминации. На первый взгляд может
показаться, что эти тезисы находятся в отношении противоречия. Во втором тезисе
утверждается всеобщий характер причинности, а в третьем - существование в мире
непричинных типов обусловливания. Если истолковывать содержание третьего тезиса
о существовании в мире наряду с каузальностью явлений, не имеющих причин, то
действительно мы сталкиваемся с логическим противоречием. Однако в
действительности в третьем тезисе лишь утверждается, что, хотя каждое явление
имеет причину, многообразие отношений между явлениями не исчерпывается
отношениями причинения, существуют и другие виды отношений объективного
обусловливания, знание которых в равной степени важно для успешной
познавательной и практической деятельности человека. Поэтому принцип
закономерности находит свое проявление как в отношениях причинной, так и в
отношениях непричинной детерминации. В этом плане принцип закономерности
оказывается шире по своему объему, чем принцип причинности.
Требует пояснения и соотношение понятий причинности и принципа детерминизма. Из
приведенного выше определения принципа детерминизма следует, что понятие
причинности рассматривается как необходимая составная часть принципа
детерминизма и что последний утверждает о мире нечто большее, чем принцип
причинности.
В нашей литературе имеет место тенденция к отождествлению принципа причинности и
принципа детерминизма. Например, в "Философской энциклопедии" детерминизм
определяется "как учение о всеобщей причинной материальной обусловленности
природных, общественных и психических явлений" (Ярошевский М. "Детерминизм" //
"Философская энциклопедия". Т. 1. М., 1960. С. 464). При таком отождествлении
причинности и детерминизма само использование термина "детерминизм" оказывается
излишним. Более логично в таком случае для обозначения учения о регулярной
обусловленности использовать термин каузализм. Кроме того, такое отождествление
ведет к исключению самой возможности существования непричинных типов и видов
обусловливания, а значит, и к исключению возможности существования непричинных
законов, что противоречит реальной практике науки.
Отождествление причинности и детерминизма имеет исторические корни и содержит в
себе зерно истины. Рациональным моментом в нем является мысль о неразрывности
принципа детерминизма и принципа причинности. Отрицание причинности с
необходимостью ведет к отказу от материалистического детерминизма. Однако
сведение детерминизма только к учению о причинности значительно обедняет
концепцию философского детерминизма.
Альтернативной детерминизму позицией является индетерминизм (см.: Огородников В.
П. "Познание необходимости. Детерминизм как принцип научного мировоззрения". М.,
1985, раздел "Индетерминизм и метафизика против науки"). Существуют различные
формы индетерминизма, но все они связаны либо с отрицанием принципа причинности,
либо с отрицанием объективного характера отношений детерминации. Последний
вариант индетерминизма характерен для философии Д. Юма и И. Канта. Не отрицая
значения категорий детерминизма в научном познании, они проводят
субъективистскую линию в трактовке природы причинности, необходимости,
закономерности: регулярность и обусловленность присущи только нашему восприятию
мира, но не самому миру.
В современной западной философии весьма распространена доктрина, сторонники
которой отвергают принцип причинности, но принимают принцип закономерности.
Иногда эту доктрину обозначают термином "номологический детерминизм" (от греч.
"nomos" - закон). Но фактически эта доктрина является скрытой формой
индетерминизма, поскольку, как уже говорилось, исключение принципа причинности
ведет к индетерминизму, так как отношения обусловливания тем самым лишаются
субстанциальной материальной основы.
Изучающий проблемы детерминизма должен иметь в виду многозначность употребления
термина "детерминизм" как в отечественной, так и в зарубежной литературе, а
поскольку термины "детерминизм" и "индетерминизм" являются антонимами, эта
многозначность оказывается характерной и для употребления термина
"индетерминизм". Так, широко распространено употребление термина "детерминизм"
для обозначения одной из исторических форм детерминизма - лапласовского
детерминизма, в котором детерминированность явлений отождествляется с их
однозначной предсказуемостью. Соответственно те философы, которые отрицают
лапласовский детерминизм, должны именоваться "индетерминистами", хотя отрицание
лапласовского детерминизма не связано однозначно с отрицанием принципа всеобщей
обусловленности, причинности, закономерности и, следовательно, не обязательно
ведет к доктрине философского индетерминизма.
В полном объеме сущность диалектической концепции детерминизма раскрывается с
опорой на ряд философских категорий, к которым относятся прежде всего такие, как
"причина" и "следствие", "закон" и "закономерность", "сущность" и "явление",
"необходимость" и "случайность", "свобода", "возможность", "действительность" и
др.
§ 2. Причина и следствие. Цепи причинения
Как уже отмечалось, основанием философского детерминизма является учение о
причинной обусловленности всех явлений. Причинная связь или причинное отношение
является отношением между двумя явлениями, событиями, одно из которых выступает
в качестве причины, а другое в качестве следствия. В самом общем виде отношение
причинения можно определить как такую генетическую связь между явлениями, при
которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с
необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое
следствием.
В данном случае одностороннее воздействие, кстати, широко распространенное в
природном и социальном мире, получается при отвлечении от обратного воздействия
и от взаимосвязей, частью которых такое воздействие является. Если же несколько
расширить рамки рассмотрения воздействий, то обнаружится, что причина есть
взаимодействие. Возможны два типа взаимодействий:
1) ведущее к изменениям состояний и свойств в уже существовавших объектах;
пример - воздействие вирусов на органы и ткани организма, имеющие следствием
заболевание человека и биохимические изменения самих вирусов:
2) порождающие новые объекты, которых не было до начала действования причины;
пример - взаимодействие электрона и позитрона, порождающие два фотона:
Причина при таком ракурсе, т. е. в плане взаимосвязей, определяется как
взаимодействие тел или элементов, вызывающее соответствующие изменения во
взаимодействующих телах, элементах, сторонах или порождающее новое явление.
Причина есть взаимодействие, следствие - результат взаимодействия.
Приведенное же первоначально определение (как одностороннее действие одного тела
на другое) сохраняет свою силу при первом типе взаимодействия, выступая лишь
одной из его сторон: (так, на практике врач отвлекается от обратного воздействия
организма на вирус, а исследователь вируса сосредотачивает внимание только на
биохимических или каких-либо иных изменениях в своем объекте).
Каковы же критерии, способные распознать причинно-следственную связь и отличить
ее от других, близких к ней типов детерминации (например, от функциональных
зависимостей)?
Первым и основополагающим признаком причинного отношения является наличие между
двумя явлениями отношения производства или порождения. Причина не просто
предшествует следствию во времени, а порождает, вызывает его к жизни,
генетически обусловливает его возникновение и существование. Это свидетельствует
о том, что причинная связь является субстанциальной связью. Субстанциальный
характер причинной связи одним из первых подчеркивал Гегель, определяя
причинность как "шествие субстанции". В процессах причинения происходит перенос
вещества, энергии и информации. Если мы исключаем возможность существования
между двумя явлениями отношения порождения, то тем самым мы исключаем и наличие
между ними отношения причинения. Как отмечают исследователи этих отношений,
перенос вещества, энергии или информации в процессах причинения связан с
преобразованием формы движения и структурных моментов в соответствии со
специфическим содержанием объектов, являющихся причиной и следствием; благодаря
преломлению причинного воздействия через специфическую природу материальной
системы (или систем) следствие оказывается несводимым по своему качеству к
действующей причине.
Отношение генетического порождения обусловливает существование и другого
признака причинного отношения: причинное отношение характеризуется
однонаправленностью или временной асимметрией. Это означает, что формирование
причины всегда предшествует возникновению следствия, но не наоборот. Процесс
причинения имеет определенную направленность во времени от того, что есть, к
тому, что возникает, появляется. Процесс причинения необратим, и на этой
необратимости процессов причинения некоторые авторы основывают и необратимость
времени. Если мы рассматриваем отношение между двумя явлениями и обнаруживаем,
что одно из них предшествует другому во времени, то это другое ни при каких
условиях не может рассматриваться как следствие. В то же время сам факт
регулярного предшествования одного события другому во времени (пример: весна -
лето, ночь - день) не дает еще основания считать первое событие причиной, а
второе - следствием. Последовательность во времени является необходимым, но
недостаточным условием для существования причинного отношения. Только если два
следующих одно за другим события связаны отношением порождения, они находятся в
причинной связи.
В некоторых случаях может создаваться представление об одновременности
существования причины и следствия. Например, при какой-либо болезни причина
(вирус) "сосуществует" с патологическим состоянием. Такое представление
ошибочно; причина остается порождающим фактором (по крайней мере самого начала
развертывания следствия); следствие же "заходит" в зону продолжающегося
причинного действия и может завершаться одновременно с окончанием действия
причины.
Третьим признаком причинного отношения является его необходимость,
однозначность. Если причина возникает в строго определенных фиксированных
внешних и внутренних условиях, то она с необходимостью порождает определенное
следствие, и это имеет место независимо от локализации этого причинного
отношения в пространстве и времени. Отношение причины и следствия имеет
закономерный характер, а само представление о необходимом характере связи между
причиной и следствием включается в закон причинности. Формулировка закона
причинности: равные причины всегда порождают равные следствия.
Необходимость связи следствия с породившей его причиной не следует смешивать с
вопросом о самом характере следствия: оно может быть необходимым или случайным.
Случайными те или иные явления считаются не потому, что они не вытекают с
необходимостью из своих причин, а потому, что они порождаются случайными
событиями. Сама связь следствия с порождающей его причиной не может быть
случайной. Сферой существования случайности является не взаимосвязь причины и
следствия, а взаимосвязь элементов, составляющих причину, взаимодействия тел и
элементов, их образующих (см.: Шептулин А.П. Система категорий диалектики. М.,
1967. С. 234 - 242).
Четвертым признаком причинно-следственного отношения является его
пространственная и временная непрерывность, или смежность. Любое причинное
отношение при внимательном его рассмотрении фактически выступает как
определенная цепь причинно связанных событий. Если интегральная причина и
следствие разделены пространственным промежутком, то эта причинная цепь
разворачивается в пространстве. Если причина и следствие сосуществуют в одной
точке пространства, то они разделены временным интервалом, и причинная цепь
реализуется во времени. Фактически имеет место и то, и другое. Пространственная
непрерывность означает, что когда два явления, выступающие по отношению друг к
другу как причина и следствие, разделены пространственным интервалом, то этот
интервал должен быть заполнен непрерывной цепью необходимо связанных причинных
событий. Разрывов в этой цепочке причинно связанных событий не должно быть.
Именно по этой цепи событий и происходит перенос вещества, энергии и информации
от причины к следствию. Разрыв в цепи нарушал бы субстанциальный характер связи
между причиной и следствием.
Временная непрерывность, имеет место тогда, когда два события, выступающие по
отношению друг к другу как причина и следствие, имеют место в одной точке
пространства, но разделены конечным временным интервалом. Требование временной
непрерывности означает, что между этими событиями существует множество других
причинно связанных событий, смежных во времени. Поскольку причинная связь всегда
реализуется и разворачивается во времени, постольку всегда имеет место и
временная смежность.
В мире не существует явлений и событий, которые бы не имели причины своего
возникновения и существования. Существование беспричинных событий противоречило
бы и принципу материального единства мира, и принципу развития, и принципу
универсальной взаимосвязи всех явлений. Существование беспричинного события
означало бы фактически его независимость от всего остального материального мира;
оно должно было бы рассматриваться как самостоятельная субстанция; тем самым
нарушался бы субстанциальный аспект единства мира. Поскольку процесс причинения
выступает необходимым звеном любого процесса развития, существование
беспричинных событий вело бы к отрицанию всеобщего характера развития. С
естественнонаучной точки зрения существование беспричинных событий входит в
противоречие с законом сохранения материи и энергии, ибо оно демонстрировало бы
возникновение чего-либо из ничего.
За признанием всеобщности причинности в силу его субстанциального характера
стоит старая философская максима: "Ничто не может возникнуть из ничего или
превратиться в ничто".
Утверждение о всеобщем характере причинной обусловленности явлений обычно
называется принципом причинности. Возможны различные его формулировки. Наиболее
удачной, на наш взгляд, является следующая: "Всякое изменение в состоянии какого
бы то ни было материального тела может быть вызвано только материальным
воздействием, определенным материальным процессом".
Хотя принцип причинности и не исчерпывает концепции детерминизма, он составляет
его основу. (Те же функциональные зависимости, как, к примеру, день и ночь,
радиус круга и его площадь, имеют своим основанием определенную причину).
Причинно-следственная связь является фундаментальной не только в том смысле, что
на ней основываются в конечном счете другие, непричинные типы детерминации. Это
связь оказывается простейшей и вместе с тем базисной в том еще отношении, что из
нее исходят, на ней формируются более сложные виды самих каузальных отношений -
так называемые цепи причинения.
Имеются следующие виды цепей причинения (материал дается по работам В. Г.
Борзенкова, В. П. Бранского, М. Бунге, И.В. Кузнецова):
1) Однолинейные цепи причинения. В них одно и то же явление выступает и
причиной, и следствием, причиной в одном отношении и следствием в другом:
...A -> B -> C -> D...
Для них характерна пространственно-временная смежность, которая только что
отмечалась, и транзитивность (если в алгебре a=b, a b=c, то а=с; здесь же В,
будучи причиной С, а С - причиной D, оказывается тоже причиной D, хотя и не
непосредственной, но опосредованной причиной D). Однолинейные цепи причинения
сопровождаются реактивными цепями причинения.
Свойство следствия влиять на свою причину (а вызванных изменений в причине
оказывать воздействие на уже появившееся следствие; таковых "круговых"
воздействий может быть множество) оказывается предпосылкой формирования новых
цепей причинения.
2) Цепи причинения двулинейные с обратной связью. Пример - работа холодильника.
С повышением температуры внутри холодильника срабатывает терморегулятор,
включающий холодильную установку, которая приводит температуру к нужной
величине.
Определение: Материальные системы, в цепях причинения которых перенос вещества,
энергии и информации от следствия к причине имеет существенное значение для
функционирования системы в целом, называются системами с обратной связью.
3) Разветвляющиеся цепи причинения.
Пример: разброс попаданий в мишень при стрельбе из мелкокалиберной винтовки;
причины вроде бы одинаковые и кажется, будто нарушается закон причинности.
Однако, учет условий дает представление о таких явлениях как составленных из
нескольких (или множества) однолинейных цепей, "наложенных" друг на друга; закон
причинности здесь соблюдается. Кстати, заявления некоторых физиков о
существовании в квантовой механике вероятностной связи причины со следствием
оказываются некорректными; говоря о единичной причинно-следственной связи, на
самом деле представляют вероятностную связь в разветвляющихся цепях причинения.
К разветвляющимся цепям причинения, помимо отмеченного вида, относятся также
много-однозначные и много-многозначные цепи при-чинения.
Совокупность однолинейных, двулинейных и разветвляющихся цепей причинения может
давать сеть причинения.
Причинная сеть - это такое отношение между объективно существующими явлениями, в
котором каждое из них многократно (но в разных отношениях) выступает и причиной,
и следствием.
Причинная сеть может образовывать замкнутый в себе причинный комплекс (тело,
вещь, систему и пр.), способный в свою очередь на новом уровне отношений
выступать как причина.
Итак, основой каузальной детерминации является элементарная причинно-
следственная связь; причинные связи образуют причинные цепи; цепи причинения
могут формировать причинные сети; причинные сети могут образовывать причинные
комплексы, которые, в свою очередь, могут выступать в качестве одной причины на
новом структурном уровне организации материи. Существует бесконечная иерархия
причинных отношений.
§ 3. Механизм процессов причинения.
Полная причина.
Непричинные виды детерминации
Отношение причинения имеет динамический характер. "Поступившие" от причины
вещество, энергия и информация и порождают следствие.
В ходе этого переноса находят свою реализацию два закона: закон сохранения массы
и энергии и закон превращения одних форм энергии в другие. Количество вешества и
энергии, необходимое для вызывания следствия, точно соответствует количеству
вещества и энергии, "теряемому" причиной. Вместе с тем переносимые по цепи
причинения вещество и энергия претерпевают качественную трансформацию, что
позволяет объяснять в процессах причинения возникновение нового, отличие
произведенного следствия от производящей причины. Для количественного описания
этой стороны процессов причинения в естествознании выработаны такие понятия, как
"поток массы", "поток заряда", "поток излучения", "поток энергии", "поток
импульса", или "поток количества движения", и т.д.
Вместе с переносом вещества и энергии по цепям причинения может происходить и
перенос структуры, в результате чего структура причины, выделенность
определенных элементов и способы их связи отображаются в появившемся следствии.
Перенос структуры не следует понимать просто как трансляцию самих элементов;
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 137 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!