Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Скромность и отсутствие кичливости



Скромность – удел благочестивых, и ей благодаря

Они к вершинам устремились. Но удивительны дела,

Когда невежда вдруг кичится, (так какова ж егосудьба),

Счастлива иль несчастлива она?

Знай, искатель знания, что ступенями (на пути достижения) высокого положения является скромность (и покорность). В хадисе сказано:

وَمَا تَوَاضَعَ أَحَدٌ لِلَّهِ إِلاَّ رَفَعَهُ اللَّهُ

«…а любого (из тех, кто) проявляет смирение ради Аллаха, Всемогущий и Великий Аллах неизменно возвышает» [281].

Аййуб сказал: «Ученый должен посыпать свою голову землей, (выражая) покорность Великому и Могущему Аллаху». Ибн аль-Му‘тазз сказал: «(Самый) скромный среди учеников – самый знающий из них, подобно тому, как в (самом) низком месте собирается больше всего воды». Один мудрец сказал: «Скромность в сочетании с невежеством и жадностью более похвальна, чем гордыня в сочетании с благопристойностью и щедростью. И как же благородно то доброе качество, которое затмевает два дурных, и как отвратительно то плохое качество, которое затмевает два хороших!».

Остерегайся же, искатель знания, чтобы твое знание не стало причиной твоего высокомерия и самовосхваления, которое заставит тебя презирать и унижать тех, кто ниже тебя.

Вахб ибн Мунаббих сказал: «Поистине, в знании бывает несправедливость так же, как и в деньгах».

Йусуф ибн аль-Хусайн сказал: «В этом мире две несправедливости: несправедливость, (исходящая от) знания, и несправедливость, (исходящая от) денег. От несправедливости знания тебя избавит поклонение, а от несправедливости денег – умеренность в них».

Бишр сказал: «Упоминание иснада (порождает) в сердце (человека) кичливость».

2. Удовлетворенный своим знанием – самый невежественный человек

Автор книги «Тазкират ас-сами‘» сказал: «Пусть он остерегается того, кто считает себя совершенным и не нуждающимся в шейхах, поскольку это мнение невежественного и незнающего человека, который больше упустил, нежели приобрел. Са‘ид ибн Джубайр сказал: «Человек продолжает оставаться ученым до тех пор, пока продолжает учиться. Если же он перестанет учиться и решит, что больше в этом не нуждается, то он самый невежественный человек».

Шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль‘азиз аль-Мани‘ сказал: «Одним из бедствий, постигающих знание, является то, что удовлетворенный собой и уверенный в собственном знании и проницательности человек считает ненужным обращаться к ученым, учиться у них и черпать свет их мыслей».[282]

Также он сказал: «Не подобает искателю знания обманывать самого себя и воображать, что он знает больше своего учителя или (по крайней мере) не меньше его. Ведь это самообман и плутовство шайтана. Аль-Фарра’ сказал: «Один человек сказал мне: «Почему ты постоянно ходишь к аль-Киса’и, когда сам знаешь грамматику не хуже него?». Я возгордился, отправился к нему и стал обсуждать с ним вопросы на равных. И я почувствовал себя птицей, черпающей своим клювом из моря».[283]





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 207 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...