Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Леонтьев К.Н



Биографические сведения. Константин Николаевич Леонтьев (1831 —1891) — писатель, социолог, философ. Родом из дворянской семьи; учился в гимназии, затем на медицинском факультете Московского университета (1850—1854), который окон­чил досрочно, чтобы принять участие в Крымской войне (военным вра­чом). С 1863 г. был на дипломатической службе. В 1871 г., тяжело заболев, оставил службу и обратился к религии, жил в различных мо­настырях. В 1880—1887 гг. служил в цензурном комитете, затем окон­чательно вышел в отставку и уехал в Оптину пустынь, где в 1891 г. постригся в монахи. Затем решил перейти в Троице-Сергиеву лавру, но по дороге заболел и умер.

Основные труды. «Византизм и славянство» (1876); «Как надо понимать сближение с народом?» (1881); «Восток, Россия и славян­ство» (1885—1886); «Национальная политика как орудие всемирной революции: письма к О.И. Фрудель» (1889).

Философские воззрения. Центральная идея Леонтьева состоит в том, что бытие и жизнь есть неравенство, а стремление к равенству — путь к небытию, к смерти: неравенства и разнообразия хочет сам Бог. Чтобы в мире существовало добро и любовь, в нем должно присутство­вать зло и страдание, чтобы были свет и красота, необходимо существо­вание тьмы и уродства («чистое добро некрасиво»).

Жизнь в целом и всякое развитие в ней проходит три основных фазы: «первичная простота» — «цветущая сложность» — «вторичное

смесительное упрощение». Применяя этот подход к человеческой истории, Леонтьев высшую фазу жизни, т.е. «цветущую сложность», связывал с деспотическими формами правления, а нисходящую, т.е. «вторичное смесительное упрощение», — с демократическими. Демо­кратические общества менее сложны и менее красивы. Сложная общественная структура требует деспотической организации в соот­ветствии с «принципом византизма», т.е. определенной совокупностью принудительных начал. Эти начала по отношению к государству пони­маются как самодержавие, к религии — как византийское православ­ное христианство, к этике — как отрешение от стремления к земному благополучию. Принцип византизма подразумевает также существо­вание в обществе неравенства и жесткой иерархии, строгой дисципли­ны, смирения и послушания. В прогресс надо верить, но сущность про­гресса — не в уничтожении неравенства и страдания, а в замене одних их форм на другие.

Судьба учения. Идеи Леонтьева оказали значительное влияние на многих русских философов: Соловьева, Бердяева, Ильина и др.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 285 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...