Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

История зарубежной литературы XVII века 4 страница



5. М. де Лафайет. Проанализируйте следующую характеристику нравов двора в романе "Принцесса Клевская": "Честолюбие и любовные похождения наполняли собой жизнь двора, занимая одинаково и мужчин, и женщин. Здесь сталкивалось множество различных интересов, велось множество интриг, в которых женщины принимали столь видное участие, что любовь всегда примешивалась к политике, и политика к любви". Подумайте, подтверждает ли история любви принцессы Клевской эту характеристику или опровергает.

6. Н. Буало. Как рисуют историю становления французской поэзии и почему слова Буало: "Но вот пришел Малерб и показал французам / Простой и ясный стих, во всем угодный музам"?

Контрольные вопросы

1. Общая характеристика и периодизация французской литературы XVII века.

2. Особенности развития и взаимодействия литературных направлений во Франции XVII века.

3. Каковы основные этапы творчества Корнеля и в чем специфика его эволюции?

4. Специфика поэтики и жанра в "Сиде" Корнеля и сущность споров вокруг "Сида".

5. Своеобразие героя и конфликта в трагедии Корнеля "Гораций".

6. Как проявляются особенности "второй манеры" в поздних трагедиях Корнеля?

7. Творчество Расина и его основные периоды.

8. Своеобразие классицизма в трагедии Расина "Андромаха".

9. Особенности нравственно-психологического конфликта в "Федре" Расина.

10. Основные проблемы изучения творчества Мольера.

11. Проблематика и поэтика комедии Мольера "Тартюф".

12. "Дон Жуан" Мольера и особенности "высокой комедии" классицизма.

13. Особенности комического характера в "Скупом" Мольера.

14. Жанровое своеобразие французского романа барокко и его основные модификации.

15. Проза классицизма во Франции (проблематика, жанры, стиль).

16. Басни Лафонтена, их проблематика и художественное своеобразие.

НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Приступая к изучению литературного процесса в Германии XVII века, необходимо понять, насколько драматичной была жизнь этой страны в течение всего периода, но особенно в первой половине столетия. Катастрофическое развитие событий Тридцатилетней войны особенно сильно и непосредственно воздействовало на Германию, хотя война эта велась практически всеми странами Европы, но конкретные военные действия велись на территории немецких княжеств. Нужно осмыслить исторические, политические последствия Тридцатилетней войны, раздробленности Германии, конфессиональных противоречий между протестантскими и католическими землями, отсталости социально-экономического развития, но главное - понять неоднозначные, порой неожиданные культурные и духовные последствия всех этих факторов, формирующих противоречивый и весьма своеобразный литературный облик Германии изучаемой эпохи. Специалисты отмечают, например, что в XVII веке даже усиливается "стремление формирующейся нации к известному культурному единству - стремление, обостренное именно из-за тех экономических и политических препон, которые реально существовали" [29]. Усилия немецких деятелей культуры были еще и потому достаточно успешными, что в отличии от Испании, где, по крайней мере, официальные круги были нацелены на культурную изоляцию, Германия стремилась включиться в общеевропейский культурный процесс, преодолеть провинциальность, была открыта различным литературным влияниям. Кроме того, " соревнование немецких государств в области культуры и образования…было…одной из немногих положительных сторон разъединения страны" [30]. Иными словами, следует помнить, что драматические обстоятельства развития германии в XVII веке также полны "событий-оборотней", как и история других стран Европы.

Для понимания закономерностей историко-литературного процесса данной эпохи необходимо также знать и о философских идеях в Германии, большей частью вызревающих в русле религиозных исканий, осмыслить роль мистических учений, пиэтизма в процессе культурной эволюции страны. В этом должно помочь обращение к дополнительной литературе, прежде всего новейшей. Современные ученые подчеркивают своеобразную попытку синтеза традиционно-религиозного и научно-философского мировоззренческих принципов в некоторых философских системах того периода, сосуществование противоположных течений мысли и т.д.

Сложным дискуссионным является и вопрос о литературных направлениях XVII века в Германии. Не следует, думается, недооценивать своеобразного порыва к классицизму, которым отмечена деятельность определенного круга немецких писателей этого периода, прежде всего М. Опица. Ориентация на античные образцы, а также на французские, итальянские каноны классицизма понималась, помимо прочего, как наилучший способ преодолеть культурное отставание Германии. Так что, хотя барочная немецкая литература XVII века - явление более многочисленное и более яркое, чем немецкий классицизм, его существование не менее важно в общей картине литературного развития.

Необходимо разобраться в сложной динамике литературных направлений в социокультурных условиях Германии, понять, отчего ранняя манифестация классицизма не привела к его последовательному росту и расширению, напротив, он "был смят сокрушительным вихрем грозных событий" [31], барокко же оказалось художественным "средством непосредственного отображения и осмысления значительных общественных сотрясений и переломов"[32].

Необходимо иметь представление и об основных периодах развития литературы XVII века в Германии: здесь, по общему мнению, главный рубеж приходится на начало 1640-х гг., т.е. немецкая литература до и после заключения Вестфальского мира, военная и послевоенная, составляет относительно самостоятельные этапы.

Надо познакомиться с деятельностью различных языковых культурных обществ, сыгравших важную роль для немецкой литературы, особенно с историей "Плодоносящего общества", членом которого был и М. Опиц. Обратите внимание и на чрезвычайно заметную функцию переводной литературы в Германии: самобытное творчество немецких писателей практически всегда в это период предполагало стадию переводов-подражаний.

Обращаясь к анализу творчества М. Опица, следует познакомиться с его главным теоретическим трудом - "Книгой о немецкой поэзии", ставшей, по словам немецкого ученого, "главным учебником всего XVII века" для немецких стихотворцев. Текст нормативной поэтика Опица помещен в сборнике "Литературные манифесты западноевропейских классицистов" (М., 1980). Нужно помнить, что широкое привлечение традиций античных мыслителей, прежде всего Аристотеля, поэтических теорий ренессансной эпохи - Ронсара, Скалигера и др. - имеет своей целью создание теории немецкой поэзии, включает рассуждение автора о путях достижения художественной самобытности. Но при этом Опиц вводит в процесс творчества осознанное стремление к упорядоченности, защищает рационалистические правила, иерархию жанров, предлагает новые, более строгие принципы стихосложения и т.д. Сопоставьте теоретическую позицию Опица с его поэтической практикой. Это позволит почувствовать как рационально-логическое, аллегорическое и дидактическое начала сочетаются в его стихотворениях со скорбными интонациями, с позицией трагического стоицизма. Не случайно исследователи говорят о своеобразном "бароккизирующем" классицизме Опица.

Нужно познакомиться и с последователями Опица - классицистическим поэтом-сатириком Логау (прежде всего с его антивоенными стихотворениями) и с лириком П. Флемингом, своеобразно трансформирующим традиции европейского петраркизма. С другой стороны, поэзия Германии периода Тридцатилетней войны дает и яркие образцы барочной поэзии, прежде всего поэзии А. Грифиуса. В поэтических созданиях Грифиуса воплощена эстетика барокко с ее идеями бренности человеческой жизни, трагического смятения перед катастрофичностью бытия. Отсюда пристрастие поэта к резким образным и интонационным контрастам, неожиданным сравнениям, эффектным метафорами т.д. Специалисты отмечают, что в стихотворениях Грифиуса напряженная эмоциональность и экспрессия проявляются даже в александрийском стихе. Полезно особенно тщательно проанализировать знаменитый сонет Грифиуса "Слезы отечества".

Важно иметь представление и об особенностях развития театра, драматургии в немецкой культуре этого времени. И здесь чрезвычайно отчетливо выделяется на общем фоне деятельность Грифиуса, которого называют зачинателем немецкой трагедии. Обращаясь к исторической тематике (давней - византийской, как в трагедии "Лев Армянин", или недавней - персидской, как в "Екатерине Грузинской") или же рисуя "горячие" политические события ("Убиенное величество, или Карл Стюарт"), Грифиус насыщает свои произведения этико-философскими обобщающими раздумьями, стремится потрясти читателя и зрителя, вызвать у него сильную эмоциональную реакцию. Как в своих стихотворениях, Грифиус следует в трагедиях принципам барочной поэтики, опираясь на опыт драматурга голландского барокко Вондела.

Особое внимание следует сосредоточить на изучении немецкого романа XVII века. Как и в случае с французской литературой изучаемого периода, в нашем литературоведении лучше изучен роман низового демократического барокко - Мошероша, особенно Гриммельсгаузена, и очень мало исследована романистика "высокого барокко". Однако следует знать, что оба крыла романной прозы барокко в Германии активно участвуют в развитии жанра - и его практики, и его теории. Необходимо познакомиться со статьей А.В. Михайлова "Роман и стиль" [33], в которой важные проблемы теории этого жанра решаются на материале в том числе и высокого романа немецкого барокко. Это даст возможность глубже и полнее представить себе тенденции развития романной прозы в Германии XVII века.

Следует знать о проблематике и поэтике сатирико-дидактического романа Мошероша "Удивительные и истинные видения Филандера фон Зиттевальда". Специалисты справедливо говорят о том, что, отталкиваясь от "Сновидений" испанского писателя Кеведо, немецкий романист создает в целом оригинальное острокритическое произведение, изобилующее гротескной образностью.

Особое внимание следует уделить центральному явлению немецкой литературы XVII столетия - романистике Гриммельсгаузена. Полезно знать, что писатель пробовал свои силы не только в "низовом", но и "высоком" жанровом варианте романа. Но его подлинный художественный успех, выражение достигнутого проблемно-эстетического синтеза - роман "Симплициссимус". Необходимо тщательно изучить, обращаясь к дополнительной литературе, творческую историю романа, основные компоненты генеалогии жанра, процесс вбирания автором разных жанровых традиций и т.д. Но прежде всего надо проследить, как художественно трансформируется в произведениях материал действительности, как писатель организует сюжет вокруг истории персонажа, обладающего протеистической изменчивостью, лишенного жизненной устойчивости в жестоком мире бед. Интересно сопоставить структуру романа Гриммельсгаузена с композицией испанского плутовского романа; это позволит увидеть и определенные моменты схождения и глубокое своеобразие "Симплициссимуса", предстающего широким и пестрым полотном действительности, хроникой эпохи, воссозданной в сложной веренице типов, ситуаций, отношений. В конечном счете роман Гриммельсгаузена оказывается не просто более или менее пространной историей одного персонажа и даже множества других, а обобщенно - типической картиной исторической судьбы страны. Не стоит при этом отождествлять масштабность и горькую трезвость изображения судьбы человека в романе с «реализмом», но необходимо проанализировать разнообразные черты барочной низовой комической прозы, проявившейся в «Симплициссимусе», чему поможет обращение к исследованию А.А. Морозовой [34].

Литература для самостоятельного изучения

1. Гриммельсгаузен Г. Симплициссимус. Л., 1967

2. Европейская поэзия XVII века. М., 1977.

3. Из немецкой поэзии. Век Х- век ХХ. М., 1979.

4. Немецкая поэзия XVII века в переводах Льва Гинзбурга. М., 1976.

5. Слово скорби и утешения. Народная поэзия времен Тридцатилетней войны 1618-1648 годов. М., 1963.

6. Гухман М.М., Семенюк Н.Н., Бабенко Н.С. История немецкого литературного языка XVI-XVIII вв. М., 1984.

7. Жучков В.А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения (конец XVII - первая четверть XVIII в.). М., 1989.

8. История немецкой литературы: 5 т. М., 1962. Т. 1.

9. Михайлов А.В. Роман и стиль // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982.

10. Михайлов А.В. Вещественное и духовное в стиле немецкой литературы // Типология стилевого развития нового времени. М., 1976.

11. Морозов А.А. "Симплициссимус" для нас // Мастерство перевода. М., 1976.

12. Морозов А.А. "Симплициссимус" и его автор. Л., 1984.

13. Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни классической философии. М., 1990.

14. Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы. М.,1955.

15. Розен М.Г. Человек и мир в романе Гриммельсгаузена "Симплициссимус" // Вопр. зарубеж. литературы. М., 1968.

Тестовые задания

1. М. Опиц. Объясните, как в структуре "Утешения среди бедствий войны" поэт использует архитектонику логического доказательства: "Разрушит враг твой дом, твой замок уничтожит, / Но мужество твое он обстрелять не может. / Он храм опустошит разрушит. Что с того? / Твоя душа - приют для Бога твоего. / Пусть угоняют скот, - благодаренье небу. / Остался в доме хлеб. А не осталось хлеба - Есть добродетели спасительная власть. / Которую нельзя угнать или украсть".

2. А. Грифиус. Проследите, как традиционная для барокко тема бренности земного существования наполняется актуальным политическим смыслом и получает оригинальное поэтическое воплощение: "Нет больше города… Все превратилось в тлен. Из пепла и золы торчат обломки стен. / Но что дома?! Едва ль здесь люди уцелели! Иных огонь застиг во время сна, в постели. / Быть может, кто-нибудь спустя десятки лет / Найдет здесь средь камней обугленный скелет… / Мы сострадаем, но - беспомощны при этом; / Погибшим не помочь ни делом, ни советом" ("Гибель города Фрейштадта").

3. Гриммельсгаузен. В чем, по вашему мнению, функция эпиграфа к роману "Симплициссимус": "Как Феникс, рожден я из пламени был. / Я ввысь воспарял, но себя не сгубил, / Бродил я по странам, в морях я бывал, / Отрады в скитаниях мало знавал, / О том же, что делалось в жизни моей, / Поведал читателю в книжице сей, / Пусть в жизни он следует ныне за мной: / Бежит неразумья, вкушает покой". Объясните специфику барочной эмблемно-аллегорической образности в романе. Как воплощается барочная концепция судьбы человека в истории главного героя?

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику социокультурной обстановки в Германии XVII века.

2. В чем состоят особенности развития художественных направлений в немецкой литературе этого периода?

3. Творчество М. Опица, его роль в становлении новой системы стихосложения в Германии.

4. Особенности барочной поэзии А. Грифиуса.

5. Немецкий театр и драматургия А. Грифиуса.

6. Специфика развития немецкого романа XVII века.

7. Идейно-художественное своеобразие романа Гриммельсгаузена "Симплициссимус".

АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Чтобы понять своеобразие английской литературы XVII столетия, необходимо учитывать, что в этой стране в течение всего века происходили радикальные социально-исторические перемены и велась напряженная социально-политическая борьба, тесно связанная с борьбой религиозных течений, в середине столетия вылившаяся в буржуазную революцию. Полезно обратиться к новым источникам по истории XVII века, чтобы уточнить сущность и функции английского пуританизма, сыгравшего столь значительную роль в идейно-эстетическом контексте эпохи, его эволюцию. Важно знать, что "распространение пуританизма… объяснялось по сути не догматическими разногласиями с господствующей англиканской церковью, а главным образом тем фактом, что эта церковь… превратилась в инструмент королевского самовластия" [35]. Отсюда - этико-политический характер пуританизма и его широкое распространение среди англичан. Следует учитывать и то, как менялся характер английского абсолютизма от XVI к XVII столетию, понимать закономерность глубокого кризиса абсолютизма в Англии в изучаемую эпоху.

Кроме социально-политических событий, на английскую литературу нового столетия воздействовала и философия, прежде всего Ф. Бэкона. Его теории исполнены полемического пафоса с традиционным философским знанием, отстаивают экспериментально-дедуктивный способ познания, т.е. выражают свойства мышления Нового времени (об этом говорилось во вводном разделе пособия). Знать о Бэконе важно еще и потому, что он был автором не только научных и философских трудов, но и утопического романа "Новая Атлантида".

Обратившись к источникам по истории философии, можно составить представление о философских и политических взглядах другого философа Англии XVII века - Гоббса [36]. Вдохновляясь философскими идеями Декарта, английский мыслитель идет своим путем, соединяет в своих воззрениях сенсуализм и эмпиризм с некоторыми моментами картезианского рационализма.

Начало новой историко-литературной эпохи большинство специалистов относит к 20-м годам XVII века. Такая концепция имеет определенное обоснование, например в том, что Возрождение в Англии было поздним явлением и творчество многих писателей, в частности столь замечательного, бесспорно великого, как Шекспир, приходится на рубеж веков. Отметьте, однако, что наследие Шекспира включает в себя как ренессансные, маньеристические, так и барочные стилевые тенденции. То есть подобно Испании, в Англии художественные явления позднего Возрождения и барокко и классицизм XVII века накладываются друг на друга.

Целесообразно поэтому помнить, что "уже в середине 90-х годов период политического равновесия и социальной стабильности подошел к концу, и в Англии началось брожение умов и размежевание сил - процессы, исподволь готовившие катаклизмы XVII века, гражданскую войны и революцию середины столетия [37].

В переходный период от Возрождения к XVII столетию возникло то особенно сложное переплетение маньеристических, барочных, классицистических тенденций, которое сохраняется в Англии на протяжении всей эпохи. Помня об этом, можно осознать не только условность, но и необходимость внутренней периодизации литературного процесса XVII века. Обычно специалисты называют три этапа эволюции английской литературы столетия: первая треть века; 40-50-е годы; 60-80-е годы.

Обращаясь к анализу литературы первой трети XVII века, нужно обратить внимание на то, что ведущие новаторские процессы происходят в это время и в театре - в классицистической драматургии младшего современника Шекспира Бена Джонсона, и в поэзии, прежде всего в творчестве Д. Донна, ставшего основателем поэтической школы "метафизиков". Отечественное литературоведение располагает в настоящее время солидными монографическими исследованиями поэзии Донна (см. дополнительную литературу), значительно облегчающими самостоятельную работу над этим крупным и сложным явлением английской поэзии. Надо внимательно проследить эволюцию поэзии Донна от ренессансно-маньеристических ранних стихотворений к барочной лирике, с ее новой трактовкой человека и мира, обостренно-драматическим восприятием жизни, религиозно-мистическими мотивами и т.д., усвоить основные жанры поэзии Донна. Обратите внимание на специфику метафорической образности у этого писателя, на экспрессивность стиля и усложненную ритмику, на столкновение неожиданных образов, на особенности гротеска и философичность поэтических рассуждений лирического героя.

Необходимо сопоставить лирику Донна с поэтическими сочинениями его последователей-"метафизиков", понять, какие тенденции поэзии Донна были подхвачены и развиты его последователями.

В учебной литературе обычно опущена характеристика творчества Бена Джонсона, которого большинство исследователей относят к литературе позднего Возрождения. Но его драматургия, и теоретические рассуждения чрезвычайно важны для понимания эволюции английского театра в XVII столетии, для полноты картины взаимодействия литературных направлений в Англии. Надо познакомиться с классицистическими воззрениями Бена Джонсона (см. сб.: "Литературные манифесты западноевропейских классицистов". М., 1980.), сопоставить их со взглядами французских теоретиков классицизма, а также проанализировать лучшую комедию драматурга "Вольпоне". В этом помогут дополнительные источники.

Второй этап развития английской литературы XVII века приходится на годы революции и гражданской войны. Закономерно поэтому, что период отмечен, прежде всего, бурным расцветом публицистических жанров, активным влиянием литературы на общественно-политическую борьбу. Необходимо знать, что среди выдающихся публицистов той поры важное место занимает Джон Мильтон. Его публицистика показывает, как тесно связан писатель с общественно-политической жизнью своей эпохи, с ее идеологическими конфликтами, помогает осознать масштабность не только его сочинений, но и самой личности.

Творчество Мильтона следует изучить особенно тщательно. Он был центральной фигурой и политической, и литературной жизни страны, начал писать уже в 20-е годы, а свои поздние сочинения выпустил в 70-е, прошел существенную эволюцию. В наследии Мильтона в последние годы многое подверглось переоценке нашими литературоведами. Если в свое время Р.М. Самарин в известной монографии доказывал, что творческий метод Мильтона - классицизм, то современные ученые, полемизируя с этой концепций, выделяют черты барочной поэтики Мильтона (см. указанную в списке дополнительной литературы работу А. Чамеева), предпочитают характеризовать, по крайней мере, главное произведение писателя - поэму "Потерянный рай" - как пример плодотворного и синтетического взаимодействия барокко и классицизма, относя к собственно классицистическим лишь поздние произведения Мильтона. Столь же существенно меняется и сама трактовка поэмы, образы Бога и Сатаны, сюжетный замысел в целом. Современные специалисты не склонны прямолинейно истолковывать антитиранический пафос "Потерянного рая", превращая Сатану в некоего "положительного героя". Однако не следует забывать и о том, что образ Сатаны здесь не лишен некоей привлекательности, яркости и мощи, что сюжет поэмы сложно соотносится как с библейской сюжетикой и образностью, так и с современным политическим контекстом. Конечно, Мильтон не рисует историю английской революции в библейской оболочке, как иногда полагают, но его раздумья над своим временем, над проблемами добра и зла, власти и восстания, над принципами гуманизма и деспотизмом - проблемами, наполненными не только обобщенно-философским, но и острым актуальным социально-политическим содержанием, не могли не отразиться в произведении. Необходимо, анализируя поэму, проследить, как воплощается в образно-стилевом облике произведения его проблематика, почувствовать и тяготение автора к рационалистической упорядоченности, и стремление к экспрессивной динамике структуры, понять, как сочетаются эти и другие, по существу антиномичные - классицистические и барочные - тенденции "Потерянного рая".

Из поздних произведений Мильтона важно познакомиться с трагедией "Самсон-боец", проследить, как отразилась в жанре этого произведения традиция античной трагедии, как воплощается в образе Самсона классицистическая цельность характера, и т.д.

Характеризуя третий период развития английской литературы XVII века, так называемый период Реставрации, следует обратить внимание не только на те фигуры, которым традиционно наше литературоведение уделяет большое внимание - прозаик Джон Бэньян, автор аллегорического барочного романа "Путь паломника", резко критикующего английскую действительность с позиций пуританских идеалов и ценностей, поэт-сатирик С. Батлер, создавший прославленную ироикомическую поэму "Гудибрас", высмеивающую лицемерие английских пуритан. Анализ этих произведений, данный в учебной литературе, поможет понять их художественное своеобразие и значение в перспективе развития литературы.

Более сложную проблему представляет знакомство с творчеством английского драматурга Драйдена. Еще в 70-е годы наши ученые относили Драйдена к драматургам, угождавшим вкусам аристократии, идеализирующим людей этого сословия, т.е. к так называемым "реакционным" писателям. В более современных исследованиях Драйден признается видным драматургом, более ценимым, однако, за теоретическую разработку принципов английского классицизма, чем за собственно драматические сочинения. Между тем, "героические пьесы" Драйдена (а он считается создателем этого жанра) не только исполнены увлекательных коллизий, бурных "романических" страстей, полны экзотики, но и пронизаны пафосом значительных социально-этических проблем. В "героических пьесах" Драйдена своеобразно переплетаются классицистические и барочные тенденции, в них ощутим не только усвоенный опыт классицистической трагедии, но и галантно-героического романа - французского и английского.

Английский барочный роман XVII века - и "высокий", и "низовой," пародийный - известен в нашем литературоведении крайне мало, на русский язык переводов нет. Необходимо познакомится, однако, с творчеством первой профессиональной писательницей Англии - Афрой Бен, с ее романом "Оруноко" (отрывки из него помещены в хрестоматии). В этом романе обличается колониальное рабство, создается образ "благородного дикаря", "царственного раба", ставится ряд актуальных проблем. В то же время проблемность романа сочетается с увлекательным любовно-авантюрным сюжетом, в жанровом облике произведения сплетаются черты романа старого типа - "romance" и новой романной форме - "novel".

Литература для самостоятельного изучения

1. Английская комедия XVII-XVIII веков. М., 1989.

2. Английская лирика первой половины XVII века. М., 1989.

3. Джонсон Б. Пьесы. М; Л., 1960.

4. Донн Д. Стихотворения. М., 1973.

5. Европейская поэзия XVII века. М., 1977.

6. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

7. Мильтон Д. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец. М., 1976.

8. Английская буржуазная революция XVII века: В 2 т. М., 1954.

9. Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М., 1991.

10. Ватченко С.А. У истоков английского антиколониалистского романа. Киев, 1984.

11. Горбунов А.Н. Джон Донн и английская поэзия XVI-XVII веков. М., 1993.

12. Исаенко А.В. Пуританская реформация в Англии в XVI- начале XVII века. Орджоникидзе, 1980.

13. Макуренкова С.А. Джон Донн: поэтика и риторика. М., 1994.

14. Парфенов А.Т. Бен Джонсон и его комедия "Вольпоне". М., 1982.

15. Решетов В.Г. Английская литературная критика XVI-XVII веков. Период ее становления. М., 1984.

16. Ромм А.С. Бен Джонсон. М.;Л., 1958.

17. Самарин Р.М. Творчество Джона Мильтона. М., 1984.

18. Самарин Р.М. Трагедия Джона Донна // Самарин Р.М. Этот честный метод… М., 1974.

19. Семешко Н.М. Сюжетно-композиционное своеобразие поэмы С. Батлера "Гудибрас" // [см. ссылку на рукопись, депон. в ИНИОН в журнале:] Новая советская литература по общественным наукам. Литературоведение. 1981. №1.

20. Чамаев А.А. Джон Мильтон и его поэма "Потерянный рай". Л., 1986.

Тестовые задания

1. Д. Донн. В чем специфика поэтического воплощения темы сна в следующих строках из послания Кристоферу Бруку: "Сон - лучшее спасение от бедствий:/ И смерть, и воскрешенье в этом средстве./ Проснувшись, я узрел, что мир незрим, / День от полуночи неотличим, / Ни севера, ни юга нет в помине,/ кругом потоп, и мы - в его пучине!". ("Шторм"). Объясните функцию парадоксально-антиномичной разработки темы любовной войны в одноименном стихотворении: "Все бьются, чтобы миром насладиться; / Мы отдыхаем, чтобы вновь сразиться. / Там - варварство, тут - благородный бой, / Там верх берут враги, тут верх - за мной. / Там бьют и режут в схватках рукопашных, / А тут - ни пуль, ни шпаг, ни копий страшных. / Там лгут безбожно тут немного льстят, / Там убивают смертных - здесь плодят.

2. Бен Джонсон. Сопоставьте принципы создания комедийного характера в "Вольпоне" и в мольеровских комедиях (например, в "Скупом" или в "Мнимом больном"). Объясните функцию говорящих имен в комедии.

3. Д. Мильтон. Какова картина мироздания, обрисованная поэтом в поэме "Потерянный рай" (ср., например: "Все из единого правещества,/ В обличиях различных, безупречно/ Сотворено: различных степеней/ Субстанция уделена вещам, / Так, на различных уровнях дана / И жизнь живым созданиям…")? Что изменилось с момента грехопадения, как это рисует Мильтон? Подумайте, в чем основной идейно-художественный конфликт поэмы и найдите в тексте подтверждение вашей концепции. Каким предстает Сатана в речи в "адском парламенте": "…Мы безуспешно / Его престол пытались пошатнуть / И проиграли бой. Что из того? / Не все погибло: сохранен запал/ Неукротимой воли; наряду / С безмерной ненавистью, жаждой мстить / И мужеством - не уступать вовек. / А это ль не победа?"





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1176 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...