Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Московский период (XIV—XVII вв.)



В московский период можно отметить появившиеся в XVI в. рели­гиозно-философские учения стяжателей (Иосиф Волоцкий) и нестя­жателей (Нил Сорский), а также социально-политическую концепцию «Москва — Третий Рим» Концепция нестяжательства сложилась как религиозно-этическое учение в Русской православной церкви в XV— XVI вв. Духовным главой этого течения был Нил Сорский, его видней­шими сторонниками — Вассиан Косой (Патрикеев), Артемий Троиц­кий, Максим Грек. Настяжатели выступали с идеями невмешательства церкви в мирские дела, призывали к нравственному самоусовершен­ствованию, прощению грешников и еретиков, предлагали церкви полно­стью отказаться от собирания мирских богатств (стяжания). Главой стяжателей (иосифлян) был Иосиф Волоцкий, к числу виднейших представителей относились митрополиты Макарий, Даниил, старец Филофей. Иосифляне выступали за активную роль церкви в государ­ственной жизни, добивались строгого выполнения церковных обрядов и установлений, а также требовали решительной расправы с еретика-

ми. После долгой борьбы иосифляне одержали победу — 1525 г. на сборе был осужден Максим Грек, а в 1531 г. — Вассиан Косой.

Одной из своих задач иосифляне считали укрепление духовного авторитета главы государства и обоснование тезиса о божественном характере царской власти. В рамках этого течения возникает и знаме­нитая концепция «Москва — Третий Рим», впервые сформулирована монахом Филофеем. В 1453 г. Константинополь, традиционно называе­мый Вторым Римом, был захвачен турецкими войсками. Это означало окончательную гибель православной Византии. Считая Московское государство духовным наследником Византии, Филофей провозгласил: «Два Рима пали, Третий — стоит, Четвертому — не бывать».

В развитии русской философской мысли московского периода важ­ную роль сыграл пришедший из Византии исихазм (Сергий Радонеж­ский, Нил Сорский, Епифаний Премудрый и др.), который в начале XX в. стимулировал развитие такого интересного направления в бо­гословии, как «имяславие», на базе которого выросла «философия имени».





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 250 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...