Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Биографические сведения. Ориген (185—253/254) — древнегреческий философ. Родился и долгое время жил в Александрии. Изучал философию в школе Аммония (где учился Плотин). В 217 г. Ориген возглавил философско-христианскую школу в Александрии, в которой ранее преподавал Климент Александрийский. Согласно некоторым сведениям, дабы избегнуть плотских искушений, Ориген произвел самооскопление. В 231 г. он подвергся осуждению двумя александрийскими синодами, приговорившими его к изгнанию из Александрии и лишению звания пресвитера. После этого переехал в Палестину, где открыл свою школу. Во время антихристианских гонений был арестован и брошен в тюрьму, где после пыток умер.
Основные труды. «Творение», «Против Цельса».
Философские воззрения. Три уровня смысла в Библии. Следуя Филону Александрийскому, Ориген разработал учение о трех уровнях смысла Библии:
• телесном — буквальном;
• душевном — моральном;
• духовном — философско-мистическом.
Наиболее глубоким является духовное.
Отношение к античной философии. Развивая свое понимание «духовного» смысла Библии, Ориген опирался на идеи языческой философии (стоицизма и неоплатонизма), в которых он искал обоснование и доказательство для основных положений христианского вероучения. Он считал языческую мудрость подготовкой к восприятию идей христианства, поэтому обучение своих учеников он начинал с античной философии, диалектики (логики), естествознания и математики (особенно — геометрии).
Космогония и сотериология. Еще до создания времени Бог единым творческим актом создал определенное число духов (духовных существ), способных воспринимать Бога и уподобляться ему. Все они наделены нравственной свободой. Один из этих духов с такой любовью устремился к Богу, что неразрывно слился с Божественным Логосом и стал его тварным носителем. Это и есть та душа, посредством которой Сын Божий позднее смог воплотиться на земле, так как непосредственное воплощение Божества немыслимо. Пользуясь нравственной свободой, другие духи повели себя по-разному, отсюда возникли три вида существ.
Таблица 32. Три вида существ
Вид существ | Отношение к Богу |
Ангелы (различных разрядов) | устремились к Богу (с разной силой) |
Демоны (различных разрядов) | отвратились от Бога (с разной силой) |
Люди | некоторое равновесие в душе между устремленностью к Богу и от Него |
Высшей целью творения является его причастие полноте Бога, поэтому падение ряда духов вызвало со стороны Бога ответные действия. Так как природе Бога не свойственно действовать принуждением и духи свободны, то для спасения павших Бог создает физический мир, куда падают первозданные духи, охладевшие в любви к Богу и становящиеся при этом душами. Там души испытывают на себе последствия зла, но имеют возможность следовать путем добра, что и приводит павших к обращению и возвышает их до прежнего состояния. Таким образом, физический мир есть лишь средство для их исправления и восстановления. Нашему физическому миру предшествовало бесконечное количество таких же миров, и души, которые не обратились к Богу в одном мире, сохраняют эту возможность в последующих.
Схема 40. Космология Оригена
Схема 41. Ориген: истоки и влияние
Ориген утверждает неизбежность полного спасения, т.е. возвращения к Богу (апокатастасис) для всех духов, включая дьявола, и, соответственно, временность адских мук.
Еретические идеи. Учение Оригена резко расходится по ряду вопросов с позднее сформировавшейся ортодоксальной христианской теологией. Особое осуждение церкви вызвали идеи:
• неизбежное спасение всех душ;
• существование бесконечного количества физических миров, предшествовавших нашему;
• заимствованное у Платона учение о предсуществовании душ и о знании, как «воспоминании»;
• учение о душе Христа, как тварном (сотворенном) духе, ставшем носителем Божественного Логоса (в ортодоксальной традиции Христос понимается как «вторая ипостась», или Бог-Сын, а у Оригена Сын оказывается во всем ниже Отца).
Судьба учения. В 543 г. в эдикте императора Юстиниана Ориген был объявлен еретиком. Тем не менее его учение оказало большое влияние на многих отцов церкви (патристика) и на средневековую философию.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 433 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!