Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Средневековая экономическая мысль России



Экономическое и политическое развитие России в средние века обладало определенной спецификой. На рубеже XV-XVI вв. в России сложилось централизованное государство. Но если в европейских странах формирование в это же время централизованных государств сопровождалось зарождением капитализма, то в России государство, наоборот, способствовало усилению некоторых признаков феодализма, в частности, возникновению и развитию крепостного права. Кроме того, российское государство формировалось под влиянием татаро-монгольской политической системы по типу восточных деспотий.

Эти особенности нашли отражение в русской экономической мысли данного периода. Большое значение имели так называемые «Домострои», сочинения по организации феодального хозяйства, аналогичные по своим задачам «Экономиксу» Ксенофонта. На Руси было издано много вариантов «Домостроев». В XVI в. советник Ивана IV Сильвестр соединил их в наказ, вошедший в историю как «Домострой Сильвестра». Этот сборник являлся руководством по организации феодального хозяйства, содержащий и некоторые рыночные советы: когда и что покупать по низким ценам; какие товары покупать с избытком, чтобы в случае повышения цен их перепродавать; покупать не в кредит, а за наличные деньги, чтобы не платить процент, и т.п. «Домострой Сильвестра» просуществовал вплоть до XVIII в. и потерял свою актуальность с развитием капитализма.

Одно из известных сочинений - «Правительница» написано на рубеже 40-50-х годов XVI в. священником Ермолаем-Еразмом. Это произведение представляло собой первый в России специальный экономико-политический трактат. В нем рассматривается вопрос о создании экономической основы Русского централизованного государства. Такую основу Еразм видел в развитии поместного землевладения. Предложенная им реформа в области землевладения – раздача земли крестьянам и служилым людям была направлена на укрепление государства.

Спецификой взглядов самого Ермолая-Еразма была частичная близость взглядам ранних христианских богословов, что нашло отражение и в его произведении. Богатство однозначно осуждается Ермолаем-Еразмом, поскольку «от своего труда много богатства никому не мощно собрати». В отношении прибыли Ермолай занимает компромиссную позицию, осуждая только чрезмерно высокую прибыль. Ссудный же процент осуждается полностью, поскольку деньги не имеют естественных причин роста.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем состоит нормативный характер средневековой экономической мысли?

2. Что общего и в чем различие между взглядами ранних и поздних канонистов?

3. Что такое «справедливая цена» в понимании ранних и поздних канонистов?

4. Что понимал Ф. Аквинский под справедливостью в обмене и справедливостью в распределении?

5. Каково понимание богатства и частной собственности в учении Ф. Аквинского?

6. Как, согласно Ибн-Хальдуну, изменяется экономика на разных этапах развития общества? Что такое естественное и неестественное богатство? В чем причина разрушения государства?

7. Каково понимание цены, торговой прибыли, денег в теории Ибн-Хальдуна?

8. Как организовано общество, основанное на идеях утопического социализма? Почему модели нового идеального общества фактически противоречили идеи гуманизма?

9. Что характерно для экономической мысли в России в позднее средневековье?





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1118 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...