Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Практицизм



Во второй половине XIX — начале XXвв. особенно распространенными были идеалистические учения, крайне абстрактные и оторванные как от практической жизни, так и от естественных наук. Именно такие учения (и прежде всего — геге­льянство) в основном преподавались в европейских и североамери­канских университетах. Возникновение целого ряда новых течений в философии представляло собой попытку преодолеть этот «схоласти­ческий» характер философии. Позитивизм, марксизм, прагматизм, фи­лософия жизни, экзистенциализм и т.д. — каждый по-своему попы­тался изменить эту ситуацию, обращаясь к реальной человеческой жизни.

Позитивизм (классического периода и эмпириокритицизм), прагма­тизм и марксизм центром внимания сделали опыт и практику, провозг­лашая их основой и целью познания. При этом они, с одной стороны, продолжали развитие идей эмпиризма, некоторые были заложены еще в философии XVII—XVIII вв. (Фр. Бэкон, Локк, Беркли, Дидро и т.д.), а с другой — переосмыслили само понятие опыта и практики. Марк­сизм обратился прежде всего к всемирно-историческому опыту чело­вечества, тогда как другие философские школы — каждая по-свое­му — сделали акцент на индивидуальном или интерсубъёктивном опыте и человеческих переживаниях.

Таблица 87. Основные объекты исследования в современной философии

Течение в философии Основной объект исследования
Философия жизни; философия Кьеркегора; экзистенциализм; философская антропология Индивидуальная человеческая жизнь со всеми ее страстями, переживания­ми, целями и идеалами
Психоаналитическая философия; постструктурализм; постмодернизм Человеческая психика и бессозна­тельное в ней, отношение между сознательным (рациональным) и бессознательным (иррациональным)
Феноменология; логический позитивизм; лингвистическая философия; аналитическая философия; структурализм; герменевтика Человеческое сознание, открывающе­еся нам прежде всего через язык и сам язык как таковой
Классический позитивизм; эмпириокритицизм; прагматизм; неокантианство Человеческий опыт (субъективный и интерсубъективный) и методология научного познания, вырастающая на базе опыта
Марксизм Всемирно-исторический опыт челове­чества (практика) и законы обще­ственного развития

Идущий от философии XVIII в. тезис о безграничной мощи челове­ческого разума в XIX в. лег в основу идеологии сциентизма, с его убеж­дением о том, что все основные социальные проблемы могут быть ре­шены благодаря развитию науки. Поэтому не удивительно, что для по­зитивизма, прагматизма, неокантианства, феноменологии и т.д. главной задачей стала выработка новой методологии научного познания. Тогда как марксизм, предложив свою методологию научного познания, поста­вил основной целью само изменение социальной жизни1 в соответ­ствии с открытыми законами ее развития.

1 «Все предшествующие философы только по-разному объясняли мир, тогда как дело состоит в том, чтобы изменить его», — писал К. Маркс в работе «Тезисы о Фейрба­хе». Тезис 11.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 399 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...