Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Уже в I—IV вв. н.э. в Индии сформировался ряд школ буддийской философии, получивших активное развитие в эпоху Средневековья. Ведущую роль среди них играли две школы махаяны и две — хинаяны1.
Таблица 39. Школы буддийской философии
Школы | Смысл названия | Основоположники | |
Мадхьямика, | От слова «средний» (от | Нагарджуна — II в. | |
М А X А Я Н А | или | названия трактата Нагарджуны «Карики срединного учения»); | |
Шуньявада | «учение о пустоте (шунья)». | ||
Йогочара, | «Практика йоги»; | Майтреянатх — IV в. | |
или | Васубандху — IV в. | ||
виджнянавада | «учение о сознании как реальности» | Асанга — IV—V вв. | |
X И Н А Я Н А | Саутрантика | От выражения «приверженец сутр» | Кумаралата — II в. |
Вайбхашика | От названия трактата «Вибхаша», происходящего от слов «разъяснение, описание» | Васумитра — I—II вв. Васубандху — IV в. |
Особенно серьезны были расхождения между школами по двум вопросам:
• о реальности или иллюзорности физических и психических объектов;
• о сути сансары и нирваны2.
Оба эти вопроса непосредственно связаны с пониманием сущности дхарм3.
Будда учил, что человек — это всего лишь совокупность дхарм, а его жизнь и даже последовательность всех жизней (при перерождениях) — это поток дхарм. Но сам Будда отказывался отвечать на вопросы о реальности объектов, которые предстают в нашем восприятии
1 Об этих двух направления буддизма см. с. 59.
2 О понятиях сансары и нирваны см. с. 58—59.
3 О понятии «дхармы» см. с. 55—56.
как самостоятельные физические или психические, считая это несущественным для дела спасения1. Тем не менее развитие философской мысли неизбежно вело к постановке данной проблемы и к тому или иному ее решению. Так, пусть книга, которую вы сейчас держите в руках, является определенным объектом для вас в силу «проявления» дхарм телесной формы, ощущений и т.д. Но существует ли при этом данная книга реально, не зависимо от нас, как физический объект? Или, может быть, реально существует хотя бы образ этой книги в нашем сознании, т.е. психический объект? Или же все это иллюзии, наваждения? В различных школах по-разному отвечали на данный вопрос (табл. 40).
Таблица 40. Реальное и иллюзорное
Школа | Реально существуют | Являются иллюзией |
Мадхьямика | Пустота | Духовные и физические объекты |
Йогочара | Духовные объекты | Физические объекты |
Саутрантика Вайбхашика | Духовные и физические объекты | — |
Две школы махаяны (мадхьямика и йогочара) роднит то, что существование физических объектов считается иллюзией, а расходятся они в трактовке природы духовных объектов.
Две школы хинаяны (саутрантика и вайбхашика) объединяет то, что признается реальное существование и духовных, и физических объектов, но зато они принципиально расходятся в вопросе о том, как мы узнаем о существовании этих объектов. Приверженцы саутрантики считали, что вывод о существовании таких объектов мы делаем только на основании деятельности нашего сознания. А приверженцы вайбхашики полагали, что эти объекты воспринимаются непосредственно, а не на основании деятельности нашего сознания.
В основу философии двух школ хинаяны — саутрантики и вайбхашики (и особенно последней) — легло разработанное Васубандху2 (IV в.) учение о дхармах. Васубандху считал, что все дхармы (прошлого, настоящего и будущего) реально существуют: они ни откуда не воз-
1 В буддизме принято также говорить, что ответом на эти вопросы являлось «молчание Будды».
2 Интересно отметить, что сам Васубандху позднее перешел в махаяну.
никают и никуда не исчезают. (Тем самым обосновывается и «реальное» существование всех физических и психических объектов.) Но дхармы существуют по-разному: дхармы настоящего — как проявленные, а дхармы прошлого и будущего — как непроявленные.
Схема 49. Проявленные и непроявленные дхармы
Дхармы различаются и по своему состоянию (табл. 41).
Таблица 41. Дхармы «волнующиеся» и «успокоенные»
Состояние дхарм | Они образуют | Они присущи |
Волнующиеся, или «пребывающие в волнении»; «составленные» | Сансару | Всему миру (эмпирической действительности) |
«Успокоенные»; «несоставленные» | Нирвану | Только человеку |
Отсюда видно, что сансара и нирвана — это два различных состояния одних и тех же дхарм. И сансара, и нирвана не совместимы: пока дхармы находятся в состоянии «волнения», нирвана не может наступить. Когда же все дхармы «успокоятся», то сансара полностью исчезнет.
Схема 50. Сансара и нирвана (хинаяна)
Принципиально другое решение этой проблемы имело место в махаяне. Здесь считалось, что нирвана и сансара практически тождественны. Сторонники махаяны основывались на идее, что в любом жи-
вом существе заложена возможность самосовершенствования, следовательно, любое существо обладает «природой Будды», т.е. нирваной. Отсюда следует, что нирвана уже содержится в сансаре, и ее надо только обнаружить.
Схема 51. Сансара и нирвана (махаяна)
Философской базой для такого решения послужило учение выдающегося индийского философа Нагарджуны (II в.) о пустоте (шунья). Это же учение является основой для наиболее «радикального» решения проблемы существования физических и психических объектов в школе мадхьямика (Шуньявада): отрицания их реального существования.
У Нагарджуны шунья — это прежде всего состояние психики, ощущение пустоты, в котором уже нет различия между субъектом и объектом, физическими и психическими объектами, реальностью и нереальностью, бытием и небытием. Именно в этом состоянии, по его мнению, достигается освобождение, т.е. нирвана.
Позднее понятие «шунья» получило еще и онтологическую трактовку как сущность бытия. Ведь бытие — это поток дхарм. Но все они лишены какой-либо постоянной опоры, ни одна дхарма не существует самостоятельно, изолированно, они все зависят друг от друга в этом «потоке», составляя его как нечто цельное. Следовательно, они все относительны или, иначе говоря, пусты. И раз бытие понимается как не имеющее неизменного и постоянного начала, то его сущностью является пустота.
Судьба учения. Все указанные выше школы оказали серьезное влияние на дальнейшее развитие как буддийской, так и не буддийской философии, причем не только в Индии, но и в других странах буддийского мира. Особенно необходимо отметить влияние учения Нагарджуны о шунья; наиболее интересное развитие оно получило в Индии в веданте, а в Китае и Японии — в чань-буддизме.
Кроме того, в XIX—XX вв. они оказали заметное влияние и на западною философию (Шопенгауэр, Юнг, экзистенциализм, постмодернизм и т.д.).
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 216 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!