Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава XV. Сознание 1 страница



ДЛЯ ЗАМЕТОК

Глава XV. Сознание

§ 1. Сознание, его структура и источники

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно.

Представления о нем весьма различны, зависят от разнообразия жизненного опыта

людей, формирующего далеко не тождественные между собой его трактовки; понимание

сознания, его сути, содержания, масштабов проявления определяется во многом

культурными традициями людей, их религиозной, общественной ориентацией.

Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди

которых философия, психология, биофизика, информатика, кибернетика,

юриспруденция, психиатрия. Вследствие объективной своей многосистемности

сознание с большим трудом поддается общесистемному определению и любое его

определение, если не оговарить специального назначения этого определения,

оказывается неполным, односторонним, вызывающим к себе скептическое отношение,

ведущее к попыткам его заменить или дополнить.

Философская теория познания, будучи прежде всего специализированной, хотя и

мировоззренческой, теорией, уступает в своем определении сознания универсализму

философской онтологии. Этот универсализм, к сожалению, остается пока лишь

установкой, не приведшей еще к настоящему времени к сколь-нибудь полному синтезу

разных философских стратегий исследования сознания, а потому еще не давшей более

или менее совершенного исходного определения сознания. Но если уж дело обстоит

так в общемировоззренческом плане (здесь, в частности, еще даже не намечены пути

к первичному согласованию философского и мистико-религиозного понимания

сознания), то нечто подобное имеет место и в гносеологии. Задача философской

теории познания кажется менее трудной, ибо она фокусирует свое внимание только

на знании, к тому же - на истинностном знании, формах его бытия и способах

достижения; иначе говоря, ее объектом выступает лишь одна сторона сознания.

Среди философско-гносеологических концепций сознания, разработанных в последние

два десятилетия в нашей стране, и обладающих в перспективе значительным

потенциалом для осуществления синтеза разных философских, и даже разных

мировоззренческих, направлений исследований сознания выделяются две концепции:

А. Г. Спиркина ("Сознание и самосознание". М., 1972) и А. В. Иванова ("Сознание

и мышление". М., 1994). В трудах этих философов наиболее адекватно, на наш

взгляд, охарактеризованы сущность и структура сознания (повторяем - в плане

философской гносеологии).

Под сознанием, по А. Г. Спиркину, имеется в виду способность идеального

(психического) отражения действительности, превращения объективного содержания

предмета в субъективное содержание душевной жизни человека, а также

специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на

разных его уровнях. Именно в субъективном мире сознания осуществляется

воспроизведение объективной реальности и мысленная подготовка к преобразующей

практической деятельности, ее планирование, акт выбора и целепола-гание. Под

сознанием понимается не просто психическое отражение, а высшая форма

психического отражения действительности общественно развитым человеком. Оно

представляет собой такую функцию человеческого мозга, сущность которой

заключается в адекватном, обобщенном, целенаправленном и осуществляющемся в

речевой (или вообще в символической) форме активном отражении и конструктивно-

творческой переделке внешнего мира, в связывании вновь поступающих впечатлений с

прежним опытом, в выделении человеком себя из окружающей среды и

противопоставлении себя ей как субъекта объекту. Сознание заключается в

эмоциональной оценке действительности, в обеспечении целеполагающей деятельности

- в предварительном мысленном построении разумно мотивированных действий и

предусмотрений их личных и социальных последствий, в способности личности

отдавать себе отчет как в том, что происходит в окружающем материальном мире,

так и в своем собственном мире духовном. Таким образом, сознание - не просто

образ, а идеальная (психическая) форма деятельности, ориентированная на

отражение и преобразование действительности. Из отмеченных А. Г. Спиркиным

характерных признаков сознания вытекает следующее определение сознания:

"Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция

мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и

конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном

мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном

регулировании и самоконтролировании поведения человека" (с. 83).

"Поле" сознания хорошо представлено А. В. Ивановым в виде круга, куда вписан

крест, делящий его на четыре равные части (при этом подчеркивается, что такое

разделение в значительной мере условно по отношению к реально существующему

сознанию):

Сектор (I) является сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их

основе знания. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные

представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем

мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами.

Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность и

целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных,

социальных и человеческих тел.

С сектором (II) соотносятся логико-понятийные компоненты сознания. С помощью

мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в

сущностные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических

мыслительных операций и жестких логических доказательств. Главной целью и

регулятивом логико-понятийной сферы сознания является истина. I и II сектора

образуют внешне познавательную (или внешнепредметную) составляющую сознания, где

субъективно-личностные и ценностно-смысловые компоненты психического мира

находятся как бы в снятом, латентном состоянии. Они образуют "левую половинку"

нашего сознания.

"Правая половинка" тоже состоит из двух секторов. Сектор III можно связать с

эмоциональной компонентой сознания. Она лишена непосредственной связи с внешним

предметным миром. Это скорее сфера личностных, субъективно-психологических

переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми

сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек. Сюда относятся: 1)

инстинктивно-эффектные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия,

смутные видения, галлюцинации, стрессы); 2) эмоции (гнев, страх, восторг и

т.д.); 3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием

образно-визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть,

симпатия, антипатия и т.д.). Главным регулятивом и целью "жизнедеятельности"

этой сферы сознания будет то, что 3. Фрейд в свое время назвал "принципом

удовольствия".

И наконец, сектор (IV) может быть соотнесен, по А. В. Иванову, с ценностно-

мотивационной (или ценностно-смысловой) компонентой единого "поля" нашего

сознания. Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности,

а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии,

продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятивом бытия

этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т.е. не истина

как форма согласования мысли с предметной действительностью, а ценности как

формы согласования предметной действительности с нашими духовными целями и

смыслами. III и IV сектора образуют ценностно-эмоциональную (гуманитарную в

самом широком сысле) составляющую нашего сознания, где в качестве предмета

познания выступают собственное "я", другие "я", а также продукты их творческой

самореализации в виде гуманитарно-символических образований (художественных и

философско-религиозных текстов, произведений музыки, живописи, архитектуры). При

этом внешнепознавательная составляющая сознания оказывается здесь редуцированной

и подчиненной его "правой половинке".

Как замечает А. В. Иванов, предложенную схему сознания можно, при желании,

соотнести с фактом межполушарной асимметрии мозга, где внешнепознавательной

составляющей сознания будет соответствовать деятельность левого, "языкового",

аналитико-дискурсивного полушария, а ценностно-эмоциональной компоненте сознания

- интегративно-интуитивная "работа" правого полушария.

Эта схема сознания конкретизируется в ряде отношений. В поле сознания (в круге)

могут быть выделены два сегмента: нижний, которому будет соответствовать

бессознательное, и верхний сегмент - сверхсознание.

С помощью надсознательных способностей сознания мы приобщаемся также к

информационно-смысловой реальности (если принимать гипотезу ее объективного

онтологического существования). В ряде религиозно-мистических доктрин и во

многих философских системах доказывается, что высшее знание открывается сознанию

лишь в актах надсознательного озарения, когда человек "сливается" с божественным

или космическим Разумом, приобщаясь к надындивидуальной истине, благу и красоте.

Отсюда идея божественного творческого экстаза, т. е. выхода индивида за

собственные телесные и сознательные (в "узком" смысле) пределы. Есть все

основания предположить, считает А. В. Иванов, что "я" есть лишь словесно-

психический способ фиксации восхождения нашей подлинной духовно-космической

самости по горной вертикали сознания. Рождаясь из "тьмы и молчания

бессознательного" (выражение К. Г. Юнга), наша духовная самость, проходя через

ряд ступеней эволюции, способна в конце концов достигать уровня Космического

Сверхсознания.

Проблема сознания, включая в себя представление о его составе, тесно связана с

вопросом о самосознании. Можно столкнуться с позицией, согласно которой

существует сознание, а за его рамками - самосознание. Между тем, многие философы

считают очевидным факт существования самосознания в пределах самого же сознания.

Только что приведенная модель сознания тоже принимает этот факт. Такова же, в

целом, и русская философская традиция. Тому подтверждение - четкое разграничение

сознания С. Л. Франком на предметное сознание, сознание как переживание и

самосознание (в его книге "Душа человека", М., 1917).

Считается, что если предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего

человека мира, то при самосознании субъект делает объектом самого себя. Объектом

анализа при этом становятся собственные представления, мысли, чувства,

переживания, волевые импульсы, интересы, цели, поведение, действия, положение в

коллективе, семье, обществе и т.п. "Самосознание, - отмечает А. Г. Спиркин, - не

только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и

состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка.

Человек как личность - самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже

невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое

отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым

жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели,

строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной

проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы "за" и "против",

отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий... Верная самооценка

поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение.

Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа,

обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой

доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное

отношение к себе - высший уровень самооценки" (Спиркин А. Г. "Сознание и

самосознание". С. 149 - 150). У разных людей - разная степень самосознания (да и

у одного и того же человека - в разное время и в разных ситуациях): от самого

общего, мимолетного контроля над потоком мысли, обращенной к внешним объектам,

до углубленных размышлений над самим собой, когда "Я" оказывается основным

объектом сознания, когда упор делается на свою внутреннюю духовную жизнь (см.

там же. С. 146).

Обращение философов к самосознанию как особой сфере субъективного мира

начинается с Сократа с его максимой: "Познай самого себя". Сократ одним из

первых философов понял, что осознание окружающего человека мира остается

ущербным без параллельного процесса осознания самого себя, своего внутреннего

духовного мира. С становлением философии как специфического рода знания, как

знания о мире и человеке сложился и взгляд на деятельностный, беспокойный

характер души, диалогичность и критичность разума по отношению к самому себе.

Платон, например, отмечал, что деятельность души есть не пассивное восприятие, а

собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с самой собой; размышляя,

душа ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая,

утверждая и отрицая (см.: Платон. Соч.: В 3 т. М., 1970. Т. 2. С. 289).

Формирование самосознания ни в истории человечества, ни в индивидуальном

развитии человека невозможно без социального фактора, без коммуникаций, без

отграничения себя от других людей и в то же время - без соотнесения себя с ними,

с их жизненными позициями, без оценки себя с позиций других людей и общества.

"Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает

относиться к самому себе как к человеку" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.

23. С. 62).

Таким образом, социальность человека приводит к возникновению в его психическом

мире самосознания. Человек осознает себя не только посредством других людей, но

и через осознание им же создаваемой материальной деятельности. В процессе

самосознания человек вьщеляет себя из окружающего его мира и старается

определить свое отношение к нему. Если сознание позволяет человеку

контролировать свою практическую деятельность, то самосознание держит под

контролем деятельность самого сознания, что качественно меняет и сознание. В

процессе самосознания человек становится личностью и начинает осознавать себя

как личность и как субъекта практической и духовной деятельности.

Итак, самосознание обладает всеми признаками сознания, которые содержатся в

определении сущности сознания, имеющемся в психологической и философской

литературе.

В самосознании, особо выделяется функция самоконтроля, а признак "отражение

внешнего мира", что мы видели, требует своего истолкования в терминах субъектно-

объектных зависимостей, определения "внешнего" по отношению лишь к исходной

духовной активности, в рамках психической реальности человека.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 232 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...