Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Идеи Шлейермахера в области герменевтики получили дальнейшее развитие в творчестве немецкого философа В. Дильтея1, который был одним из попечителей архива Шлейермахера и написал монографию «Жизнь Шлейермахера».
Дильтей исходил из своей идеи о том, что сознание является исторически обусловленным. Поэтому, анализируя «герменевтический круг», он особый акцент сделал на следующем. Поскольку текст есть проявление «творческого духа» индивида, то его правильное понимание возможно только при правильном понимании духа эпохи, в которую жил и творил автор. А это ведет к необходимости подробного исследования и постижения духа соответствующих культурно-исторических эпох. Тогда как понимание духа эпохи возможно только при понимании духа произведений, созданных в соответствующую эпоху.
По Дильтею, понимание оказывается единственным адекватным способом постижения Жизни в ее целостности, это единственный способ, позволяющий нам приблизиться к ее смыслу и придающий смысл ей самой. Жизнь, живое может быть познано лишь живым. А под Жизнью Дильтей понимает духовно-историческое бытие. Говоря о способах понимания, он в различных своих работах то делает акцент на интуитивном и иррациональном, то подчеркивает их связь с понятийным, рациональным мышлением.
Дильтей первый сформулировал идею о том, что проблема понимания не является просто одной из проблем теории познания, а есть основа гуманитарного знания вообще. Может быть, именно поэтому Гадамер назвал Дильтея основоположником философской герменевтики.
Судьба учения. Вдальнейшем развитие общей герменевтики шло вне рамок философии: она продолжала развиваться как учение о правилах и методах интерпретации различных текстов. Особое значение герменевтика имела для литературоведения. В конце XX в. произошло сближение герменевтики с семиотикой — общей наукой о знаках. Здесь герменевтические методы и принципы получили применение при анализе не только языковых текстов, но и текстов в широком смысле слова, т.е. картин, кинофильмов, музыки и т.д.
1 Философия Дильтея в целом принадлежит к школе философии жизни, поэтому изложение его биографии и философского учения.
Таблица 117. Общая и философская герменевтика
Общая герменевтика | Философская герменевтика | |
Статус как науки | методологический (методология гуманитарного знания) | онтологический (учение о сути бытия) |
Место среди наук | вспомогательная дисциплина | герменевтика = = философия |
Суть герменевтики | способ познания | способ бытия |
Объект исследования | любые тексты | любые тексты; язык как таковой; способ человеческого существования |
Предмет исследования | жизнь в ее целостности и истории, дух различных эпох и его проявление в текстах | опыт человека как герменевтический |
Цель исследования | реконструкция подлинного смысла текстов | анализ человеческого отношения к миру |
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 305 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!